Типологические особенности фрустрационных реакций первокурсников | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.

Типологические особенности фрустрационных реакций первокурсников

Изучается уровень социальной адаптированности студентов-первокурсников и особенности их фрустрационной чувствительности. Отмечается высокий уровень психоэмоциональных нагрузок на начальном этапе обучение и снижение адаптационного потенциала первокурсников. Обсуждаются функционально-типологические особенности реагирования студентов первого курса психологического факультета на фрустрирующие ситуаци.

Typological Features of Frustrational Reactions of the Freshmen.pdf Поступление в ВУЗ и обучение на первом курсе относятся к разряду сильных стрессогенных факторов, т.к. молодой человек вступает в новые гоциальные отношения, появляются новые социальные роли и обязанности, изменяются привычные темп и ритм жизни. Начальный этап обучения связан с серьезными психо-эмоциональными н интеллектуальными нагрузками, что может повлечь за собой развитие дезадаптационных процессов. Известно, что социально адаптированный человек не только уверен в себе, своих действиях, но и характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы, ясным определением своего будущего. Нам представилось актуальным изучить уро-аень социальной адаптированности студентов-лервокурсников и особенности их фрустрацион--юй чувствительности. Мы предположили, что )ти особенности могут зависеть от структуры 1сихики, детерминированной специализацией полушарий мозга. Методы исследования. В исследовании приняли участие 72 студентки (в возрасте от 16 до 20 лет) психологического факультета Томского государственного педагогиiecKoro университета. У всех испытуемых с помощью опросника и пециально организованной процедуры, опреде-ялись показатели функциональной асимметрии, оторые составляли индивидуальный профиль (ункциональных асимметрий (ИПФА). С помощью этих профилей испытуемые дифференцировались на 16 психофизиологических типов. Каждый из них характеризовался специфической Структурой психики, которая описывалась в терминах постюнговской типологии [Богомаз С.А., 1996; 1999]. Для выявления особенностей поведения первокурсников в стрессовых ситуациях мы использовали проективную методику С. Розенцвейга «Тест рисуночных фрустраций». Данная методика основана на использовании рисунков с изображением людей, один из которых находится во фру-стрирующей ситуации. Предполагается, что респондент сознательно или бессознательно идентифицирует себя с изображенным на картинке фру-стрируемым персонажем и проецирует в ответе свои собственные потребности, отношения, установки поведения. В общем виде методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Также с помощью теста можно выявить степень социальной адаптированности личности и ее отношение к себе и к своему социальному окружению [Тарабрина Н.В., 1984; Хитрова Н.Г., 1992]. Полученные данные были обработаны стандартными методами статистического анализа с помощью компьютерного пакета программ Statistics. Результаты исследования. Как показали результаты нашего исследования, большинство студентов- первокурсников характеризовались низкой степенью адаптации к своему социальному окружению. На это указывали низкие средние значения показателя GCR (46±2%) теста С. Розенцвейга (нижней границей нормы GCR считается 64%) [Беспалько И.Г., Гильяшева И.Н., 1983; Тарабрина Н.В., 1984]. Эти данные можно рассматривать в качестве подтверждения того, что начальный этап обучения в вузе может способствовать повышению психоэмоциональных нагрузок и снижению адаптационного потенциала первокурсников. Для выявления типологических особенностей фрустрационных реакций первокурсники с помощью признаков функциональной асимметрии были дифференцированы нами на 16 типов, которые затем? в русле представлений постюнговской типологии? были объединены в четыре группы установок («установки на вид деятельности» [Гу-ленко В.В., 1995]): «исследователи», «социалы», «управленцы» и «гуманитарии». Группа «исследователей» составлена логико-интуитивными и интуитивно-логическими типами, для которых характерны теоретическое, абстрактно-логическое мышление и интерес к исследованию необычных, интеллектуально-оригинальных явлений. Группа «социалов» объединяет сенсорно-эмотивные и эмотивно-сенсорные типы, которым свойственны ориентация мышления на конкретно-образное, чувственное и склонность к проявлению себя в социальной сфере деятельности. Группа «управленцев» представлена логико-сенсорными и сенсорно-логическими типами, для которых характерны конкретно-логическое мышление и склонность к управлению людьми, явлениями и процессами. Группа «гуманитариев» объединяет интуитивно-эмотивные и эмотивно-интуитивные типы, мышление которых опирается на чувственный аспект психики и которые склонны к проявлению себя в гуманитарной сфере деятельности. ' Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ (№99-06-80366) Как показал типологический анализ, среди первокурсников оказалось 16 представителей первой группы, 30 представителей второй группы, 12 представителей третьей группы и 16 представителей четвертой группы. С помощью статистического анализа было обнаружено, что типы с управленческой установкой отличались максимальными средними оценками по факторам EDE и Е теста С. Розенцвейга, и минимальными оценками по факторам EDM и М (рисунок 1). Это позволяет нам говорить о том, что этим типам первокурсников более свойственна экстрапунитивная, чем импунитивная направленность реакций на фрустрирующие ситуации. При возникновении проблемы, они в большей мере фиксируются на самозащите, обвиняя окружающих и проявляя по отношению к ним сарказм и иронию. Напротив, типы студентов с социальной установкой имели максимальные средние оценки по факторам EDM и М. Это указывает на их более выраженную склонность избегать осуждения лиц, вовлеченных во фрустрирующую ситуацию, и импунитивную направленность реакций. Однако выявленные минимальные оценки по факторам NP1 и NP в группе «социалов» говорят о том, что им в меньшей степени, по сравнению с другими типами студентов, присуще стремление к самостоятельному разрешению возникшего конфликта. ■ ИССЛЕДОВАТ ЕЛИ ■ СОЦИАЛЫ □УПРАВЛЕНЦЫ □ ГУМАНИТАРИ И Б 14 | Л 18 • J -J l.llll * * * ФАКТОРЫ ТЕСТА С.РОЗЕНЦВЕЙГА Рисунок 1 Средние факторные оценки фрустрационшх реакциС у испытуемых, принадлежащих к 4 групп»м «установок на вид деятельности», дифференцируемым пс профилям функциональной асимметрии. «Исследователи» - интуитивно-логические и логико-интуитивные типы (п=16), «социапы» - сенсорно-эмоти»ные и эмотивно-сенсорные типы (п=30), «управленцы» - логико-сенсорные и сенсорно-логические типы (п=12), «гуманитарии» - интуитивно-эмотивные и эмотивно-интуитивные типы (п=16). * - различия между группами «исследователей» и «управленцев» достоверны с р

