Репродуктивное поведение женщин в современном провинциальном регионе России: психологические этюды
В статье рассматриваются стереотипы, жизненные позиции и мнения женщин в сфере репродуктивного поведения на основе жизненных историй. Опыт женщин позволил раскрыть психологические аспекты, связанные с реализацией их репродуктивной функции в условиях провинциального региона современной России.
Reproductive behavior of women in contemporary provincial region of Russia: psychological etudes.pdf Репродуктивное поведение и репродуктивные права - это та область, которая таит в себе немало «опасностей» и предоставляет прекрасную почву для политического манипулирования особенно в условиях «непросвещенности» граждан. Особо эти аспекты важны для провинциальных регионов, где население практически не ассоциирует отдельные жизненные ситуации в контексте нарушений прав человека. В этой связи представляется важным определить степень массового правосознания, степень осмысления проблемы репродуктивного права в контексте культуры и собственной истории. Для исследования поставленных вопросов была использована методология case study, а в качестве основного инструмента сбора информации - неформализованное глубинное интервью 100 женщин, проживающих в Алтайском крае. В центре исследовательского интереса особо фиксировались стереотипы, жизненные позиции и мнения людей в сфере репродуктивного поведения. При этом взгляд на опыт женщины с позиций фундаментальных прав человека помог проникнуть в суть самых сложных взаимоотношений между полом и другими характеристиками личности. Как своеобразный индикатор отношения к женщине в обществе со стороны государства и общественных институтов можно рассматривать социальные условия беременности и родов. Опыт беременности, родов, подготовки к материнству является очень важной частью биографии почти каждой женщины. Основные социальные аспекты беременности и родов тесно связаны с проблемами социальной ценности материнства и его социального статуса. И если в настоящее время и существует всеми признаваемый положительный контекст обсуждения роли женщины в обществе, то это безусловно контекст материнства. В условиях сознательного социально детерминированного ограничения числа детей материнство приобретает особую ценность. Оно воспринимается как обязательный для каждой женщины опыт, рассматривается как социальная идентичность, как центральный аспект личности женщины. «Если в конце жизни окажется, что у меня нет детей, то это будет не просто грустно, это будет ну просто трагедия» (случай 9). «А что женщина без ребенка? Я вот выносила, родила и радуюсь, и жизнь имеет теперь главный смысл. Женщина, мне кажется, прежде всего, должна быть матерью» (случай 18). «Когда сказали, что детей не будет, жизнь потеряла для меня всякий смысл» (случай 47). Хотя ценность материнства у женщин достаточно велика, в настоящее время они не склонны отказываться из-за материнства от работы и других форм социальной активности. Материнство как стержень идентичности не всегда рассматривается как универсальный способ самореализации. Это обусловливает преобладание у городских женщин установок на малодетность. Однако женщинами села малодетность интерпретируется как эгоизм и доминирование материальных ценностей, и здесь происходит апелляция к опыту прошлых поколений. «Сейчас рожают мало. Молодежь умная стала, для себя пожить хочет. Я думаю, что это все от эгоизма, люди думают о себе, о своих удовольствиях. Вот для меня семья всегда была на первом месте» (случай 43). «А то, что рожают сейчас меньше детей, я думаю, обусловлено потребительским отношением к жизни, ведь наши родители тоже не лучше жили» (случай 61). Как показывает анализ жизненных историй респон-денток, происходит явное изменение социокультурной модели планирования семьи. Нормативность и обязательность деторождения, обусловленные традициями сельского образа жизни и в значительной мере стимулированные социальной политикой советского времени, постепенно уходят из культуры. «Сначала надо на ноги встать, а уж потом о детях подумать» (случай 46). Уровень материального положения большинства рес-понденток таков, что доходы обеспечивают лишь физическое выживание членов семьи. В тоже время явно начинают ослабевать патерналистские устремления. Основное число опрошенных ориентированы не на льготы, а на собственные ресурсы, на активизацию собственного потенциала, отмечается философия самообеспечения семьи путем создания государством необходимых условий. «Если бы была нормальная работа и людям ее оплачивали, и проблем бы с детьми не было. Если есть руки и ноги, человек сам себя должен обеспечивать» (случай 8). Социальная цена материнства для женщин чрезвычайно высока, ибо женщины должны расплачиваться за материнство ценой не только снижения социального статуса, но и ценой здоровья. При этом формируется точка зрения на беременность и роды как патологическое явление. Распространенный взгляд на беременность и роды как на медицинскую проблему сопровождает для женщины процесс вынашивания плода и разрешения от бремени всевозможными страхами. Состояние неопределенности, ожидание непредвиденных осложнений, боли - это эмоциональный фон опыта беременности и родов, а условия нахождения в родильном доме приравниваются к изоляции. Большинство женщин лишены возможности выбора медицинского учреждения. Сравнительно приемлемые условия дородовой и послеродовой помощи и помощи в родах в частных или ведомственных клиниках доступны