Представленность денег в образе мира | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.

Представленность денег в образе мира

Обсуждается концепция образа мира и его структурных составялющих. Рассматривается представленность денег в образе мира наряду с иными, рядополо-женными, объектами и явлениями, и их связи. Мир человека изучается с позиций, обратных традиционным представлениям, - со стороны денег как внешнего образования. Утверждается взаимосвязь между местом денег в структуре ценностных ориентации и социально-возрастными характеристиками испытуемых.

The Introducing of Money in an Image ot the World.pdf Как определяет А.Н. Леонтьев, «... всякая вещь первично положена объективно - в объективных связях предметного мира; она - вторично - полагает себя также и в субъективности, чувственности человека, и в человеческом сознании (в своих идеальных формах) ... Мы действительно строим, но не Мир, а Образ, активно «вычерпывая» его, как я обычно говорю, из объективной реальности ... У человека мир приобретает в образе пятое квазиизмерение. Оно ни в коем случае не есть субъективно приписываемое миру!... Предметный мир выступает в значении, т.е. картина, мира наполняется значениями ... В картину мира входят невидимые свойства предметов: а) амодальные - открываемые промышленностью, экспериментом, мышлением; б) «сверхчувственные» - функциональные свойства, качества, такие, как «стоимость», которые в субстрате объекта не содержатся. Они-то и представлены в значениях!... Здесь особенно важно подчеркнуть, что природа значения ... во всей совокупности человеческой практики, которая в своих идеализированных формах входит в картину мира» [2]. Роль денег в жизни человека с точки зрения психологии, или их представленность в образе мира (по А.Н. Леонтьеву), можно определять не только в качестве значений, но и в соответствии с другими психологическими образованиями. Это могут быть ценностные ориентации, жизненные ориентации [Низовских Н.А.], семантические пространства [Артемьева Е.Ю.. Петренко В.Ф.], личностные конструкты [Франселла Ф., Банистер Д.], ассоциативные связи и т.п. Существует достаточно отработанный методический аппарат, позволяющий раскрывать связи, в которых находятся деньги по отношению к другим рядоположенным объектам или явлениям в образе мира. Раскрытие этих связей предполагает некоторую интеграцию различных психологических структур (ценности, жизненные правила, семантические пространства, личностные конструкты, ассоциативные связи) относительно задач целостного описания представленности денег в образе мира у человека. Психические явления, - как пишет СЛ. Рубинштейн, - связаны со всеми явлениями жизни, со всеми сторонами и свойствами материального мира. В различных связях они выступают в различном качестве: то как рефлекторная высшая нервная деятельность, то как идеальное в противоположность материальному или как субъективное в противоположность объективному. Чтобы всесторонне и верно раскрыть природу психического, необходимо исходить не из абстрактно-всеобщего понятия психического, с самого начала односторонне фиксируя его в том качестве, в каком оно выступает в одном каком-нибудь отношении, надо обратиться к конкретному изучению психических явлений, взять их во всех существенных связях, выявить разные характеристики, соотнести эти характеристики с объективной логикой тех связей и отношений, в которой каждое из них выступает. Таков отправной путь подлинно научного исследования, единственно возможный для того, чтобы преодолеть различные «точки зрения», произвольные в своей односторонности» [5]. Задача по раскрытию связей и отношений денег с другими элементами образа мира, можно сказать, обратная обычной психологической, когда требуется интегрировать (реконструировать) мир относительно какой-либо психологической функции. Например, вводится понятие мотива (психологическая функция), а затем мир человека выстраивается относительно этой функции, и получается структура мотивов человека. То есть, мир человека рассматривается с точки зрения мотива. Мы же ставим фактически обратную задачу: рассмотреть образ мира (внутреннее образование) с точки зрения денег (внешнее образование). Такая постановка задачи, очевидно, предполагает и группировку людей по критерию различной представленности денег в образе мира, поиск взаимосвязей с социально-демографическими, профессиональными, личностными, социально-психологическими и прочими характеристиками. Это можно назвать структурной задачей. Другим немаловажным вопросом является и то, какие процессы и механизмы определяют формирование индивидуальных и групповых особенностей в отношении к деньгам. Это можно назвать генетическим аспектом изучения образа мира. Предварительные исследования в данном направлении проводились на кафедре прикладной психологии Омского госуниверситета в 1997-99 годах. С помощью модифицированной методики М. Рокича, в результате обследования 4-х социально-возрастных групп, мы получили сведения о различиях в иерархии ценностных ориентации (см. таблицу). Таблица Результаты изучения иерархии ценностных ориентации (ЦО) по модифицированной методике М. Рокича uo V ■д « Группы и А X ■о S3 о с. о ч со г и Р о \о р- Друзь: о Ю 2 >=: о о о 02 и § Си Молодежь 2 5 4 6 3 7 8 Женщины 4 2 1 3 5 6 8 7 Мужчины 4 2 5 3 6 8 7 Мужчины-заключенные 7 2 6 5 3 4 8 Вся выборка 3 2 4-5 6 4-5 7 8 Анализ данных показывает, что налицо наличие взаимосвязи между местом денег в структуре ценностных ориентации и социально-возрастными характеристиками испытуемых. Дальнейшая работа проводится в направлении разработки новых методик для изучения характеристик образа мира, построение моделей образа мира, сопоставление результатов измерений на различных объектах [6].

Ключевые слова

Образ мира, значение, деньги, психологическая структура, ценность, психологическая функция, мотив, An image of the world, meaning(importance), money, psychological structure, value, psychological function, motive

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Семенов Михаил ЮрьевичОмский государственный университетАссистент Кафедры прикладной психологии
Всего: 1

Ссылки

Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. - М., 1980.
Леонтьев А.Н. Образ мира //Избранные произведения. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1983.
Низовских Н.А. Психологический анализ жизненных ориентации личности:Дисс..канд. психол. наук. - М., 1998.
Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. -М.: МГУ, 1988.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М., 1957.
Семенов М.Ю. Методический подход к изучению понятия «деньги» в структуре ценностей человека //Материалы научно-практической конференции «Современное общество», посвященной 25-летию Омского Государственного университета. Омск. 29-30 октября 1999 года. - Омск: ОмГУ, 1999.
Франселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. - М.: Прогресс, 1987.
 Представленность денег в образе мира | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.

Представленность денег в образе мира | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.