Методика изучения образа возможного будущего | Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17.

Методика изучения образа возможного будущего

В станс рассматривается опыт применения методики изучения образа возможного будущего, описываются теоретические основания создания теста, приводятся текст опросника и результаты исследования его валидности и надежности.

The methodology of research on possible future mode.pdf Внутренний мир личности, образы возможного будущего, представления о путях дальнейшего саморазвития издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Это одна из центральных проблем философии, психологии и социологии, ее значение обусловлено тем, что понимание данного вопроса составляет основу решения не только многих важнейших теоретических аспектов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции. Способность к самосознанию, построению и осуществлению образа будущего - исключительное достояние человека, который при этом воспринимает себя как субъект сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. К. Левин (1980) ввел понятие «психологического поля в настоящий момент», которое включает в себя положение индивида «здесь и теперь» и его представление о прошлом и будущем. Все части поля переживаются как одновременные и в равной степени определяют поведение человека. Именно Левин поставил вопрос о существовании единиц психологического времени разного поряди, обусловленных масштабами жизненных ситуаций, и обосновал исследование временной перспективы личности. Раскрывая динамику идеальных и реальных целей, К. Левин указал на регулирующую функцию идеального плана будущего для определения поведения в настоящем. R. Fraise (1957) вводит во многом аналогичное понятие «временной кругозор», рассматривая его как ин-теграгивную характеристику развития временных представлений личности, формирующихся в процессе социальной деятельности. T.J. Cottle, S.L. Klineberg (1974) и A.I. Rabin (1978) исследовали «временную перспективу», понимая под ней способность личности действовать в настоящем в свете предвидения сравнительно отдаленных будущих событий. Ими было обнаружено, что на диапазон и событийное содержание временной перспективы воздействуют такие факторы, как уровень интеллекта и тревожности личности. К. А. Абульханова (1999) рассматривает планирование будущего как совокупность трех различных перспектив: психологической, личностной и жизненной. 1. Психологическая перспектива - это способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать и представлять его. У одних индивидов представления о будущем в большей степени связаны с профессиональной деятельностью, у других - с притязаниями и своими будущими достижениями, у третьих - с личностными устремлениями и потребностями (дружба, любовь, семья). Эти различия тесно связаны с ценностными ориентациями, предпочитаемыми сферами жизни. 2. Личностная перспектива - это не только способность человека предвидеть будущее, но и готовность к нему в настоящем, установка на будущее. Это прежде всего свойство личности, показатель ее зрелости, потенциала развития, сформировавшейся способности к организации времени. 3. Жизненная перспектива включает в себя совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения. Чаще всего жизненная перспектива открывается тому, кто сам в настоящем создал систему оптимальных (т.е. имеющих множество возможностей) жизненных отношений, систему опор, которые обладают всевозрастающей ценностью. Совокупность этих отношений называется жизненной позицией, которая целостным образом определяет будущее личности. Активизация процессов построения образа будущего тесно связана с процессами формирования личной идентичности и готовности к самоопределению и самореализации. Способность к его созданию есть способность осуществлять оптимальный жизненный выбор. Это важный элемент готовности к совершению адекватных действий в ситуациях изменения условий жизни и условие максимального раскрытия личностью своих возможностей (Го-ловахаЕ.И., Кроник А.А., 1984; ЛюцЮ.А., 1997; Баш-кова С. А., 1999; Кузнецова С. А., 1999). Методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С Л. Рубинштейном (1997). Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа: внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия («Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)»). Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах М.Ю. Гинзбург (1996), где под самоопределением понимается обретение человеком ценностно-смыслового единства и его реализация с учетом пространственно-временной организации жизни. Смысловая плоскость представляет собой поле существования ценностей и смыслов, пространственно-временная - поле реального действования (актуального и потенциального). Ценность есть принципиально вневременная характеристика; задавая человеку представления о будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо та, иная размерность - размерность «смыслового будущего» (Бахтин, 1986). Временное будущее, т.е. более или менее точное планирование своей жизни во времени (жизненный план, понимаемый как система целей), по-видимому, возникает на уровне социального самоопределения. В дальнейшем эти два различных представления о будущем сосуществуют, выполняя различные функции: смысловое будущее - функцию смыслообразования, временное - регулятивную функцию. Отсюда та двойственность жизненных планов, жизненных перспектив, которая отмечается многими исследователями. В современных условиях сложность прогнозирования конкретного будущего личности определяется нелинейностью развития общества в целом, трудностью построения долгосрочных планов. Поэтому особенно важной становится не столько диагностика конкретного результата в виде уже сформировавшихся качеств личности, а изучение самого процесса продвижения личности в желаемом и возможном векторах или векторных направлениях. Суть стратегии построения образа