Влияние гибкости мышления на успешность обучения школьников в условиях традиционной общеобразовательной школы | Сибирский психологический журнал. 2003. № 18.

Влияние гибкости мышления на успешность обучения школьников в условиях традиционной общеобразовательной школы

Статья посвящена актуальной проблеме современной психологии и педагогики - развитию дивергентных способностей учащихся в условиях традиционного школьного образования. Показан неоднозначный вклад дивергентного мышления в успешность обучения школьников общеобразовательных и коррекционных классов.

The influence of flexibility of mind on the success of teaching schoolchildren in the context of traditional general edu.pdf Ускорение темпа жизни, значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий в сфере образовательной деятельности требуют от современного школьника гибкого реагирования на постоянно изменяющиеся условия учебной среды [1, 10]. Ребенку, оказавшемуся в подобной ситуации и не имеющему соответствующей подготовки, бывает весьма непросто приспособиться к школьным требованиям, что может иметь самые неожиданные, а главное -негативные последствия [3,4]. Условием, облегчающим адаптацию учащихся к реальным жизненным ситуациям (не только школьным), по нашим данным, является развитие дивергентного мышления, для которого характерен выход за когнитивные шаблоны и стереотипы, принятые в системе традиционного образования [7]. Именно дивергентное мышление является тем личностным ресурсом, который позволяет сделать любой вид обучения по-настоящему глубоким и креативным, облегчающим адаптацию к любым новым условиям существования, сохраняя при этом у детей интерес к школе, эмоциональное и интеллектуальное благополучие [5, 6, 8, 10]. Наряду с этим следует отметить, что многие психологи и педагоги в качестве одной из важных причин формирования учебных проблем, возникающих у учащихся в условиях массовой общеобразовательной школы, называют ориентацию образовательного процесса исключительно на развитие конвергентного мышления у школьников и отсутствие понимания необходимости развития у них дивергентных способностей [9]. Мы предприняли попытку проанализировать особенности соотношения конвергентных и дивергентных способностей и адаптации детей, обучающихся в общеобразовательных классах (ОК) и в классах компенсирующего обучения (ККО). В проведенном экспериментально-психологическом исследовании принимали участие 375 учащихся общеобразовательных школ города Томска, которые составили две функциональные группы. В первую вошли пятиклассники, обучающиеся в общеобразовательных классах с традиционной системой обучения (279 человек), а во вторую - пятиклассники, обучающиеся в классах компенсирующего обучения (96 человек). Следует пояснить, что о степени выраженности конвергентных способностей у школьников мы судили по результативности выполнения теста невербального потенциала П. Ржичана (методика подразумевает нахождение одной правильной логической закономерности), который позволяет диагностировать невербальные конвергентные способности (НКС), по результатам выполнения теста «Анаграммы» регистрировались вербальные конвергентные способности (ВКС) учащихся. Степень же выраженности дивергентных способностей оценивали с помощью показателя гибкости (ГИБК) теста творческого мышления Е. Торренса (задания которого предполагают разнообразные идеи и стратегии, выходящие за рамки стереотипных решений). Соотношение этих способностей выражалось в индексах ГИБК/НКС, ГИБК/БЕГЛ/НКС. В исследовании также учитывались средняя годовая успеваемость по основным учебным дисциплинам - математике, русскому языку, литературе и средняя успеваемость по всем общеобразовательным предметам за год отдельно для групп школьников ОК и ККО. В рамках нашего исследования мы интерпретировали школьные оценки как важный интегральный социально значимый показатель, отражающий степень приспосабливаемое™ учащихся к конкретным требованиям школьной среды. Полученные в процессе исследования данные были обработаны статистически с помощью пакета программ Statistics для персональных ЭВМ. Как видно из табл. 1, учащиеся исследуемых групп не имели достоверных различий по показателям дивергентного мышления, но значимо различались по показателям конвергентных способностей. Так, в ОК эти способности значительно выше, чем у учащихся ККО. Обработка средних значений введенных нами индексов ГИБК/НКС и ГИБК/БЕГЛ/НКС также показала наличие достоверных различий между пятиклассниками из ОК и ККО. Выявленные различия указывают на то, что учащиеся ОК, судя по величине анализируемых индексов, отличаются преобладанием конвергентных способностей над дивергентными. Напротив, у учащихся ККО преобладают дивергентные способности (р < 0,05), что, по нашему мнению, может существенным образом повлиять на результативность учебной деятельности учащихся ККО. Мы предположили, что направленность этого влияния (положительную или отрицательную) можно выявить в ходе корреляционного анализа результатов психологического тестирования и успеваемости детей. Данный анализ был проведен отдельно для пятиклассников из ОК и ККО. Как оказалось, у детей ОК отсутствовали какие-либо корреляции успеваемости с гибкостью мышления и невербальными конвергентными способностями. Это свидетельствует о том, что в системе традиционного обучения в общеобразовательных классах результативность учебной деятельности в большей степени зависит от вербальных конвергентных способностей и в малой степени определяется гибкостью мышления. У учащихся ККО структура корреляционных зависимостей имела совершенно иной характер: были обнаружены положительные корреляции между общей успеваемостью, успеваемостью по русскому языку, литературе и индексом ГИБК/БЕГЛ/НКС (г = 0,289, р = 0,048; г = 0,299, р = 0,041; г=0,337, р = 0,021; п = 72). Полученные данные свидетельствуют в пользу того, что у детей, обучающихся в ККО, в отличие от учащихся ОК, гибкость мышления может выступать в качестве личностного ресурса, позволяющего им наиболее эффективно приспосабливаться к требованиям традиционной системы обучения и быть наиболее успешными в учебном процессе. 250 т 200 Для того чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы сочли необходимым повторить исследование через 2 года, когда дети обучались в 7-м классе. Статистическая обработка результатов проведенного повторного исследования невербальных конвергентных способностей школьников показала, что у семиклассников из ОК эти способности возросли в среднем на 25% (р

