Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение. Опыт построения окружной модели в образовании
Предлагается опыт построения окружной модели профилактики нарушений психологического здоровья учащихся в виде инновационной подсистемы в образовании - психолого-педагогического медико-социального сопровождения. Ставится проблема разработки теоретических оснований и их соотношения с методическим обеспечением профилактических, коррекционных и реабилитационных программ
Psychopedagogical sociomedical accompaniment in education - considering as a system and method of mentalheath infrigemen.pdf В условиях реализации программы модернизации российского образования констатируется существенное увеличение общественного запроса в отношении услуг специалистов центров психолого-педагогического медико-социального (ППМС) сопровождения в образовании. Деятельность ППМС-центров вносит свой положительный вкладв качество образования, которое в общественном сознании тесно связано с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение. Необходимость развития данной подсистемы в образовании определяется, с одной стороны, тем, что все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия, испытывает негативные влияния различных уровней окружающей среды: экологические катастрофы, социальные изменения, национальные и региональные потрясения, нестабильность семьи и др. В то же время современная жизнь с ее динамичностью и неопределенностью, высокими технологиями и темпами развития требует от подрастающего поколения высокого интеллектуального и личностного развития, что позволяет эффективно осуществлять самореализацию на последующих этапах возрастного развития. Современная психологическая наука и практика основой такого развития считают психологическое здоровье школьников (А.Г. Асмолов. Б.С. Братусь, М.Р. Би-тянова. И.В. Дубровина, В.И. Слободчиков, А.В. Шувалов). В связи с современными тенденциями психологической и педагогической наук и гуманитарным развитием образования возникла необходимость содержательного, организационного, функционального и статусного изменения психологической службы в образовании. В соответствии с этими требованиями профессиональная психологическая помощь субъектам образовательного пространства начинает переходить на принципиально иной уровень. Это появление и интенсивное развитие различных форм институализации комплексной помощи ребенку: психолого-педагогические медико-соци-апьные центры различной ориентации, центры психолого-педагогической помощи, социально-психологические, психолого-медико-социальные, профориентацион-ные, реабилитационные и многие другие, которые решают две принципиально важные задачи: оказывают высококвалифицированную многопрофильную помощь субъектам образовательного пространства (детям, родителям, педагогам, администрации, управлению); оказывают профессиональную поддержку психологам, работающим непосредственно в базовых образовательных учреждениях. В этом процессе психолого-педагогическая медико-социальная помощь представляет собой ответ науки и практики на требования общества гарантировать помощь и поддержку любому ребенку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью. Модели психолого-педагогического медико-социального сопровождения имеют свою специфику согласно поставленным задачам, кадровым возможностям, а также региональным особенностям. Однако, как отмечается многими авторами (М.Р. Битянова, Г.Н. Сартан, И.В. Дубровина) и как показывает существующая практика, сегодня остаются недостаточно разработанными теоретические и практические аспекты ППМС-сопро-вождения, недостаточно реализовано единство теоретических и методических подходов в процессах диагностики, профилактики и коррекции социально-психологических проблем школьников. Медицинский, психологический и социальный аспекты рассматриваются чаще всего изолированно друг от друга и от целостного педагогического процесса. Оказание психолого-педагогической медико-социальной помощи детям носит разрозненный, бессистемный характер, при котором дети с различными категориями социально-психологических трудностей не рассматриваются в качестве субъекта развития. Поэтому на данном этапе становления комплексной помощи детству возникает необходимость осмысления этого процесса в теоретическом плане и построения научно обоснованных моделей ее организации, где важная роль, по нашему мнению, должна отводиться собственно профилактическому направлению. Профилактика, предупреждение и недопущение явлений дезадаптации детей, посещающих детские сады и школы; эмоциональных срывов, обострения и негативного направления нормативных кризисов развития, в том числе у категорий детей с риском нарушения психологического здоровья (дети с социально-психологической дезадаптацией, дети риска ухода в аддиктивное и асоциальное поведение, дети-сироты, социальные сироты, инвалиды, соматически и психически ослабленные дети, пережившие различного рода психотравмы); ухода детей и подростков в «социальные болезни нашего времени» и т.