Tomsk Questionnaire of Rigidity of Zalevskiy.pdf Клиническая практика и научные исследования подтверждают справедливость мысли о том, что одним из условий психической цельности индивида и его психического здоровья является гибкость в оценке самого себя, а также в умении под напором опыта переоценивать ранее сложившуюся систему ценностей [Rogers, 1951]. Еще радикальнее в этом отношении Kuenkel [1976], понимающий психическое расстройство как неспособность занимать новое отношение к изменяющейся среде. Если даже не принимать полностью такого понимания сущности психического расстройства, то те не менее следует согласиться с мнением Б.В. Зейгарник и др. [1974], в чем убеждаемся и на основании собственных исследований [1985, 1986, 1987], что больным меньше, чем здоровым, свойственны гибкость и пластичность, позволяющие перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся условиям, и что сочетание ригидности с инертностью относится к наиболее типичным свойствам психики большинства больных. В целом ряде отечественных и зарубежных исследований подчеркивается значение проблемы психической ригидности для психиатрической практики. Так, встречаются указания на то, что психическая ригидность оказывается преимущественно неблагоприятным фактором, лежащим в основе этиологии и патогенеза нервно-психических расстройств, а также осложняющим прогноз и затрудняющим терапию пограничных состояний, эндогенных психозов и алкоголизма [McGlashen, 1976; Krampen, 1978; В.Я. Семке, 1983; Г.П. Пантелеева, Б.С. Беляев, 1984; В.А. Орлова, 1984 и др.]. Вместе с тем и на сегодняшний день отсутствуют, прежде всего, в отечественной патопсихологии общепринятые критерии и методы оценки психической ригидности при нервно-психических расстройствах: дифференциально-диагностические, прогностико-динамические и реабилитационные. В основу разработки критериев и методов оценки психической ригидности (ПР) легло предположение, что ПР, как в норме, так и в патологии, вплетаясь в структуру личности, характеризуется следующими параметрами: интенсивностью (силой, глубиной) и экстенсивностью (широтой или спектром охвата структуры личности по вертикали и по горизонтали - вдоль ее подструктур), устойчивостью или стойкостью (реакция - состояние - черта), генерапизованностью и доминированием (черта -симптомокомплекс - тип) и мотивированностью (принятием - непринятием). Принципы построения и структура ТОРЗ Подобно многим широко применяемым вопросниковым методам диагностики, ТОРЗ представляет собой серию из специально отобранных вопросов, ответы на которые дают представление об особенностях проявления опрашиваемыми психической ригидности. В связи с монотематичностью вопросника и с целью избежать вопросов, требующих обозначения свойства, было подобрано довольно большое количество относящихся к различным проявлениям психической ригидности. Содержание вопросов достаточно объемно отражает те ситуации (проявления ПР), в которых от человека требуется изменить отдельные элементы программы поведения или ее в целом «под напором опыта» - образ жизни, стереотипы, отношения, установки, привычки, навыки, темп и ритм жизни и деятельности, средства достижения какой-либо цели или саму цель и т.д. Всего вопросник состоит из 150 пунктов. В целях повышения достоверности результатов, опросник сбалансирован по следующим параметрам: 1. чтобы избежать определенной монотонии, создаваемой однообразием формулировок, пункты ТОРЗ сформулированы в виде вопросов и утверждений; 2. с учетом «стиля ответов» - одни опрашиваемые более склонны к утвердительным, другие к отрицательным ответам, - применяются различные формы вопросов и утверждений. Структурно ТОРЗ представляет собой 6 шкал, дополненный «шкалой лжи» Г. Айзенка, в каждую из которых входит определенное число вопросов/утверждений. Эмпирическая однородность шкал подтверждена дисперсионным анализом на данных группы здорового контроля (F=21.08; р
| Залевский Генрих Владиславович | Томский государственный университет | Профессор, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО, Заслуженный деятель науки РФ, член Всемирной Федерации психического здоровья, заведующий Кафедрой генетической и клинической психологии | |