Рассматривается проблема ценностно-смысловой сферы экономических и политических лидеров современной России. Проведено экспериментально-психологическое исследование указанного феномена. Обсуждаются особенности формирования смыслов и ценностей у политика и бизнесмена.
Experimental-Psychological Study of the Peculiarity of the Value-Sense Sphere of the Political and Economacal Leaders of.pdf Способность осмысливать свою жизнь является родовой особенностью человека. Осознавая уникальность и неповторимость своего жизненного пути и, в то же время, свою принадлежность некоторой общности человечества, человек должен осмыслить свое место в мире и среди других людей, прожитую жизнь и текущий момент, свои цели и ценности. Ценностно-смысловая сфера является важным структурным компонентом личностной сферы, «поскольку именно от того, каковы психологические механизмы функционирования ценностей, каков нравственный склад личности и ее сознание, зависит, в конечном итоге, ценностно-нравственное состояние современного общества» [1]. На сегодняшний день, когда наша страна переживает переломный, переходный период своего развития, особенно велика роль политических и экономических лидеров, которые привлекают все больше внимание граждан России, являясь «проводниками мировоззрения» [4]. Именно ведущих деятелей политики и бизнеса рассматривают как источник ценностей и норм, с ними связывают духовную и нравственную сохранность общества. Однако повышенный интерес к внебюджетным социальным группам сочетается с практически полным отсутствием исследований, отражающих специфику ценностных ориентаций российского лидерства в областях политики и бизнеса. Так же необходимо заметить и то, что на сегодняшний момент, несмотря на повышенный интерес к проблематике ценностно-смысловой сферы, существующие работы по данной теме не образуют единого проблемного поля, степень оплодотворения разными подходами друг друга очень и очень невелика. Вследствие этого особую актуальность приобретает изучение и интегрирование имеющегося материала и разработок. Так, в результате анализа зарубежных работ по данной проблематике, смысл предстает как бы двояким образом: в одних подходах - это производный от мотивов и ряда других факторов, частный структурный элемент деятельности и созидания индивида, в других - базисное интегральное образование, детерминирующее содержание и направленность всей жизнедеятельности индивида. В рамках последнего направления особенно выделяется теория личности и ло-готерапия Виктора Франкла [15]. В. Франкл рассматривает феномен смысла как важнейшую жизненную цель или задачу, но каждый человек может и должен найти смысл собственной жизни. Ценности же, в рамках данной концепции, имеют смысловую природу. Это «смысловые универсалии, кристаллизировавшиеся обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться» [15]. Теория личности и логотерапия В. Франкла во многом перекликается с общепсихологической концепцией смысла Д.А. Леонтьева [7]. Автор говорит о троичной природе смысла, выделяя онтологический, феноменологический и дсятсльностный аспекты смысловой реальности. Вследствие этого он определяет смысл как «отношение между субъектом и объектом, или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению)» [7]. Данное определение было принято нами за основу при организации экспериментального исследования особенностей и специфики ценностно-смысловой сферы политиков и предпринимателей. Методы исследования. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), представляющий собой адаптированную версию теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонардо Махалика, основанную на концепции Виктора Франкла. Наряду с общим показателем осмысленности жизни, эта методика включает пять субшкал, отражающих три смысложизнен-ные ориентации и два аспекта локуса контроля: цели в жизни, процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни, результа- Кроме того, использовались два теста из ценностно-ориентироваиной системы методик «Диагностика внутреннего конфликта», разработанной Е.Б. Фанталовой. Первая методика -это «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦЦ). Основной психометрической характеристикой методики является показатель «Ценность-Доступность», отражающий отношения между двумя плоскостями сознания, а именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных замыслов, дальнейших жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в «обозримом психологическом поле», в зоне «легкой досягаемости». Данная методика дает также возможность выявления внутренних конфликтов (ВК), «внутренних вакуумов (ВВ) и нейтральной зоны (НЗ) в структуре личности. Вторая методика - это «Свободный выбор ценностей». Данный тест позволяет более полно охватить «целостное ядро» личности, чтобы в итоге иметь информацию не только о внутренних конфликтах и внутренних вакуум ах, но и от функционирующей в ценностно-смысловой сфере системы, наиболее значимых, влияющих на поведение и деятельность и частично взаимосвязанных между собой ценностей. В качестве испытуемых выступили 27 мужчин, которые составили три группы: 