Выявлено, что студенты-менеджеры с высоким и низким уровнем толерантности к неопределенности различаются в своих предпочтениях видов делового взаимодействия. Студенты, более готовые к деятельности в условиях изменений, менее ориентированы на совместную деятельность в проектных командах. И наоборот, студенты с более сформированными компетенциями командной работы обладают низкой толерантностью к неопределенности и потому менее подготовлены к деятельности в условиях изменений.
Tolerance to uncertainty as a factor of the relation to business interaction in the context of students' common cul.pdf Введение Потребности российского общества, связанные с необходимостью обеспечивать производство конкурентоспособных товаров и услуг, в том числе в сфере высокотехнологичных производств, диктуют спрос на менеджеров, которые могли бы управлять предприятием в условиях постоянной неопределенности экономической ситуации. Способность работать в проектных командах, эффективно взаимодействовать с коллективом, принимать ответственные управленческие и экономические решения - все это лишь малая часть реальных ожиданий общества и предприятий современной экономики, «узаконенных» в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования в перечне требований к общекультурным компетенциям, которыми должны обладать бакалавры и магистры экономического профиля. Профессиональная деятельность студентов-менеджеров, к которой они должны быть подготовлены, обучаясь в вузе, в значительной степени предполагает деятельность в условиях неопределенности, обусловленной динамикой развития социально-экономической ситуации в обществе в целом и на конкретном предприятии в частности, а кроме того - влиянием на нее так называемого человеческого фактора - изменчивости поведения и намерений конкретных людей, с которыми менеджер взаимодействует в ходе решения профессиональных задач. Вместе с тем часть молодых специалистов не готовы к эффективной работе в условиях динамичных рыночных отношений, к изменению профиля своей деятельности при изменившейся стратегии развития предприятия, появляющихся на рынке технологиях, порой они не способны проявлять гибкость мышления в разрешении конкретных ситуаций, прогнозировать их возможные последствия, особенно когда это касается необходимости осуществлять деловое взаимодействие в совместной деятельности. Таким образом, потребность в выпускниках вузов, умеющих осуществлять деловое взаимодействие в условиях динамично меняющейся социально-экономической ситуации и тем самым развивать инновационные высокотехнологичные предприятия, в обществе есть, а инструментарий для мониторинга сформированности компетенций в сфере делового взаимодействия на этапе вузовской подготовки - в большом дефиците. В силу разных обстоятельств вузами зачастую используется педагогическое тестирование, которое затрагивает в лучшем случае когнитивный компонент компетенций, обеспечивающих готовность выпускника к деловому взаимодействию. Для мониторинга и оценки общекультурных компетенций, относящихся к организации взаимодействия в коллективе, а также взаимодействия с деловыми партнерами в совместных проектах и командной работе, целесообразно задействовать результаты диагностики интегративных характеристик личности студента и его представлений о деловом взаимодействии, проводимой в рамках психологического сопровождения обучающихся в вузе. Работа современных менеджеров связана с действиями в условиях неопределенности и вероятностных сценариев развития событий. Источником неопределенности может выступать состояние внешней среды организации при прогнозировании и планировании, на которое влияют ситуация в экономике, научно-технические достижения, социокультурные и политические факторы, международные события и др. При принятии решений именно неопределенность является характерным условием работы менеджера, в том числе в силу того, что источниками информации для него часто выступают люди со свойственной им способностью искажать, фальсифицировать ту или иную информацию. Как отмечает в своем диссертационном исследовании И.Н. Леонов, важным условием совместной деятельности в деловых отношениях в связи с этим является способность менеджера к принятию решений в условиях неопределенности [1]. Таким образом, мы полагаем, что одной из ключевых характеристик в структуре личности менеджера выступают толерантность к неопределенности - деловое качество, определяющее деятельность менеджера в изменчивой социально-экономической ситуации, и представления о взаимодействии в деловых отношениях, о партнере, в совокупности своей структурирующие картину мира менеджера, определяющие его установки на принятие решений, выбор конкретных действий в профессиональной деятельности. Следует отметить, что ранее в работе А.А. Грачева и А.И. Кузнецовой изучались представления студентов-экономистов о партнерах по деловому взаимодействию, ими выделены три вида делового взаимодействия - де-фицитарное, самореализующее и духовное. Также были изучены представления студентов о партнере по деловому взаимодействию через призму мотивационных характеристик работника, в том числе с учетом периода обучения и половой принадлежности [2, 3]. Авторами отмечается, что представления о коллегах у студентов и специалистов с опытом работы неодинаковы. Так, среди студентов распространен негативно окрашенный образ типичного коллеги (ленив, эгоцентричен в профессиональных интересах, небескорыстен и т.п.), однако к окончанию обучения представления студентов о партнере по деловому взаимодействию становятся менее негативно окрашенными. Исследователи указывают, что в идеале будущий экономист должен владеть всеми видами делового взаимодействия - де-фицитарным, самореализующим и духовным, что выступает самостоятельной задачей обучения в вузе. В работах О.М. Краснорядцевой личностные компетенции студентов-менеджеров анализировались с точки зрения сформированности у них рефлексивных способностей, которые, в свою очередь, автором обозначаются как стержень профессиональной позиции, обеспечивающей успешную профессиональную деятельность выпускника вуза [4]. В ходе изучения социально-психологических индикаторов готовности студенческой молодежи к инновационной деятельности Э.В. Галажинским и О.М. Краснорядцевой был реализован типологический подход, что позволяет продуктивнее осуществлять мониторинг развития актуальных для современного общества личностных компетенций в процессе их формирования на разных этапах обучения в вузе [5]. Поскольку студенты-менеджеры после окончания вуза включаются в уже существующую в обществе, в конкретной организации систему социально-экономических и управленческих отношений, то важными для оценивания их готовности к деловому взаимодействию являются результаты исследования делового партнерства и конкуренции в предпринимательской, управленческой деятельности. Изучая отношение студентов к деловому взаимодействию, мы опирались на методические подходы и результаты теоретико-эмпирических исследований делового партнерства, конкуренции в предпринимательской и управленческой деятельности, реализованных совместно с Т.С. Вавакиной, А.Л. Журавлевым и В.П. Позняковым [6-8]. Рассматривались разновидности делового взаимодействия (конкуренция за экономические ресурсы, конкуренция-соревнование за личные достижения, технико-экономическое партнерство и личностно ориентированное партнерство), принципы и нормы делового партнерства (равенство, взаимность, справедливость, ответственность), иные показатели, характеризующие деловое взаимодействие в совместной деятельности. За основу в данном исследовании нами взято определение толерантности к неопределенности как личностной характеристики, выражающейся в способности человека преодолевать неопределенность и тревогу относительно негарантированного и непредсказуемого будущего, готовности принимать неопределенность как норму жизни, творчески преобразовывать окружающую действительность в субъективную определенность, предложенное Е.А. Любачевской [9]. В исследовании М.И. Яновского и B.А. Монастырской анализировалось влияние характеристик личности на принятие решений в условиях неопределенности. Авторами были получены данные о том, что положительно влияют на точность решений в условиях неопределенности такие качества, как персональность, осмысленность, ориентация на процесс [10]. Методы и организация исследования В эмпирическом исследовании приняли участие студенты экономических специальностей, обучающиеся на последнем курсе одного из вузов Красноярского края (N = 64). Сбор эмпирических данных осуществлялся в середине 2016-2017 учебного года. Для сбора эмпирических данных использовались методика определения толерантности к неопределенности C. Баднер [11] и опросник, сконструированный нами на предыдущих этапах исследования для изучения делового взаимодействия [12, 13]. Статистическая обработка данных проводилась с применением ф-критерия углового преобразования Фишера и процедуры корреляционного анализа в программе MS Excell. Далее представлены результаты, статистическая значимость которых соответствует p < 0,05. В данной статье излагаются и обсуждаются результаты сравнительного анализа отношения к деловому взаимодействию у студентов с высокой и низкой толерантностью к неопределенности (N = 40). Результаты исследования Анализ эмпирических данных показал, что половина опрошенных студентов-менеджеров имеют низкий уровень толерантности к неопределенности, что указывает на склонность респондентов данной группы воспринимать необычные и сложные ситуации скорее как угрожающие, чем дающие новые возможности. Недостаток информации или ее двусмысленность доставляют им дискомфорт. Средние значения по шкале толерантности к неопределенности характерны для 32,5% опрошенных. Высокий уровень толерантности к неопределенности свойствен 17,5% респондентов. Такие студенты могут чувствовать себя относительно комфортно даже в ситуации с высоким уровнем изменчивости, способны продуктивно действовать в незнакомой обстановке и при недостатке информации берут на себя ответственность, могут принимать решения без долгих сомнений и боязни неудачи, в непривычной ситуации видят возможность развития и проявления своих способностей и навыков. Также респондентам было предложено определить свои предпочтения по отношению к разным видам конкуренции и делового партнерства, оценить, в какой мере те или иные ресурсы они считают необходимыми для успешного партнерства и конкуренции, какие качества свойственно им проявлять в деловых отношениях и наличие каких качеств у другого субъекта делового взаимодействия делает это взаимодействие успешным, психологически комфортным. В ходе эмпирического исследования выявлен ряд особенностей, которые характеризуют отношение к деловому взаимодействию у студентов с высоким и низким уровнем толерантности. Так, студенты с высоким уровнем толерантности к неопределенности существенно чаще проявляют высокую степень предпочтения конкуренции за экономические ресурсы (85%), высокая степень предпочтения конкуренции-соревнования за личные достижения в нашей выборке была абсолютной - 100% студентов с высокой толерантностью к неопределенности (табл. 1). Партнерские отношений у таких студентов характеризуются