Возможности бихевиоральной оценки | Сибирский психологический журнал. 2000. № 13.

Возможности бихевиоральной оценки

Утверждается, что бихевиоральная оценка позволяет выявить довольно большой размах психологических и поведенческих расстройств у детей. Рассматриваются, проводящиеся в рамках поведенческой терапии, две фазы оценочного наблюдения: начальная оценка и эффективность лечения, целью которых является подтверждение или опровержение гипотезы, выведенной из результатов листа учета поведения, интервью и истории болезни.

The Chances of the Behavioral Valuation.pdf Отличительным свойством поведенческой оценки является причинно-следственная связь между оценкой и лечением, направленным на определенные результаты оценки. Специфическим результатом бихевиораль-ной оценки является назначение лечения, сфокусированного на взаимодействии ребенка с причинной ситуацией дома, в школе, с родителями и т.д. Поведение рассматривается как функция того, какие отклонения ребенок имеет и специфической ситуации, влияющей на эти иоведенческие проявления. Таким образом, поведение является ситуационно обусловленным и наилучшим образом характеризует установление взаимодействия между ребенком и средой. При проведении оценки ударение ставится на том, что ребенок делает или вследствие чего такое поведение. Учитывая эту ситуационную взаимообусловленность, лечение основывается на непосредственном наблюдении ребенка, взаимодействующего со средой, и затем изменение среды (событий, которые управляют и мотивируют поведение) с целью изменения поведения ребенка. Heys et al., предложили термин «лечебная утилитарность оценки» для описания адекватности оценки в направлении инициации действительно полезного лечения. Поведенческая оценка состоит из гетерогенного набора методик, которые включают прямое наблюдение проявлений поведения и изменений среды, контролирующих это поведение. На концептуальном уровне поведенческая оценка понимается как взаимодействующее влияние ситуации и поведения, описанными выше; на методологическом уровне бихевиоральная оценка включает манипулирование внешними событиями для того, чтобы произошли видимые изменения поведения; на практическом уровне ударение ставится на проведение непосредственного (прямого) наблюдения за поведением под влиянием различных средовых условий. Наиболее общей моделью, используемой в поведенческой оценке детей, является модель SORC: а) S - означает отсылку к предшествующему стимулу (событиям), которые приводят к изменению поведения; б) О - означает данные об особенностях организма ребенка, включая историю воспитания, физиологический статус, оценку способностей, например, интеллекта; в) R - отсылает к специфическим реакциям, ответам на стимулы; г) С - отсылает к последствиям реакции на стимул. Итак, предшествующие события обусловливают проявления поведения, вызванные ситуацией, а последующие изменения событий контролируют его поддержание (сохранение) посредством мотивации (усиления) поведения. В рамках этой модели поведение является функцией изменений у детей, взаимодействующих как с предшествующими, так и последующими изменениями среды. Наиболее часто SORC-модель применяется как часть бихевиорального интервью с целью расспроса о специфическом поведении и событиях окружающей среды, которые могли повлиять на поведение и мотивировать его. Таким образом, поведение является ситуационно обусловленным вследствие изменения окружающей среды (S и С). Осмотрено и обследовано 33 школьника 1011 лет. Был применен комплексный биомедицинский подход к диагностике (физиологическая и поведенческая оценки). Физиологическая оценка включала клинический анамнез, осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию; поведенческая когнитивная оценка включала метод би-хевиорального интервью с использованием SORC-модели, винелендскую шкалу оценки адаптивного поведения (для диагностики задержки развития поведенческих навыков), лист учета поведения. На день оценки бихевиоральное интервью нами проводилось с использованием SORC-модели для получения дополнительной информации, такой как: а) недавние перемены в жизни, повлиявшие на поведение (переезд, развод в семье); б) само поведение (частота проявлений нарушенного поведения, устойчивость, интенсивность); в) предшествующие стимулы (просьбы, требования, запреты) и последствия; г) измененное поведение (приемлемое, желаемое поведение). Кроме того, применялись опросники детских страхов и шкала неудовлетворенности собой, разработанные А.И. Захаровым (1998). Формулирование диагноза производили согласно критериям МКБ-10 в рамках разделов F 90-98 «Поведенческие расстройства детского и подросткового возраста», F 80-89 «Расстройства психологического развития», F 40-48 «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Благодаря поведенческой оценке удалось диагностировать широкий спектр психических и поведенческих расстройств у детей. Практически здоровых детей в обследованной популяции обнаружено 7 (21.2%), с соматическими или психологическими нарушениями -26 (78.8%). Среди психологических нарушений оказались следующие: в рубрике «Гиперкинетические расстройства» - расстройство активности и внимания (9.1%), гиперкинетическое расстройство поведения (9.1%); в рубрике «Эмоциональные расстройства с началом, специфичным для детского возраста» - расстройство сиб-лингового соперничества (9.1%), социальное тревожное расстройство детского возраста (3%), тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте (3%,) генерализованное тревожное расстройство детского возраста (12%), фобическое тревожное расстройство детского возраста (18.2%); в рубрике «Расстройство социального функционирования с началом, специфическим для детского и подросткового возраста» - дезингибированное расстройство привязанности в детском возрасте (3%); в рубрике «Смешанные расстройства поведения и эмоций» - депрессивное расстройство поведения (3%); в рубрике «Тикозные расстройства» - хроническое моторное тикозное расстройство (6.1%); в рубрике «Другие эмоциональные и поведенческие расстройства с началом, обычно имеющем место в детском и подростковом возрасте» - энурез неорганической природы (6.1%), поедание несъедобного в младенчестве и детстве (3%); в рубрике «Специфические расстройства развития школьных навыков» (3%), агорафобия (3%), об-сессивно-компульсивные расстройства (3%), расстройство адаптации (6.1%), соматоформные вегетативные дисфункции - сердце и сердечнососудистая система (3%), верхние отделы желудочно-кишечного тракта (3%), неврастения (9.1%), синдром деперсонализации- дереализации (3%). В некоторых случаях имело место сочетание 2-3 психических и поведенческих расстройств. У школьников довольно широко представлена и соматическая патология. При клиническом обследовании и по данным параклинического обсдедования, выявлена следующая патология: хронический холецистит - 18.2%, диски-незия желчевыводящих путей - 18.2%, хронический гастродуоденит - 39.4%, хронический колит - 15.2%, атопический дерматит - 9.1 %, хронический тонзиллит - 9.1%, хронический рино-синуит - 3%, хронический описторхоз в сочетании с лямблиозом - 12.1%, бронхиальная астма - 6.1%, вегето-сосудистая дистония по гипотоническому типу - 3%, нефроптоз - 3%, увеличение щитовидной железы без нарушения функции - 6.1%, тиреотоксикоз 1-й степени - 3%. фурункулез - 3%. Нередко соматическая патология также наблюдалась в сочетании двух-трех заболеваний. Таким образом, бихевиоральная оценка позволяет выявить довольно большой размах психологических и поведенческих расстройств у детей. Так как в рамках поведенческой терапии обычно проводятся две фазы оценочного наблюдения: а) начальная оценка, когда изменения в поведении наблюдаются в связи с различными средовыми событиями (ответ на вопрос, произошли ли изменения в поведении?) и б) эффективность лечения, где успех лечения в достижении изменения поведения оценен как прямым, так и опосредованным способом, (ответ на вопрос, успешно ли подобрано лечение?). Целью обеих фаз оценки является подтверждение или опровержение гипотезы, выведенной из результатов листа учета поведения, интервью и истории болезни.