очень немногим. Общим недостатком системы медицинской помощи в беременности и в родах является игнорирование столь важных для женщины духовных сторон деторождения, ее конкретных нужд и проблем и полная зависимость от врача, медицинского учреждения, органов здравоохранения. «Я лично вспоминаю свой опыт нахождения в роддоме, как некое заключение со строгими порядками. Многие девочки, которые лежали со мной в палате, говорили: «Ну, это последний раз, когда я рожаю». Ведь это все было настолько ужасно и производит гнетущее впечатление, причем на несколько лет подряд» (случай 10). Особо фиксируются в жизненных историях ситуации, связанные с прерыванием беременности. Производство искусственных абортов продолжает оставаться основным и наиболее доступным для женщин массовым методом регуляции рождаемости. При этом отмечается очень высокая степень социальной адаптированности к производству искусственных абортов. Произошло привыкание в обществе к широкому производству абортов как основному способу регулирования числа детей в семье. «Да никто особо не бьет тревогу по поводу абортов. Когда я смотрю на молодых девочек, у них никаких переживаний по этому поводу. Ну, сделали и сделали» (случай 16). Важным в репродуктивном поведении женщин, считающих аборт наиболее предпочтительным методом контроля фертильности, является субъективная оценка «риска беременности». Женщины, не желающие родить ребенка, неадекватно оценивают риск беременности, считая его низким или почти не существующим. Жизненные истории респонденток демонстрируют иррациональное репродуктивное поведение. Неопределенность существенная черта репродуктивных установок у многих опрошенных женщин. Зачастую беременность рассматривается женщинами как своего рода стихийное бедствие, или по меньшей мере - как неожиданность. Как поведет себя женщина в случае такой неожиданной беременности, часто не знает даже она сама. В этих условиях аборт вносит в репродуктивное поведение некий смысл - он упорядочивает мотивы как рождения детей, так и отказа от этого. Аборт, таким образом, позволяет женщине принимать решение о материнстве уже после наступившей беременности. Особенно остро этот вопрос строит в сельской местности. Первая беременность практически всегда возникает спонтанно. В условиях нехватки времени, сил и знаний планирование семьи просто выпадает из контекста повседневной жизни женщины. Проблема абортов, их распространенность, частота использования является наглядным примером, с одной стороны, безразличного отношения к своему здоровью множества российских женщин, с другой, примером явного нарушения права женщин на информированный выбор, который женщинами абсолютно не осознается. Причина также кроется в том, что традиционным для нашей культуры является представление об ответственности женщины за возникновение непланируемой беременности. «Я ведь молодая была. Я думала, что если забеременею, то там видно будет» (случай 41). Однако легальность аборта не означала, что государство создало аборту режим наибольшего благоприятствования. Женщины связывали с абортом не только физические, но и психологические страдания. Социальные нормы и правила традиционной культуры давили на женщину, решившуюся на аборт, вся процедура которого зачастую была связана с болью и унижением и иногда рассматривалась как признак сексуальной распущенности. Это подавляло женщин, у них искусственно формировался застревающий «синдром вины». Но это воспринималось как естественный атрибут нашей действительности и не осознавалось как нарушение прав и свобод в области репродукции. «Делала аборт наш гинеколог. Это было очень грубо, очень долго. Я это очень болезненно переносила. Я все чувствовала. Для меня это было шоком. Всем вокруг было все равно, а для меня это было очень важно. Я боялась и переживала после аборта, что детей может больше не быть. Врач сразу сказала, что такое может быть: что я могу иметь детей потом, а могу и не иметь. И я очень боялась, а вдруг у меня детей больше не будет. Я очень переживала» (случай 23). Условия аборта как в прошлом, так и в настоящем, не удовлетворяют и женщин. Служба консультирования женщин как до, так и после аборта, практически отсутствует. Желание обезопасить себя от физических и психологических страданий, отсутствие доступа к качественным услугам вынуждает женщин обращаться за платными услугами, что доступно немногим. «У нас большая клиника "Мать и дитя", прекрасное здание, профессионалы, мощный диагностический потенциал. Но все, к сожалению, платно. Хотя еапи у меня будет потребность в услугах подобных учреждений, я все-таки буду искать возможность обратиться либо в частную клинику, либо в «Мать и дитя». В государственных учреждениях длительное обслуживание, безразличное отношение. А в частных всегда внимательное и участливое отношение» (случай 11). Рассматривая тендерный контекст изучаемой проблемы, можно констатировать, что представления о ригидности гендерных стереотипов, традиционном распределении внутрисемейных ролей выглядят несколько иными сквозь призму личного опыта опрошенных. И здесь можно отрефлексировать несколько составляющих. Во-первых, в сельской местности практически все женщины отмечали активную включенность мужчин в ведение домашнего хозяйства. Во-вторых, увеличение «семейного стажа» ведет к росту эгалитарных отношений. Между супругами возникает разумная специализация, строящаяся не на калькуляции выгод и издержек, а на учете наклонностей и субъективных