будущего, на наш взгляд, заключается в следующем: сам способ его создания должен обеспечивать оптимальное использование движущих механизмов и ослаблять действие любых факторов сдерживания и сопротивления. Предлагаемая нами методика изучения образа возможного будущего относится к разряду проективных методов и является модифицированным вариантом известного Теста неоконченных предложений. Опросник включает в себя 45 заданий: в 32 из них необходимо закончить предложения, а в остальных дать ответ на поставленный вопрос. Применение данной диагностической методики не ставит перед собой цели контроля и констатации наличия некоторых качеств личности. На наш взгляд, она служит стимулированию активности испытуемого, развитию его потребностно-мотивацион-ной сферы в области самоопределения и планирования собственного будущего с целью построения индивидуальной жизненной траектории. Текст методики Инструкция: Вам предлагаются ряд неоконченных предложений. Прочитайте их и закончите, вписывая первую пришедшую Вам в голову мысль. Делайте это быстро, не медлите. Помните, что любой ответ будет считаться правильным. 1. Русские... 2. Я всегда хотел(а)... 3. Думаю, что настоящий друг... 4. Идеалом женщины (мужчины) для меня является... 5. Лучше всего мне работается с... 6. В России любят ... 7. Будущее кажется мне... 8. Моя семья обращается со мной, как... 9. Знаю, что тупо, но боюсь... 10. Люди, с которыми я работаю... 11. Русские реально не ... 12. По сравнению с большинством других семей, моя семья... 13. Больше всего я хотел бы в жизни... 14. Когда я буду старым... 15. Когда я прихожу на работу (учебу)... 16. Большинство русских чувствуют... 17. Я мог бы быть очень счастливым, если бы... 18. Самая сильная моя сторона ... 19. Супружеская жизнь кажется мне... 20. Большинство работников делают ... 21. Большинство русских верят в ... 22. Надеюсь на... 23. Не люблю людей, которые... 24. Наступит тот день, когда я... 25. Мои коллеги... 26. Россия - страна, где ... 27. Моим скрытным желанием в жизни... 28. Считаю, что большинство женщин (мужчин)... 29. Я становлюсь активным, когда ... 30. Мой начальник ... 31. Средний русский ... 32. Для большинства русских наиболее важным в жизни является ... 33. Чем Вы сейчас занимаетесь? 1) Работаю (где и кем?)_ 2) Только что закончил(а) учебной заведение (какое?) 3) Ищу работу (какую?)_ 4) Не работаю (воспитываю детей и пр.). 34. Если Вы работаете, то совпадает ли Ваша настоящая должность (специальность) с той, по которой Вы обучались? 1 - да, 2 - нет. 35. Какой заработок в среднем за месяц был бы достаточным для Вас:_рублей? 36. Как Вы думаете, через сколько лет Вы сможете иметь такой заработок?_лет. 37. Какую должность Вы считаете для себя достаточной, учитывая Вашу специальность, квалификацию, деловые качества? 1 - рядовой работник; 2 - руководитель небольшого коллектива; 3 - руководитель крупного подразделения; 4 - руководитель предприятия, учреждения, института; 5 - руководитель более высоких звеньев управления. 38. Как вы думаете, в каком возрасте Вы этого достигнете? _лет. 39. Планируете ли Вы иметь детей в будущем? 1 - да, 2 - нет. 40. Если «да», то через сколько лет? Через_лет. 41. Какие жилищные условия Вы считаете достаточными для своей будущей (настоящей) семьи? 1 - квартира из_комнат; 2 - дом из_комнат. 42. Как Вы думаете, через сколько лет Вы сможете получить такое жилье?_лет. 43. Какой путь Вам кажется наиболее вероятным при получении этой квартиры? 1 - думаю, моя семья будет жить вместе с родителями; 2 - разменяем квартиру родителей; 3 - купим квартиру; 4 - получим квартиру от предприятия; 5 -_(свой вариант ответа). 44. Если Вы предполагаете иметь в будущем (или имеете сейчас) автомобиль, то какой Вы бы сочли достаточным? 1 - российский автомобиль; 2 - подержанная иномарка; 3 - новая иномарка. 45. Как Вы думаете, через сколько лет Вы сможете приобрести такой автомобиль?_лет. Шкалы 1. Пространственно-временная жизненная перспектива (вопросы 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44,45) - структурирование будущего и установление его целевой, смысловой и временной связи с настоящим. Способность человека видеть собственное будущее, самого себя в нем в конечном итоге открывает для него возможность разумно строить настоящее, активно искать новые сферы самовыражения и жизни в целом. Направленность личности на отдаленные цели, оптимально соотнесенная со значимостью актуального периода, позволяет выработать те личные опоры, которые помогают человеку выстоять перед внешними объективными трудностями. 2. Смысловая жизненная перспектива (вопросы 2, 7, 13,17,22, 27) предполагает наличие идеологической поляризации, базовой философии и религии, которые обеспечивают фундаментальное доверие к жизни, включает способность самостоятельно ставить жизненные цели и добиваться их достижения. Данная категория характеризует потенциальные возможности личности. 3. Уровень самосознания (вопросы 4, 10, 14, 18, 24, 29) - наличие адекватных представлений о себе, сфор-мированность определенных личностных качеств. От степени осознания возможностей, желаний и планов зависит отношение личности к своему будущему. Включает уверенность в себе, полоролевую идентичность, лидерские качества. 