Об этнологическом направлении в работе школьного психолога | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.

Об этнологическом направлении в работе школьного психолога

Предпринята попытка описания этнопсихологического направления в практике работы школьного психолога в национальной школе.

About ethnological direction in work of the school psychologist.pdf Школьный психолог, пришедший в педагогический коллектив в начале 80-х годов, за десять лет закрепившийся и определивший характер своей деятельности, оказывает немалую практическую помощь в психологическом сопровождении учащихся, на всех этапах обучения. В проекте решения 1-го съезда психологов образования России, прошедшего 15-17 июня 1999г в г. Москве отмечалось: «Современная ситуация характеризуется развитием инновационных процессов и многие сложности работы практического психолога продиктованы тем, что он начинает работать не в устоявшейся системе, а в атмосфере инновационных начинаний. Однако именно это порождает множество возможностей и делает его деятельность плодотворной» [4]. Таким образом, содержательное развитие направлений работы психолога, проникновения психологических знаний в процесс обучения, воспитания и развития в образовании, в частности, в национальной школе, является актуальной проблемой. Как определяют Р.Д. Санжаева, С.Б. Самбуева [3]: «Национально-психологические особенности являются элементом психологических предпосылок эффективной деятельности, к которым психологи относят особенности мотивации, познавательных и волевых процессов и положительные психологические состояния, степень распределения активности сознания на цель, обстановку, свои орудия производства, свое поведение, динамизм и устойчивость психики». Городская бурятская школа-гимназия - это один из типов национальной школы в республике Бурятия, которая ставит перед собой задачу формирования этно-культурно определившейся личности, способной к творческой жизни в многонациональном коллективе. Поэтому в деятельности психологической службы школы-гимназии выделено опытно-экспериментальное направление -этнопсихологическое. Национальная школа должна развиваться с учетом традиций этноса в обучении, воспитании и развитии детей. Здесь важное место занимает введение национально-регионального компонента в Базисный учебный план РФ. «Другими словами, внедрение национально-регионального компонента в содержание образования в значительной мере обогащает педагогический процесс, создает реальные возможности строить его в соответствии с особенностями региона и народов, населяющих его, обеспечивает передачу подрастающему поколению всего того, чего достиг народ в своей многовековой истории ... Другое направление, призванное обеспечить возрождение национальной духовной культуры народа, выражено в реализации принципа необходимости формирования интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей с учетом их этнопсихологических особенностей, а также традиции народной педагогики» [1]. Этнологическое направление включает в себя работу с педагогами, учащимися, родителями. Выделены три этапа: 1. Диагностический: а) среди педагогов - определение уровня владения бурятским языком для выявления возможности двуязычного общения, определение мотивации по изучению бурятского языка, культуры и традиций бурятского народа, исследование профессиональных и личностных особенностей; б) среди учащихся - изучение развития познавательных процессов с целью выявления особенностей протекания психических процессов у детей-бурят, изучение этнических потребностей, интересов и склонностей, ценностных ориентаций для выявления внутренних и внешних мотивов обучения и воспитания в бурятской гимназии, установление традиционных нравственных представлений детей, а также устойчивости нравственных качеств, изучение эстетических идеалов, эмоциональной направленности. в) среди родителей - изучение этнической ориентации и уровня владения бурятским языком. 2. Формирующий: а) среди педагогов - организация лектория, семинаров-практикумов по повышению этнопсихологических знаний и умений. б) среди учащихся - введение в вариативную часть учебного плана регионального компонента по этнопсихологии, организация и проведение различных конкурсов, расширяющих этнический кругозор, например: «Красавица Белого месяца», «Наследники Гэсэра» и т.д., составление программы и организация воскресной школы по подготовке детей в 1-ый класс на этнокультурной основе. в) среди родителей - пропаганда этнокультурных, этнопсихологических, этнопедагогических знаний через разные формы и методы. 3. Апробация результатов, выработка рекомендаций и введение программы этнопсихологического обеспечения в работу. Хотели бы привести некоторые результаты анкетирования учащихся. Анкеты использовали из учебного пособия, разработанного Л.С. Васильевой [2]. Было охвачено 300 учащихся 5-11 лассов бурятской национальности. Обобщая, южно отметить, что почти все дети знакомы с одержанием не менее трех бурятских народных казок. Учащиеся 5-7 классов знают больше бла-эпожеланий, народных песен, преданий, чем гаршеклассники: Группы % 1. Владеют устной и письменной бурятской ре 22 чью 2. Владеют разговорной бурятской речью 53 3. Плохо владеют, плохо понимают бурятскую 25 речь к Предпочитают читать художественную литературу на бурятском языке 3 5. Играют в бурятские народные игры: Часто 16 Иногда 57 Никогда 27 6. Знают свою родословную: до 3-го колена 74 до 7-го колена 26 Учащиеся показали определенные знания по рганизации пространства и общения у бурят. Из 5 учащихся 9-х классов 30 человек написали, что старину буряты во время беседы рассаживались олукругом, что на почетное место «хоймор» са-:али уважаемых гостей. Они сами предпочитают збираться в кругу, когда видят лица друг друга. Девочки при общении с подругой придерживают> более близкой дистанции до 0,5 м. (интимная 5на), чем мальчики при общении с другом - 1 м. жчная зона). С родителями, учителями предпо-итают дистанцию общения более 1 м. (социальная зона). Имеют поверхностные знания о бурятской национальной кухне, о бурятском этикете. Результаты анкетирования показали, что учащиеся имеют общее представление об основах коммуникативной культуры бурят, что, в свою очередь, практически не влияет на формирование межличностных отношений между ними. Опора на народные традиции, ритуалы, обряды, игры, бурятский фольклор не носит формирующий фундаментальный характер для развития эстетических, духовных начал личности. Целенаправленное и системное введение в учебно-воспитательный процесс программы этнопсихологического обеспечения, полагаем, поможет не только расширению кругозора учащихся и формированию этнознаний и этнокультуры, но и совершенствованию и развитию личностной структуры (ценностной ориентации, интереса, нравственных качеств, способностей, дарования и т.д.)

Ключевые слова

национальная школа, национально-региональный компонент, этнопсихологическое обеспечение, этнознание, этнокультура, National school, national-regional component, ethnopsychological maintenance, ethnoknowlege, etnoculture

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Доржиева Светлана СанжаевнаЦентр службы практической психологииДиректор
Всего: 1

Ссылки

Бархинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. - Улан-Удэ: Бэлиг, 1993 - 42 с.
Васильева Л.C. Технология воспитания школьников на народных традициях (бурятских и русских) - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1996 - стр. 4252.
Санжаева Р.Д., Самбуева С.Б. К проблеме развития эмоционально-волевой сферы в этнопсихологии/Вестник Бурятского университета -1998- Вып. 1-С. 101.
Программа 1 съезда практических психологов образования России. Москва 15-17 июня 1994 г.
 Об этнологическом направлении в работе школьного психолога | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.

Об этнологическом направлении в работе школьного психолога | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.