Соотношение ригидности и креативности у студентов-первокурсников вуза | Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17.

Соотношение ригидности и креативности у студентов-первокурсников вуза

Рассматривается уровень ригидности и креативности, прослеживается связь данных параметров с успеваемостью студентов I курса в конце второго семестра обучения

The problems of regidness and creativity with the first year student.pdf Исследования последних лет потверждают, что подавляющее большинство отклонений в развитии личности опосредовано сложным взаимодействием множества предикторов, в которых одну из важнейших ролей играют психологические характеристики личности (Прихожан, 1995). Поэтому для ранней дифференциальной диагностики, организации психопрофилактической и реабилитационной работы необходим учет не только особенностей проявления дезадаптационных симптомов, но и внутренних условий личности, через которые преломляются все психотравмирующие и экзогенно-орга-нические факторы, способствующие формированию дезадаптационного процесса. К таким условиям относятся ригидность-флексибильность. Ригидность и креативность как один из аспектов флек-сибипьности относятся к базовым свойствам личности человека, т.е. влияют на формирование и проявление более частных личностных черт. Гибкость, как личностная характеристика, является одним из факторов, предопределяющих возможность успешного разрешения человеком широкого спектра жизненных проблем и эффективной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды [4]. Ригидный (неадекватный) способ реагирования как устойчивая личностная характеристика препятствует становлению психического гомеостаза при изменении внешней ситуации за счет фиксации неэффективных поведенческих стратегий [1]. Согласно мнению ряда авторов, ригидность и гибкость (флексибильность) являются полюсами единого континуума, т.е. между ними существует отрицательная корреляция [1]. Гибкость в оценке самого себя, а также в умении под напором опыта переоценивать ранее сложившуюся систему ценностей является одним из условий психической цельности индивида и его психического здоровья [2]. В связи с этим мы считаем актуальной диагностику и развитие креативности/гибкости учащихся, особенно студентов, чья будущая профессия связана с деятельностью в социальной сфере. Таким образом, целью нашего пилотажного исследования является изучение уровня ригидности и креативности студентов I курса в конце второго семестра обучения и связей между креативностью и успеваемостью, а также между ригидностью и успеваемостью. Соответственно первая задача - определить степень выраженности вышеперечисленных качеств у каждого конкретного студента, вторая - по итогам данного исследования составить план для более полного и детального изучения корреляционных связей между отдельными показателями методик. Показатель Бегл. Гибк. Ориг Разр. ШКСР ШАР ШСР ШУР ШРКС ШПР ШЛ ШР Очень высокий 3,1 0 0 0 25 3,1 9,4 0 Высокий 90,6 53,1 15,6 39,4 28,1 18,8 37,5 9,4 40,6 46,9 Средний 9,4 40,6 43,8 54,5 62,5 62,4 46,9 68,7 25 43,7 90,6 100 Низкий 0 6,3 40,6 6,1 6,3 18,8 15,6 21,9 9,4 6,3 В исследовании приняли участие 33 респондента: 30 девушек и 3 юноши. Методы, примененные в исследовании: Томский опросник ригидности Г.В. Залевского (ТОРЗ) [5] и рисуночный субтест Краткого теста творческого мышления Торранса (КТТМ) [3]. В качестве показателя успеваемости использовались усредненные результаты сдачи экзаменов в первом и втором семестрах. Результаты исследования В методике Торранса выделяются такие показатели креативности, как беглость (число завершенных фигур), гибкость (число различных категорий ответов), оригинальность (определяет уровень стандартности - нестандартности рисунков), разработанность рисунка (количество значимых деталей (идей), дополняющих исходную стимульную фигуру как в границах контура, так и за ее пределами). В ходе исследования нами были получены результаты, %, представленные в таблице: Таким образом, по тесту креативности Торранса выявлено преобладание у студентов высоких показателей беглости и гибкости и средних - оригинальности и разработанности, что свидетельствует о недостаточном развитии флексибильности. Отсутствие низких