Ключевые слова

Disorder, Behavior, Behavioral Valuation, SORC-Model, Child, Milieu, расстройство, SORC-модель, ребенок, среда, поведение, Бихевиоральная оценка

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Казанцева Наталья ВладимировнаСибирский государственный медицинский университет
Залевский Генрих ВладиславовичТомский государственный университетпрофессор, доктор психологических наук, заведующий Кафедрой генетической и клинической психологии, Заслуженный деятель науки РФ
Всего: 2

Ссылки

Textbook on Cognitive-Behavioral Therapies / Ed. by K.S. Dobson. - London, 1998. - 430 p.
Behavioral Pediatrics / Ed. by D.E. Greydanus, M.L. Wolraich. - New-York; Berlin; London; Paris: Springer-Verlag, 1992.-471 p.
Advances in the Behavioral Measurement of Children: A Research Annual / Ed. By R.A. Glow. -Greenwich; London: JAI-Press. - 1984. - Vol. 3. -294 p.
Классификация психических и поведенческих расстройств: исследовательские диагностические критерии. - Женева: ВОЗ. - Пер. с англ.-СПб, 1995.-(МКБ-10).
Классификация психических и поведенческих расстройств: клинические описания и указания по диагностике. - Женева: ВОЗ. - Пер. с англ. - СПб.: Адис, 1994. - (МКБ-10).
 Возможности бихевиоральной оценки | Сибирский психологический журнал. 2000. № 13.

Возможности бихевиоральной оценки | Сибирский психологический журнал. 2000. № 13.