Медико-психологическое сопровождение образовательного процесса | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.

Медико-психологическое сопровождение образовательного процесса

Ставится и обсуждается проблема психического и соматического здоровья детей, поступающих в школу, и его динамики в течении первых четырех лет обучения. Осуществляется попытка реализовать проект развития новых форм и содержаний образовательного процесса. Рассматриваются направления работы с педагогами в плане повышения их психолого-медико-педагогической компетентности. Постулируются концептуальные положения сотрудничества академической нгуки и психолого-педагогической практики.

Medical-Psychological Support of Educational Process.pdf На сегодняшний день педагоги и психологи школ испытывают острый недостаток в научно обоснованных программах ранней диагностики, профилактики и психокоррекции нарушений во всех сферах развития личности учащихся и их психического и соматического здоровья. Это связано с тем, что при изучении здоровья детей, поступающих в первый класс, - в 1997 году установлено, что в среднем только у 30,5% будущих первоклассников не выявлено отклонений в развитии, в 1999 году таких детей оказалось 12%. Более того, при мониторинге динамики соматического здоровья учащихся установлено, что за время обучения только в начальной школе уровень здоровья снижается в 4 раза. Совместная работа общеобразовательной школы № 1 с Факультетом психологии ТГУ, построенная на принципах обоюдного продуктивного сотрудничества педагогов-практиков и ученых, позволило добиться некоторых результатов: 1. Разработаны основные подходы по систематическому отслеживанию медико-психолого-педагогического статуса ученика и динамики его психического развития в процессе обучения. 2. Систематизированы направления психопрофилактической, психоразвивающей и психокор-рекционной работы по созданию медико-психолого-педагогических условий для формирования здорового образа жизни, сохранения физического и психического здоровья и развития творчества всех участников образовательного процесса. 3. Разработаны программы профилактики и коррекции для создания специальных условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы здоровья и психического развития. В ходе методических семинаров и на основании проведенной исследовательской работы определены основные образовательные ценности - здоровье и творчество, а это, в свою очередь, обозначило необходимость новых форм управления образовательным процессом: 1. Создание предметных кафедр: естественнонаучной, гуманитарной, валеологии, начальных классов. 2. Определение целей и задач школы и предметных кафедр: Общая цель - оптимизация образовательной среды как среды обитания, для реализации выделенных приоритетных образовательных ценностей - здоровье и творчество. Воздействие на школьную среду по заданным параметрам позволяет создать благоприятные условия для самопознания, самоорганизации, саморегулирования, самовыражения всех участников образовательного процесса. Естественнонаучная кафедра (математика, физика, астрономия, география, химия, информатика) - формирование у учащихся естественнонаучной картины мира. Гуманитарная (языки, литература, история, правоведение, МХК) - формирование свободного коммуникативного пространства. Кафедра валеологии (биология, экология, физкультура, ОБЖ, труды) - формирование адекватной внутренней картины здорового образа жизни. Кафедра начальных классов - формирование нормальной школьной линии развития. 3. Формирование межвозрастного пространства через развитие клубно-секционной кружковой работы и развитие форм самоуправления. 4. Расширение форм деятельности, позволяющих развивать новое педагогическое мышление и методическое творчество педагога. 5. Разработка критериев анализа учебных занятий в соответствии с приоритетами школы (физическое и психическое здоровье учащихся, творческий потенциал личности и возможность его реализации, характер устремлений учащихся, характер действий учащихся, образ «Я» учащегося). По всем направлениям утверждены планы тематических заседаний как основы повседневной деятельности, включающие и творческие отчеты педагогов по разработке учебных занятий. Сотрудничество с учеными Факультета психологии ТГУ способствовало изменению профессионального образа мира педагога, позволило перейти на новый содержательный уровень педагогической практики. Важная роль отводится повышению валеопсихологической компетенции педагога, способного вовремя распознать отклонения в развитии ребенка, помогающего школьнику сформировать адекватную картину мира (внешнего и внутреннего), умеющего творчески подходить к структуре урока, предупреждать развитие утомляемости и значительного эмоционального напряжения у себя и своих учеников. Продуктивными стали совместные