Флексибильность психики - основа высокой толерантности к диссонансу
Исследовались группы реагирования и способы редукции когнитивного диссонанса детей 6-8-летнего возраста (всего 144 человека) с задержкой психического развития нетяжелыми нарушениями речи церебрально-органического генеза. Контрольную группу составляли дети с нормальным уровнем развития Сравнение осуществлялось по следующим способам редукции диссонанса: «вынужденное согласие» и «игнорирование информации»
Flexibility of psyche-basis of high tolerance to discord.pdf Стремительные перемены в обществе, с одной стороны, с другой - косность, консерватизм сегодняшней педагогической практики, нацеленной на предоставление школьникам определенного объема информации (знаний), и как результат - рост их дезадаптированнос-ти, возрастающие в геометрической профессии психосоматические заболевания, школьные неврозы, деструктивные формы поведения, которые с наибольшей силой проявляются у детей с отклонениями в развитии [2], требуют смены парадигмы в общем и специальном образовании. В центр образовательно-воспитательного процесса школы должна быть поставлена личность ученика во всем многообразии её проявлений. Важнейшими достижениями личности, позволяющими успешно адаптироваться в социуме, являются умение стремительно реагировать на происходящие жизненные перемены, обладание динамизмом, пластичностью, гибкостью, переключаемостью, вариативностью, эластичностью - высокой флексибильностью психики [3]. В соответствии с нашей позицией было построено исследование по изучению типов реагирования и способов редукции когнитивного диссонанса детей с различной психической организацией - нормальных и с отклонениями в развитии. В эксперименте приняло участие 144 ребенка 6-8 лет. В первую (экспериментальную) группу вошли дети с отклоняющимся развитием: дети с задержкой психического развития (ЗПР) и дети с тяжелыми нарушениями речи церебрально-органического генеза. Вторую группу (контрольную) составляли дети с нормальным уровнем развития. В экспериментальном исследовании участвовали дети школы № 81 (классы выравнивания), специализированного детского сада № 321 г. Красноярска, пациенты детской поликлиники г. Дивногорска. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера [10] объясняет влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов (мнений, понятий). Исходная ситуация когнитивного диссонанса - это когда субъект одновременно располагает двумя противоречивыми знаниями, испытывая при этом чувство дискомфорта. Такая ситуация неизменно возникает при принятии решения (при выборе из двух или нескольких возможностей). Согласно теории когнитивного соответствия Ф. Хайдера, когнитивная структура человека не может быть несбалансированной. В 1956 г. Дж. Брем [12] обнаружил паттерн редукции диссонанса: когда выбор из ряда возможностей уже осуществлен, он начинает казаться индивиду более правильным и предпочтительным, чем раньше, а отвергнутые возможности он стремится обесценить. В ряде случаев когнитивный процесс на этом не прекращается. Сила диссонанса и успешность его редукции зависят от разницы в уровне привлекательности каждой из альтернатив (Мартин), а также от степени самоуважения (количества самоатрибуций) индивида [14]. В соответствии с классической теорией диссонанса у индивида есть ряд способов редуцировать диссонанс и тем самым снизить эмоциональное напряжение, возникающее у него после принятии решения: 1) изменение собственного представления об объекте в соответствии с воспринятой информацией и ожиданиями социального окружения вопреки личным желаниям и потребностям; 2) отстаивание собственной позиции по вопросу; 3) игнорирование полученной информации и представление ее ошибочной. Первый способ редукции диссонанса, по мнению Bednar, Wells и Peterson [11], является нерациональным, поскольку связан с неспособностью изменить ситуацию к лучшему, а также в силу того, что ведет к изменению собственных знаний, установок, потребностей, т.е. является наиболее стрессогенным. Два других - оптимальны для гармонизации психического состояния субъекта. Цель и краткое содержание эксперимента Цель эксперимента - изучение способов редукции когнитивного диссонанса. В ходе исследования были смоделированы ситуации диссонанса: предлагалась исходная ситуация, у которой было несколько альтернативных действий, и испытуемый должен был решить, какой вариант действий он предпочел бы. После того как выбор был сделан, говорилось, что другие ребята (с высоким социальным статусом) поступили противоположным образом, и снова испытуемого спрашивали о его выборе действий в той или иной ситуации (методика предложена Мартином). В другом случае испытуемым задавалась учебная ситуация; как только испытуемый сообщал о своем выборе, экспериментатор «сомневался» в правильности ответа и предлагал пересмотреть сделанный выбор. Эксперимент состоял из трех этапов. Первый этап. Выявлялись предпочитаемые испытуемым способы поведения (выбор действий) в той или иной ситуации посредством предъявления ему рисунков с действующими персонажами (методика С. Розен-цвейга, детский вариант). Исследование по методике показало, что отклонения от нормативных показателей (предложенных методикой) в реагировании на фрустрирующую ситуацию (ситуацию выбора) имеют место как у детей с нормой, так и у детей с отклонениями в развитии (рис. 1), где 1 - показатели типов и направлений реакций детей с нормой развития; 2 - детей с отклонениями в развитии. Е - экстра-пунитивные реакции; I - интропунитивные; М - импу-нитивные; ОД - с фиксацией на препятствии; ЕД - с фиксацией на самозащите; NP - с фиксацией на удовлетворении потребностей. соб редукции диссонанса назван способом «вынужденного согласия». Если испытуемые редуцировали диссонанс путем изменения степени