п. могут уменьшить поток больших и маленьких проблем, в которые попадают дети и подростки и с которыми достаточно трудно, справляться им самим, родителям, педагогам и школьному психологу. Таким образом, можно констатировать, что меняющаяся социальная ситуация развития общественных отношений и всего общественного уклада в конце прошлого и начале нового века привела к изменению психологической функции в образовании и в социокультурной среде - это функция развития и самого образования, и всех его субъектов: функция психотерапевтическая (в ситуации неопределенности), функция сохранения психологического здоровья ребенка за счет психологического развития личности ребенка. Поэтому сегодня перед педагогикой и психологией, перед образованием в целом стоит специальная задача - строить адекватную образовательную среду, чтобы получить возможность, нормальные условия для нормального развития детей и для успешности своей профессиональной деятельности. Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение выступает в данном заказе на развитие как проектировщик и организатор развивающих сред в целях профилактики и коррекции нарушений психологического здоровья детей и подростков в процессе образования. В разрабатываемой и реализуемой с 1997 г. модели ППМС-сопровождения под психолого-педагогическим медико-социальным сопровождением мы понимаем инновационную систему и метод проектирования и организации развивающих и сохраняющих психологическое здоровье школьников сред в образовании. Психологическое здоровье мы рассматриваем, ссылаясь на Б.С. Братуся, как способность к саморазвитию, способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, становиться субъектом собственной жизни, что предполагает отношение к другому человеку как к самоценности, как к существу, олицетворяющему в себе бесконечные потенции рода «человек»; творческий, целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному воле-проявлению; возможность самопроектирования будущего; веру в осуществимость намеченного; внутреннюю ответственность перед собой и другими. Эти возможности послужили критериями психологического здоровья и предметом развития в профилактической деятельности 1111МС-центра «Семья». Инновационный характер ППМС-сопровождения является основанием для исследовательской позиции в разработке и реализации его как системы и метода проектирования и организации развивающих и сохраняющих психологическое здоровье школьников сред в процессе образования. Основной целью психолого-педагогического медико-социального сопровождения является сохранение и развитие психологического здоровья детей и школьников. К целевым группам относятся: учащиеся общеобразовательных школ; дети и подростки «группы риска нарушений психологического здоровья»: социальные и физические сироты; учащиеся с социально-психологической дезадаптацией; школьники, пережившие кризисные ситуации; дети из деструктивных семей; инвалиды и с ограниченными возможностями, соматически и психически ослабленные школьники, мигранты, педагогический «отсев». Основным средством реализации вышеза-явленной цели является создание окружной модели профилактики и коррекции нарушений психологического здоровья детей и школьников, представленной организационно и функционально ППМС-центром «Семья». Разработка данной модели системы службы практической психологии основывалась на следующих идеях отечественных теорий психического развития. В понимании организации системы профилактики мы руководствовались подходом к профилактике как созданию оптимальных условий для психического развития, который разрабатывался в культурно-исторической концепции психического развития Л.С. Выготского. Наиболее важным критерием и условием развития выступило понятие «психологическое здоровье». В трудах отечественных исследователей-практиков (И.В.Дубровина, Б.С. Братусь, А.В. Шувалов, В.И. Слободчиков) термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить соответственно психологический аспект проблемы здоровья. Таким образом, в центре профилактической и коррек-ционной работы - развитие ценностно-смысловой сферы личности, способности к саморазвитию. В построении модели психолого-педагогического медико-социапь-ного сопровождения мы руководствовались идеей о целостности развития. Под целостным подходом в изучении ребенка Л.С. Выготский понимал специальную установку на раскрытие тех качеств и специфических особенностей, которые возникают из соединения отдельных сторон его развития - социальной, психологической, биологической, что определило один из принципов ППМС-сопровождения - принцип комплексного подхода к решению проблем и задач. Учитывая, что психические (психологические) новообразования возникают в процессе интериоризации, имеют культурно-историческую обусловленность и эволюционный характер развития, были определены такие принципы организации ППМС-сопровождения, как «принцип медиаторности», «принцип вариативности и открытости». В понимании проблемы нарушений психологического здоровья, а также определении мишеней, условий, способов и методов профилактической работы нам позволили сориентироваться теория психологических систем (В.