Ключевые слова

Фрустрация, типологический анализ, (дез)адаптация, фрустрационная чувствительность, специализация полушарий мозга, индивидуальный профиль функциональных асимметрий, направленность реакций, Frustration, typological analysis, (dis)adaptation, frustrational sensitivity, specialization of hemispheres of a brain, individual structure of functional asymmetry, orientation of reactions

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дмитриева Елена НиколаевнаТомский государственный педагогический университетСтудентка
Богомаз Сергей АлександровичТомский государственный университетДоктор психологических наук, доцент Кафедры генетической и клинической психологии
Всего: 2

Ссылки

Альманах психологических тестов. - М., 1996.
Беспалько И.Г., Гильяшева И.Н. Проективные методы//Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. - Ленинград, 1983.
Богомаз С.А., Исаева Т.М. К проблеме поиска объективных критериев деления людей на типы в типологии Юнга//Сибирский психологический журнал. - 1996.- Вып. 3. - С. 16-20.
Богомаз С.А. Конструирование типологии индивидуальных различий на основе специализации полушарий мозга//Ежегодник РП0: Психология и практика. - Ярославль, 1998. - Т. 4. - Вып. 2. - С. 253-256.
Богомаз С.А. Билатеральная модель структуры психики: Автореф.дисс.. докт.психол.н. -Томск, 1999.-48 с.
Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды. Соционика и социоанализ для руководителей. - Новосибирск, 1995. - 192 с.
Зиверт X. Тестирование личности. - М., 1997.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/Ответ, ред. А.Ф. Кудряшов. - Петрозаводск, 1992,- 318с.
Самыгин С.И., Столяренко Н.Д. Психология управления: Учебное пособие. - Ростов-н-Д., 1997.-512 с.
Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Методические рекомендации. -Л., 1984.
Тарабрина Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций//Иностранная психология. -1994.-Т. 4.-№2.
Хитрова Н.Г. Лучшие психологические тесты. -Л., 1992.
 Типологические особенности фрустрационных реакций первокурсников | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.

Типологические особенности фрустрационных реакций первокурсников | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.