Психологические особенности маскулинного и феминного агрессивного речевого стиля
Предметом представленного исследования явилась специфика мужского и женского агрессивного дискурса, объективируемая в устной и письменной речи человека. Проблема пендерных особенностей речевой агрессии рассматривается на ассоциативном, текстовом и диалогическом уровнях. Подчеркивается, что речевая агрессия имеет специфические особенности, связанные с различными психологическими механизмами функционирования речи, уровнями актуализации языкового сознания и индивидуальными особенностями речевых кодов языковой личности. Делается вывод, что степень проявления и формы вербальной агрессии обусловлены социокультурными факторами
Psychological peculiarities of a masculine and feminine aggressive discourse.pdf Речевая (вербальная) агрессия в настоящее время рассматривается как социально-психологический феномен, встречающийся практически в любом сегменте ло-госферы. Любые проявления вербальной агрессии препятствуют реализации эффективного речевого общения, деформируют коммуникацию, тормозят восприятие и понимание собеседниками друг друга, делают невозможной выработку общей стратегии взаимодействия [17]. Всестороннее теоретическое исследование проблемы речевой агрессии и разработка практических рекомендаций по купированию и профилактике агрессивного речевого поведения представляют одну из наиболее актуальных психологических проблем современного общества. В теориях, объясняющих природу агрессивности, существуют два основных подхода - биологический и социальный, но ни один из них до с их пор не признан универсальным и исчерпывающим. Большинство исследователей признают, что агрессия является неотъемлемой динамической характеристикой активности и потому представляет собой объект для серьезного изучения. Основными биологическими причинами агрессии вообще и вербальной в частности являются врожденная агрессивность и стремление к доминированию как необходимые качества адаптивности личности. Методологически корректной представляется «.. .схема системной детерминации развития личности, которая учитывает следующие моменты: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместную деятельность как основание осуществления жизни личности в социальном мире» [1. С. 196]. В рамках психолингвистической концепции, в частности психологической теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Р.А. Лурия и др.), вербальный агрессивный акт рассматривается как интериоризация поступка. Суть любого явления речи, в том числе вербальной агрессии, заключается в особом преобразовании внешних процессов (различных реакций на негативные эмоциональные раздражители) во внутренние, связанные с речемыслительной деятельностью. Вербальная агрессия - это словесное выражение негативных чувств, эмоций или намерений через форму и (или) содержание высказываний [17]. Исследователями данной проблемы доказано, что женская языковая практика более консервативна, нормативна. Женщина как основной воспитатель подрастающего поколения более склонна к косвенным формам проявления вербальной агрессии, чем открытым. Для устной речи мужчин более характерной является реализация нисходящих тонов, свидетельствующих о категоричности и уверенности. Женская устная речь более ускоренна, чем мужская. Мужчины более женщин восприимчивы к неологизмам, у них в речи больше терминологической и профессиональной лексики. В повседневной жизни женщины меньше мужчин склонны использовать нецензурную лексику, ругательства и брань. Во фрустрирующих ситуациях вербальные агрессивные реакции у женщин связаны с использованием оценочных прилагательных, у мужчин -прилагательных, указывающих на количественные и параметрические отношения. Отрицательная конструкция предложений является чертой мужской речевой продукции [13]. Американский психолог и лингвист T.F. Conclin (1974) к числу особенностей женской речи относит эмоциональность, неуверенность, неопределенность, нерешительность, более частое употребление единиц аффектированной лексики, частиц, восклицательных предложений, гипербол [19]. В целом исследователями обнаружено, что проявления вербальной агрессии весьма неоднородны по мотивации, ситуациям речевой деятельности и вербальным поведенческим реакциям, что имеет важное методологическое значение для выработки адекватных методов коррекции речевого поведения и коммуникативных стратегий, гармонизирующих процесс общения. Поэтому методически оправданной представляется осуществляемая нами попытка интегрировать единство формы и содержания высказываний в понятии дискурса. Под дискурсом вслед за Т.