семинары-тренинги с участием иностранных специалистов: трехступенчатый тренинг «Теория и практика медиаторной работы» (руководитель семинара д-р П. Шюлер, Германия); совместный российско-бельгийский семинар «Психолого-медико-социальная служба в системе образования и проблемы профилактики наркомании у школьников». Расширение психолого-педагогического кругозора учителя и повышение его валеосписхологической культуры привело к изменению его практической деятельности, появлению новых форм работы. Так, актуализация проблемы здоровья и здорового образа жизни участников педагогического процесса привело к снижению у первоклассников вновь возникающих случаев нарушения осанки с 28% до 18%, а в классах развивающего обучения от 33,3% до 4%. Анализ результатов эспериментально-психологических исследований, проводимых в школе с 1993 года, определил составляющие деятельности школы как системы с программой и инструментарием его осуществления. Возможность реализации и отслеживания результатов определялись разработкой программ инте-гративного курса «Познай себя». Этот курс явился попыткой интегрировать то ценное, что наработано медико-психолого-педагогическим коллективом школы и Факультетом психологии ТГУ. Он представляет собой синтез психологического практикума «Занимательных задач», проблемных ситуаций, словесного, правового, музыкального, спортивного, танцевального, устного, письменного, графического плана, история имен, великих открытий, шедевров искусства и т.п. Это уроки свободы раскрытия своих потенциальных возможностей, где дети мыслят, обобщают, творчески импровизируют, выполняют действия, невыполнимые на других уроках. Данный курс варьируется в зависимости от личностно-значимых возрастных особенностей и потребностей, ориентирован на самопознание и познание другого человека и мира - совершенствование себя и окружающего. Ш2 Опытно-экспериментальная работа сотрудниками Факультета психологии проведена по следующим направлениям: комплексное психофизическое, психологическое и медико-валеологическое исследование учеников первых, пятых, седьмых классов, обучающихся по различным образовательным программам; поиск экспертных критериев психологической экспертизы урока; изучение особенностей проблемных ситуаций в старшем подростковом возрасте и способов совладания с ними (копинг-стратегии поведения); поиск целесообразных стратегий целостного, системного развития школы «Творчества и здоровья». Подходы к разработке новой концепции, построенные на принцииах обоюдного продуктивного сотрудничества педагогов-практиков и ученых, позволяющие уйти от готовых образцов и определить эффективность совместных поисков решения проблем, встроить адекватные концептуальные стратегии личностно-ориентированного инновационного обучения: - соотношение движения от практических находок, приемов и методов - к их концептуализации и сознательным выборам в психолого-педагогической культуре теоретических концепций с целью получения наиболее действенных образовательных результатов; - выделение приоритетных образовательных ценностей с определением критериев их достижения и возможностью эмпирической проверки их проявления; - организация учебно-воспитательного пространства как целостной системы взаимосвязанных переменных, в котором личность не только развивается, но реально формируется под влиянием образовательной среды; - совместная продуктивная и творческая деятельность всех участников образовательного процесса через создание вневозрастного пространства с целью выражения индивидуальных и возрастных особенностей; - учет ситуации жизни школы: контингента детей. Преобладающего статуса семей и их образовательных идеалов, кадрового состава школы, степени подготовленности педагогов. Потребности и возможности профессионального роста; - осуществление подготовительной программы, основанной на проведении инновационных семинаров, тренингов с целью перестройки профессионального мышления.

Ключевые слова

Психическое здоровье, физическое здоровье, психолого-медико-педагогический статус ученика, образовательные ценности, валеопсихологжеская компетентность педагога, Mental health, physical health, the psycho-medical educational status of the schoolboy, educational values, valeopsychological competence of the teacher

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Козлова Наталья ВикторовнаТомский государственный университеткандидат психологических наук
Павлюк Ольга ИльиничнаСредняя образовательная школа № 1Директор
Добрянская Рушания ГавасовнаТомский политехнический университет
Всего: 3

Ссылки

 Медико-психологическое сопровождение образовательного процесса | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.

Медико-психологическое сопровождение образовательного процесса | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.