Теоретическое осмысление возможностей психологической экспертизы инновационных процессов в образовании | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.

Теоретическое осмысление возможностей психологической экспертизы инновационных процессов в образовании

Обсуждаются особенности инновационных подходов к образованию и теоретические основания их психологической экспертизы. Постулируются принципы личностного подхода к участникам образовательного процесса. Теоретически осмысляются мути гуманизации и гуманитаризации образования. Ставится проблема ва-лидности психологической экспертизы и ее критериальных оснований.

Theoretical Understanding of Opportunities Psychological Examination of the Innovational Approaches in Education.pdf Отталкиваясь от общепринятого мнения, что конец XX века - это период «глобальных инноваций» во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни, обращение к проблеме педагогических инноваций следует считать достаточно актуальным. В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать учебный процесс по любым инновационным моделям, включая авторские. Это, несомненно, прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование современных достижений психолого-педагогической культуры, научная и практическая разработка инновационных идей и технологий. Инновационное обучение трактуется с позиции современного образования как обучение, ориентированное на создание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми. Необходимость личностной ориентации обусловлена, как требованиями развития общества в целом, так и негативными результатами традиционной школы: социальное отчуждение; отход учеников от ценностей образования во все более раннем возрасте; низкая психологическая готовность к позитивным переменам в обществе и противостоянию деструктивным позициям (более 70% детей и подростков не имеют психологической защиты перед соблазнами алкоголизма и наркомании); все больший процент детей не завершает среднего образования, снижается готовность к обучению в высшей школе, выпускники заканчивают школу с отклонениями в психическом и соматическом здоровье. Стратегии инновационного обучения, призванные раскрепостить личность и учителя и учащихся, подкрепленные реальным и адекватным психолого-педагогическим участием, могут явиться гарантом сохранения здоровья школьников, их психологической полноценности и успешности в мире. Наиболее перспективный личностный тип, с нашей точки зрения, - это человек, имеющий знания об окружающей действительности и умеющий познавать мир, имсю-щий положительную практику самореализации и личностного роста, способный к принятию творческих продуктивных самостоятельных решений, умеющии управлять своими действиями, контролировать себя, добиваться успеха, способный жить в настоящем с надеждой смотреть в будущее и адекватно оценивать прошлое, быть физически и психически здоровым. Школа, в свою очередь, нацелена на создание условий, в которых личность приобретает свое содержание в общение с миром ценностей в живом социальном обществе. Следовательно, гуманистическая ориентация образования предполагает считать гуманитарные критерии основными в определении качества различных инновационных практик. Эти приоритетные критерии дополняются такими показателями как уровень знаний и умений, уровень развития отдельных психических функций. Личностный принцип в психологии, сформулированный в трудах Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. требует исследовать психические процессы и состояния как процессы и состояния личности. Поэтому, говоря об усвоении культурно-исторического опыта в процессе обучения, акцент смещается на влияние процесса усвоения знаний на развитие и рост личности. Таким образом, критерий развития личности и личностного роста требует всестороннего анализа и может служить одним из составляющих предмета психологической экспертизы инновационных процессов в образовании. В этом случае исследуется, как данная педагогическая практика, реализуя свои цели в конкретном содержании и действии, влияет на ребенка как личность. Основаниями для выявления личностного развития и роста могут служить следующие характеристики: личностные возрастные новообразования (Л.С. Выготский, Д.Ь. Эльконин, Л.