Обсуждается проблема управления с позиций профессиональной подготовки. Проведено сравнительное исследование с использованием MMPI студентов политехнического и педагогического вузов. Обозначены динамические особенности личности студентов обоих институтов и рассмотрены причины указанных различий.
The Comparative Research of Individual-Typological Peculiarity of the Person of the Students of Polytechnic and Pedagogi.pdf В последнее время государственные учреждения и частные фирмы стали концентрировать свое внимание на вопросах совершенствования управленческой деятельности. Еще в перестроечное время, когда российское руководство только начинало официально вводить рыночные отношения, стали возникать многочисленные предприятия и акционерные общества, которые пытались заниматься разнообразными видами производственной деятельности. Как правило, это были мелкие объединения производителей или кооперативы. Такая экономическая ситуация потребовала большого количества руководителей самого различного ранга, поэтому на первых порах эти управленческие функции выполняли люди, не вполне соответствующие предъявляемым к ним требованиям. Дальнейшее развитие рыночных структур привело к тому, что руководители, не обладающие необходимыми деловыми и личностными качествами, перестали удовлетворять сформировавшемуся управленческому стандарту, и это стало одной из причин того, что очень многие предприятия и кооперативы, организованные в конце 80-х - начале 90-х годов, пришли в упадок и были поглощены криминальными структурами. Такой поворот событий заставил поднять вопрос о подготовке специалистов в области управления. Но одними постановлениями эта проблема не могла быть решена, так как сразу же встал вопрос профессионального обучения менеджменту, а также психологического отбора кандидатов на такое обучение. Среди психологических аспектов подготовки управленческих кадров одно из ведущих мест совершенно справедливо отводится комплексу вопросов, касающихся личностных и деловых качеств будущих руководителей, а особое место в этом ряду занимает исследование и психодиагностика особенностей их характера, которые играют определяющую роль в процессе формирования индивидуального управленческого стиля. Каким видится психологу успешный руководитель, какими психологическими и поведенческими качествами он должен обладать? - эти вопросы еще очень далеки от своего окончательного разрешения. Личность будущего руководителя и предпринимателя, ее формирование в процессе профессионального обучения - проблема чрезвычайно актуальная, но особенно важной она становится именно в студенческие годы; ведь от того, по какому пути пойдет развитие личности будущего руководителя, зависит вся его дальнейшая профессиональная карьера. До недавнего времени считалось, что уровень квалификации специалиста определяется исключительно тем объемом знаний, которые получены им в процессе обучения. Однако специальные исследования показали, что даже степень усвоения знаний существенно зависит от индивидуальных особенностей обучающегося. Более того, выяснилось, что важную роль в этом процессе играют не столько характеристики познавательных процессов, сколько индивидуально-типологические особенности личности (В.И. Ковалев, 1988; Е.А. Климов, 1990; В.Д. Шадри-ков, 1996). Вопросы оптимизации и повышения эффективности профессионального обучения в вузе, а также процесс его индивидуализации становятся, таким образом, проблемой правильного отбора и ориентации студентов на определенную группу профессий с учетом их индивидуально-типологических особенностей и, конечно же, мотивации. В настоящее время эти проблемы стали предметом пристального внимания психологов, работающих в области профессионального обучения. Разделение личности на сферу индивидуально-типологических особенностей, отражающих динамику психической деятельности, и мо-тивационную, связанную с ее содержанием, имеет под собой серьезные основания, поскольку такой подход предоставляет возможность вплотную подойти к выявлению реальных причин и динамики человеческого поведения. Однако возникает необходимость четко обозначить место мотивационной сферы и индивидуально-типологических особенностей в общей структуре личности, а для этого ограничить последние только динамическими поведенческими характеристиками. В самом деле, в исследованиях, например, характера, оцениваются лишь динамические характеристики личности, способные проявиться только в поведении, такие как самостоятельность, общительность, ригидность -люди могут отличаться друг от друга по одним из них и не различаться по другим. 16 * Кроме того, многочисленными исследованиями установлено, что индивидуально-типологические черты сильно связаны друг с другом, и наличие в структуре характера одной черты подразумевает присутствие других, например, ригидность, высоко коррелирует с конформностью, догматизмом, авторитаризмом (Г.В. Залевский, 1993). Наличие таких тесных корреляций позволили выделить целые наборы связанных черт, которые могут отражать обобщенные стратегии и конкретные способы поведения человека среди других людей. С этой точки зрения можно говорить о типе темперамента, который представляет собой индивидуальную совокупность формально-динамических поведенческих характеристик, или о типе характера, как о социально обусловленном стереотипе реагирования. Арсенал психодиагностических методов, используемых для исследования индивидуально-типологических особенностей очень широк. Есть методики, позволяющие дать интегратив-ную оценку характера или темперамента и вскрыть их структуру. Это, как правило, довольно большие по объему и трудоемкие в работе опросники. С другой стороны, современная психодиагностика располагает и небольшими по объему тестами, с помощью которых может быть исследована одна или несколько индивидуально-типологических черт. Цель данного исследования заключается в поиске индивидуально-типологических особенностей личности у студентов политехнического и педагогического вузов. Выбор профессии технического либо гуманитарного профиля не случаен и обусловлен многими факторами как социального, так и индивидуального порядка (В.Г. Морогин, И.Ю. Соколова, 1995). Определенную роль в этом выборе, безусловно, играют и индивидуально-типологические характеристики личности. -тф В качестве психодиагностического инструмента в исследовании использовался модифицированный вариант Минессотского многопрофильного личностного теста (MMPI). Главная цель этой модификации состояла в том, чтобы сделать утверждения этого теста доступными, понятными и учитывающими культурные особенности российских испытуемых, а также в том, чтобы сократить общее количество пунктов, исключив из списка индифферентные утверждения. Результатом такой модификации стала версия методики, включающая в себя 383 утверждения (В.Г. Морогин, 1996). Всего было обследовано 89 студентов Томского политехнического университета и 58 студентов Томского педагогического университета в возрасте от 16 до 23 лет. Сравнительный анализ усредненных групповых профилей MMPI выявил несколько шкал, показатели которых отражают существенные различия в динамической структуре личности студентов политехнического и гуманитарного вузов. Первые характеризуются значительно более высокими показателями по шкале лжи (L) (р
Морогин Владимир Григорьевич | Томский государственный педагогический университет | доктор психологических наук, профессор Образовательного центра «ФмиП» | |
Кубарев Евгений Николаевич | Томский государственный педагогический университет | директор Образовательного центра «ФМиП» | |
Шадриков В.Д. Психическая деятельность и способности человека. - М., 1996. - 319 с.
Морогин В.Г. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности (теория и практика) II Дисс..доктор психол. наук. - Томск, 1999.-375 с.
Морогин В.Г. Психодиагностика аномальных состояний личности. - Домодедово, 1996. -130 с.
Морогин В.Г., Соколова И.Ю. Профессиональные предпочтения и некоторые индивидуально-типологические особенности личности студентов технического вуза. // Психологический журнал.- 1995.-Т. 16.-№2.-С. 114-119.
Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 1990.-158 с.
Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность.-М., 1988.- 191 с.
Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. - Томск, 1993. - 272 с.