На основании теории интегральной индивидуальности В.М. Русалова выдвигается гипотеза о наличии биологической детерминации феномена самоотношения. Проведено экспериментальное исследование, имевшее целью изучение биологических (психодинамических) основ отношения личности к себе. В результате выявлена специфика формирования самоотношения человека в зависимости от его типа темперамента.
Neurodynamic determinants affecting the specific character of the self-attitude development.pdf В настоящее время все чаще не только в зарубежной, но и в отечественной психологии разрабатываются вопросы становления индивидуальности человека, его духовного развития и самореализации [1, 2, 3, 9, 10, 11]. Более того, такие феномены как образ Я, Я-концепция, эго-идентичность и связанные с их развитием возможности реализации личности, являются одними из наиболее актуальных и активно обсуждаемых в психологических исследованиях. Рассмотрение данных вопросов невозможно без изучения факторов и механизмов формирования основных компонентов самоотношения, так как в данных терминах отражаются значимые личные установки человека по отношению к самому себе. Самоотношение представляет специфическую систему эмоционально-ценностных переживаний относительно собственного Я, которая регулирует функционирование человека, делая его деятельность более эффективной (при «позитивном» самоотношении), либо деструктивным, вплоть до саморазрушения (при «негативном» самоотношении). Относясь к ядру личности, сформированное самоотношение является важным регулятором ее поведения, а также одним из фундаментальных свойств личности, значительно влияющих на развитие содержательной структуры и формы проявления целой системы психических особенностей человека [4, 5, 10, 12]. Так, сложившееся позитивное самоотношение реализует задачу единения личности, интеграции ее внутреннего психического мира, тогда как негативное отношение к себе, включающее высокий уровень внутренней конфликтности и самообвинения, а также низкую самоценность, самопринятие и самопривязанность, противоречивое и дизгармоничное, проявляющееся в абсолютной неудовлетворенности собой, способно самым разрушающим образом влиять на все действия личности. Именно поэтому очень важным является формирование именно позитивного самоотношения у человека, для развития и реализации его как личности, а также уменьшения необоснованной тревожности и, как следствие, тотальной и деструктивной неудовлетворенности собой, своими возможностями и осуществляемой деятельностью. В современной психологической литературе в основном рассматривается только социальная детерминация данного феномена (СЛ. Рубинштейн, JI.C. Выготский, И.И. Чеснокова) [6,12]. Целью настоящего исследования явилось изучение биологических основ самоотношения (роли биологической детерминации в развитии обсуждаемого феномена). Поэтому можно утверждать, что в проводимом нами исследовании впервые была предпринята попытка сопоставления глубинно-личностных характеристик (компонентов самоотношения) и особенностей проявления темперамента. В качестве предмета исследования выступили специфика сформированного самоотношения (степень самопринятия или самообвинения) и типа темперамента (степень активности (эр-гичности), пластичности, эмоциональности). В качестве методологической базы нами была использована теория интегральной индивидуальности В.М. Русалова. Согласно представлениям автора, эволюционно-генетические предпосылки развития человека выступают в его специфической биологии, «специфичность» которой заключается в том, что сигнализация жизненно важных факторов идет не только посред-ствам образования новых функциональных систем, складывающихся в процессе обучения, и социализации, но и путем морфологического закрепления определенных соотношений и связей в нервных структурах в пренатальный период [8]. Данные генетические предпосылки, как указывает В.М. Русалов, обеспечивают ряд важнейших врожденных поведенческих стратегий и тенденций. Таким образом, автор подчеркивает, что «каждый человек рождается с уникальной, генетически закрепленной, зачаточной иерархией потребностей, сенсомоторными возможностями, эмоциональными предпочтениями и т.д., и, следовательно, процесс социализации человека начинается не «с нуля», а с определенной индивидуально-различной «величины» [8, С. 407]. В своей «теории интегральной индивидуальности» В.М. Русалов разделяет: 1) формально-динамические, (психодинамические, несодержательные) и 2) предметно-содержательные (индивидуально-психологические) характеристики человека. К первому уровню «психодинамических» индивидуально-психологических различий (по В.М. Русалову) относят свойства и качества личности, которые обусловлены преимущественно биологической организацией человека, а ко второму - «содержательному», - преимущественно социально обусловленные свойства личности (направленность, отношения, установки, мотивы, интересы, а также знания и умения) [9]. Если раньше темперамент рассматривался как непосредственное проявление биологических свойств человека на уровне поведения, то в настоящее время он рассматривается как результат системного обобщения инвариантных биологических компонентов, включенных в функциональные системы поведения, т.е. темперамент (по определению В.