Е. Клочко), теория фиксированных форм поведения (Г.В. Залевский), антропологический подход в психологии здоровья (В.И. Слободчиков). Теория психологических систем рассматривает психическое как то, что порождается, возникает в процессе функционирования психологических систем и обеспечивает ее самоорганизацию и саморазвитие. В первой фазе онтогенеза, совпадающей с периодом развития от рождения до окончания школы, образ жизни человека детерминируется особенностями формирования многомерного мира и образом мира, возникающим в сознании. В случаях, когда образ мира, сложившийся и закрепившийся в результате переживания ребенком негативных условий формирования многомерного мира, начинает определять соответствующий образ жизни, в поведении, как следствии этого процесса, могут проявляться различные неадаптивные, проблемные (для внешнего и внутреннего функционирования) фиксированные формы поведения, свидетельствующие о нарушении психологического здоровья. Рефлексивная мыслительная деятельность, в основе которой лежит интенция, способствует трансформации смыслов и формированию новых ценностей, которые могут играть определяющую роль в изменении отношения и поведения, т.е. образа мира и образа жизни, трансформацию сознания и поведения. Антропологический принцип в психологии здоровья (В.И. Слободчиков) утверждает, что источником, ситуацией развития субъективной реальности (образ жизни и образ мира - В.Е. Клочко) является со-бытийная общность. Взрослый для ребенка не просто одно из условий его развития, а «фундаментальное онтологическое основание самой возможности возникновения человеческой субъективности, основание его нормального развития и полноценной жизни». В профилактике психологического здоровья мы ориентировались на представление о нормах и критериях развития, которые выработаны на основе нормативной периодизации развития субъектной реальности в онтогенезе (В.И. Слободчиков), где в качестве нормы полагается ценность саморазвития, а в качестве источника развития - человеческая событийная общность. Человеческая общность осуществляет определенную совместную деятельность, в процессе которой происходит становление и развитие субъектно-сти. Поэтому большое значение в профилактической деятельности придается развивающей работе со значимыми взрослыми в процессе образования: научно обоснована и методически обеспечена система повышения квалификации значимых взрослых в рамках ППМС-со-провождения в образовании. Руководствуясь этими теоретическими положениями, были определены основополагающие принципы функционирования модели ППМС-сопровождения: принцип научности - ППМС как инновационная модель системы службы практической психологии, требует научно обоснованных оснований ее построения и деятельности, что может выступать гарантией экологичности данной модели; принцип развития субъектной позиции -развитие ответственности за свою жизнь и ценности саморазвития у субъектов образовательного процесса; принцип целостности - комплексный подход объединяет психологические, педагогические, социальные и медицинские аспекты в решении проблемы психологического здоровья школьников; принцип открытости и гибкости - организация развивающей и сохраняющей психологическое здоровье школьников среды строится по принципу вариативности (как единства многообразия); связи и отношения имеют кооперирующий характер, происходит объединение разного рода ресурсов в рамках профилактических проектов и программ, организации института социального партнерства, обеспечивающих соответствующие траектории развития разным субъектам: конкретным учащимся и их семьям, представителям профессий, задействованных в образовательном процессе, образовательным системам; профилактическая работа ориентируется на возникающие актуальные задачи общества, образования и детства; принцип медиаторности, позволяющий осуществлять профилактику и коррекцию нарушений психологического здоровья детей и школьников через развитие субъектных позиций взрослых в становлении детско-взрослой общности. Система психолого-педагогического медико-социального сопровождения организационно представлена окружной моделью ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО ЦЕНТРА. Дифференцированный подход к профилактике психологического здоровья школьников определяется спецификой проблем, задач и методов их решения и включает первичную, вторичную и третичную профилактику. В контексте психолого-педагогического меднко-социапьного сопровождения под первичной профилактикой мы понимаем: профилактику нарушений психологического здоровья у детей и подростков в процессе образования; под вторичной профилактикой - коррекцию нарушений психологического здоровья детей и подростков «группы риска» (аутсайдеры, дети с дезадаптивным поведением, девиантным и делинквентным поведением, дети из деструктивных семей, дети - социальные сироты, социально и педагогически запущенные дети, педагогический «отсев», подростки, освободившиеся из колонии); под третичной профилактикой мы понимаем реабилитацию детей и подростков, попавших в сложную жизненную