А. Ван Дейком в данном контексте понимаются специфические особенности вербального продукта комплексного коммуникативного действия [4]. Наиболее часто подвергается рассмотрению письменный дискурс, но корректным является отнесение к дискурсу и устной речи. Дискурс как стиль речевого поведения восходит к вопросу о стилевых различиях поведения мужчин и женщин, специфике интеллектуального развития мальчиков и девочек. Очевидно, устный и письменный дискурс имеет свои специфические особенности, связанные с различными психологическими механизмами функционирования речи, уровнями актуализации языкового сознания и индивидуальными особенностями речевых кодов языковой личности [2,9]. Таким образом, можно резюмировать, что экспликация агрессии в устном и письменном дискурсе имеет свои особенности, связанные как со специфическими свойствами протекания речевой деятельности, так и с особенностями порождающего ее индивида [15]. Степень проявления и формы вербальной агрессии обусловлены социокультурными факторами: во-первых, отношением к речевой агрессии и степенью ее порицаемое™ в обществе, культуре; во-вторых, традиционной для данного общества формой сублимации вербальной агрессии. Закономерно предположить, что мотивация и индивидуальные способы выражения вербальной агрессии мужчинами и женщинами неодинаковы. В настоящее время исследователи уже находят дифференцирующие критерии женского и мужского вербального поведения, связанные с различной социальной природой языкового сознания мужчин и женщин, «неодинаковостью» восприятия ими вербальных стереотипов, спецификой «квантования» индивидуальной картины мира и т.д. [3,13]. Подобные психологические исследования полоролевых различий, тендерный фокус рассмотрения проблем перераспределения социальных функций в обществе, отражающегося в языковом сознании, становятся все более значимыми в отечественной гендерологии [5, 7, 14, 16]. По А.Г. Асмолову [1], многочисленные исследования половых различий в социогенезе и онтогенезе, анализирующие проявления половых различий в дифференциации социальных ролей, формировании самосознания личности и т.д., рассматривают биологический пол как «безличную» предпосылку формирования психологического пола личности. Индивидное свойство человека (биологический пол) в контексте определенного образа жизни является предпосылкой становления личности и, преобразившись в процессе жизни, способствует формированию психологического поля индивидуальности. Индивидные свойства, трансформируясь через означения, в том числе через «символизацию», становясь знаками, могут быть средствами овладения поведением личности, помогают выработать индивидуальный стиль деятельности [1]. Предметом настоящего исследования, предварительные результаты которого представлены в данной статье, явилась специфика мужского и женского агрессивного дискурса, объективируемая в устной и письменной речи человека. Под агрессивным дискурсом понимается речевой смысловой блок коммуникативного события, содержащий концепт агрессии и обусловливающий использование определенной лексики. Целью работы является построение психолингвистической гендерной модели языкового сознания и языковой личности на примере агрессивного дискурса. Исследовательская модель поуровневого рассмотрения стратегии маскулинного и феминного агрессивного дискурса включала анализ следующих составляющих, по которым в дальнейшем были определены критерии такого дискурса: а) ассоциативный уровень вербальных стереотипов, когда коммуникация испытуемого и психолога осуществляется формально, - лексический; б) текстовой, монологический-семантический; в) уровень реального общения - диалоговый, коммуникативный. Критерием выделения того или иного уровня стратегии был коммуникативный смысл ситуации вербального поведения в условиях психодиагностического обследования. Процедурами обнаружения подобных критериев были следующие методические приемы, позволившие получить первичный эмпирический материал: 1) тексты сочинений о себе; 2) протоколы бесед с испытуемыми; 3) протоколы, документирующие психодраматическую сценку-конфликт «Прокурор, адвокат, подсудимый»; 4) ассоциативный эксперимент с включенными стимулами - агрессивными понятиями. В материале, полученном с помощью этих методов, отслеживались концепты и лексика агрессивности. Критерием отбора «агрессивных» испытуемых явилось повышение показателей (на уровне 60-70Т) шкалы агрессии (88-я дополнительная) по MMPI. Мы предполагали, что агрессивность как личностная черта, обнаруживаемая в психодиагностике, может порождать агрессивный дискурс саморепрезентации личности [6,11,18]. Выборка исследования представлена студентами 1-го курса юридического института Томского государственного университета в количестве 264 человек, из них 138 юношей и 126 девушек, отобранных по критерию «агрессивности». Первичный эмпирический материал набирался в течение трех лет (2000-2002 гг.). Анализ и интерпретация полученных данных осуществлялись с помощью контент-анализа, методов психолингвистики, психологической герменевтики и статистических методов. Статистические методы применялись для выявления частот расхождения словоупотребления агрессивных концептов и лексики в устном и письменном дискурсе