Рассматриваются особенности выдвигаемых человеком целей. Анализируется разнообразие способов их достижения и связанный с этим объём волевой регуляции. Рассмотрено отношение понятий «содержание цели» и «степень достижения цели». Согласно основанию «способ достижения» выделены четыре класса целей: регулярно воспроизводимые, аналоговые, цели развития и высокие цели. Определены три варианта аналоговых целей. Показано, что результат их достижения может отклоняться от целевого образа. Причины этого - замена необходимых для достижения цели недостающих ресурсов иными, отсутствие необходимых умений у индивида, а также появление нетипичных препятствий на пути достижения цели. Проанализировано, при каких условиях такую цель можно считать достигнутой. Введено понятие волевого ресурса. Показан характер его использования в достижении целей различных видов.
Goal-setting, goal achievement and volitional regulation.pdf Введение Изучая характер и особенности волевой регуляции человека, невозможно обойти вниманием категории целеполагания и целедостижения. Эти три понятия настолько взаимосвязаны, что пропади одно из них, исчезли бы и два оставшихся. Будучи существом свободным, человек обречен на фомулирование и достижение целей. Одновременно он обречен и на постоянную борьбу с возникающими при этом препятствиями. Преодолению препятствий служит волевая регуляция деятельности, а характер и объём волевой регуляции во многом определяются природой выдвигаемых человеком целей. Действительно, достижение целей оригинального характера требует использования громадного количества волевого ресурса, но достижение целей, выступающих в составе потребностно-целевого комплекса, предполагает минимальные волевые затраты. В этих границах находятся цели промежуточного (с точки зрения использования волевого ресурса) значения. Знание особенностей цели, определяющих количество волевого ресурса, необходимого для её достижения, позволяет эффективнее строить программы реализации целей, даёт возможность подбирать адекватных сложности задания исполнителей, формировать у них соответствующие целевые установки. Изучение целей одновременно помогает раскрывать и сущность систем. Человеческая психика - это система. Знание характера выдвигаемых человеком целей способствует также лучшему её пониманию. Выявление специфики выдвигаемых человеком целей, разнообразия способов их достижения и связанного с этим объёма волевой регуляции является основной задачей настоящей работы. 1. Природа и эволюция категории «цель» Интерес к проблеме цели возник уже в античные времена. В сочинении «О цели» Демокрит определяет цель как благое состояние духа, которое он также называет благосостоянием [1. C. 372]. Аристотель считал, что для всякого действия и сознательного выбора благо - это цель, потому что именно ради нее и делается всё остальное [2]. Более поздние философские размышления о цели представлены у Г.В.Ф. Гегеля [3]. Согласно философу, цель есть нечто для-себя-сущее, которое получило свободное существование за счёт отрицания непосредственной объективности. Природа целенаправленного действия человека долгое время оставалась предметом исключительно философского анализа. И вся история философских учений о природе сознательного действия пронизана борьбой механицизма и идеализма, фатализма и волюнтаризма [4]. Отношение к цели, как и её понимание, в психологии долгое время оставались неоднозначными. В бихевиоризме, например, понятие цели как детерминанты поведения из рассмотрения долгое время исключалось [5]. Бихевиорист Б. Скиннер рассматривал поведение в терминах «стимул», «реакция», «подкрепление» [4. C. 114]. Можно согласиться, что при таком представлении поведение теряет свою целенаправленность. Основы необихевиоризма, заложенные Э. Толменом в книге «Целевое поведение животных и человека» (1932), изменили отношение к цели. Он показал, что поведение - это целостный акт, характеризуемый направленностью на цель, пластичностью и селективностью [6]. В современной психологии благодаря учениям об интенциональных актах, апперцепции, детерминирующих тенденциях, антиципирующих схемах, идеомоторных актах, «персонах», уровне притязаний появился ценный материал, относящийся к проблеме целеобразования [4]. Школой К. Левина, например, накоплены сведения, касающиеся не только уровня притязаний, но целеобразования вообще [7]. Анализ целеобразования всё активнее входит в число основных областей исследования когнитивной психологии, так как цель - особая форма психического отражения и познания действительности [8]. Полное единство взглядов, однако, не достигнуто здесь и до настоящего времени. В современной психологии цель понимают как осознанный образ будущих результатов [4, 9], как специализированные планы, в которых преследуется определенный исход [10], как представление о желаемом будущем состоянии [5], как главный критерий должного [11], как закодированное в мозгу отображение или модель потребного будущего [12] или как опережающее отражение [13] и т.д. Заметим, что теория П.К. Анохина (1978) наиболее точно объясняет место и значение цели в человеческой деятельности. Ю.И. Александров и В.Н Дружинин (1998) отметили, что заслуга П.К. Анохина состоит не в том, что он использовал понятие цели в анализе поведения (целенаправленность поведения была очевидна уже для Аристотеля), а в том, что, введя представление об акцепторе результатов действия, он устранил противоречие между каузальным и телеологическим описанием поведения [14]. Согласно Д.А. Леонтьеву цель выступает связующим звеном в структуре человеческой активности. Она соединяет как процессы самоопределения (выбор цели или отказ от неё, где цель выступает как зависимая переменная), так и процессы достижения («волевая» фаза, где цель выступает как переменная независимая) [11]. Особое значение имеет изучение механизмов целенаправленного поведения. В современной науке имеются различные подходы к их объяснению. Их можно разделить на три группы. К первой группе следует отнести кибернетические теории [15, 16]. Вторая группа - физиологические теории, в которых накоплен богатый экспериментальный материал, позволяющий глубже осмыслить и понять нейрофизиологические основания цели и целенаправленного поведения. Здесь следует отметить работу «Рефлекс цели» И.П. Павлова, изданную еще в 1916 г. [17], теорию функциональных систем П.К. Анохина [13], физиологию активности Н.А. Бернштейна [12]. Третья группа - психологические модели и теории. Это ТОТЕ таких авторов, как Дж. Миллер, Е. Галантер, К. Прибрам [5, 18], БТОТЕ [18], модель «Рубикона» Х. Хекхаузена и Ю. Куля [19] и др. Наряду с раскрытием самого понятия «цель» в психологии рассматриваются виды целей. В отечественной психологии изучением видов целей занимался О.К. Тихомиров (2002). Он вводит различные основания для классификации целей и делит их на идеальные и реальные. Автор отмечает их иерархичность. Он замечает, что при изменении реальных целей идеальные могут оставаться относительно постоянными, и указывает на степень определенности, позволяющую классифицировать цели. Потребности также могут быть использованы как основание классификации (гностические, коммуникативные и другие цели). Цели можно выделять и по критерию осознанности. Так, возникает осознание отношения целей к объективной реальности (возможные и невозможные цели), осознание отношения целей к потребностям (приемлемые и неприемлемые цели), осознание отношения к способностям (легкие и трудные цели). Автор выделяет стандартные и нестандартные цели [4]. Значительный вклад в изучение данной проблемы внёс Дитрих Дер-нер (2008). Он различает положительные и отрицательные цели. Положительные цели выражают стремление к желаемому состоянию (цели стремления), отрицательные - избегание чего-либо нежелательного (цели избегания). Автор вводит также разделение целей на глобальные (общие) и специфические. Глобальная цель определена малым числом критериев (иногда лишь одним). Специфическая цель задана по отношению ко многим критериям и может быть описана очень точно. Д. Дернер различает имплицитные цели (человек даже и не знает, что к ним стремится) и противоположные им - цели эксплицитные. Далее он дифференцирует цели на простые или множественные, ясные и неясные и даёт достаточно подробный их анализ [20]. Обзор работ можно продолжать. Однако следует заметить, что исследование целей не подтолкнуло, к сожалению, ученых к выяснению связи разнообразия целей с объемом волевой регуляции, необходимой для их достижения. Публикацией данной работы авторы хотели бы привлечь внимание научной общественности к данной проблеме. Это представляется важным ещё и потому, что соответствующая дискуссия могла бы приблизить нас и к иным, связанным с данной проблемам, лежащим на стыке психологии и управления. К ним относятся, в частности, вопросы устойчивости це-ледостижения и проблемы эффективного управления этим процессом. 2. Содержание цели и степень её достижения Рассмотрение проблемы мы начнем с определения используемых понятий. Каждое действие человека основано на представлении об ожидаемом результате. В обиходном языке под этим понимается то, к чему следует стремиться и чего следует достичь. Целенаправленность мы представляем как сознательное стремление к цели. Это существенная черта практически всех человеческих начинаний. Цели разнообразны. Целью может быть некоторое пространственное положение, отдалённое событие, желаемое для действующего лица состояние себя самого или иной системы и т.п. В общем случае целью мы называем полученный путём мышления идеальный образ будущего результата, достижение которого обусловлено внутренней мотивацией мыслящего субъекта и для овеществления которого должны быть предприняты реальные действия [21]. Для инспиратора цель важна и желанна. Она определяет направление и структуру его усилий. Понятие цели содержит в себе различные аспекты. Вот некоторые из них. Цель - идеальный образ результата, возникший благодаря желанию удовлетворения некоторой потребности, отображающий сущность, представленную в форме возможности. Цель является опережающим отображением будущего с помощью своеобразного прогноза. Цель реализуется в будущем, однако произойдёт это не само по себе (как, например, в природе), а благодаря деятельности человека. Цель требует средств для своего достижения. Выбор средств - ещё одно качество, отличающее человеческую деятельность от природных явлений, для которых нет смысла даже и говорить о выборе. Одновременно это и некоторый принцип, определяющий характер действий, необходимых для достижения результата. Цель - динамическое единство настоящего и будущего, включающее в одном лице своего Демиурга и Старателя. Это Его Величество Человек, благодаря мотивации которого цель была найдена и сформулирована. Здесь возникает ещё один признак цели: цель не существует без действующего мотива достижения. Целеполагание же - это процесс формулирования целей и нахождения способов их достижения. Определим категории содержания и степени достижения цели, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем. Как символическое отображение будущего результата деятельности цель имеет своё содержание, т.е. совокупность характеризующих этот результат признаков. Обозначим содержание цели литерой С. Если цель сформулирована правильно, т.е. адекватно потребностной ситуации, то её содержание в процессе достижения изменяться не должно. Например, если цель была сформулирована в момент ij, а достигнута в момент т2, то C(T1) = C(T2). (1) Равенство здесь понимается как совпадение двух множеств. Это означает, что в достигнутом результате содержатся все признаки образа, полученного путём опережающего отображения, и только они. Именно это совпадение и свидетельствует о достижении цели. Оно желательно, однако не всегда достижимо. Чтобы ответить на вопрос, почему это имеет место, обратимся к процессу целедостижения. Достижение цели - развивающийся во времени процесс. Суть процесса - превращение идеальных признаков целевого образа в реальные составляющие результата. Реальность означает не только материальность возникающих в этом процессе объектов (система уравнений, научная теория или музыкальное произведение не материальны, но могут быть целями). Реальность мы трактуем как пригодность для использования, ибо цель для чего-то создавалась и достигалась. В наиболее общем случае реальность цели - это способность удовлетворения потребности, приводящей к целедостижению. Такую способность некоторые цели приобретают лишь тогда, когда реализовались все признаки их содержания (например, если целью выступает прибытие субъекта в интересующий его пространственный пункт). Другие цели приобретают способность удовлетворения потребности по мере реализации отдельных элементов своего содержания (например, достижение материального благополучия). Так возникает ещё одна характеристика цели -степень её достижения, которую мы обозначим литерой d. Степенью достижения цели мы называем совокупность целевых признаков, получивших в процессе деятельности своё реальное овеществление. Очевидно, что d(ij) = 0. Поэтому начало траектории деятельности всегда лежит на прямой d = 0. Одновременно с этим d(x2) = С. Перемещение вдоль кривой V1 V2 (траектории деятельности) на рис. 1 следует понимать как замещение признаков цели, созданных путём мышления, их реальными аналогами. Чем выше расположено значение d на координатной прямой 0d, тем больше идеальных признаков содержания цели нашли своё овеществление (тем ближе достижение цели)1. Именно овеществлению идеального образа и служит деятельность, отображаемая кривой V1 V2. J к Рис. 1. Траектория достижения цели и её параметры: т - время; d - степень достижения цели; d1 = 0 - исходное число овеществлённых признаков цели в момент принятия решения; d2 -количество целевых признаков, реализованных в момент достижения цели; V1 и V2 - начальная и конечная точки траектории деятельности Цель не существует без критериев её достижения. Для простых целей то и другое может сливаться воедино, для сложных - это самостоятельные элементы. Если, например, некто решил прокатиться на вертолёте, то здесь содержание совпадает с критерием достижения цели - это факт самого полёта. Но если тот же субъект постановил стать врачом высшей квалификации, то содержание цели составляют необходимые для этого знания, умения и навыки, а критерием может служить, например, общественное признание. С точки зрения способов достижения все цели можно разделить на три класса. 3. Регулярно воспроизводимые цели К первому классу относятся регулярно воспроизводимые цели, достижение которых индивидом повторяется. Способ достижения регулярно воспроизводимой цели инспиратору известен. Система перемещается из положения V\ в положение V2 (рис. 2) вдоль одной и той же повторяющейся траектории V\V2. Примерами достижения регулярно воспроизводимой цели могут служить повторяющиеся операции у станка, стандартно оказываемые услуги или медицинские операции, выполняемые врачом, освоившим технологию их проведения. Совпадение прогнозируемого и реального содержания (выполнение равенства (\)) для регулярно воспроизводимой цели служит одновременно и критерием её достижения. Рис. 2. Траектории достижения регулярно воспроизводимой цели Роль волевой регуляции в достижении таких целей невелика. Сама цель уже известна, бинарное отношение «мотив-цель» давно сформулировано. А именно на пути мотивации и возникают основные препятствия, требующие волевого вмешательства [22]. Путь достижения функциональной цели индивиду хорошо знаком, а процесс достижения отлажен. Возможность появления неожиданностей, а значит, и проявления волевой регуляции, здесь сведена к минимуму. Всё знакомо и предопределено. Индивид работает в режиме потребностно-целевого комплекса без возникновения серьёзных препятствий. 4. Аналоговые цели Ко второму классу относят аналоговые цели. Само название говорит о том, что ситуация, связанная с достижением такой цели, имеет некоторую аналогию. Эти цели существуют в трех вариантах. К первому варианту относятся цели, некогда достигнутые другим человеком (рис. 3). Субъект прошел весь путь достижения цели, начав его в момент т1. С момента достижения эта цель стала для него функциональной. Однако человек, заинтересованный в её достижении в настоящее время, никогда ещё эту цель не реализовывал. Он знает об успехе предыдущего субъекта и имеет представление о том, как соответствующий путь проделать. Назовём такое представление ментальной моделью достижения цели. Пользуясь ею, инспиратор начинает свою работу в момент т2 и проходит весь путь достижения самостоятельно. Примером может служить возведение собственного дома, поступление индивида в вуз или даже ремонт квартиры, если он проводится впервые. 0 т, т, т Рис. 3. Схематическое изображение процесса достижения аналоговой цели первого варианта Очевидно, что после завершения работ равенство (1) может не выполняться. Результат в той или иной степени способен отклоняться от целевого образа. Причиной может служить замена недостающих ресурсов иными, отсутствие у инспиратора необходимых умений, а также появление иных препятствий. Содержание целевого образа и достигнутого результата совпадают тогда лишь частично (С(т1) = С(т2)). Какие-то признаки целевого образа в результате могут отсутствовать, а присутствовать признаки, отсутствовавшие в образе. Чтобы утверждать, что цель достигнута, необходима их взаимная компенсация. Образ цели Результат Рис. 4. Компенсация фигурирующих в целевом образе признаков В элементами D в достигнутом результате Эта ситуация отображена на рис. 4. Первоначально цель была сформулирована как сумма признаков, символизируемых площадями фигур А и В, т.е. C(T1) = AuB. (2) Фактически достигнутый результат признаков В не содержит. Вместо них фигурируют признаки, отображенные площадью фигуры D, т.е. C(T2) = AuD. (3) Для признания цели достигнутой необходимо, чтобы множество признаков D в каком-то смысле компенсировало недостающие признаки B, т.е. D ~ B, (4) где - знак эквивалентности. Рассмотрим пример. Если некто, например, желая достичь для себя и семьи материального благополучия за счёт создания производственной фирмы, добился этого благодаря спекуляции, то замена одного способа деятельности другим должна восприниматься им эквивалентной. Только тогда цель можно считать «приблизительно достигнутой». Еще один пример. Представим молодого человека, согласно семейной традиции пожелавшего стать гражданским врачом. Для этого он выбрал специализацию хирурга. Однако обстоятельства сложились так, что ему пришлось обучаться в военно-медицинской академии, где перед выбором специализации он понял, что необходимыми для хирурга качествами не обладает. Вместо гражданского хирурга субъект стал специалистом по военно-полевой терапии. На вопрос о том, достиг ли он поставленной цели, однозначного ответа дать нельзя. Казалось бы - достиг. Он стал врачом, т.е. основа цели реализована (материализованы признаки А на рис. 4). Однако окончательный ответ на вопрос может дать только сам инспиратор. Если полевая терапия (признаки D) способна, по его мнению, заменить утраченную хирургию (признаки В), цель можно считать достигнутой, если нет - цель достигнута лишь частично. Перечисленные особенности аналоговых целей повышают значение критериев их достижения. Простым «наложением» друг на друга признаков результата и образа цели в этом случае не обойтись. Здесь требуется формулировать целую систему критериев достижения цели. При достижении аналоговых целей возрастает и роль волевой регуляции. Несмотря на то, что этап целеполагания здесь значительно облегчен (цель сформулирована индивидом заранее и, возможно, под внешним влиянием), этап достижения он проходит самостоятельно и впервые. Впервые же он встречает и разного рода препятствия, требующие волевого вмешательства. Для успешного их преодоления индивиду необходимо генерировать волевые усилия. Поскольку речь здесь идет об одинаковых целях и условиях их реализации, но о различных субъектах, то уровень волевой регуляции инспиратора напрямую зависит от степени оснащения его волевым ресурсом. Волевым ресурсом мы называем количественную меру возможности преодоления препятствий на пути достижения цели. Трудно не заметить сходства приведённого определения с понятием энергии как способности тела совершать работу. Как и энергия, волевой ресурс - величина скалярная. Энергия служит мерой движения и взаимодействия материи. Тому же в процессе преодоления препятствий служит и воля. Поэтому волевой ресурс следует считать внутренней энергий человека, расходуемой на совершение волевых усилий. Благодаря этому он становится измеримым. Возвращаясь к аналоговым целям, подчеркнём, что если волевой ресурс инспиратора соответствует уровню волевого ресурса субъекта, уже достигшего аналогичной цели, то аналоговая цель реализуется с большой вероятностью. Ко второму варианту аналоговых целей относят те, которые были уже достигнуты, однако произошло это в других условиях. Примерами могут служить повторное открытие производственной фирмы в ином регионе, организация серийного выпуска продукции некоторого устройства, опытный образец которого создан в той же самой фирме. Графическая иллюстрация процесса достижения аналоговой цели второй разновидности представлена на рис. 5. Кроме времени т и степени достижения d, здесь введена третья координата S, характеризующая среду, в которой осуществляется достижение цели. Стартуя в момент т1 из состояния V1, индивид достигает цели (точка V2), двигаясь в среде S1. Во втором случае, стартуя в момент т2, он проходит путь от V1 до V2 в условиях, создаваемых средой S2. Рис. 5. Динамика достижения аналоговой цели второго варианта (S1 - первоначальная среда, S1 - изменённая среда) Роль волевой регуляции в достижении аналоговой цели второго варианта существенно выше, чем в предыдущем случае. Несмотря на то, что этап целеполагания здесь также практически отсутствует, на пути достижения цели могут возникать возмущения, обусловленные новой средой. Ситуацию усугубляет ещё и тот факт, что для данного индивида целедо-стижение происходит впервые. Широко известен и третий вариант аналоговых целей, который можно назвать комбинированным. Суть его состоит в том, что достигнутую в определённых условиях иным субъектом цель инспиратор должен реализовать в условиях, уже изменившихся (рис. 6). Это весьма распространённые ситуации, сочетающие элементы первого и второго вариантов аналоговых целей. Наиболее часто они возникают в быстро изменяющихся внешних условиях. Изменения могут вызваться техническим прогрессом, природными катаклизмами, общественными катастрофами (эпидемии, войны, революции и т.п.). Рис. 6. Аналоговая цель, некогда реализованная иным субъектом, достижение которой инспиратор осуществляет в иных условиях Рассмотрим пример. Юноша увидел приземлившийся на окраине села винтомоторный самолёт. Его восхитила машина, но ещё больше - вышедший из неё человек в меховой куртке и собачьих унтах. Паренёк захотел стать таким же покорителем пространства, способным видеть землю с высоты птичьего полёта. Однако пока он готовился к поступлению в лётное училище и заканчивал его, авиация изменилась. Одетый в высотный костюм и гермошлем молодой офицер сел за штурвал реактивного перехватчика и смотрит на землю с той высоты, на которой даже днём видны звёзды. Достиг ли он цели? Несомненно, достиг. Он стал пилотом. Но... жизнь внесла коррективы. Комбинированный вариант аналоговых целей представляется наиболее сложным среди других целей этого вида. Здесь и субъекты, и условия оказываются разными. Инспиратор может быть в меньшей степени оснащен волевым ресурсом, чем субъект, уже достигший цели. Более того, новые условия реализации, как правило, сложнее предыдущих. На пути к цели они выдвигают и новые препятствия. Поэтому и цель здесь не всегда может быть достигнута. Однако если инспиратор в усложненных условиях наращивает свой волевой ресурс до уровня преодоления возникающих препятствий, то и цель достигается, несмотря на ее объективную сложность. 5. Цели развития Наиболее важными и сложными следует признать так называемые цели развития. За этим названием скрывается совершенно новая цель, никем ранее не достигнутая. К таким целям можно отнести поиск результата в исследовании научной проблемы, достижение высокого уровня жизни, реализацию полёта на Марс и т.п. Динамика ситуации, связанной с достижением цели развития, представлена на рис. 7. В момент то субъект начинает испытывать влечение, значения которого он может и не понимать. Естественно, что степень достижения цели в начальный момент ещё равна нулю (d(T0) = 0). Проходя все фазы мотивационного процесса, влечение превращается в намерение, хотение, а затем и желание. На этой стадии в момент т формируется образ цели C(ti) и возникает действующая пара «мотив-цель» (Глазунов, 2015). Поскольку целедостижение ещё не началось, выполняется равенство d(T1) = 0. С этого момента процесс целеполагания переходит в целенаправленную деятельность, которая и заканчивается в момент т2 достижением цели. Отрезок времени [т0, т2] между появлением влечения и достижением цели может быть значительным. Естественно, что за это время многое изменяется как во внешней среде, так и в самом человеке. Рис. 7. Динамика достижения цели развития
Лурье С.Я. Демокрит: тексты, перевод, исследования. Л. : Наука, 1970. 664 с.
Аристотель. Этика. М. : АСТ, 2004. 494 с.
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М : Мысль, 1974. Т. 1 : Наука логи ки. 452 с.
Тихомиров О.К. Психология мышления. М. : Академия, 2002. 288 с.
Субботин В.Е. Контроль и планирование поведения // Современная психология / под ред. В.Н. Дружинина. М., 1999. С. 373-396.
Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней : учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Академический проект, 2004. 576 с.
Сидоров К.Р. Концепт «уровень притязаний» в истории зарубежной психологии // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия, психология, педагогика. 2008. Вып. 2. С. 56-63.
Тихомиров О.К. Исследование целеобразования // Вестник МГУ. Сер. 14, Психоло гия. 1980. № 1. С. 17-26.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл, Академия, 2004. 352 с.
Солсо Р. Когнитивная психология. СПб. : Питер, 2002. 592 с.
Леонтьев Д. А. Цель в структуре регуляции деятельности // Современная психология мышления: смысл в познании : тезисы докладов научной конференции, посвященной 75-летию со дня рождения О.К. Тихомирова. М. : Смысл, 2008. С. 66-68.
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. М. : Наука, 1990. 496 с.
Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М. : Наука, 1978. 400 с.
Александров А.И., Дружинин В.Н. Теория функциональных систем в психологии // Психологический журнал. 1998. Т. 19, № 6. С. 4-19.
Винер Р. Человек управляющий. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
Винер Р. Кибернетика и общество. М. : Тайдекс Ко, 2002. 184 с.
Павлов И.П. Рефлекс свободы. СПб. : Питер, 2001. 432 с.
Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2004. 608 с.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб. : Питер ; М. : Смысл., 2003. 860 с.
Дернер Д. Логика неудачи. М. : Смысл, 1997. 243 с.
Глазунов Ю.Т. Программирование регионального развития. Апатиты : Кольский научный центр, 2008. 264 с.
Глазунов Ю.Т. Поступок как «единица» волеизъявления // Концепт. 2016. № 5 (май). URL: http://e-koncept.ru/2016/16088.htm.
Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. М. : Смысл: Альпина нон-фикшн, 2011. 467 с.
Горфункель П. Л. Об одной разновидности волевых (и безвольных) действий // Ученые записки. Ижевск, 1971. Вып. 24 : Педагогика и психология. С. 17-49.