Обсуждаются вопросы инновационной подготовки психологов в вузе. Акцентируется внимание на личностном аспекте образовательного процесса. Предлагается система методов активного психологического воздействия.
Professionally-Personal Approach in the Preparation of the Psychologists.pdf Отталкиваясь от общепринятого мнения, что конец XX века - это период «глобальных инноваций» во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни, обращение к проблеме педагогических инноваций следует считать достаточно актуальным. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать учебный процесс по любым инновационным моделям, включая авторские. Это, несомненно, прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование современных достижений психолого-педагогической культуры, научная и практическая разработка инновационных идей и технологий. Инновационное обучение трактуется с позиции современного образования как обучение, ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему, за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми. Это позволяет признать, что профессиональная подготовка психологов предполагает не только освоение базовых теоретических знаний, овладение конкретными техниками, методами и приемами практической работы, но и личностное развитие. Личностный аспект подготовки психологов имеет особое значение, поскольку профессиональная деятельность основана на необходимости вскрытия, анализа, объяснения и интерпретации разнообразных психологических проявлений человека. В этом случае личностные особенности, неудовлетворенные или неосознаваемые потребности, собственные проблемы, внутренние конфликты, возникающие, в том числе, и по причине недостаточной сформированности собственных психических функций, существенно затрудняют и искажают видение, понимание и интерпретацию актуальной ситуации взаимодействия, психологических особенностей и проязлепий другого человека. Именно поэтому включение в подготовку психологов системы программ, ориентированных на психическое и личностное развитие является актуальным в процессе профессиональной подготовки психолога. Научные исследования (Богомаз С.А., Залевский В.Г., Козлова Н.В., Бохан Т.Г.) и практическая работа с абитуриентами и студентами-первокурсниками факультета психологии, показали недостаточную сформированность уровневых и комбинаторных свойств интеллекта, низкий уровень рефлексии, что затрудняет переработку на когнитивном уровне социально-психологической информации и возможность адекватных, а, значит, эффективных способов реагирования. Это, в свою очередь, вызывает трудности в становлении профессиональной компетентности. Данный факт послужил основанием введения в учебные программы подготовки психологов, наряду с лекционными, практическими и семинарскими занятиями, методов активного психологического воздействия, реализуемых через систему тренинговых занятий. Содержание этой системы определяется следующими основными направлениями: 1. Изучение и развитие профессионально-значимых качеств личности. 2. Развитие интеллектуальной сферы личности. 3. Развитие креативности. 4. Развитие социально-психологической компетентности. 5. Личностный рост. 6. Теоретико-методическое направление. Каждое из этих направлений преследует свои задачи, соответствующие уровню становления профессиональной компетентности. Первое направление предполагает изучение и развитие таких качеств, как чувствительность к групповым процессам, аффилиативная предрасположенность, эмпатия, эмоциональная и социальная гибкость, рефлексивные способности и т.д. Второе направление решает такие задачи, как развитие мыслительных операций, логического мышления, овладение эффективными мыслительными стратегиями, развитие умения раскрывать содержание понятия, развитие сенсомоторного и вербального интеллекта. Третье направление ориентировано на развитие многомодальности восприятия, творческого мышления, способности генерировать множество идей о способах поведения и реализовывать их в общении, готовности к изменениям стратегий поведения, поисковой активности, нестандартности поведения. Четвертое направление включает в себя: развитие сензитивности к поведенческим проявлениям других людей, расширение межличностного сознания и диагностики отношений в межличностной сфере, развитие способности наблюдать, воспринимать психологические проявления и своеобразие других людей, осознание собственных неадаптивных моделей поведения и возможность их коррекции в условиях группового взаимодействия. Направление личностного роста преследует реализацию следующих задач: познание себя и совершенствование самопонимания, расширение сферы самосознания, укрепление чувства самоидентичности, развитие навыков разрешения социально-психологических проблем. На последнем этапе решается класс задач, направленных на овладение профессиональными теоретико-методическими аспектами: углубление знаний в области психологии личности и группы, клинической и социальной, педагогической и психологии развития в процессе непосредственного взаимодействия в группе, ознакомление с методическими приемами и техниками психокор-рекционной, психотерапевтической работы и методами преподавания психологических дисциплин; развитие способности применять различные теоретические и методические подходы в научно-исследовательских целях для интерпретации и прогнозирования психологических проявлений (поведения, чувств и мыслей других людей). Мы предполагаем, что реализация этих направлений создает условия и для решения дидактических задач, и для профессионально-личностного становления. Это определяет необходимость дальнейшей разработки теоретических обоснований организационных форм предложенной системы (супервизорство, реализация самостоятельной практики студентов на базе экспериментальных площадок ФП) и внедрение их в практику профессиональной подготовки психологов.
Бохан Татьяна Геннадьевна | Томский государственный университет | Кандидат психологических наук, доцент Кафедры генетической и клинической психологии | |
Козлова Наталья Викторовна | Томский государственный университет | Кандидат психологических наук | |
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -М., 1980.
Асмолов А.Г. Психология индивидуальности. -М., 1977.
Бурлачук Л.Ф. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998.
Выготский Л.С. Избранные психологические труды. - М., 1986.
Залевский Г.В., Прозументова Г.Н. Концепция открытого образовательного пространства (проект). - Томск, 1998.
Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука.-М„ 1992.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994