М. Русалова) - «это психобиологическая характеристика, описывающая лишь формальные аспекты поведения, тогда как личность - социопсихологическая категория, охватывающая все богатство содержательных переменных поведения человека» [8, С. 405]. Согласно концепции «интегральной индивидуальности», поведение человека как соотношение организма со средой, состоит из континуума поведенческих актов. Каждый такой акт организуется и реализуется как иерархия четырех блоков: ■ афферентного с и нтеза - эрги ч ность; ■ программирование (принятия решения) -пластичность ■ исполнение-темп; " обратная связь - порог эмоциональной чувствительности. Каждое измерение состоит из двух подиз-мерений: объектно-ориентированного и субъ-ектно-ориентированного (коммуникативного), связанных с двумя главными сферами взаимодействия человека со средой (предметным миром и обществом). Если принять, что формальные свойства индивидуального поведения образуются в результате «системного обобщения» индивидуальных биологических свойств, вовлеченных в функциональные системы поведения человека, то, исходя из внутренней четырехбло-ковой структуры функциональной системы, как отмечает В.М. Русалов, «мы должны допустить существование и четырех фундаментальных параметров формальной организации поведения человека» [7, С. И]. Первый характеризует в 80 ■ наиболее обобщенной форме широту-узость афферентного синтеза, или, другими словами, степень направленности взаимодействия организма со средой; второй отражает степень легкости-трудности переключения с одних программ поведения на другие; третий показывает степень быстроты исполнения той или иной программы; а четвертый отражает порог чувствительности к возможному несовпадению результата действий с акцептором (восприятием/принятием) результата действия. Кроме того, по мнению В.М. Русалова, высокая чувствительность к несовпадению является причиной высокой эмоциональной чувствительности (или негативных форм эмоциональности), а низкая -служит причиной низкой эмоциональной чувствительности (или положительных форм эмоциональности) [7]. На основании вышеизложенной концепции мы отнесли самоотношение к предметно-содержательному уровню человеческой индивидуальности, а темперамент - к уровню формально динамических свойств. В рамках данной теории нами было проведено исследование, направленное на изучение биологических детерминант в формировании эмоционально-ценностного отношения к себе. Наиболее информативными и соответствующими целям нашего исследования, а также удобными для интерпретации и представления, явились следующие методики: 1. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева, которая позволяет выявить специфику отношения личности к своему Я [13]. 2. Опросник структуры темперамента В.М. Русалова, позволяющий определить особенности проявления типа темперамента человека, который был разработан, автором на базе изложенного выше концептуального подхода к описанию темперамента [14]. Материалом исследования явились 70 студентов 1-3 курсов Томского государственного университета, из них 20 юношей и 50 девушек, в возрасте 18-23 лет. В ходе проведения исследования мы предполагали, что самоотношение и особенности проявления темперамента будут иметь устойчивую взаимосвязь (положительную корреляцию), так как темперамент, проявляющийся в таких нейродинамических особенностях как эргич-ность (активность), пластичность, эмоциональная чувствительность, был отнесен нами к врожденным детерминантам, способствующим формированию позитивного и негативного самоотношения. Нами были выдвинуты следующие гипотезы: 1. «Позитивное» самоотношение, включающее высокие показатели по шкалам «само- ■ввпвоввавЕвааввввввава уверенность», «саморуководство», «самоценность» и «самопринятие» (выделенные в методике С.Р. Пантелеева), вероятнее всего будет положительно коррелировать с высокими показателями таких шкал темперамента (опросника В.М. Русапова) как: «предметная эргичность» «социальная эргичность» «предметная пластичность» «социальная пластичность» «предметный темп» «социальный темп», а с контрольной шкалой («адекватность восприятия поведения») устойчивая связь, скорее всего, будет отсутствовать. 2. «Негативное» самоотношение, выражающееся в высоких показателях по шкалам «закрытость-открытость», «внутренний конфликт» и «самообвинение», вероятно, будет иметь устойчивую взаимосвязь с такими шкалами темперамента как: «предметная эмоциональная чувствительность» «социальная эмоциональная чувствительность» контрольной шкалой «адекватность восприятия поведения», и, скорее всего, корреляция будет отсутствовать со шкалами, выражающими прежде всего коммуникативный аспект темперамента: «социальный темп» «социальная эргичность» «социальная пластичность». Обработка полученных статистических данных производилась с помощью корреляционного анализа [15], результаты чего позволяют утверждать, что гипотезы, выдвинутые нами, частично подтвердились: А) в формировании «позитивного» самоотношения наряду с социальными факторами играют определенную роль такие нейродинамические особенности, проявляющиеся в темпераменте человека, как активность и пластичность; Б) при формировании «негативного» самоотношения значительное влияние оказывает такой врожденный компонент, как эмоциональная чувствительность. Полученный результат можно объяснить следующим образом: у человека с ярко выраженными нейродинамическими особенностями - такими, как активность и пластичность, с большей вероятностью будет развиваться позитивное самоотношение, нежели у человека, не обладающего подобными «дарами генетики». Человек активный, с высоким жизненным тонусом, испытывающий избыток сил и стремящийся