самооценивания агрессивности. Для анализа исходной матрицы данных использовался пакет компьютерных программ Statistica, для выявления тендерных различий - метод анализа таблиц сопряжённости по критерию Хи-квадрат, дисперсионный анализ по F-критерию Фишера и метод анализа значимости различий между двумя долями (процентами). В пакете Statistica использование последнего метода осуществлялось в модуле Basic Statistics and Tables/Other Significance Test -Difference Between Two Percentages. В результате анализа полученных результатов обнаружилось, что на уровне формального общения юноши продуцируют тематические смысловые гнезда понятий, связанных с подавлением ровесников своим превосходством (сопряженность признака мужского пола и наличия данной темы значима при р=0,03; критерий Пирсона Хи-квадрат = 8,3). Для агрессивного дискурса юношей характерен политический тезаурус, заимствованный из масс-медиа, и метафизический - из приключенческой литературы. В тезаурусе девушек преобладает комплекс понятий матримониального и этического характера, сочетающийся с тематикой независимости и непослушания (сопряжённость признака женского пола и наличия данной темы значима при р=0,02; критерий Пирсона Хи-квад-рат= 10,04). Мужские ассоциации, связанные с понятием агрессивности, более богаты и «рассредоточены», чем женские. Женские ассоциации гораздо более «концентрированы», имеют больше совпадающих ассоциаций. Данное различие выявлено с помощью признака контекстуальной емкости - отношения количества основных тем в тексте к количеству слов. Дисперсионный анализ позволил выявить, что средняя величина контекстуальной емкости у юношей выше, чем у девушек (при р=0,04; F=9,l). Что касается самооценивания на уровне формального общения, то оно представлено недостаточно дифференцированно и может быть частично отнесено к андрогинному типу, подразумевающему и феминные, и маскулинные характеристики. Различия в организации текстов прослеживаются по нескольким линиям. Для письменной речи девушек характерен синонимический повтор, уход от однозначного называния предметов. Для речи юношей более характерны антонимические противопоставления. Сравнения и метафоры у девушек работают на создание образа «агрессивность как мир», у юношей - «мир как агрессивность». Девушки более склонны к описанию реально случившихся ситуаций. Процент встречаемости тем такого рода у девушек 85, у юношей - 25, эти различия при имеющимся соотношении размеров женской и мужской выборок значимы при р
Ключевые слова
тендер,
агрессивность,
маскулинность,
феминность,
дискурс,
gender,
aggressiveness,
masculinity,
femininity,
discourseАвторы
Мещерякова Эмма Ивановна | Томский государственный университет | Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и гуманистической психологии | |
Жигинас Наталья Владимировна | Томский государственный университет | Аспирант кафедры социальной и гуманистической психологии | |
Всего: 2
Ссылки
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.416 с.
Барт Р. От произведения к тексту//Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. С. 414-417.
Берсон Я Субъект и семантика в классицистическом дискурсе // Русская филология. Тарту, 1999. Выл. 9. С. 13-22.
Ван Дейк Т.А. К определению дискурса // www.nsu.ru /psvch /inlernet/bils/vandiik 2.htm.
Волкова Э.Н. Природные и культурные факторы формирования гендерных различий//Семья, тендер, культура: Материалы междунар. конф. 1994-1995 гг. М., 1997. С. 330-336.
Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. М., 1996.
Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения (психолингвистический анализ): Дис.. канд. филол. наук. М., 1996.
Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи// Русский язык в его функционировании: коммуникативно-прагматический аспект. М., 1993.
Караулов Ю.И. Русский язык и языковая личность. М, 1987.261 с.
Кацнельсон С.Д. Типология речи и речевое мышление. Л., 1972. С. 148. 11. Кирилина А.В. Тендер: лингвистические аспекты. М., 1999.
Лотман М.Ю. Структура и свобода: Из заметок о философском фоне тартуской семиотики // SlavicaTergestina 4. Наследие Ю.М. Лотмана: настоящее и будущее.Trieste, 1996.
Потапов В.В. Многоуровневая стратегия в лингвистической гендерологии// Вопросы языкознания. 2002. № 1. С. 103-130.
Радина Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях//Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 22-27.
Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика в институте психологии РАН// Психологический журнал. 2001. Т. 22. С. 48-56.
Халеева И.И. Тендер как интрига познания М.: Изд-во МГУ, 2000.
Щербинина Ю. Природа речевой агрессии//Прикладная психология и психоанализ, 2000. №3. С. 25-38.
Якобсон P.O. Лингвистика и поэтика //Структурализм: «за» и «против»: Сб. статей. М.: Прогресс, 1975. С. 193-230.
Conclin N.F. Toward a feminist analysis of linguistic behaviour //Papers in women's studies. 1974. № 1.