И. Божович, B.C. Мухина и др.), характеристики личностного роста (К. Роджерс). Таким образом, можно выделить интраперсональные характеристики: принятие себя, уверенность, отношение к себе как к достойной уважения личности, способность к самостоятельному выбору, открытость новому опыту, гибкость, рефлексия, желание понимать себя и других, ответственность за свое поведение, личностные возрастные новообразования специфичные для каждого возрастного этапа; экстраперсональные характеристики: принятие других, социабельность, желание понимать других, творческая адаптивность, особенности освоения социального пространства в конкретном возрастном периоде. Учитывая взаимосвязь физического и психического развития, приоритетную роль физической активности в психической и социальной деятельности школьников, к основаниям психологической экспертизы может быть также отнесен критерий здоровья (физического и психического) учащихся. Понять личность, особенности ее развития и формирования в результате образовательных и воспитательных воздействий, невозможно вне ситуации, в которой она находится, поскольку между человеком и условиями его жизни существует неразрывная связь. Таким образом, вторая составляющая предмета психологической экспертизы может представлять собой условия педагогической деятельности, образовательную среду, выполняющую функцию «социальной ситуации развития» (Л.С. Выготский). Образовательная среда, являясь социальной системой, представлена своим эмоциональным климатом, личностным благополучием каждого участника, особенностями микрокультуры, качеством образовательно-воспитательного процесса (К. Мак-лафлин, К Reid, D. Horkins). Она (образовательная среда), с одной стороны, вписывается в механизм развития ученика, определяя тем самым ее целевое и функциональное значение, а с другой, - выделяет ее истоки в предметности культуры общества (В.И. Слобод-чиков, В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов). Переменные среды необходимо повергнуть анализу в той же мере, что и личностные переменные. Однако поиск критериев анализа образовательной среды представляется достаточно проблемным, поскольку это процесс создается и организуется людьми и реализуется через них и в этом смысле каждая школа является уникальной. Исследовательский аналитическии подход к поиску этих критериев осуществляется с целью определения качества условий, в которых образуются личностные эффекты, что дает возможность наиболее полного понимания педагогических процессов, прогнозирования их развития и эффектов, своевременной коррекции негативных тенденций и дальнейшего проектирования образовательной среды. Интегрированной представленностью этих двух аспектов в предмете экспертизы, на наш взгляд, определяется ее эффективность и практическая значимость. К определяющим условиям педагогической инновационной деятельности относятся: личность взрослого (его личностная зрелость). Личностную зрелость взрослого Б.Г. Ананьев рассматривал как сознание ответственности и стремление к ней. Психологически ответственное лицо - это личность, отвечающая за себя, за содержание своей жизни, прежде всего, перед собой и другими людьми. Характеристиками ответственности являются: наличие способности к собственному суждению и умение выбирать линию поведения адекватно меняющимся условиям. К. Роджерс выделил такие основные качества, способствующие личностному росту, как эм-патия, конгруэнтность и уважение (принятие). Личностный принцип в психологической экспертизе предполагает, что вышеперечисленные условия должны изучаться с позиции их взаимодействия и личностного влияния на учащихся. Т.е. характер и особенности стиля общения, взаимодеиствия, «совместности» взрослого и ребенка в конкретной учебной ситуации могут являться основанием для психологической экспертизы. Отсюда возникает задача определить критерии и параметры их оценок, методы диагностики, анализа и предъявления. Такая попытка была предпринята нами на примере психологической экспертизы урока. Однако, решение этой задачи, требует дальнейшей глубокой и основательной проработки. Психологическая экспертиза предполагает и определенную специфику позиции психолога-эксперта. Специфичность проявляется в том, что психолог, выступая как индивидуальность и профессионал исследует личность, вступая с ней в межличностные отношения. Предлагаемые принципы позволяют уточнить представление о месте индивидуальных характеристик психолога, его Я-концепции в экспертной позиции. Ш2; 1. Цели психологической экспертизы: психолог-эксперт ориентирует заказчика в его целях, рассматривает цели психологической экспертизы как новые возможности заказчика, которые он должен выявить вместе с ним. 2. Реакции психолога в экспертизе: психолог, реагируя на ситуацию, избегает оценочных суждений по поводу действий заказчика. Он интерпретирует психологические явления в педагогической области исследуемого, определят причины и прогноз, совместно разрабатывает пути коррекции, с учетом результатов изученного участвует в проектной деятельности. 