4. Социальная зрелость: - восприятие макросоциума (вопросы 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 32) - отношение к собственной нации, менталитету, культуре, этнической группе, государству; - восприятие микросоциума (вопросы 3, 8, 12, 19, 23,28) - отношение к собственному окружению, друзьям, коллегам, противоположному полу. 5. Готовность к профессиональному самоопределению (вопросы 5, 10, 15, 20, 25, 30) - способность принимать адекватные решения в различных ситуациях профессионального выбора. Данный показатель во многом зависит от сформированности личной профессиональной перспективы, степени активности индивида как субъекта процесса построения собственной профессиональной траектории. Обработка результатов тестирования предполагает количественный и качественный анализ данных. Количественная обработка полученных данных предполагает кодирование первых тридцати двух вопросов испытуемых. За каждый ответ начисляется: - (-1) балл, если придуманное продолжение предложения носит явно выраженный негативный, пессимистичный характер (например: «Русские всегда несчастны»); -0 баллов, если оно имеет нейтральный оттенок, не несет сколько-нибудь значительной эмоциональной нагрузки (например: «Русские в основном проживают в Российской Федерации»); - 1 балл, если в ответе содержится явно оптимистичное окончание (например: «Русские отличаются добротой и отзывчивостью»). После этого производится подсчет баллов по каждой из шкал (кроме шкалы «Пространственно-временная перспектива»). Если полученная сумма положительна, то испытуемый отличается позитивным отношением к данной теме, у него сформировано в достаточной мере данное качество. Если же полученный результат ниже «0» (отрицательный), то мы можем говорить о негативном отношении к данному вопросу и отсутствии внутренней готовности продуктивно решать проблемы в данной сфере. По шкале «Пространственно-временная перспектива» производится только качественный анализ данных, который предполагает использование следующих критериев: 1. Продолжительность и дифференцированность временной перспективы, представленность ближней, средней и дальней перспективы. 2. Реалистичность. 3. Сочетание конкретности и перспективности. 4. Согласованность жизненных планов, целей и ценностей. 5. Активность и самостоятельность при формировании жизненной перспективы. 6. Оптимистичность представлений о будущем. Апробация методики Переходя к обсуждению вопроса о достоверности результатов, получаемых в ходе выполнения испытуемыми методики изучения образа возможною будущего, следует особо отметить сложность проверки валидности и надежности проективных методик в целом. Сама идеология, положенная в основу их разработки (акцент на изучении бессознательных влечений и механизмов защиты, замас-кированность тестирования), затрудняет применение аппарата математической статистики при интерпретации результатов и подсчете валидности и надежности. Не является исключением и разработанный нами опросник. В нем также основной акцент делается на качественную обработку полученных результатов, применение простейших процедур семантического анализа. В тестировании приняли участие 50 испытуемых в возрасте от 34 до 52 лет; 55% из них - женщины, 45% -мужчины; 60% имеют высшее образование, 35%- сред-неспециальное и 5% - среднее образование. Все они жители города Томска. В таблице приводятся результаты количественного анализа полученных данных. - наличие четко поставленных целей и этапов их достижения; - представление внешних и внутренних условий достижения целей, знание способов преодоления препятствий; -демонстрация готовности к самопознанию и саморазвитию; - активность в реализации личной жизненной перспективы. 2. Испытуемых, продемонстрировавших средний уровень сформированности образа возможного будущего, характеризуют следующие показатели: - наличие четко поставленных жизненных целей, но незнание этапов их достижения; - наличие устойчивых, но противоречивых жизненных и профессиональных ценностей; Распределение средних значений по шкалам опросника Шкала Среднее значение Смысловая жизненная перспектива 2 Уровень самосознания 2,7 Социальная зрелость (восприятие макросоциума) 1,4 Социальная зрелость (восприятие микросоциума) 4,4 Готовность к профессиональному самоопределению 1,9 Представленные результаты говорят о том, что в целом у испытуемых наблюдается позитивное отношение формированию образа возможного будущего. Однако заслуживает внимания факт расхождения в восприятии микро- и макросоциума: если возможное развитие межличностных отношений с непосредственным социальным окружением планируется как явно оптимистичное, то отношение к макросоциуму можно назвать скорее нейтральным. Кроме того, стоит также отметить более позитивное отношение испытуемых к планированию возможного личного будущего по сравнению с прогнозом возможной собственной профессиональной траектории. Эти данные совпадают с отмечаемыми многими психологами общей тенденцией превалирования ценностей семьи и саморазвития по сравнению с профессиональной деятельностью, Результаты кластерного анализа, а также семантический анализ ответов испытуемых позволили выделить три уровня сформированности образа возможного будущего: 1. Первый уровень - высокий. Испытуемые продемонстрировали высокий уровень сформированности возможного будущего, готовности к профессиональному и личностному самоопределению, что подтверждают следующие показатели: - наличие устойчивых и непротиворечивых жизненных и профессиональных ценностей; - представление внешних и внутренних условий достижения собственных целей, но незнание способов преодоления препятствий; - немного завышенный или заниженный уровень притязаний; - недостаточно развитая готовность к самопознанию и саморазвитию; - готовность к реализации личной жизненной перспективы. 3. Испытуемых, продемонстрировавших низкий уровень сформированности образа возможного будущего, характеризуют следующие показатели: - наличие неустойчивых и противоречивых жизненных и профессиональных ценностей; - отсутствие четко поставленных жизненных целей; - неумение представить внешние и внутренние условия достижения целей, незнание способов преодоления препятствий; - неадекватный уровень притязаний; - демонстрация низкого уровня готовности к самопознанию и саморазвитию; - пассивность в реализации личной жизненной перспективы. В целом полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности использования предлагаемой нами методики для анализа образа возможного будущего личности и целесообразности продолжения научно-исследовательской работы в этом направлении.

