Информационная теория психических процессов Л.М. Веккера в решении актуальных проблем патопсихологической диагностики нарушений умственного развития
По авторской методике «Цветоструктурирование графического образа» в генетико-моделирующем эксперименте методом поперечяых срезов была исследована большая выборка детей и подростков, здоровых и с разной патологией психического развития. В резулггате были выявлены статистически достоверные возрастные и нозологические различия между испытуемыми исследованных груш по пространственным и модальностно-интенсивностным характеристикам их раскрасок тестового рисунка. Это подтвердило валцность разработанной методики в дифференциальной диагностике нарушений умственного развития. Анализ выявленных различи) в рамках информационной теории психических процессов Л.М. Веккера позволил сформулировать психологическую сущность нэдушений интеллекта и предложить универсальный инструмент психологического измерения уровней интеллектуального развития на «сновании общей системы единиц измерения первичных свойств психики - пространственно-временных и модальност-но-интенсивюстных.
Informational theory of psychic prosseses of L.M. Vekker in solving of actual problems of pathopsychological diagnisis o.pdf В настояцее время в патопсихологии актуальным является научно-теоретическое определение нозологических различий в интеллектуальном развитии детей и подростков с разными типами дизонтогений и разработка методов и* дифференциальной диагностики [3, 8, 9, 10,12, 14]. Необходимость использования в этих целях глубокой научной теории интеллекта ощущается не только в психологаи [11], но и в психиатрии [6], т.к. возможности решения указанных проблем на уровне эмпирических обобшений представляются уже весьма ограниченными [1]. В отечественной психологии существует общая теория информационных психических процессов, автором которой является Л.М. Веккер, недавно ушедший из жизни крупный ученый, представитель ленинградской школы психологии. Научный потенциал этой фундаментальной теории, по-видимому, еще предстоит оценить во многих прикладных областях психологии. Для решения актуальных проблем патопсихологии умственного развития наиболее важными являются основополагающие представления информационной теории психики о первичности и универсальности ее пространственно-временных и модальностно-интенсивностных свойств, а также о двуязычной природе человеческого мышления, понимаемого как инвариантный обратимый взаимоперевод с языка образов на язык символов (слов). Корректность возрастных психодиагностических оценок в рамках теории Л.М. Веккера [1] обеспечивается пониманием генетических закономерностей становления интеллекта и основных этапов его структурных преобразований. Так, все психические процессы, являясь информационными, подчиняются общим законам физического изоморфизма и отражают в неизменном виде определенные свойства источника информации (его пространственно-временные и модальностно-интенсивно-стные характеристики). На каждом возрастающем уровне психического отражения (ощущения, перцепция, представления, мышление, понятийное мышление) повышается степень его структурною подобия (изоморфизма) объектам отражения (источникам информации). Если рассматривать только пространственный изоморфизм, то на уровне сенсорики отражается в неизменном виде лишь метрика пространства, на уровне перцепции - еще и метрика самого объекта, на уровне представлений - снимаются видимые границы пространственной и объектной метрики, на уровне мысли - отражаются в неизменном виде уже отношения между объектами благодаря их вычленению и обратимому взаимопереводу с языка образов на язык слов (символов). На следующей ступени мышления (уровне понятийной мысли) повышение степени изоморфизма проявляется в отражении отношений между сущностными свойствами самого объекта, а именно отношений соподчинения его родовых и видовых свойств. Сохранение неизменности иерархии род-вид в понятии (концепте) связано с децентрацией, т.е. способностью менять эгоцентрическую систему координат на более общую, универсальную. Под влиянием концепта все когнитивные процессы интегрируются в структуре интеллекта и перестраиваются «сверху». Дальнейшее развитие интеллекта состоит в росте числа уровней иерархии родовидовых соотношений посредством разведения каждого из них на более дробные. В результате формируется концептуальная система, степень дифференциации которой определяет уровень развития интеллекта взрослого человека. Такой же вектор возрастного роста способностей интеллекта изоморфно отражать пространственно-временные и модальностно-интенсивностные характеристики физического источника информации был выявлен нами в генетико-моделирующем эксперименте у детей и подростков с разными типами нарушений психического развития и здоровых. Всего было обследовано 410 человек, среди них с клиническими диагнозами задержки психического развития (ЗПР) - 133 человека; умственной