реализовать свою высокую работоспособность, при этом обладающий гибкостью мышления, легкостью переключения внимания с одного вида деятельности на другой, а также хорошей речедвигательной активностью и быстрой вербализацией, скорее обретет позитивное самоотношение, так как коммуникативные аспекты активности (эргичности) и пластичности, входящие в структуру темперамента, проявляются в таких качествах личности как открытость, общительность, легкость установления социальных связей, стремление к лидерству, которые поощряются в социуме и принимаются окружающими как социально приемлемые и желательные качества, что, в свою очередь, способствует закреплению данного поведения и формированию таких глубинно личностных характеристик как самоуверенность, саморуководство, самоценность и самопринятие. У человека с ярко выраженной эмоциональной чувствительностью (вследствие слабости нервной системы и неуравновешенности процессов возбуждения и торможения) скорее сложится негативное самоотношение, так как такой человек, обладает низким жизненным тонусом, пассивностью (в силу определенных нейроди-намических особенностей), из которой возникает и его социальная пассивность. Напряжение, неуверенность, сложность в установлении социальных связей, ощущение тревоги в процессе общения - все это парализует способность человека формировать стратегии социального взаимодействия, самостоятельно искать пути выхода из проблемных ситуаций, анализировать себя и свое поведение. В силу всех перечисленных обстоятельств, наиболее приемлемым для такого человека является следование ценностям, принятым в обществе, т.е. в поведении преобладает мотивация социальной желательности. Но ценности, принятые социумом, могут не совпадать с ценностями, принятыми данной личностью, и, вследствие этого, существует вероятность возникновения внутреннего конфликта, яркая выраженность которого способствует развитию негативного самоотношения. Кроме того, высокая эмоциональная чувствительность (как биологическая детерминанта) порождает высокую эмоциональную ранимость к неудачам, в том числе, и в общении, что, в свою очередь, приводит к отчужденности, замкнутости человека. Неудовлетворенная потребность в общении начинает реализовываться как аутокоммуникация, а при ощущении неполноценности своей деятельности, вследствие неуверенности, беспокойства и тревоги, создает дополнительные условия для усиления внутреннего конфликта, а также является прекрасной базой для проявления самообвинения, выраженная степень которого, также является условием формирования негативного самоотношения. Таким образом, у человека, обладающего высокой эмоциональной чувствительностью, в большей степени есть основания для развития негативного самоотношения, нем у человека эмоционально уравновешенного. Делая такого рода выводы, мы ни в коем случае не хотим однозначно подчеркнуть необратимость и предопределенность в формировании позитивного или негативного самоотношения в зависимости от силы или слабости нервной системы. Данной работой мы хотели только выявить и показать наличие врожденных (ней-родинамических) детерминант, оказывающих свое влияние наряду с социальными факторами на развитие специфики самоотношения. Преобладающая роль, либо соотношение той или иной детерминанты в формировании феномена отношения личности к себе - дело будущих исследований, так как проблема соотношения социального и биологического в человеке до сих пор неразрешена в психологии. Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что выявленные ней-родинамические детерминанты (активность, пластичность, эмоциональная чувствительность), способствующие развитию негативного или позитивного самоотношения, могут быть использованы в психодиагностической, психо-коррекционной, а также педагогической работе, направленной на формирование позитивного самоотношения у человека. Учет выявленных врожденных детерминант, выражающихся в особенностях проявления темперамента, может быть эффективно использован при построении определенных моделей поведения у «групп риска», то есть людей, обладающих слабой нервной системой и, вследствие этого, более склонных к формированию негативного эмоционально-ценностного отношения к себе.
Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М.: Наука, 1979.-352 с.
Русалов В.М. Природные предпосылки индивидуального поведения как фактор становления индивидуальности человека // Высшая нервная деятельность. - 1989.-Т. 39.- №3. - С. 403-414.
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1974.-630 с.
Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований Н Психологический журнал. - 1991. Т. 12. - № 5. -С. 3-17.
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986. - 305 с.
Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с.
Диянова З.В. Самосознание личности: учебное пособие. - М., 1994.
Берне Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание.-М., 1986.
Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер-Ком, 2000.-992 с.
Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.-378 с.
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения исследования и применения). -СПб.: Питер-Пресс, 1997.
Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 144 с.
Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. - М., 1992. - 32 с.
Русалов В.М. Опросник структуры темперамента.-М., 1990.-38 С.
Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учебное пособие для студентов вузов. -М.: Высшая школа, 1997.