2 экспериментальные: политики (А ^ 6 человек) и бизнесмены (Б - 11 человек), - и одна контрольная (10 человек). В последнюю группу вошли люди, не относящиеся к двум вышеназванным сферам деятельности. Возраст испытуемых варьировался от 19 до 62 лет. Малочисленность выборки объясняется нежеланием субъектов принимать участие в данном исследовании в связи с имеющимися негативным опытом общения с психологами. ва Результаты исследования. Прежде всего, анализ выборки показал низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Величина индекса расхождения «Ц-Д» у трех групп находится в пределах от 0 до 33: ЭА=20; ЭБ'27,91; К=32. На основании этих данных мы можем сделать вывод о том, что они удовлетворены текущей жизненной ситуацией, прибывают в гармонии с собой. Это подтверждается и доминированием у всех трех групп испытуемых НЗ (совокупность показателей, где нет заметных ВК и ВВ). Это еще раз доказывает, что ценности и возможности их удовлетворения в основном совпадают. (ЭА=63,87%; ЭБ=41,14%; К~45,95%). Сравнение выраженности ВК и ВВ у испытуемых не дали значимых результатов (рисунок 1). Сравнение ВК, ВВ, НЗ категории Рисунок I Однако была выявлена значимая разница между тремя группами относительно, прежде всего, проверочного списка основных 12 понятий-ценностей (Тест УСЦЦ). Так, в экспериментальной группе лидеров-политиков значимые различия по параметрам «Ценность» и «Доступность» были обнаружены относительно таких ценностей, как (рис. 2, рис. 3): 1. Активная деятельная жизнь (шкала №1). Ц: ЭАЖ t=3.06 при о=0,05 ЭА>ЭБ t=3.46 при а=0,05 Д: ЭА>ЭБ t=2,71 при а=0,05 2. Интересная работа (шкала №2). Ц: ЭА>К t=3.62 при а=0,05 ЭА>ЭБ t=3.85 при а=0,05 Д: Я4>Kt=2,5 при а=0,05 3. Материально обеспеченная жизнь (шкала №6) Ц: ЭА>ЭБ 1=2,33 при а=0,05 4. Уверенность в себе (шкала №8). Ц: а4>ЭБ 1=3.04 при а=0,05 5. Любовь (шкала №5): Ц: ЭАЭА 1=2,57 при а=0.05 2. Любовь. Ц: ЭБ>ЭА 1=6,2 при а=0,05 В результате сравнения двух экспериментальных групп очень хорошо прослеживается разновекторная направленность их ценностно-смысловой сферы. Политики ориентированы, прежде всего, на внешний социальный статус, положение, на общественное мнение. В противовес им бизнесмены придают большое значение своей внутренней жизни, состоянию, значимым отношениям. Все вышеизложенное во многом подтверждается данными, полученными в результате использования методики СЖО. Значимые различия были обнаружены при сравнении двух экспериментальных групп (политики и бизнесмены) с контрольной (рис. 4). Так, существенная разница между ЭА и К прослеживается по шкале «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». ЭА>К t=2,83 при а=0,05 Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Высокие показатели по этой шкале (Сбщк. №2=37,66 при Х=31,09) говорят о том, что политики воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Значимые различия были также обнаружены при сравнении ЭА с К по общему показателю ОЖ. ЭАЖ t=2,37 при а=0,05 Что касается сопоставления ЭБ с К, то здесь существенная разница прослеживается по 4 субшкале «Локус контроля - Я» (Я - хозяин жизни). ЭБЖ t=2.67 при а=0,05 Высокие балы (Сбшк №4=23,09 при Х=21.13) соответствуют представлению бизнесменов о себе как о «сильной личности», обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Наиболее полно специфические особенности ценностно-смысловой сферы политиков и бизнесменов отразились в ценностных рядах, построенных по данным методики УСЦД. Субижапаб >Субижал*2 Субижвл»4 'бикялаЗ Рисунок 4. Смысложиэненные ориентации Ценностный ряд политиков Ценностный ряд бизнесменов 1 Интересная работа. Уверенность в себе Любовь (Оуховная и физическая близость с любимым человеком) 2 Материально обеспеченная жизнь Здоровье (физическое и психологическое) 3 Активная деятельная жизнь Счастливая семейная жизнь 4 Счастливая семейная жизнь Наличие хороших и верных друзей 5 Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуального развития) Свобода как независимость в поступках 6 Свобода как независимость в поступках Материально обеспеченная жизнь 7 Здоровье(физическое и психологическое) Уверенность в себе 8 Наличие хороших и верных друзей Интересная работа 9 Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуального развития) 10 Творчество (возможность творческой деятельности) Активная деятельная жизнь 11 Красота природы и искусства Творчество 12 Красота природы и искусство При интерпретации результатов методики «Свободный выбор ценностей» были получены дополнительные данные, касающиеся ценностной иерархии политиков и бизнесменов. Ценностный ряд политиков Ценностный ряд бизнесменов 1 Уважение к людям Любовь как чувство мужчины к женщине 2 Целеустремленность и дружелюбие Порядочность 3 Деньги Целеустремленность 4 Практический склад ума Чувство юмора 5 Твердая воля, мудрость, доброта, щедрость, порядочность, наличие детей, семьи, самокритичность Наличие семьи 6 Незлопамятность, работоспособность Оптимизм 7 Доброжелательность Доброта ............... . . . 