отсталости (УО) - 80 человек; шизофрении (ТУТ) - 67 человек; здоровых - 132 человека. Все испытуемые были разделены на 7 возрастных подгрупп: 4,5,6, 7, 8-10,11-14 и 15-17 лет. Дополнительно было обследовано 80 взрослых испытуемых (40 человек -здоровых; 25 - с клиническим диагнозом умственной отсталости и 15 - с пограничной умственной отсталостью). Выборку испытуемых составили дети и подростки, посещающие специализированные и массовые детские сады и школы, а также пациенты психоневрологического диспансера. У всех (за исключением здоровых взрослых и старших подростков) был измерен FIQ по тестам интеллекта Д. Векслера: WISC - для детей и WAIS - для взрослых. В эксперименте с помощью авторской методики «Цветоструктурирование графического образа» исследовались возрастные (в диапазоне от 4 до 17 лет) и нозологические особенности символического структурирования визуальной информации посредством цвета. Испытуемым предлагалось раскрасить тестовый рисунок (авторы рисунка - художники А. Николаева и С. Рокамболь), во весь формат которого изображена стилизованная фигура птицы. Контуры ее «зашумлены» другими геометрическими фигурами, а внутренние элементы связаны сложными пространственными отношениями симметричного геометрического узора, содержащего множество векторных осей горизонтально-вертикальной системы координат. По инструкции испытуемым предлагалось из набора 12 цветных карандашей и фломастеров (8 из них соответствовали цветам теста Лю-шера) выбрать наиболее приятные и раскрасить картинку, как понравится. Предполагалось, что раскраска тестового изображения отражает результат деятельности мышления, т.е. инвариантного обратимого взаимоперевода пространственных отношений, выделенных перцептивно (образно), на язык символов (слов) и обратно - на уровень цветографических структур (образно-графических моделей этих отношений). Эмпирическим путем были выделены 46 параметров оценки особенностей раскраски, по которым определялись (точным методом Фишера) статистически значимые различия по нозологии (между одновозрастны-ми подгруппами) и по возрасту (между соседними возрастными подгруппами внутри каждой нозологии и у здоровых). Выявленные различия (р < 0,05 и р < 0,001) касались стилей цветоструктурирования и особенностей качества цветографической структуры, определявшихся по пространственным и модальностно-интенсив-ностным характеристикам раскраски, таким как: 1) сложность перцептивной фигуры, выделенной из фона; 2) степень дифференцировки внутренней структуры фигур; 3) виды пространственных отношений, связывающих разные элементы рисунка (фигуру и фон, фигуру и ее части, части и составляющие их элементы или целые системы элементов); 4) наличие и степень дифференцировки пространственной сетки координат; 5)величина и структура полихромности; 6) объем работы. Полученные результаты соответствуют теоретическим выводам J1.M. Веккера [1 ]: чем шире класс высокоспецифических психических явлений (например, таких, как мышление и интеллект при различных типах психического дизонтогенеза), тем более универсальными должны быть свойства, общие для всех, на основании которых эти явления могут сравниваться и различаться. Такими универсальными свойствами психики и в нашем эксперименте оказались пространственно-временные и модальностно-интенсивностные характеристики. Исследование возрастной динамики выявленных диагностически значимых характеристик пространственной структуры раскраски обнаружило единую для всех групп закономерность поэтапного возрастного развития цветоструктурирования (ЦС). На первом этапе ЦС раскраска вообще не имела структуры (это была одноцветная локальная мазня или хаотические линии), а лишь несла информацию о локализации своего места в пространстве тестового рисунка и цвете (метрика пространства и модальность-интенсивность). На втором этапе (на основе фигурно-фонового восприятия рисунка) цветом моделировались уже объектные отношения (метрика объекта). На этом этапе из фона в качестве объектов выделялись отдельные элементарные по форме геометрические фигуры (круг, квадрат, отрезок), которые никак не соотносились с какими-либо реальными объектами как их модели (досимволи-ческий уровень цветоструктурирования). На третьем этапе ЦС выделялись и моделировались метрические отношения символического объекта - его форма, т.к. каждый элемент рисунка, выделенный цветом, воспринимался испытуемым как графическая модель ка-кош-либо физического объекта: колесо, окошко, дорога и т.п. - и отражал представления испытуемых о форме объекта. Раскрашенные фигуры этого уровня были либо элементарными, либо малых размеров с простой или хорошей формой (симметричной) (символическийуровень цветоструктурирования метрики объекта). На четвертом этапе ЦС моделировались отношения часть объекта - целый объект, т.