Ключевые слова

методы диагностики, образ будущего, самоопределение, жизненная перспектива, diagnostics methods, the future mode, identity formation, life perspective

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Петрова Валерия НиколаевнаТомский государственный университетКандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и гуманистической психологии
Всего: 1

Ссылки

Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психоло гические труды. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999.224 с.
Бахтин М.М. К философии поступка// Философия и социология науки и техники: Ежегодник. 1984-1985. М., 1986.
Башкова С.А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: Дис..канд. психол. наук. М.: МГУ, 1999.152 с.
Гинзбург М.Ю. Психология личностного самоопределения. М., 1996.60 с.
Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев, 1984.
Кузнецова С.А. Пространственно-временные и личностные аспекты жизненного пути северян: Дис..канд. психол. наук. М.: МГУ, 1999.190 с.
Левин К., Определение понятия «поле в данный момент»//Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса. Начало 10-хсередина30-х годов XX в. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 131-135.
Люц Ю.А., Психологическое время личности у больных с соматическими расстройствами: Дис..канд. психол. наук. М.: МГУ, 1997.188 с.
Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. М,: Наука, 1997.462 с.
Cottle T.J., Klineberg S.L. The presentof things future. New York: The Free Press, 1974.290 p.
Fraise R. Psychologie du themps. Paris: Pres. Univ. France, 1957.326 p.
Rabin A.I. Future Time perspective and ego strength //The study of time. New York: Springer Verlag New York Inc., 1978.294 p.
 Методика изучения образа возможного будущего | Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17.

Методика изучения образа возможного будущего | Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17.