Возрастные и социально-психологические характеристики копинг-стратегий в периодах юношества и ранней взрослости | Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17.

Возрастные и социально-психологические характеристики копинг-стратегий в периодах юношества и ранней взрослости

Анализируются возрастные особенности копинг-стратегий в юношеском возрасте и периоде ранней взрослости. Делается попытка соотнести формирование неадаптивных копинг-стратегий с особенностями переживания нормативных кризисов, психической ригидностью как свойством личности и социально-демографическими условиями социальной ситуации развития. Рассматриваются содержательные характеристики копинг-стратегии защиты у разных возрастных групп.

Copingbehavior problem in context of age psychology.pdf Психологическая наука XX столетия сумела детально исследовать и убедительно описать дисгармоничную личность и негативную сторону души, тогда как здоровая личность и структуры психики, обеспечивающие здоровье, стали являться предметом и задачей исследовательского поиска в теоретической и практической психологии в конце прошлого и начале нового тысячелетия. В контексте решения этой задачи интерес вызывает проблема психологии преодоления, совладания с трудными жизненными ситуациями. Сегодня существуют различные подходы в зарубежной психологии и отдельные работы в отечественной, где исследователи работают над выявлением конструктивных и неконструктивных стратегий поведения в проблемных жизненных условиях, определяются копинг-ресурсы личности, которые способствуют эффективному совладанию с проблемными ситуациями, ставится проблема места и роли ценностно-смысловой сферы в структуре копинг-поведения личности с учетом ее жизненного пути, выявлена связь неадаптивных копинг-стратегий с психическими и соматическими расстройствами, аддикциями. Однако в общей психологии, психологии личности и психологии развития эти вопросы еще не получили должной разработки (Л.И. Анцыфе-рова). Результаты изучения копинг-поведения дают, по мнению С.К. Нартовой-Бочавер, много важной информации для исследователей и возрастной психологии, позволяя по-новому увидеть и интерпретировать основные новообразования каждого периода. Поэтому задачи проведенного нами исследования определились как изучение возрастной специфики использования копинг-стратегий (на примере возрастных групп от 16 до 40 лет), изучение влияния социально-демографических условий и личностной ригидности (как системообразующей личностной характеристики, определяющей возможности гибкого поведения) на особенности стратегий преодоления определившихся возрастных групп респондентов. В исследовании принимали участие 199 человек: выпускники общеобразовательной школы № 49 г. Томска -64 учащихся, городской общеобразовательной школы № 7 г. Колпашева, Тогурской сельской школы - 75 учащихся и 60 студентов очно-заочного отделения факультета психологии ТГУ, которые были разделены на три возрастные группы: 16-17 лет, 18-30 лет, 30-40 лет. Использовались адаптированный В.М. Ялтонским и В.Г. Сиротой опросник копинг-стратегий Р. Амирхана; адаптированный вариант (НИИ неврологии и психиатрии им. В.М. Бехтерева) опросника копинг-стратегий J. Heim; Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский); методы математической статистики: дисперсионный анализ, t-критерий Стьюдента. Обработка осуществлялась с помощью ЭВМ. Результаты исследования показали, что для учащихся-выпускников общеобразовательных школ (районные и городская) и студентов в возрастной категории от 17 до 40 лет наиболее выраженной оказалась базисная ко-пинг-стратегия «разрешение проблем» (средний показатель 27,4), промежуточное положение в структуре копинг-поведения заняла копинг-стратегия «поиск социальной поддержки» (средний показатель 23,4), копинг-стратегия «защита» оказалась менее используемой молодежью (средний показатель 18). В случаях преодоления проблемных ситуаций большинство из респондентов руководствуется стратегией, направленной на рациональный анализ проблемы. Копинг-стратегия «разрешение проблем» проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ случившегося, поиск дополнительной информации. Для поведения учащихся школ и студентов вуза в проблемных ситуациях характерна и стратегия «поиск социальной поддержки». Это свидетельствует об их социальной направленности и готовности, если это необходимо, решать проблемы сообща, а не уходить в «одиночество своих проблем». Менее всего молодежь в оценке своего поведения показывает использование стратегии «защита». Возникает рабочая гипотеза, является ли эте возрастной особенностью или индивидуально психологическими отличиями, сформировавшимися под влиянием современных требований общества, специфию воспитания и обучения. Применение t-критерия Стьюдента позволяет определить, различаются ли эти возрастные группы в отно шении копинг-стратегий. Данные показали, что по ис пользованию копинг-стратегий «разрешение проблем) и «поиск социальной поддержки» различий нет. По ко пинг-стратегии «защита» получились достоверные раз личия при уровне значимости (р

Ключевые слова

копинг-стратегии, возрастные особенности, психическая ригидность, социально-демографические особенности ко-пинг-поведения, юношеский возраст, взрослость, содержательные характеристики «защиты», конструктивные стратегии, copingbehavior, age psychology, rigidity as a personality, socio-demografic pecularities, construct strategies

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бохан Татьяна ГеннадьевнаТомский государственный университетКандидат психологических наук, доцент кафедры генетической и клинической психологии
Всего: 1

Ссылки

Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал 1994. Т. 15, № 1. С. 3-16
Анцыферова Л.И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях// Психологический журнал. 1996. Т. 12, № 1. С. 12-20
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6т. М. 1982. Т. 1
Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск, 1993
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск: ТГУ, 2001
Корчак Я. Воспитание личности. М., 1988
Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестн. МГУ. 1979. Сер. 14
Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2000
Мухина В.С. Возрастная психология, М., 1997
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999
Нартова-Бочавер С.К. // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 5. С. 21-30
Sek Н. Life stress in variouces domains and perseived effectiveness of social support//Polish Psychol. Bull. 1991. Vol. 23(3). P. 151-161
Becker P. Der Trierer Persoenlichkeitsfragebogen (TPF). Gottingen, 1989
Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing Coping Strategies: A theoretically based approach // J. Pers. and Soc. Psychol. 1989. Vol. 56. P. 267-283
Compas B.E. Coping With Stress During Childhood and Adolescence//Psychol. Bull. 1987 Vol. 101,№3
Olbrich E. Coping and Development// Coping and Self-Concept in Adolescence. 1990. Springer Verlag Heidelberg. P. 35-47
 Возрастные и социально-психологические характеристики копинг-стратегий в периодах юношества и ранней взрослости | Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17.

Возрастные и социально-психологические характеристики копинг-стратегий в периодах юношества и ранней взрослости | Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17.