к. перцептивно из фона выделялась уже вся крупная целостная фигура птицы, имеющая сложное внутреннее строение. Его элементы и части, если они выделялись цветом, по-разному соотносились между собой: механически рядополагаясь, связываясь функциональным смыслом (крылья, хвост, голова, клюв и т.д.) или отдельными признаками пространственного сходства (Метрика межобъектных отношений). На пятом этапе в структуре раскраски были представлены отношения «комплексного» пространственного сходства между внутренними элементами и частями объекта (гештальта птицы), т.к. выделялись его симметричные части. Выделение симметрии требовало обобщения признаков пространственного сходства между объектами по форме, размеру, расстоянию по горизонтали до срединной вертикали, повороту в пространстве относительно осей координат, а также определения различия между ними в векторе этого поворота: вправо или влево от оси ординат. Иными словами, симметрия оказывалась простейшим пространственным понятием, содержащим родовое сходство и видовое различие, разделение которых возможно было лишь через их соотнесение с универсальной системой горизонтально-вертикальных координат (родовидовые отношения, децент-рация). На шестом этапе выделялись цветом (уже сложным по своей текстуре) целые системы симметричных отношений между фракталами (частями) и их элементами, подчиненными не только цвету своего симметричного изоморфизма любой пространственно-временной структуры образа определять уровень ее развития: 1) топологическому уровню изоморфизма соответствует сохранение пространственной трехмерной непрерывности через отношения соседства точек; 2) проективному уровню - сохранение принадлежности точек одной прямой, сохранение прямолинейности; 3) аффинному изоморфизму - сохранение параллельности прямых; 4) изоморфизму подобия - сохранение пропорций линий и углов; 5) метрическому изоморфизму - сохранение размеров. На схематическом примере раскраски квадрата продемонстрируем возможность классификации раскрасок 3 Рис. 1 партнера, но и общей цветовой текстуре самого фрактала: общей цветовой гамме, общему тону, общему принципу тональных переходов или дополнительной цветной маркировки. При этом каждый из отдельных элементов фрактша мог быть разбит на еще более дробные составляющие также с помощью собственной цветовой текстуры (система родовидовых отношении). Представленная таким образом возрастная последовательность мсделируемых в раскраске пространственных отношений соответствует основным этапам генетического роста изоморфизма в отражательной деятельности интеллекта, как они определены в базисных положениях теории JI.M. Веисера (движение от изоморфизма метрики пространство к изоморфизму метрики объекта, далее -изоморфизму нежобъектных отношений, затем -родовидовых (поняпийных) отношений и, наконец, - изоморфизму систелы понятийных отношений). Обсуждаемая здесь возрастная закономерность этапного развития цве-тоструктурирования выявлена на обобщенной модели, составленной путем наложения совпадающих для всех групп испьпугмых диапазонов развития. Так, 1-й этап отмечался линь в раскрасках детей из группы УО, 2-й этап встречался у детей с ЗПР и УО, диапазон группы нормы начинался с З-i ступени. В рамках перехода от одного этапа цветоструюурфования к другому были выявлены различные по степеж совершенства варианты цветографических структур, содержащих пространственные отношения одного типа. £пя оценки качества этих структур, в целях дифференцишьной диагностики, была привлечена шкала уровней пространственно-временного изоморфизма источника и носителя информации [1. С. 266]. В качестве «метрической линейки» эта шкала позволяет по степени переходных этапов по шкале уровней пространственного изоморфизма (рис. 1). В данном случае квадрат служит моделью форм пространственных отношений любого типа, будь то фон -парциальная фигура, либо фон - целостная фигура птицы, либо целостная фигура - ее части и т.д. Варианты цветографических структур более развернуто были представлены в группах с интеллектуальной патологией: от топологического до метрического уровня их пространственного изоморфизма. Для здоровых испытуемых были характерны цветографические структуры уровня подобия и метрического-изоморфизма. В раскрасках больных шизофренией, особенно в подгруппах дошкольного возраста, отмечалось парадоксальное сочетание в цветографических структурах как отношений, характерных для разных генетических этапов интеллектуального развития, так и разных уровней пространственного изоморфизма форм этих отношений или их объектов. Так, например, этап выделения сложной симметрии «на метрическом уровне» мог быть представлен в раскраске одновременно с «топологическим уровнем» выделения отношений более низкой генетической ступени: фон-фигура птицы. Предельный диапазон развития ЦС также достоверно различал исследуемые группы испытуемых. В группе УО он не достигал ступени выделения симметрии. Несформированность пространственного понятия симметрии у испытуемых группы УО была связана с отсутствием или частичной представленностью в их