ситуацию (дети с ограниченными возможностями - инвалидность, физическая ограниченность; жертвы насилия, мигранты, с аффективными проблемами, склонные к суициду, пережившие стрессовые ситуации (в том числе и семейного характера), дети, находящиеся в особо трудных условиях; дети, нуждающиеся в социальных гарантиях). К основным задачам первичной профилактики относятся гуманизация системы ценностей подростков -формирование ценности ответственного поведения и ценности здорового образа жизни; помощь в решении личностных и социальных проблем, которые часто являются причиной различных форм проявления социально-психологической дезадаптации; профилактика актуальной проблемы современной молодежи - наркотической зависимости; развитие «функциональной компетентности» у педагогов и значимых взрослых. Задачи направления первичной профилактики решаются через следующие рабочие проекты: «Повышение квалификации педагогов, значимых взрослых и специалистов психолого-педагогического медико-социального сопровождения»; «Психолого-педагогическое медико-социальное и правовое сопровождение в первичной профилактике алкоголизма, токсикомании, наркомании и асоциального поведения»; «Правовая культура участников образовательного процесса как условие психологического здоровья школьников в рамках инновационной модели психолого-педагогического медико-социального сопровождения в образовании»; «Гуманитарная экспертиза образовательных и профилактических проектов»; «Молодые - молодым» - по подготовке студентов-волонтеров для профилактической работы со школьниками. Все проекты имеют рабочие программы, методическое обеспечение в виде разработок семинаров-тренингов, циклов занятий, системы взаимодействия, методических пособий для детей, родителей, руководителей, педагогов, психологов; обеспечены консультационной работой - «Телефон доверия», консультации специалистов центра. В задачи вторичной профилактики входят: оказание комплексной помощи в зависимости от характера проблем «трудного ребенка» или подростка всеми специалистами: психотерапевтом, психологом, социальным педагогом, воспитателем, учителем-предметником, логопедом, дефектологом; оказание содействия детям и подросткам с учетом специфических депривирующих условий их жизни и деятельности в создании оптимальных траекторий их личностного развития; предотвращение ухода детей и подростков «группы риска» в асоциальное и наркотическое поведение; включение родителей, значимых взрослых в образовании в процесс развития и сохранения психологического здоровья детей и подростков через правовую и социальную защищенность, гармонизацию внутрисемейных, межличностных отношений, эффективного педагогического общения. Методически и организационно вторичная профилактика реализуется через такие проекты, как «Дети группы риска. Психолого-педагогическая медико-социальная и правовая помощь и поддержка»; «Психолого-педагогическое медико-социальное и правовое сопровождение семьи в профилактике алкоголизма, наркомании и асоциального поведения у детей и подростков»; «Проект «SOS» - семья и общество - сиротам»; «Социальный патронаж вне образования» - для детей, не включенных в образовательный процесс; «Правовая культура участников образовательного процесса как условие психологического здоровья школьников»; «Экология семьи». Третичная профилактика предполагает постановку и решение таких задач: возвращение ребенку, подростку веры в себя, в свои силы и придание чувства полноценности собственной личности, которая должна и может максимально реализовывать свои физические и духовные потенции; помощь детям и подросткам в преодолении стрессовой, кризисной ситуации, развитие их собственных способностей совладания с проблемными ситуациями в их жизни; формирование позиции организатора собственной жизни и взаимодействия с другими людьми; проектирование и сопровождение индивидуальных траекторий развития в процессе реабилитации и образования детей и подростков, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Деятельность по третичной профилактике осуществляется по следующим направлениям. Информированность учреждений образования для детей и подростков с особенностями развития о возможностях ППМС-сопровождения и совместное проектирование социального заказа на психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение. Для своевременной помощи детям с особенностями развития и их семье, находящимся вне образовательного процесса, создание базы данных об этих детях и подростках. Осуществление социального патронажа индивидуальной траектории развития детей и подростков с особенностями развития и инвалидностью. Индивидуальное, семейное, групповое консультирование (для педагогов и администраторов, работающих с этой категорией детей) специалистами ППМС-центра по развитию детей, возникающим проблемам, организации работы с детьми с особенностями развития и инвалидностью. Работа кабинетов психологической коррекции самосознания личности ребенка с особенностями развития в индивидуальном и групповом режиме; психоэмоциональной разгрузки; функциональной диагностики, фитодизайна