В статье рассматривается интенсивное и качественное осознание субъектом таких экзистенций, как смерть и смысл. Конструктивное личностное развитие через трансформацию индивидуальных жизненных смыслов.
Death like a Forming of the Life Senses.pdf Каждый из людей в определенный период времени своей жизни задумывается над вопросами о смысле собственной жизни, о своем предназначении. Сколька трагических коллизий связано с попытками их решения! Эти вопросы издавна волнуют людей. Человек не только биологическое существо, но и социальное, обладающее высокоразвитым сознанием. Ему органически свойственно стремление осмыслить свое предназначение , осознать что он не только поступает в соответствии с тем, что он есть, но и становится таким человеком в соответствии с тем, как он поступает. Тема смерти, умирания актуальна для каждого из живущих. Это справедливо хотя бы потому, что смерть касается всего, что развивается во времени: общество, культурные системы, люди. Ни один человек не может сказать, что он не терпел неудачи, не страдал и не умрет. Существование вопросов: «Кто Я? Зачем я живу? В чем смысл моей жизни? Почему люди страдают, умирают? Как это изменить?» - доказывает, что есть о чем спрашивать, есть тайны, с которыми мы неразрывно связаны и от которых всецело зависим. Процесс развития личности начинается, когда индивид задается вопросом: «Кто Я?». Следу ющий, возникающий у него вопрос: «Как это изменить?». Тогда индивида «выносит» на чувственный уровень. От степени удовлетворенности ответа на вопрос «Как?» он начинает действовать в поисках: «Зачем я живу?». Ответив, задумывается: «Почему меня это интересует?». Если вопросы задаются в таком порядке, то стремление не достигает цели, потому роковым образом возвращает к исходной точке: «Что я собой представляю? Кто я?» Трансформация личности происходит, когда ею соблюдается логика постановки вопросов: Кто? Зачем? Почему? Кик? Индивид проходит четыре стадии: самоконтроль, саморегуляция, самореализация, саморазвитие. Вследствие этого становится возможным качественное развитие личности - конструктивная смена смыслов, нахождение предназначения. Это бесконечный процесс, он действует на любом уровне развития индивида. Интенсивность развития зависит от подлинности ответов на вопросы. Человек не оглядывается по сторонам, а принимает себя таким, какой он есть. Исследование, проведенное в клубном объединении «ТСВ» (Трансперсональный Сад Времени) свидетельствует о создании условий для саморазвития, индивидуальном решении экзистенциальных вопросов. Методом самоисследования являются трансперсональные ролевые игры с использованием диагностического материала и построением ролевых ситуаций по определенной модели. Участники в процессе интенсивной деятельности, согласно индивидуальному опыту, и собственным границам осознания, постигают меру экзистенций: смерть, смысл. Смерть многолика - если говорить о ней как о чисто человеческом качестве, можно выделить: физическую (разрушение тела), биологическую (остановка жизненно важных функций организма), психическую (сумасшествие), социальную (у ход из активной общественной и практической деятельности), духовную (страдание, отчаяние, скорбь). Смерть - не личная драма, а испытание для всех окружающих, вызывающая у близких тревогу и ощущение необходимости сплотиться. Боязнь смерти присутствует у детей с раннего возраста. В психиатрии отмечены случаи, ко1да дети сходили с ума, пытаясь понять, почему молодые иногда умирают раньше пожилых. С возрастом человек начинает понимать, что не так всемогущ, чтобы сделать невозможное возможным. Страх перед смертью угасает, но в какой-то момент внезапно может усиливаться. И ясно проявляться на лицах людей в больничных коридорах или испытавших тяжелую утрату. Смерть и мысль о ней присутствуют в повседневной жизни, но только законченный невротик может думать о смерти непрерывно. Еще К. Вовенарг отмечал: «Мысль о смерти вероломна: захваченные ею мы забываем жить» [1]. Это значит, господствующей является мысль о том, что любая боль конечна, время залечит раны, а любовь и другие земные ценности окончательно возьмут верх над смертью. Слово «смысл» имеет специфическое значение как человеческая ценность, и именно к нему обращается личность с вопросом о предназначении. Нет такого понятия как «универсальный» смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций. Смыслы обнаруживаются, а не придумываются. Можно проследить закономерность процесса от умирания к смыслу. Участники ролевой ситуации в момент осознания, что их установки и точки зрения на мир разрушаются, испытывают глубокую фрустрацию, состояние пустоты, ничтожности. Если они не пугаются «умирания», значит входят в мир непознанного. Мы согласны, что мир не таков, каким нам кажется, но часто об этом забываем. После таких переживаний в группе наблюдаются сильные изменения, то есть трансформация. Длительность трансформаций протекает индивидуально. Иногда восхождение к новому смыслу происходит в течение одного сеанса. У человека сразу переворачиваются взгляды на мир, качественно пересматриваются намерения. В случаях, когда человек из страха потерять старые стереотипы, долго находится на одном уровне осознания, испытывает глубокие переживания, дистрессы, ведущие его по замкнутому кругу (по горизонтали) [3]. Один из участников клуба «ТСВ», столкнувшись со смертью близкого человека, переживал внутренний кризис, который выражался в духовном умирании и через экзистенциальный вакуум привел его к вопросу о смысле собственной жизни. Человек, чья вера в осмысленность собственного существования подорвана, утрачивает духовный стержень. Он может быть возрожден только верой в себя, жизнеутверждающим мировоззрением. С потерей целостности не обязательно ясно осознанной и сформулированной, человек оказывается не в состоянии в трудные периоды жизни собрать личную силу, чтобы конструктивно осознать жизненные цели, идеалы, «...когда смерть настигает дорогого нам человека, кого-нибудь из родителей, мужа или жену, брата, сестру, ребенка, друга - мы оказываемся совершенно беззащитны. Мы хороним с ним наши надежды, притязания, радости, отвергаем утешения и не желаем замены утраченному. Мы ведем себя как люди из рода Азра, умирающие яместе с любимыми» [5]. Взаимозависимость смерти и смысла, рассматриваемые как новые рождения, как возникновение и исчезновение составляют игру противоположностей. Умирание - ощущение задержки жизненного стремления, неполноты жизни, наконец, надвигающегося ее уничтожения. Это показывает связь между умиранием и смыслом, между умиранием и блаженством. Смысл - полнота жизни. Блаженство - обладание этой полнотой. Умирание - ее отсутствие. Процесс умирания и нахождения смысла - не единственный опыт. В ходе систематического глубинного самоисследования, процесс умирания прослеживается в разных измерениях и с разными психологическими проявлениями до тех пор, пока не будет завершен. Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое В. Франкл называет экт-стенииальным вакуумом (бессмыслица). С тех пор как человек начал размышлять о судьбе, жизнь бессмысленная всегда представлялась ему в виде замкнутого порочного круга. Бесконечный круг всеобщей суеты, то есть бытие вечно начинающееся заново, люди стремятся чем-то заполнить превратить и в этом находят смысл жизни. «Мир бессмыслен: но я ото осознаю, и постольку мое сознание свобо
Сатаева С.А. | Томский государственный университет | студентка 3 курса факультета психологии | |
Вовенарг К. Размышления и Максимы. - Л., 1988.170 с.
Гроф С. За пределами мозга. - М., 1993.
Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие. - Томск, 1992.
Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самоосознание. - М.: Политиздат, 1984.
Психология смерти и умирания: Хрестоматия.-Минск: Харвест, 1998.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: ИНФРА-М, 1998.
Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М.: Респуб- 8. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., лика, 1984.-34 с. 1990.