раскрасках общей пространственной схемы, что делало невозможным обобщение признаков сходства объектов по их локализации в пространстве относительно вертикально-горизонтальных осей координат. По параметрам симметрии и пространственной схемы достоверно различались между собой как экспериментальные группы детей и подростков, так и группы взрослых испытуемых с УО, пограничной УО и нормативным интеллектом. Психологический смысл этих различий состоит, на наш взгляд, в неспособности испытуемых с УО формировать любые полноценные понятия путем разделения родовидовых свойств объектов в общей системе координат (децентрация), поскольку для них это является невозможным уже на уровне обобщения первичных пространственных свойств объектов. Диапазон развития ЦС в группе ЗПР был ограничен нижним уровнем этапа симметрии. В этой группе ни в одном возрасте не наблюдалось полной симметрии с дифференцировкой всех элементов структуры (узорный гештальт), а тем более случаев системного выделения симметрии. Последнее указывает, очевидно, на способность детей с ЗПР формировать лишь примитивную систему самых общих малодифференцированных понятий и неспособность к построению сложных понятийных систем. Показатель симметрии в группе ЗПР, как и в группе УО, был связан с параметром пространственной схемы, полнота которой зависела от глубины задержки и возраста испытуемых. В рисунках группы ЗПР схема пространственных координат никогда не была подробной и высокодифференцированной по разным векторам пространства и их метрической разметке. Можно полагать, что выделение различных векторов пространства и обобщение их в единой схеме горизонтально-вертикальной системы координат составляет базовый этап развития интеллекта, т.к. отражение метрики пространства является первичным свойством психического сигнала (по отношению к отражению в нем метрики объекта). Кроме того, универсальная схема координат служила в рисунках наших испытуемых еще и схемой плана, регулирующего исследование сложных структурных объектов, т.е. являлась одновременно и основой регуляции (планирования) деятельности моделирования метрики объекта, и структурной схемой этого объекта. Вероятно, любое нарушение базовых способностей мышления в формировании пространственной схемы координат (как при ЗПР или УО) препятствует дальнейшему полноценному умственному развитию. Отличия группы шизофрении от других исследованных групп по указанным параметрам выявляли не простое отставание в развитии, как при УО или ЗПР, а противоречивое диссоциативное расстройство этого развития. У больных шизофренией детей отмечалось даже сочетание опережения в развитии с грубым его отставанием по различным признакам ЦС. Диссоциация оценок развития пространственных и модальностно-интенсивно-стных характеристик раскраски сопровождалась у больных группы шизофрении специфическим нарушением эмоционального отклика на цвет. Чувственный отклик на цвет и эмоциональная регуляция деятельности ЦС, заданная тестовой инструкцией, либо в
Ключевые слова
интеллектуальное развитие,
цветоструктурирование,
изоморфизм,
метрика объекта,
метрика пространства,
информационней подход,
intellectual development,
colour structuring,
metric subject,
informatic methodАвторы
Чередникова Татьяна Владимировна | Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева | Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии | |
Всего: 1
Ссылки
Веккер Л.M. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. М., 2000.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / Под ред. С.А. Беличевой. М., 1995.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.
Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1985.
Переслени Л.И., Слободяник Н.П., Пушковская А.А. К проблеме отбора детей в коррекционно-развивакмцие классы и коррекции недостатков в психическом развитии младших школьников // Дефектология. 1998. № 2. С. 10-17.
Слободчиков В.И. Вопросы теории и диагностики психического развития // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 19-28.
Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М., 1990. 182 с.
Шванцара Йозеф и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
Шипицына Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно-развивающего обучения // Дефектология. 1999. №5. С. 3-11.
Baker Н., Kellog R. A developmental study of children scribbings // Pediatrics. 1967. Vol. 40, № 3, Pt. 1. P. 382-389.
Bloom L., Lahey L., Hood L. et al. Complex sentences: Acquisition syntactic connectives and the semantic relations they encode //Journal of Child Press. 1980. Vol. 7. P. 235-261.
Brawn R. A first language: The early stages. Cambridge, Mass: Harvard University Language, 1973.
Eng H. Kinderzeichnen Beiheft 39, Z. Angew. Psychol. Leipzig, 1927.
Mussen P.H., Conger J., ICagan J., Huston A. Child development and personality. N.Y.: Haper & Row Publishers, 1987.
Slobin D.I. Psycholinguistics. Glenview, III.: Scott, Foresman, 1979.