Проведено исследование, направленное на адаптацию и клиническую апробацию методики Спилбергера на российской популяции, подтверждение ее конструктивной валидности и надежности, а также возможности ее применения как достоверного инструмента психологического исследования. Анализ психометрических свойств данной методики, а именно оценка внутренней и внешней конструктивной валидности, показал высокие значения последней, а также достаточную стабильность внутренней структуры.
The Researching Results of the Psychometric Properties of the Russian Version Spilberger's Methodic (STAXI).pdf Предлагаемая работа является частью совместного исследования, проводимого кафедрой психиатрии СПбГМУ им. Академика И.П. Павлова и факультета ^психологии Университета Хофстра (штат Нью-Йорк, США). Целью настоящего исследования явилась адаптация и клиническая апробация методики Спилбергера на российской популяции, подтверждение ее конструктивной валидности и надежности, а также возможности ее применения как достоверного инструмента психологического исследования. Актуальность данной работы с практической точки зрения определяется тем, что до настоящего времени не существовало отдельной методики, позволяющей прицельно исследовать феномен агрессивности на уровне состояния, личности, реакции, темперамента. В качестве инструмента подобных исследований использовались лишь отдельные шкалы других методик, в которых агрессивность и агрессивное поведение оценивались либо опосредованно (шкалы психопатии, паранойи, гипомании в MMPI; факторы С, Е, О, Q3 в опроснике Кеттелла). либо с определенной долей субъективности (проективные тесты - Розенцвейга, ТАТ), что, естественно, не может в полной мере удовлетворять требованиям современного уровня исследований агрессивности в психологической практике. Тем более что в последнее время появляется большое количество научных работ, посвященных важности данной проблематики. Конкретными задачами нашей работы явились: 1) психологическая адаптация и стандартизация на русскоязычной популяции методики Спилбергера; 2) оценка конструктивной валидности русскоязычной версии данного опросника; 3) анализ транскультуральных различий популяций России и США по показателям теста; 4) клиническая апробация методики в клиниках СПбГМУ. Методика Спилбергера представляет собой опросник, включающий 44 вопроса и состоящий из 3-х частей. В первой части опросника испытуемому требуется оценить свое текущее, актуальное состояние на момент его заполнения, во второй части - обычный характер реагирования в эмоциогенных ситуациях, и, наконец, в третьей части - способ поведения в состоянии гнева или ярости. Первая часть опросника предполагает выбор ответов из набора: совершенно нет, немного, умеренно, очень, а 2-я и 3-я части: почти никогда, иногда, часто, почти всегда, обозначенных на бланке ответов цифрами от 1 до 4 соответственно. Данная методика направлена на исследование как ситуационного, так и личностного уровней агрессивности, характера проявлений этого свойства, а также преимущественной направленности и степени контроля над агрессивными проявлениями. В связи с этим, опросник Спилбергера состоит из 7 шкал: • агрессия как состояние; • агрессия как черта личности; • агрессия как компонент в структуре темперамента; • агрессия как реакция в различных ситуациях; • агрессия, направленная внутрь (аутоагрессия); • агрессия, направленная вовне (гетероагрессия); • контроль агрессии Первый этап работы по переводу текста опросника был проделан нашими американскими коллегами. Текст методики первоначально был переведен с английского языка на русский одним из русскоязычных сотрудников университета - клиническим психологом, а затем был осуществлен обратный перевод также психологами, которые родились и получили образование в России, с целью достижения максимального соответствия формулировок утверждений и авторского текста. На следующем этапе была создана нормативная группа из 200 здоровых испытуемых, проживающих в г. Санкт-Петербурге. Эта выборка состояла из 120 женщин и 80 мужчин в возрасте от 18 до 55 лет, из них высшее образование имело 50 человек, незаконченное высшее Результаты, полученные при обследовании указанной группы, были подвергнуты статистической обработке. Полученные результаты средних значений и стандартных отклонений представлены в таблице 1. Таблица 1 Показатели средних и стандартных отклонений по шкалам опросника Спилбергера в русскоязычной нормативной группе (п=200) Следующей задачей анализа психометрических свойств русскоязычной версии методики Спилбергера являлась оценка различных видов валидности. Большее внимание было уделено изучению внутренней и внешней конструктивной валидности. Внутренняя валидность оценивалась нами на основании интеркорреляционного анализа шкал методики на описанной выше нормативной выборке. В таблице 2 представлена матрица интеркорреляций. Как видно из таблицы, в це мых испытуемым для его заполнения, по сравнению с полным вариантом ММР1. Матрица коэффициентов корреляций шкал вышеназванных методик приведена в таблице 3. Внешняя валидность изучалась путем сопоставления результатов по методикам Спилбергера и мини-MMPI (СМОЛ). Последний был выбран нами, исходя из соображений компактности и меньших временных затрат, необходи Шкалы опросника Спилбергера Сырые средние Стандартные отклонения Состояние агрессии 10.84 2.27 Черта агрессии 18.52 3.75 Агрессия как черта темперамента 7.67 2.58 Агрессия как реакция 9.02 2.91 Аутоагрессия 15.18 4.24 Гетероагрессия 15.75 3.71 Контроль агрессии 21.90 4.93 лом отмечается высокая положительная корреляция агрессивности, как черты с агрессией, как проявлением темперамента, реакции, направленностью во вне, и отрицательная связь с контролем агрессивности. Последнее, в свою очередь, отрицательно коррелирует со всеми шкалами, в особенности, с агрессией как проявлением темперамента. Данный корреляционный анализ проводился по общей классификации корреляционных связей Э.В. Ивантер и А.В. Коросову (1992). Таблица 2 Матрица мнтеркорреляций сырых средних оценок русскоязычной версии опросника Спилбергера по нормативной выборке (п=200) - 18, среднее - 100, неполное среднее - 32. Профессиональный статус испытуемых, вошедших в группу, был различен: рабочие, служащие, студенты, научные работники, учителя, предприниматели. Шкалы опросни Состояние Черта Темпера Реакция Аутоагрес Гетероаг Контроль ка мент сия рессия Состояние 0.03» 0.11* -0.08* -0.10* 0.13* 0.01* Черта 0.92*** 0.90*** 0.31** 0.59**** -0.68**** Темперамент 0.71*** 0.19* 0.57**** -0.75*** Реакция 0.37** 0.46** -0.49** Аутоагрессия 0.04* -0.10* Гетероагарессия -0.55**** Контроль *** сильная при г>0.70 **** средняя при 0.50
Соловьева Светлана Леонидовна | Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова | | |
Меркурьева А.А. | Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова | | |
Ковалева М.В. | Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова | | |