Активность индивидуальности, психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью студентов
Приводятся результаты эмпирического исследования структуры взаимосвязей активности индивидуальности, психологического благополучия и удовлетворенности жизнью студентов, а также эффектов, которые оказывает активность индивидуальности на указанные характеристики. Было обнаружено, что не все параметры активности индивидуальности связаны с психологическим благополучием и удовлетворенностью жизнью студентов, но в целом активность индивидуальности оказывает значимые эффекты на психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью студентов. Удовлетворенность жизнью и психологическое благополучие ниже у студентов с низким уровнем активности индивидуальности.
Activity of individuality, well-being and life satisfaction of students.pdf Введение и основные понятия Активность индивидуальности. Категория активности признается фундаментальной в философии и психологии. Существует множество взглядов на объяснение этой категории в разных философских и психологических школах. Мы в своем исследовании придерживаемся линии С.Л. Рубинштейна. Активность здесь понимается «не только как мера взаимоотношения и взаимодействия внутреннего и внешнего (по принципу «внешнее через внутреннее»), но и как особый способ взаимодействия - взаимодействие, которое не ограничивается только деятельностью» [1. С. 87-103]. Основные принципы понимания активности в нашем исследовании: 1. Субъектом активности выступает вся интегральная индивидуальность [2. С. 212]. 2. Отрицание «чистой» активности и реактивности, равно как и отрицание абсолютной субъектности и объектности. Активность в таком понимании всегда представляет собой ситуативную либо типичную (результирующую многочисленные ситуативные проявления) меру субъектности, «точку» в континууме активность-реактивность [3-5]. 3. Использование в исследованиях активности двух «линий» -С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева - при решении проблемы соотношения категорий «активность» и «деятельность», характерной для российской психологии [4, 5]. Эти две «линии» позволяют анализировать феномен активности в двух основных планах: 1) человек проявляет активность, и в этом случае на первый план выходит качественная сторона феномена -формы и способы взаимодействий субъекта с миром, среди которых предметная деятельность, познание, общение, созерцание и поведение; 2) человек действует активно, и в этом случае акцент в понимании активности смещается к мере взаимодействия, мере субъектности, авторства своего бытия. Данный аспект акцентирует количественную сторону феномена и позволяет проводить эмпирические исследования активности, например активности в конкретных видах деятельности, познания, общения и т.д. [5]. 4. Переход от поэлементного, экстенсивного изучения отдельных проявлений к интегративным концепциям целостной активности человека [4, 5]. 5. Понимание активности как целостной активности субъекта с возможным существованием одного или нескольких латентных факторов активности, а также необходимость построения экспериментальных планов изучения целостной активности субъекта бытия (или активности индивидуальности). 6. Активность индивидуальности рассматривается как система проявлений активности на различных уровнях и подуровнях интегральной индивидуальности. В нашем исследовании затрагиваются формально-динамические, личностные и частично межличностные проявления активности в коммуникативной, познавательной, учебной сферах жизни, а также в созерцании и рефлексии. Тем самым в конкретном исследовании реализован переход от экстенсивного, поэлементного изучения различных проявлений активности индивидуальности к интегративному, целостному подходу. В этом плане понятие «активность индивидуальности» соотносится с понятиями «активность субъекта бытия», «активность субъекта жизнедеятельности» [Там же]. 7. Активность индивидуальности, с одной стороны, определяется как активность различных уровней и подуровней интегральной индивидуальности; с другой - как совокупность трех мер взаимодействия индивидуальности с миром: 1) меры воздействия индивидуальности на среду; 2) меры устойчивости индивидуальности к воздействиям среды и 3) меры удовлетворенности результатами взаимодействия индивидуальности с миром. Эта гипотетическая модель в целом соотносится с трехкомпонентной структурой активности по А.А. Волочкову, в которой отражены потребность во взаимодействии - произвольный (волевой) контроль непосредственной динамики взаимодействия - удовлетворенность результатами взаимодействия [Там же]. Исследования общей активности и удовлетворенности жизнью. Удовлетворенность жизнью и психологическое благополучие часто рассматриваются в популярной сейчас как в зарубежной, так и в отечественной науке психологии счастья (М. Селигман, М. Аргайл, С. Миллер, М. Чиксентмихайли, К. Муздыбаев, Е.П. Ильин, И.А. Джидарьян и др.). «Счастье чаще всего определяют как ощущение радости. Согласно исследованиям, таков один из трех основных компонентов счастья - наряду с удовлетворенностью жизнью и отсутствием отрицательных эмоций. Радость - его эмоциональная сторона, а удовлетворенность - когнитивная» [6. С. 33]. «С удовлетворенностью жизнью, к примеру, связано состояние здоровья; в целом здоровые люди больше довольны своей жизнью, чем люди не очень здоровые. Связь с удовлетворенностью жизнью имеет и семейное положение; у лиц, состоящих в браке, показатели удовлетворенности жизнью в целом выше, чем у овдовевших или разведенных. Удовлетворенность жизнью также имеет связь с доходом, причем в ожидаемом направлении. Наконец, с удовлетворенностью жизнью связаны переменные поведенческого и психического плана. Наверное, наиболее интересный результат касается связи между уровнем активности и удовлетворенностью жизнью (курсив автора). В ряде исследований было обнаружено, что эта связь положительна - то есть пожилые люди, ведущие активный образ жизни, более довольны своей жизнью, чем те, у кого уровень активности снижен» [7. С. 263]. В зарубежной психологии счастья и удовлетворенности жизнью наметилась линия частных эмпирических исследований. Как отмечает И.А. Джидарьян, «вопросы теории не могут решиться сами собой», поэтому необходимо построение более общей теории счастья, объединяющей уже полученные многочисленные результаты [8]. Исследованиями активности и удовлетворенности жизнью в отечественной психологии широко занималась И.А. Джидарьян. Опираясь на идею К.А. Абульхановой-Славской «о семантическом интеграле личности», И.А. Джидарьян пишет о том, что «удовлетворенность жизнью является необходимым звеном в структуре активности личности, образуя механизм обратной связи между разными составляющими и этапами жизненной активности личности, влияя на ее последующий уровень и способы реализации» [Там же. С. 156]. Исследование И. А. Джидарьян было посвящено соотнесению удовлетворенности-неудовлетворенности жизнью с личностной активностью, где в качестве конкретной эмпирической модели выступали разные стратегии и способы совладающего поведения. И.А. Джидарьян пишет и о счастье как целостной характеристике: «... понимание счастья как интегральной характеристики субъекта целостной жизни, связанной с осознанием себя и своего существования в мире с точки зрения баланса положительных и отрицательных чувств, переживаний реальных приобретений и потерь, реализованных и упущенных возможностей... Жизнь каждого человека, целостной и ценностной характеристикой которой... выступает в его сознании счастье.» [Там же]. «Счастье, как и удовлетворенность жизнью, в своем широком философско-онтологическом контексте и является, по нашему мнению, способом субъективного бытия человека, в котором выражаются его наиболее индивидуализированные, интимно-личностные и одновременно целостные формы осознания себя и своего существования в мире с точки зрения реализации личностных смыслов и жизненных устремлений, соотношений действительности и идеала, ценностных приобретений и понесенных потерь, надежд и разочарований. В отличие от широкого философско-мировоззренческого подхода конкретно-научное понимание и анализ счастья связаны с выделением его собственно психологических характеристик, с раскрытием внутренней структуры, составляющих компонентов с их тончайшими переплетениями и различными композициями...» [8. С. 61]. «Счастье и удовлетворенность жизнью - это не только эмоционально выраженные состояния личности, связанные с ее текущими настроениями, конкретными событиями и их переживаниями. Одновременно это и достаточно устойчивые структуры личности, целостные характеристики ее сознания и бытия, способные определить особенности отношения субъекта к окружающему миру, формы поведения и организацию индивидуальной жизни» [Там же. С. 70]. «.счастье-несчастье, удовлетворенность-неудовлетворенность не являются лишь антиподами, простой альтернативой друг другу. Напротив, у них есть своя качественная определенность и внутренняя психологическая целостность, не сводимая лишь к противоположному знаку эмоциональности. противоположные чувства и эмоции не "гасят" друг друга вопреки всем физическим законам, а своим необычным сочетанием выражают состояния высокого душевного накала и высших форм эмоционального самовыражения и самосознания личности» [Там же. С. 64-65]. И.А. Джидарьян выделяет двухкомпонентную структуру счастья: эмоционально насыщенный фон и рефлективное «ядро», включающее когнитивные образования, «к которым относятся различные процессы и механизмы оценивания, сравнения, осмысления и т.д.» [Там же. С. 69], а также три «типа счастья»: гедонистический, смысложизненный и настороженно-оборонительный, отмечая, что в реальности «чистых» типов нет. Механизм «обратной связи» или ощущение удовлетворенности результатами деятельности также включены и в концепцию целостной активности субъекта бытия А.А. Волочкова [4], где наряду с потенциалом, динамикой, регуляцией представлен и результирующий компонент активности субъекта. Общий вывод, который делает И.А. Джидарьян по итогам исследования: «...счастье и удовлетворенность жизнью оказывают существенное влияние на поведение людей в трудных жизненных ситуациях и отражаются на выборе стратегий и конкретных способов их преодоления. Удовлетворенность и счастье включены в структуру активности личности как выражение механизма "обратной связи" между ее разными составляющими и уровнями проявления» [8. С. 176]. В связи с теми методами, которые мы использовали в исследовании, можно утверждать, что шкала SWLS Динера может отражать когнитивную оценку счастья, а опросник GHQ Д. Гольдберга - эмоционально-поведенческую. А так как исследование И.А. Джидарьян в основном было проведено на студентах, оно вполне может быть сопоставимо с нашим. Постановка проблемы исследования Итак, активность индивидуальности представляет собой меру взаимодействия человека с миром. Как связаны психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью между собой? Как эти компоненты счастья связаны с общей активностью индивидуальности? Какие параметры активности индивидуальности в наибольшей мере связаны с психологическим благополучием и удовлетворенностью жизнью? Может ли мера (качество и количество) взаимодействий оказывать влияние на удовлетворенность жизнью и психологическое благополучие студентов? Оказывает ли эффект уровень собственной активности человека на переживание благополучия и удовлетворенности? Может ли повышение активности индивидуальности студентов вести к повышению удовлетворенности жизнью? На тестирование этих гипотез направлено организованное нами исследование. Методы исследования Для измерения общей удовлетворенности жизнью студентов использовалась шкала Satisfaction with Life Scale - SWLS (авторы E. Diener, R.A. Emmons, R.J. Larsen and S. Griffin), ориентированная на измерение когнтивно-оценочного компонента общей удовлетворенности жизнью [8. С. 159]. Для измерения психологического благополучия использовался General Health Questionnaire - GHQ Д. Гольдберга. Исследование активности индивидуальности на разных ее уровнях было проведено с помощью следующих методик: GWPQ (Gray-Wilson Personality Questionnaire), шкала активности (опросник FCB-Ti, автор Я. Стреляу, в адаптации О. Митиной, Б. Завадского и др.), опросник «Диагностика активности студентов» (ДАС, авторы А.А. Волочков, А.Ю. Попов), «Пермский вопросник Я» (ПВЯ, автор Л.Я. Дорфман). Для статистической обработки данных использовалось приложение STATISTICA 10.0. Участники исследования В исследовании приняли участие 188 студентов вузов городов Пермь и Чайковский, из них 128 девушек, 60 юношей; возрастной диапазон от 18 до 25 лет (M = 20,7; SD = 1,9). Результаты и их обсуждение 1. Факторная структура взаимосвязей активности индивидуальности, удовлетворенности жизнью и психологического благополучия. Имеется ли связь активности индивидуальности студента, его психологического благополучия и удовлетворенности жизнью? Если такие связи существуют, то какие именно параметры, характеристики активности в наибольшей мере связаны с психологическим благополучием и удовлетворенностью жизнью? Поставленные гипотезы проверялись с помощью эксплораторного факторного анализа структуры взаимосвязей указанных переменных (табл. 1). Т а б л и ц а 1 Факторная структура взаимосвязей показателей активности индивидуальности, психологического благополучия и удовлетворенности жизнью в общей выборке студентов Методы Переменные Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 ДАС Общение 0,34 0,31 0,45 -0,01 0,38 Созерцание -0,12 0,58 -0,07 0,34 -0,04 Познание 0,32 0,75 -0,02 -0,15 0,02 Учебная деятельность 0,34 0,64 0,01 0,02 0,45 Рефлексия -0,14 0,74 0,04 0,06 0,02 ПВЯ Авторское Я 0,60 0,26 -0,05 0,39 -0,30 Воплощенное Я 0,21 0,09 0,81 -0,01 -0,18 Превращенное Я 0,24 0,08 -0,08 0,81 0,05 Вторящее Я -0,20 -0,20 0,79 0,05 0,09 GWPQ СТП -0,38 -0,01 0,21 0,54 0,05 САП -0,02 -0,04 0,06 -0,05 -0,90 FCB-TI Активность 0,62 0,27 0,27 -0,17 0,03 GHQ Психологическое благополучие 0,71 0,00 -0,09 -0,05 0,14 SWLS Удовлетворенность жизнью 0,74 -0,14 0,08 0,13 0,05 Собственные числа 2,46 2,16 1,63 1,28 1,31 Доля объяснимой дисперсии 0,18 0,15 0,12 0,09 0,09 По критерию «каменистой осыпи» было выделено пять основных факторов. Первый фактор демонстрирует связь психологического благополучия и удовлетворенности жизнью и таких параметров активности индивидуальности, как «Авторское Я», «Активность темпераментальная» (с меньшими нагрузками «Общение», «Познание», «Учебная деятельность», «Система торможения поведения» с отрицательным знаком). Данный фактор наиболее нагружает «Темпераментальную активность» и «Авторское Я». Таким образом, удовлетворенность жизнью и психологическое благополучие студентов наиболее тесно связаны с такими характеристиками активности индивидуальности, как общий энергетический потенциал и самостоятельность, независимость, автономность, целенаправленность, внутренний контроль, в меньшей степени - с количеством и качеством социальных контактов, а также с учебно-познавательной активностью. Похожие данные были получены в исследованиях, обзор которых делает в своей книге «Психология счастья и оптимизма» И.А. Джидарьян: «... самую высокую корреляцию с общей удовлетворенностью жизнью показывает такой личностный параметр, как удовлетворенность собой или своим Я (самоуважение и чувство внутреннего контроля). По сравнению с влиянием этого обобщенного параметра значение всех других факторов на уровень общей удовлетворенности заметно ниже (в порядке убывания): семейные отношения, жизненные стандарты, работа, жилье, здоровье и община, образование. В ряде собственно психологических исследований на самых разных выборках была обнаружена высокая степень влияния на общую удовлетворенность жизнью не только самоуважения и самооценок, но и таких личностных характеристик, как интернальность, экстраверсия, нейротизм и др.» [8. С. 56]. Первый фактор можно интерпретировать как «фактор удовлетворенности жизнью и психологического благополучия студента, связанного с общим энергетическим потенциалом и авторством». Второй фактор нагружают переменные «Созерцание», «Познание», «Учебная деятельность» и «Рефлексия». Во второй фактор вошли все шкалы опросника ДАС, кроме шкалы «Общение». Наибольшие нагрузки имеют переменные «Познание» и «Рефлексия». По данным предыдущих исследований (А.А. Волочков, А.Ю. Попов, Е.Ю. Рослякова) на первое место в различных юношеских и студенческих выборках выходят учебно-познавательная и смыслообразующая активности. Этот фактор можно охарактеризовать как «познавательно-рефлексивная активность». Интересно, что удовлетворенность жизнью входит в этот фактор с отрицательным знаком, а психологическое благополучие - с «нулевой» нагрузкой. Третий фактор нагружен переменными «Общение», «Воплощенное Я» и «Вторящее Я» (по Л.Я. Дорфману). Воплощенное и вторящее Я характеризуют полюс, диспозицию «слияния с миром» и описывают активность, характеризующуюся обладанием, ориентацией на идентификацию с окружением. Третий фактор можно обозначить как «активность, направленная на слияние с окружающим миром». Психологическое благополучие входит в этот фактор с небольшой, но отрицательной нагрузкой. Четвертый фактор включает переменные «Превращенное Я» и «Система торможения поведения», а также с меньшей нагрузкой «Авторское Я». «Превращенное Я» описывает область принятия. Такая активность характеризуется поддержкой, спонтанностью, ответственностью. Этот фактор обозначим как «активность, направленная на принятие мира». Система торможения поведения здесь, возможно, связана с тревогой перед самореализацией, самостоятельностью, авторством. В пятый фактор вошли переменные «Активность в сфере учебной деятельности» и «Система активации поведения» (с отрицательным знаком), а также с небольшой нагрузкой «Активность в сфере общения». Мы не можем однозначно говорить о шкале САП, так как она характеризует как активность приближения, так и активность избегания. Авторы адаптации (Г. Князев с соавт.) указывают на неоднородность данной шкалы. Данный фактор охарактеризуем как «учебная деятельность». Итак, представим общую факторную структуру активности индивидуальности студентов, их психологического благополучия и удовлетворенности жизнью. Фактор 1: удовлетворенность жизнью и психологическое благополучие студента, связанные с общим энергетическим потенциалом и авторством. Фактор 2: познавательно-рефлексивная активность. Фактор 3: активность, направленная на слияние с окружающим миром. Фактор 4: активность, направленная на принятие мира. Фактор 5: активность в учебной деятельности. Таким образом, в наибольшей степени с удовлетворенностью жизнью и психологическим благополучием связаны такие параметры активности индивидуальности, как темпераментальная активность и Я-авторское. Можно сказать, что удовлетворенность жизнью и психологическое благополучие студентов определяет не вся активность индивидуальности, а только ее общий энергетический потенциал, независимость, самостоятельность, интер-нальность, ответственность, целенаправленность, авторство, в меньшей степени мера общения и учебно-познавательная активность. Таким образом, переживание счастья может иметь генетическую предрасположенность, так как основной вклад вносит активность темпераментальная. Полученные данные пересекаются с теорией самодетерминации Э. Деси, Р. Райана, в которой утверждается, что «возможность удовлетворения потребностей в автономии, компетентности и связи с другими людьми обеспечивает свободу активности и организации» [9]. 2. Эффекты активности индивидуальности на удовлетворенность жизнью и психологическое благополучие студентов. Оказывает ли эффект фактор «активность индивидуальности» (далее - АИ) на психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью студентов? Поставленная гипотеза проверялась с помощью однофакторного дисперсионного анализа ANOVA (табл. 2), интегративный показатель АИ был получен на основе регрессионного уравнения. Т а б л и ц а 2 Эффекты фактора «Активность индивидуальности» на психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью студентов Переменные MS Effect MS Error Стат. величины F p-level Психологическое благополучие 822,4 92,2 8,918 0,000 Удовлетворенность жизнью 326,6 97,5 3,350 0,037 Таким образом, уровень активности индивидуальности оказывает значимые эффекты на психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью студентов. Более выраженный эффект АИ оказывает на психологическое благополучие студентов, т.е. на эмоциональный компонент счастья. Причем выраженность психологического благополучия на среднем и высоком уровне АИ практически полностью пересекается. То есть для среднего и высокого уровня АИ уровни переживания психологического благополучия практически одинаковы. Резко отличается уровень психологического благополучия у студентов с низкой АИ (рис. 1). Current effect: F(2, 185)=8,9185, p=,00020 Vertical bars denote 0,95 confidence intervals 58 56 ® 54 52 i5 50 I Й 48 46 44 42 40 Высокий Средний Низкий Уровни активности индивидуальности Рис. 1. Эффекты фактора «Активность индивидуальности» на психологическое благополучие студентов Current effect: F(2, 185)=3,3496, p=,03724 Vertical bars denote 0,95 confidence intervals 56 42 Высокий Средний Низкий Уровни активности индивидуальности Рис. 2. Эффекты фактора «Активность индивидуальности» на удовлетворенность жизнью студентов Примерно ту же картину мы наблюдаем, отмечая эффекты фактора АИ на удовлетворенность жизнью студентов. В целом у студентов с высоким и средним уровнем АИ средняя удовлетворенность жизнью выше. Но удовлетворенность жизнью студентов на всех трех уровнях АИ пересекается между собой (рис. 2). Все полученные эффекты отражают позитивное влияние фактора АИ на когнитивную и эмоциональную составляющую счастья. Выводы 1. В наибольшей степени с удовлетворенностью жизнью и психологическим благополучием студентов связаны такие особенности активности индивидуальности, как общий энергетический потенциал, независимость, самостоятельность, интернальность, ответственность, целенаправленность, авторство. 2. Психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью студентов соответственно как эмоциональная и когнитивная составляющие переживания счастья могут иметь генетическую предрасположенность, связанную с темпераментальной активностью. 3. Студенты со средней и высокой активностью индивидуальности характеризуются более высоким уровнем психологического благополучия. 4. В целом удовлетворенность жизнью выше у студентов с высоким и средним уровнем АИ. Но и в группе с низкой АИ есть студенты, которые выражают среднюю удовлетворенность жизнью. 5. Активность индивидуальности оказывает позитивный эффект на психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью студентов. Высокий уровень АИ предполагает повышение как эмоциональной, так и когнитивной (в меньшей степени) составляющих счастья.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 259
Ключевые слова
активность, активность индивидуальности, психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью, эффекты активности индивидуальности, activity, activity of individuality, well-being, life satisfaction, individual activity effectsАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Митрофанова Елена Николаевна | Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет | аспирант, старший преподаватель кафедры практической психологии | alenafox27@mail.ru |
Ссылки
Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь : Звезда, 2000. С. 87-103.
Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. : Педагогика, 1986. 256 с.
Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические про блемы. М. : Смысл, 1993. 456 с.
Волочков А. А. Активность субъекта бытия: интегративный подход. Пермь, 2007. 376 с.
Волочков А. А. Активность субъекта сферы жизни: теоретическая модель и эмпирика (на примере профессиональной активности учителя) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 1. С. 12-45.
Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб. : Питер, 2003. 271 с. (Сер. «Мастера психологии»).
Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб. : Питер, 2002. 441 с.
Джидарьян И. А. Психология счастья и оптимизма. М. : Институт психологии РАН, 2013. 268 с. (Достижения в психологии).
Дергачева О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002. С. 103-121.

Активность индивидуальности, психологическое благополучие и удовлетворенность жизнью студентов | Сибирский психологический журнал. 2017. № 64. DOI: 10.17223/17267080/64/6
Скачать полнотекстовую версию
Загружен, раз: 1120