и фитотерапии, лечебной физкультуры, сенсорного развития, массажного кабинета - выезды в образовательные учреждения по проекту «Автобус профилактики»; мастерских творческого самовыражения: арт-терапия, гештальт-терапия, «Живые нотки»; телефона экстренной психологической помощи «Телефон доверия» . Организация социальной помощи малообеспеченным семьям и семьям с данной категорией детей и подростков. Специалистами, осуществляющими профилактику, являются психологи, социальные работники, медицинские работники, юрист ППМС-центра «Семья», а также студенты-психологи, социальные партнеры: кафедра генетической и клинической психологии ТГУ, НИИ ПЗ ТНЦ СО РАМН, ТОИПКРО, Центр планирования семьи, Центр «Антиспид». Таким образом, разработаны теоретические обоснования д ля построения окружной модели ППМС-сопровождения в образовании в виде системы и метода профилактики нарушений психологического здоровья школьников, которая отвечает региональным актуальным задачам и возможностям образования, обеспечена соответствующим ее методологической основе методическим инструментарием и системой подготовки и повышения квалификации педагогов и специалистов, занимающихся профилактической работой в рамках ППМС-сопровождения. Существующий пятилетний опыт развития этой модели показал следующие, на наш взгляд, положительные результаты: - осуществляется система первичной профилактики наркотической зависимости среди учащихся, которая носит постоянный, дифференцированный (согласно возрасту) и комплексный характер; - в проектировании и внедрении модели системы профилактики, а также в подготовке и повышении квалификации компетентных кадров, занимающихся различными аспектами профилактики нарушений психологического здоровья, задействован кадровый потенциал г. Томска: научный, научно-педагогический, общественные организации, студенчество; - координируется исследовательская и практическая деятельность ведущих специалистов региона по методическому обеспечению процесса профилактики в системе ППМС-сопровождения; - осуществляется профилактика в местах, где отсутствует система профилактики или недостаточно обеспечена компетентными специалистами (Колпашевский, Молчановский районы, г. Стрежевой); - развивается волонтерское движение студентов психологического и педагогических факультетов ТГУ и ТУСУРа; - с целью избежания искажений в профилактической работе, а также для учета, исследования и распространения положительного опыта разработана и внедрена в практику экспертиза профилактической работы; - через СМИ, организацию круглых столов, проблемных семинаров, семинаров-тренингов созданы и создаются условия для обеспечения заинтересованности органов власти проблемами психологического здоровья подрастающего поколения. Как любая развивающаяся система, ППМС-центр находится в поиске решения как уже поставленных задач, так и выхода на новые задачи и новые возможности. Мы открыты для взаимодействия и сотрудничества с теми, кого волнуют проблемы психологического здоровья подрастающего поколения, в рамках научных, методических публикаций на страницах журнала, проведения конференций, проблемных семинаров, курсов повышения квалификации и обмена опытом.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 539
Ключевые слова
психолого-педашгическое медико-социальное сопровождение, психологическое здоровье учащихся, многопрофильная помощь субъектам образования, принципы профилактической работы, целевые группы, виды профилактики, Psychopedagogical sociomedical accompaniment, mentalheath, methodical and organizational maintenance, practice in educationalАвторы
| ФИО | Организация | Дополнительно | |
| Бохан Татьяна Геннадьевна | Томский государственный университет | Кандидат психологических наук, доцент кафедры генетической и клинической психологии | |
| Байдина Валентина Александровна | Психолого-педагогический и медико социальный центр «Семья» | Директор |
Ссылки
Асмолов А. Г. Через практическую психологию - к развивающему образованию // Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995
Ботянова M.P. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.298 с
Братусь Б.С. Аномалии личности М., 1988.304 с
Бурмистрова Е.В. ПМСЦ как форма организации оказания комплексной квалифицированной помощи в образовании //Школа здоровья. 1998. №3-4
Выготский Л.С, Собр. соч.: В 6 т. М., 1998. Т. 1
Дубровина И. В., Прихожан А,М. Положение о школьной психологической службе //Вопросы психологии. 1985. №2. С. 76-83
Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск, 1993
Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза// Сибирский психологический журнал. 1998. № 8-9. С. 7-15
Сартан Г.Н О развитии системы психолого-педагогической медико-социальной помощи учащимся в контексте задач модернизации российского образования // Школьный психолог. 2002. № 17
Слободчиков В И ., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995
Слободчиков В И , Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. №4. С. 91-105
Шувалов А. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. 26 с
Вы можете добавить статью