показателей беглости можно считать признаком достаточной подвижности нервных процессов. Очень высокие показатели ригидности были обнаружены только по шкале ригидности как состояния (у 25% студентов), что мы объясняем стрессовой ситуацией накануне сессии. По шкалам ригидности как состояния и преморбидной ригидности преобладали высокие показатели среди исследуемой выборки; данный факт настораживает, так как шкала преморбидной ригидности выявляет вероятность серьезных нарушений психического здоровья в стрессовых или нестандартных ситуациях. По другим шкалам преобладают умеренные показатели. В целом можно сделать вывод, что у данной группы студентов ригидность и флексибильность выражены примерно в равной степени. При решении второй задачи мы провели корреляционный анализ успеваемости и разработанности, успеваемости и гибкости, успеваемости и беглости, при этом мы опирались на утверждения Т.Е. Левицкой, С.А, Богомаза, Г.В. Залевского о существовании отрицательной корреляции между показателем гибкость/беглость КТТМ и усредненной за год успеваемостью учащихся, а также мнение Торранса о наличии положительной корреляции между разработанностью и успеваемостью. Нами выявлена незначительная отрицательная корреляция между показателем беглость/гибкость и успеваемостью (-0,12), что совпадает с первым утверждением, и средняя выраженная отрицательная корреляция между разработанностью и успеваемостью (-0,32), что противоречит мнению Торранса. Также была выявлена отрицательная корреляция между разработанностью и ригидностью в целом (-0,31), между беглостью и ригидностью (-0,30). Значимая корреляция между гибкостью и ригидностью и оригинальностью и ригидностью не обнаружена. Нами планируются продолжение исследования в данном направлении и проведение ряда бихевиорально ориентированных тренингов и других форм занятий по развитию креативности, так как, согласно Л.Б. Ермолаевой-Томиной, природу креативности определяют не только природные задатки и индивидуальные особенности человека, но и все формы влияния социальной среды, а также характер и структура деятельности. Выводы 1. В выборке студентов-первокурсников выявлено преобладание высоких показателей беглости и гибкости и средних - оригинальности и разработанности, высокие показатели ригидности по шкале ригидности как состояния и шкале преморбидной ригидности, что свидетельствует о недостаточном развитии флексибильно-сти в целом. 2. Студенты-первокурсники обладают достаточной подвижностью нервных процессов в целом. 3. В нашем исследовании подтвердились данные о существовании отрицательной корреляции между показателем гибкость/беглость КТТМ и усредненной за год успеваемостью учащихся. 4. Данные о наличии положительной корреляции между разработанностью и успеваемостью в нашем исследовании не подтвердились.

Ключевые слова

ригидность, флексибильностъ, креативность, оригинальность, успеваемость, regidness, flexibility, fluentness, originality, progress, creativity

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Смирнова Светлана ВикторовнаАмурский государственный университетАссистент кафедры психологии и педагогики
Павлова Екатерина ВикторовнаАмурский государственный университетСтудентка 5-го курса
Всего: 2

Ссылки

Залевский Г.В., Богомаз С.А. Специализация полушарий мозга человека как фактор, детерминирующий его ригидность//Сибирский психологический журнал 1998.№10.С. 36-41
Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск, 1993
Краткий тест творческого мышления: Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995
Левицкая Т.Е., Богомаз С.А., Залевский Г.В. К проблеме творческого мышления учащихся// Сибирский психологический журнал. 2000. № 12. С. 54-58
Осипова Т.Ю. Возможности развития коммуниютивной креативности студентов технического вуза// Сибирский психологический журнал. 1999. № 11 С 47-52
Томский опросник ригидности Г.В. Залевского (ТОРЗ) // Сибирский психологический журнал. 2000. № 12. С. 129-134
 Соотношение ригидности и креативности у студентов-первокурсников вуза | Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17.

Соотношение ригидности и креативности у студентов-первокурсников вуза | Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17.