3. Концепция психолога-эксперта: психолог понимает сложность и многоаспектность исследования, а также сложность предъявления экспертных материалов с целью позитивного развивающего воздействия на заказчика. Поэтому он является, прежде всего, квалифицированным носителем знаний в различных предметных областях психологии, современных концепций и технологий, а также ему необходимы знания предъявляемой конкретной педагогической системы. 4. Индивидуальная и культурная эмпатия: это позволяет психологу-эксперту присоединиться к образу профессионального мира заказчика, обрести понимание концепции, задач, действий и трудностей, вместе искать пути решения проблем. Таким образом, осуществляется рефлексия на содержание экспертного взаимодействия с заказчиком. 5. Конфиденциальность: психолог-эксперт рефлексирует на содержание психологической информации и ее значимость для заказчика. В предъявлении экспертной информации необходимо ориентироваться на разграничение заказчика, клиента, пользователя психологической информации. Психолог понимает меру ответственности всех участников ситуации психологической экспертизы и владеет юридическими нормами регуляции ответственности. 6. Профессиональное взаимодействие с коллегами: проводит совместную исследовательскую работу с коллегами: педагогами, врачами, философами, социологами и т.д. по возникающим в ходе экспертизы проблемам. 7. Межличностное влияние в психологической экспертизе: психолог-эксперт понимает, что его реакции влияют на заказчика. Он осознает это влияние и во взаимодействии с заказчиком его может специально выделять, т.е. фиксирует как свои чувства, мысли, желания и возможности, так и чувства, мысли, желания и возможности заказчика. 8. Уважение заказчика в позиции психолога-эксперта определяет честность и адекватность при получении, передачи психологической информации, ее интеграции в педагогическую область и использовании в прогнозе и проектировании. Психологическая экспертиза требует и определенной специфики методической организации психодиагностических процедур. Речь идет о необходимости разработки методов организации психологической экспертизы, диагностики, регистрации данных, интерпретации и предъявления полученных результатов, а также использования их в проектировании образовательного пространства. По своей направленности методы и методики, используемые в экспертизе, предполагают выявлять состояние, динамику развития, скрытый и осознаваемый потенциал, а также определять прогноз развития с учетом диагностики социальной ситуации развития. Учитывая многообразие заявляемых образовательных и педагогических инновационных практик, психодиагностические экспертные процедуры должны отличаться гибкостью, т.е. они должны быть ориентированы на определенные ценностные ориентации и критерии конкретных образовательных систем, программ, технологических и методических подходов обучения и воспитания. Личностный принцип обоснованно реализуется в субъектном характере психологической экспертизы, где сами дети, педагоги и родители выступают в качестве исследователей различных психологических и социальных явлений. С целью создания экологических условий при психологической экспертизе, адекватности, валид-ности и надежности используемых методик, а также в целях получения достоверной информации необходима экспертиза самих экспертных психодиагностических программ. Этим очерченным кругом вопросов определяется предметное и проблемное поле для исследования теоретических, методических и практических аспектов психологической экспертизы. Заявленный подход представляет собой совокупность принципов использования интегра-тивных возможностей, выбора ориентиров, осмысленности педагогической действительности, освоение новых педагогических технологий, определений самореализации личности. Авторы статьи надеются на конструктивную дискуссию по анализу представленных теоретических положений психологической экспертизы инновационных процессов в образовании со всеми заинтересованными лицами на страницах нашего журнала.

Ключевые слова

Психологическая экспертиза, инновация, личностный принцип, образовательные ценности, творчество, продуктивность, Psychological examination, innovation, personal principle, educational values, creativity, efficiency

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Бохан Татьяна ГеннадьевнаТомский государственный университетКандидат психологических наук, доцент Кафедры генетической и клинической психологии
Козлова Наталья ВикторовнаТомский государственный университетКандидат психологических наук
Всего: 2

Ссылки

 Теоретическое осмысление возможностей психологической экспертизы инновационных процессов в образовании | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.

Теоретическое осмысление возможностей психологической экспертизы инновационных процессов в образовании | Сибирский психологический журнал. 2000. № 12.