К вопросу диагностики, классификации и формирования задержек психического развития у младших школьников | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.

К вопросу диагностики, классификации и формирования задержек психического развития у младших школьников

Обсуждаются причины неуспеваемости школьников и методы их ранней диагностики, преодоления и профилактики. Содержательно анализируется, с различных концептуальных позиций, термин «задержка психического развития» (ЗПР). Предлагаются методологические основания для организации коррекционно-развивающей работы и профилактики школьной неуспеваемости.

To a Question of Diagnostics, Classification and Formation of a Delay of Mental Development 93 at the Younger Schoolboys.pdf Для современной системы образования проблема сниженной обучаемости некоторых категорий школьников приобретает особую актуальность. Ее решение сопряжено с совершенствованием методов, средств и приемов обучения, подготовкой квалифицированных педагогических кадров, ранней диагностикой причин неуспеваемости учащихся. Проблемы неуспеваемости (причины возникновения, способы ее преодоления и профилактики) значительной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы привлекают внимание не только педагогов, но и психологов, медиков, физиологов. В основном выделяют три группы младших школьников, для которых характерна сниженная обучаемость и, как следствие, стойкая неуспеваемость. Это социально и педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития и умственно отсталые дети. Последняя категория в массовой общеобразовательной школе не представлена, так как учебно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми в нашей стране осуществляется в специальных дошкольных и школьных учреждениях образования и здравоохранения. Что касается социальной и педагогической запущенности, чаще всего она возникает из-за неполноценности микросоциальных условий развития ребенка в дошкольном детстве. Н.А. Менчин-ская и Г.Г. Сабурова отмечают, что впоследствии это приводит к проявлению неуспеваемости у ребенка в младшем школьном возрасте. Раннюю форму неуспеваемости (1-3 класс) авторы связывают с недостатком общения ребенка со взрослыми. Это вызывает низкую сформированность учебных умений и навыков, а также слабую познавательную активность ребенка при общем дефиците знаний. Поздняя форма неуспеваемости (4-5 класс) возможна, если ребенка рано вовлекают в интеллектуальную деятельность, поощряют за успехи, но первоначально решение учебных задач не вызывает у ребенка усилий. Поэтому, при увеличении объема и усложнении учебного материала в среднем звене успешность учебной деятельности ребенка снижается. Говоря о детях с задержкой психического развития (ЗПР), нельзя не отметить ряд проблем, возникающих при употреблении данного термина. Во-первых, следует решить вопрос о приоритете наследственных или социально отягощенных факторов в процессе формирования и развития ЗПР. Отводя ведущую роль наследственным факторам, мы не можем говорить об эффективной коррекции развития ребенка. В данном случае возможна разработка и использование в психолого-педагогической практике комплекса компенсирующих мероприятий. Неблагоприятное же влияние социально-психологических факторов может быть снижено только в случае целенаправленной и специально организованной деятельности всех участников педагогического процесса (учителей, родителей, школьных психологов и учащихся). Во-вторых, возникают проблемы ранней диагностики задержки психического развития. В современной психолого-медико-педагогической практике недостаточно разработан арсенал диагностических методик, позволяющих не только констатировать наличие или отсутствие ЗПР у ребенка (при этом важно четко отграничить данный вариант развития от близких к нему по внешним проявлениям педагогической и социальной запущенности и дебильности), но и определить вид ЗПР и степень ее выраженности. Именно от этого зависит эффективная организация последующей коррекционно-развивающей работы с ребенком. В-третьих, необходимо определить границы сенситивного развития неблагоприятных процессов в организме и структуре личности ребенка, чтобы иметь возможность оказывать корригирующее воздействие на его познавательное, эмоциональное и личностное развитие. При этом должен быть использован комплекс адекватных методов коррекционно-развивающей педагогической и психологической работы. Подбор данных методов обусловлен индивидуальными особенностями ребенка и историей его развития. В-четвертых, вызывает сомнения отнесение ЗПР к аномальному развитию. Аномальное развитие предполагает, в итоге, нарушение общего развития, которого может не быть у детей с некоторыми видами ЗПР. В.А. Лапшин и Б.П. Пузанов рассматривают задержку психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения. Правомерно отметить возможность нарушения общего развития при ЗПР соматогенного и церебрально-органического генеза. ЗПР конституционального происхождения (гармонический инфантилизм) представлена негрубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы ребенка, которые проявляются в преобладании в структуре личности ребенка игровых мотивов деятельности, эмоциональной мотивации поведения, несформи-рованности произвольности познавательных процессов, повышенном фоне его настроения. ЗПР психогенного происхождения (психогенный инфантилизм) чаще всего вызвана неблагоприятными, неправильными условиями семейного воспитания ребенка и проявляется, прежде всего, в нарушениях его поведения (агрессивность, отказ от выполнения бытовых и школьных требований и т.д.). Очевидно, что данные изменения мы не можем относить к аномальному развитию. Данные проблемы обуславливают необходимость разработки теоретических основ системы коррекционно-развивающего обучения, предполагающей иное, чем в массовой общеобразовательной школе, содержание образования, а также использование в практике специальных методов и приемов обучения. Решение этих вопросов позволяет своевременно обеспечит адекватные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, преодолеть затруднения в учебной деятельности у значительной части учащихся начальной школы, а также разработать для них комплекс профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий.

Ключевые слова

Задержка психического развития (ЗПР), социально-педагогическая запущенность, учебные умения и навыки, коррекционно-развивающая работа, профилактика, аномальное развитие, A delay of mental development (DMD), educational skills and skills correctional-developing work, preventive maintenance, abnormal development, social-pedagogical disregarding

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Брель Елена ЮрьевнаТомский государственный университетКандидат психологических наук, директор Кемеровского представительства Факультета психологии
Всего: 1

Ссылки

 К вопросу диагностики, классификации и формирования задержек психического развития у младших школьников | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.

К вопросу диагностики, классификации и формирования задержек психического развития у младших школьников | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.