пристрастий. В-третьих, молодые женщины больше ориентированы на партнерство. Единственный социальный институт, который, как показал опрос, менее всего подвержен трансформации, - это институт родительства. Как показывает анализ жизненных историй респонденток, родительство фактически приравнивается к материнству. «Мужчина, конечно, должен быть и отцом тоже. Хотя по жизни у нас мужчина должен прежде всего деньги зарабатывать» (случай 16). При этом хоть и вялая, но включенность мужчин в приватную сферу все же не расшатывает традиционное представление о мужчине как «добытчике». Проблемы, связанные с трудностями реализации роли кормильца в семье, «уход» мужчин от ответственности, перенос ее на женские плечи формирует не только чувство усталости у женщин, но и очень устойчивое дистанцирование и противостояние полов. Мужчины зачастую воспринимаются в целом как некая безынициативная масса, «иждивенцы». И это очень опасные тенденции с точки зрения проблемы развития тендерного паритета в обществе. «С моей точки зрения, мужчины - иждивенцы, им все готовое подавай, а они сами вырождаться начинают. Все рассчитывают на женщину» (случай 47). При этом в семьях, где заложен фундамент эмоциональной близости, семья обладает достаточной адаптивностью к существующим условиям, такая ситуация рассматривается как исключение из правил, как везение, редкий случай. «Мужмне большой друг и помощник. Он особенный. У меня от него нет секретов. Все решения мы принимаем вместе. Он и по дому мне помогает, и с детьми. Он много работает, чтобы обеспечить семью. И для семьи он живет» (случай 14). При этом подчеркивается актуальность формирования института отцовства в позитивном ключе и для женщины, и для детей, и для мужчины. «Я считаю, что роль мужчины в семье - глобальная. Женщина не может дать то, что может дать отец. Но, к сожалению, роль отца в сегодняшней жизни не культивируется, и это имеет значительные негативные последствия и для детей, и для мужчины» (случай 37). Как показало исследование обсуждения путей выхода из демографического кризиса, оптимальные стратегии репродуктивного поведения требуют учета ценностных ориентаций населения. Для позитивного решения возникших проблем требуется насыщение научного и массового сознания новыми идеями, формирование новых ориентации на ценности жизни, здоровья, в том числе социального и психологического. Существенным элементом такой стратегии становится формирование нового мировоззрения - личной ответственности за свой репродуктивный выбор. В настоящее время очень важно, чтобы сформировался тип репродуктивного поведения, ориентированного на сознательное и ответственное родительство. К сожалению, в нашей культуре фактически отсутствует такая важная часть, как сознательное родительство, а тем более та ее часть, которую можно назвать перинатальной культурой (т.е. культурой проведения беременности, родов и воспитания младенца). Зарождение жизни, появление малыша на свет и его развитие остаются загадочными, окутанными вечной тайной. Очевидно, что эти явления в огромной степени связаны с нашей духовной жизнью, и как никогда здесь эмоциональное и духовное определяет физиологическое, а это уже отнюдь не область медицины. Более того, эта область выходит и за рамки традиционной психологии, поскольку наше поведение и мировосприятие зависят от глубинных установок, которыми мы осознанно или неосознанно руководствуемся в жизни. Также актуальным представляется публичный дискурс в обсуждении гендерных проблем. Эти проблемы должны выйти из тени и стать частью социальной рефлексии. В этой связи особо важным аспектом является формирование института равноправного родительства, предполагающего повышение роли мужчин в воспитании детей. Нужно стимулировать ответственность семьи, каждого родителя за воспитание детей. Что такое родительство? Что значит ребенок в моей жизни? Ответы на эти вопросы вовсе не так просты и банальны, как может показаться на первый взгляд. От них, оказывается, зависят процессы беременности и родов, здоровье и благополучие малыша. Что такое беременность и роды? Каковы их закономерности? И это оказывается очень далеко от обычных бытовых представлений. Как часто беременность превращается в сплошные неудобства и психологический дискомфорт, сдачу анализов и лечение, а роды - в страдание, которое больше ни за что не хочется повторять. А ведь может быть и по-другому: беременность - благодатнейший период жизни, несущий множество личных открытий и вдохновений, а роды -праздник и источник уникальных и незабываемых переживаний. Для этого нужны знания, а главное - осознанность и ответственность. Родительство начинается именно с умения брать ответственность за свои поступки...
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 166
Ключевые слова
репродуктивное поведение, репродуктивные установки, психологические аспекты беременности и родов, тендерные стереотипы в сфере репродукции, repruductive behavior, reproductive purposes, psychological aspects of pragnancy and childbirth, gender stereotypes in the field of reproduction, pesponsible parantality, ответственное родительствоАвторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Чудова Светлана Георгиевна | Алтайский государственный университет | Кандидат социологических наук, начальник отдела по делам детей, женщин, семьи и социальной помощи населению администрации Алтайского края по социальной защите населения, доцент факультета психологии и философии |
Ссылки
Вы можете добавить статью