Рассматриваются вопросы психологического обеспечения высшего профессионального образования. Одним из условий повышения эффективности инженерного образования может выступать введение системы акмеологическнх знаний в учебно-образовательный процесс. Анализируются научно-методические подходы и возможные результат плодотворной в этом плане идеи взаимосвязи и взаимообогащения акмеологии и ставших традиционными психолого-педагогических наук в инженерном образовании.
Acmeological constituent of higher engineering education.pdf Социальная ситуация в жизни российского общества связана с существенными преобразованиями в политической, экономической и социальной сферах. За последние годы, характеризуемые возникновением и развитием рыночных форм хозяйствования, новыми экономическими отношениями в производстве и распределении товаров и услуг, неопределенностью на рынке труда, жесткой конкуренцией, возникли серьезные противоречия в процессах высшего профессионального образования. Современное инженерное образование характеризуется, во-первых, ростом потребности профессиональных систем знаний у представителей самых разных инженерных профессий, социальных групп; во-вторых, расширением круга людей, проходящих переподготовку и повышение квалификации, что дает возможность прогнозирования расширения образовательных потребностей; в-третьих, наличия большого разрыва между степенью обоснованности и использования современных активных методов в образовательной практике. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в теории и практике учебно-воспитательной работы. Происходит смена образовательной парадигмы (предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет): - содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способности оперировать информацией, творческим решением научных проблем и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образования; -традиционные способы информации (устная, письменная речь) уступают место компьютерным средствам обучения, используются телекоммуникационные системы глобального масштаба; - важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие участников образовательного процесса; - особая роль отводится духовности, нравственности человека; - происходит интеграция образовательных факторов (непрерывность образовательных технологий, микро- и макросоциумы); - идет усиление роли науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Общие закономерности образовательно-воспитательного процесса специфическим образом преломляются и конкретизируются в развитии отдельных отраслей знания. Область нашего интереса - инженерное образование. Наша задача состоит в том, чтобы, ограничив себя сферой знаний психологии и педагогики высшего инженерного образования, вместе с тем показать, как через них получают воплощение и общие тенденции, и уникальные моменты, конституирующие своеобразие их места в историческом развертывании процесса инженерного образования. Идея выдвижения на передний план образовательной концепции России XXI в. стратегии, предусматривающей в основу высшего инженерного образования положить личностно-ориентированный, гуманистический подход, чрезвычайно интересна и плодотворна. И, надо сказать, это можно рассматривать как продолжение традиции, существующей в истории образования, где отмечается немало высказываний представителей интеллектуальной элиты, в которых гуманистической идее отводится первостепенная роль в общей структуре человеческого познания. Такой подход справедлив как с позиции научного познания и исследования, так и с точки зрения образовательных тенденций и, соответственно, человеческой практики, ради которой в большинстве случаев образование и необходимо. Уже ясно, что без учета личностных особенностей и психологических закономерностей не может быть эффективной деятельность ни в одной сфере человеческого познания и практики: ни в изучении языков или в журналистике, ни в области политики или бизнеса, юриспруденции или инженерного круга профессий и т.п. Представляется необходимым проанализировать, какой должна быть (стать) сама инженерная педагогика, чтобы претендовать на первые роли в высшем инженерном образовании. Нужно ли ей самой измениться, и если да, то в каком направлении и в какой степени? Для ответа на эти вопросы мы опираемся на современные научные подходы такой отрасли знаний, как ак-меология, поскольку акмеологическая составляющая в современных условиях всегда будет присутствовать (хотя иной раз может быть и в неявной форме) в любом профессиональном образовании. Акмеология уникальна тем, что она формировалась на стыке гуманитарных, общественных, естественных и точных наук и является наиболее интегративной наукой (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина). В акмеологии практика обеспечивает достижение целей совершенствования человека и оптимизации его профессиональной деятельности и требует от этой науки практических исследований и рекомендаций. В силу постоянства и неизбежности наличия этих тенденций акмеология должна быть (стать) синтетической наукой в профессиональном образовании. Это отвечает идее переструктурирования инженерного образования с учетом движущего начала в человеке, проблемы мотивации и регуляции его поведения и деятельности. Проблема сложнейшая и фундаментальная, звучащая в работах всех наиболее крупных философов, педагогов, психологов, находящаяся в центре современных исследований. Второй важный момент - это исследование условий реализации выдвинутой стратегии в системе инженерного образования России. Плодотворной в этом плане является идея взаимосвязи и взаимообогащения акмеологии и ставших традиционными психолого-педагогических наук в инженерном образовании. Естественно, что достижение таких целей возможно только на основе сотрудничества высшей школы и академической науки (интеграция образования и науки), успешной работы в содружестве преподавателей и ученых вузов различных профильных знаний. Такой опыт необходимо критически осмысливать, обобщать и пропагандировать. При этом возникает необходимость разработки целого ряда как учебных дисциплин, так и новых методических принципов, технологий, приемов, предполагающих: - теоретические и тренинговые занятия по проблемам личностной и профессиональной самореализации; - акмеологическое сопровождение как высшего, так и последипломного образования (переподготовка, повышение квалификации), требующее большей гибкости и динамичности, через систему учебно-тренинговых занятий акмеологического цикла по развитию навыков эффективного общения, мыслительных операций и умения работать с понятиями и контекстами, по проектированию будущих профессиональных стратегий, раскрытию личностного и творческого потенциала; - решение социально-психологических образовательных и профессиональных задач в профессиональном обучении через обеспечение знаниями в области акмеологии, психологии труда и инженерной психологии, психологии управления, в том числе практические занятия по проектированию управленческой команды (статус, закономерности, пути формирования) и построению профессиограмм соответствующего инженерного профиля; - решение научно-исследовательских задач в области теоретических и научно-методических проблем высшего инженерного образования. Представленная образовательная стратегия обучения, построенная с учетом акмеологических принципов, реализуемая через теоретические и активные формы занятий, предполагает следующие основные результаты: 1. Обучающиеся осваивают систему акмеологических, психолого-педагогических, социапьно-коммуника-тивных знаний. 2. Обучающийся становится формирующимся и развивающимся специалистом. 3. Накопленный потенциал знаний и умений обеспечит поступательное саморазвитие личностной и профессиональной компетентности, возможность творческого, гибкого подхода, адекватного возникающим научным, образовательным и профессиональным задачам. 4. Обучающийся овладевает технологией превращения знаний и способов деятельности по предметным циклам в средство решения содержательно-технологических и субъектно-реализационных личностных и профессиональных задач. 5. Выпускник гибко адаптируется к меняющимся социальным условиям и рынку труда.
Козлова Наталья Викторовна | Томский политехнический университет | Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогических измерений | |
Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М., 1996
Деркач АА. Акмеология: личносшое и профессиональное развитие человека. Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000
Деркач А.А.,Орбан Л.Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995
Залевский Г.В., ПрозументоваГ.Н. Концепция открытого образовательного пространства (проект). Томск, 1998
Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992
Психология образования / Под ред. А.А. Вербицкого. М., 1992