привлекательности альтернатив в сторону увеличения предпочтительности выбранной альтернативы («Он сорвал цветы, ведь у его мамы день рождения») или уменьшения привлекательности отвергнутой альтернативы («Я нечаянно разбила куклу. Подарить свою я не могу. Пусть другие дарят, если у них их много») - такой способ назван «отсутствием согласия». Во втором случае это проявлялось так: после дополнительной проверки, испытуемые оставляли раз- Рис. 1. Отклонения от нормативных показателей поведенческих проявлений у детей с нормой и отклонениями в развитии 100% 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0 Для детей контрольной и экспериментальной групп наиболее выраженной является разница оценок направлений реакций. Реакция ОД - с фиксацией на препятствии, когда испытуемый в своем ответе подчеркивает фрустрирую-щий для него характер ситуации - у 50% детей экспериментальной группы имеет место выход за верхнюю и нижнюю границы нормативного интервала по данной реакции. Оценка реакции Е Д - с фиксацией на самозащите и реакции NP - с фиксацией на удовлетворении потребности у 83,5% детей экспериментальной группы имеет расхождение с нормативными показателями. Для реакций ЕД характерен выход за пределы верхней границы допустимого интервала (силы субъекта сосредоточены на защите своего Я), а для реакций NP - за пределы нижней границы допустимого интервала - недостаточная адекватность решения проблемы. Наибольшее количество адаптивных реакций (NP) проявляют те испытуемые, у которых достаточно равномерно представлены все типы реакций - т.е. те дети, которые в равной степени владеют различными способами поведения в сшуации выбора. На втором этапе изучались способы редукции диссонанса указанным выше образом. В том случае, если под влиянием обстоятельств испытуемый изменял свой выбор поведенческих действий на альтернативные, спо-ложенные карточки с заданием в прежней последовательности. В том случае, если ребенок с безразличием относился к противоречию между собственным ответом и навязываемым со стороны, такой способ редукции диссонанса мы назвали «игнорирование информацией». Полученные при подсчете результатов по двум экспериментальным ситуациям данные представлены в таблице. У детей с отклонениями в развитии более предпочтительными в социальной ситуации являются второй и третий способы редукции диссонанса (менее дискомфортные), у детей с «нормой» развития - первый способ. В учебных действиях, напротив, дети экспериментальной группы в большей степени склонны прислушиваться к мнению взрослого и предпочитают разрешать диссонанс способом «вынужденного согласия», а дети контрольной группы - способом «отсутствия согласия». Таким образом, при наличии рациональных способов разрешения диссонанса у многих детей контрольной группы с высокой самооценкой и когнитивной зрелостью в процессе общения наряду со стремлением уменьшить противоречие прослеживается желание интерио-ризировать взгляды и ценности той социальной среды, в которой они находятся (51 % - проявление способа редукции диссонанса «вынужденного согласия»). Ребенок с флексибильной психикой (гармоничной психической организацией) обладает высокой толерантностью к диссонансу - он легко принимает обратную негативную связь, выделяет в ней положительные моменты и проводит соответствующие изменения в своем поведении, так как обладает необходимыми для этого ресурсами. Для многих детей с отклоняющимся развитием в силу незрелости, своеобразия способов переработки информации, низкого числа самоатрибуций характерны нерациональные способы редукции диссонанса. Чтобы избежать внутреннего дискомфорта, ребенок с дисгармоничной психической организацией (экспериментальная группа): а) стремится избегать ситуаций принятия решений (11% - проявление способа «вынужденного согласия»), отсюда отсутствие положительного опыта разрешения эмоциогенных (личностно значимых) жизненных ситуаций. слабо продуктивные, неадекватные типы поведенческих реакций; б) реже, чем ребенок контрольной группы, ориентируется в своих поведенческих действиях на социальные (нравственные) нормы; в) социальные ситуации он либо искусственно обесценивает для себя (44% - проявление способа редукции диссонанса «игнорирования информации»); г) либо проявляет ригидность в стиле поведения, не желая вносить изменения в сложившиеся взгляды и установки (45% - проявление способа редукции диссонанса «отсутствие согласия»); д) в учебной ситуации он предельно робок и зависим от мнения более компетентного участника деятельности (партнера по общению). Мы приходим к выводу, что несформированносгь умения оперирования информационными признаками - ригидность психики - часто является следствием задержки психического развития, что служит той психологической почвой, на которой формируется низкая толерантность к когнитивному диссонансу, а значит, эмоциональная и социальная незащищенность и дезадаптация личности. Выделив тенденции формирования социальной дезадаптации личности, можно с большей долей вероятности прогнозировать ее эмоциональные и поведенческие реакции, а также направления и формы социально-психологической и педагогической коррекционной работы. Таблица Способы редукции диссонанса детей с разной психической организацией, % Способы редукции диссонанса Экспериментальная группа Контрольная группа 1-я ситуация 2-я ситуация 1-я ситуация 2-я ситуация Вынужденное согласие 11 66,7 51 20 Отсутствие согласия (аргументация) 45 33,3 21,5 80 Игнорирование информацией 44 0 27,5 0
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 216
Ключевые слова
Авторы
Список пуст
Ссылки
Флексибильность психики - основа высокой толерантности к диссонансу | Сибирский психологический журнал. 2001. № 14-15.
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 2384
Вы можете добавить статью