Ключевые слова

гибкость мышления, дивергентное мышление, конвергентное мышление, традиционная система образования, классы компенсирующего обучения, flexibility of mind, divergent thinking, convergent thinking, traditional system of education, classes of compensating training

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Левицкая Татьяна Евгеньевна Томский государственный университет Кандидат психологических наук, доцент кафедры генетической и клинической психологии
Всего: 1

Ссылки

Ахутина Т.В. Здоровьесберегаюшие технологии обучения: Индивидуально ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7, № 2. С. 12-16.
Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Сборник методических материалов педагогов и школьных психологов / М.Р. Битянова. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. 112 с.
Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992. 128 с.
Власова Т.А. Каждому ребенку - надлежащие условия воспитания и обучения // Дети с временными задержками развития. М., 1971. С. 7-14.
Гольдентрихт С.С. Творчество как философская проблема И Сборник статей «Творчество и социальное познание» / Под ред. A.M. Коршу нова, С.С. Гольдентрихта. М.: Изд-во Мое. ун-та, 1992. С. 39-56.
Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. М., 1965. С. 31-38.
Левицкая Т.Е., Богомаз С.А., Залевский Г.В. К проблеме гибкости творческого мышления учащихся // Сибирский психол. журн. 2000. Вып. 12. С. 54-58.
Torrance Е.Р. The nature of creativity as maintest in its testing // The nature of creativity: Cambridge Univ. Press. 1988. P. 43-75.
Холодная M.A. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.; Томск, 1997. 274 с.
Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. 1996. С. 28-34.
 Влияние гибкости мышления на успешность обучения школьников в условиях традиционной общеобразовательной школы | Сибирский психологический журнал. 2003. № 18.

Влияние гибкости мышления на успешность обучения школьников в условиях традиционной общеобразовательной школы | Сибирский психологический журнал. 2003. № 18.