8 Философский склад ума Любовь к детям, Деньги, жизнерадостность 9 Общительность 10 Прямота, терпение Также особенности ценностно-смысловой сферы политиков и бизнесменов прослеживаются и в рядах доступности, построенных по данным методики УСЦД. Ряд доступности политиков Ряд досту пности бизнесменов 1 Активная деятельная жизнь Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 2 Интересная работа Счастливая семейная жизнь 3 Уверенность в себе Уверенность в себе 4 Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуального развития) Свобода как независимость в действиях 5 Свобода как независимость в поступках и действиях Интересная работа 6 Счастливая семейная жизнь Активная деятельная жизнь s 37 1 Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком). Наличие хороших верных друзей Здоровье 8 Материально обеспеченная жизнь Наличие хороших и верных друзей 9 Здоровье Материально обеспеченная жизнь 10 Красота природы и искусства Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуального развития) И Творчество Красота природы и искусство 12 Творчество Зышеназванные данные, во многом подтверждаются рядами доступности, построенными в результате использования методики «Свободный выбор ценностей». Ряд доступности политиков Ряд доступности бизнесменов 1 Уважение к людям Любовь как чувство мужчины к женщине 2 Дружелюбие Порядочность 3 Практический склад ума. Целеустремленность Чувство юмора 4 Деньги Целеустремленность 5 Доброта. Наличие детей. Наличие семьи. Наличие семьи 6 Самокритичность. Доброжелательность. Порядочность. Оптимизм 7 Твердая воля Доброта. Деньги 8 Незлопамятность Любовь к детям. Прямота. Откровенность 9 Мудрость. Щедрость. Философский склад ума. Общительность. Жизнерадостность На основании результатов, полученных в ходе эксперимента, были сделаны следующие выводы: 1. Исследование первой категории ис ш-туемых (А) показало, что для политиков наибольшую значимость приобретают такие ценности, как: интересная работа, активная деятельная жизнь, уверенность в себе, уважение к людям, материально обеспеченная жизнь, целеустремленность. Эти результаты соотносятся с высокими показателями по второй субшкале (процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни) и шкале ОЖ (осмысленность жизни). Полученные данные указывают на то, что сфера деятельности политиков изначально направлена во внешних проявлениях на общество, а во внутренних - на собственное благо, что отражается в выборе ценностей, ориентированных на социальный статус, положение, общественное мнение. 2. Исследование второй категории испытуемых (Б) показало, что для бизнесменов наибольшую значимость приобретают такие ценности, как: любовь, здоровье, счастливая семейная жизнь, порядочность. Все это соотносится с высоким показателем по четвертой субшкале (Ло-кус контроля - Я (Я - хозяин жизни)). Таким образом, можно сказать, что в отличие от политиков, бизнесмены придают большое значение своей внутренней жизни, состоянию, значимым отношениям. 3. Имеющиеся данные подтверждают наличие специфических особенностей ценностно-смысловой сферы политиков и бизнесменов. В завершении хочется отметить выявленное нами неожиданное высокое значение ценностей любви и счастливой семейной жизни в группе предпринимателей при явной незначимости ценностей денег и материальной обеспеченности. Более глубокому анализу выявленного противоречия будет посвящено наше дальнейшее исследование.
Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. - Киев: Наукова думка, 1977.
Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. - Тбилиси: Мецниереба, 1984.
Штунина Т.А. Новое измерение феномена политического лидерства // Психология и психоанализ власти. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ, 1999
Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с анг. и нем. / Общ. ред Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990.
Тихомандритская О.А., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы. (Методологические аспекты) // Мир психологии. - 1999. -№3.
Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей. // Психологический журнал. - 1996. - № 1. -Т. 17.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. - М.: Смысл, 1999.
Розов Н.С., Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии. - Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1998.
Малахов Культура и человеческая ценность. - Киев: Наукова думка, 1984.
Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 3.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). - М.: Смысл, 1992.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. -М.: Смысл, 1999.
Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности-М.: Политиздат, 1986.
Завершиева А.Ю. Превращение формы в теории архетипов К.Г. Юнга // Вопросы психологии. - 1999.-№ 6.
Емельянов Ю.Н. Лидерство и групповая динамика // Психология и психоанализ власти. - Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского -Самара: БАХРАХ, 1999.
Додонов Б.И. Эмоция как ценность - М.: Политиздат, 1978.
Блондель Ж. Политическое лидерство // Психология и психоанализ власти. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХ-РАХ, 1999.
Абульханова К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999.