средней степенью предпочтения технико-экономического партнерства, основой которого является объединение разного рода экономических и материально-технических ресурсов. Средняя степень предпочтения лич-ностно ориентированного партнерства, основанного на значимости качеств делового партнера, эмоциональных отношениях с ним, сходстве ценностей, свойственна 85% студентов с высоким уровнем толерантности к неопределенности, а 15% проявляют низкую степень предпочтения данного вида делового взаимодействия. Таблица 1 Частотная оценка предпочтений разных видов делового взаимодействия в группах респондентов с высоким и низким уровнем толерантности к неопределенности, % Уровень толерантности Высокий уровень толерантности к неопределенности Низкий уровень толерантности к неопределенности Характер предпочтения вида делового взаимодействия Степень предпочтения Конкуренция за экономические ресурсы Высокая 85 0 Средняя 15 75 Низкая 0 25 Конкуренция-соревнование за личные достижения Высокая 100 20 Средняя 0 65 Низкая 0 7,5 Техникоэкономическое партнерство Высокая 0 60 Средняя 100 35 Низкая 0 5 Личностно ориентированное партнерство Высокая 0 50 Средняя 85 50 Низкая 15 0 Среди студентов с низким уровнем толерантности к неопределенности каждый четвертый (25%) оценил свое предпочтение конкуренции за экономические ресурсы как соответствующее низкой степени, а остальные, основной состав этой подгруппы респондентов (75%), предпочитают этот вид делового взаимодействия на среднем уровне. Конкуренцию-соревнование за личные достижения студенты с низким уровнем толерантности к неопределенности также в значительной доле случаев предпочитают на среднем уровне (65%), каждый пятый (20%) отдает предпочтение этому виду делового взаимодействия в высокой степени, не стремятся к нему 7,5% студентов с низким уровнем толерантности к неопределенности. В отношении партнерского взаимодействия предпочтения студентов с низким уровнем толерантности к неопределенности характеризуются таким образом: в высокой степени предпочтительным считают технико-экономическое партнерство 60% респондентов, в средней степени - 35%, в низкой -5% респондентов. Субъективные оценки предпочтений студентов с низким уровнем толерантности к неопределенности в отношении личностно ориентированного партнерства распределились в равных пропорциях между высокими и средними баллами - половина из них предпочитает этот вид делового партнерства в высокой степени, половина - в средней. В качестве факторов / ресурсов, обеспечивающих эффективную конкуренцию, студенты с высоким уровнем толерантности к неопределенности выбирают такие, как экономическая ситуация в обществе (42%), используемые в работе технологии (29%) и стабильность и свобода выбора (29%). Студенты с низким уровнем толерантности считают, что для обеспечения эффективной конкуренции важны репутация вашей деятельности (25%), товарищеские отношения (30%) и доверие внутри коллектива (25%). Среди факторов / ресурсов, обеспечивающих эффективные партнерские отношения, студенты с высоким уровнем толерантности к неопределенности высоко оценивают такие, как экономическая ситуация в обществе (42,85%), репутация вашей деятельности (57,1%), товарищеские отношения (71,4%), материально-финансовые возможности (57,1%). Нейтральную оценку получил фактор «доверие внутри коллектива» (14,3%). Студенты с низким уровнем толерантности к неопределенности для обеспечения эффективных партнерских отношений высоко оценили такие факторы, как «материально-финансовые возможности» (80%), «товарищеские отношения» (75%), «экономическая ситуация в обществе» (50%). Как препятствующие эффективному партнерству студентами этой подгруппы охарактеризованы «стабильность и свобода выбора», «техническое оснащение», «используемые в работе технологии». Нейтрально оценили значимость фактора «используемые в работе технологии» 30% опрошенных студентов с низким уровнем толерантности к неопределенности, «доверие внутри коллектива» - 70%. В деловом взаимодействии с партнерами студенты с низким уровнем толерантности к неопределенности ориентируются на принципы взаимности (35%), нравственности (30%) и справедливости (25%). Студенты с высоким уровнем толерантности к неопределенности в отношениях с партнерами ориентируются на прагматичность (42,85%) и равенство (42,85%) (табл. 2). Таблица 2 Принципы взаимодействия, на которые ориентируются студенты с разным уровнем толерантности к неопределенности в отношениях с партнерами, % Прагматичность Взаимность Справедливость Равенство Нравственность Студенты с высоким уровнем толерантности к неопределенности 42,85 8 14,3 42,85 6 Студенты с низким уровнем толерантности к неопределенности 8 35 25 10 30 Также отметим, что в отношениях с партнерами студенты с высоким уровнем толерантности к неопределенности очень часто применяют манипуляции (85,7%), часто влияют на партнера (71,4%) и время от времени следуют правилу «доверяй, но проверяй» (71,4%). Студенты с низким уровнем толерантности к неопределенности весьма часто уверены в своем партнере (80% оценок респондентов), столько же студентов полностью доверяют партнеру. В завершении эмпирического исследования нами был проведен корреляционный анализ с целью изучения взаимосвязи толерантности к неопределенности и личностных характеристик, проявляемых студентами-респондентами в деловых отношениях. Личностные характеристики в совокупности образуют соответствующие гендерные типы: маскулинный, фемининный и гендерно-нейтральный. Таблица 3 Корреляционные связи гендерно-типологических характеристик студентов с уровнем толерантности к неопределенности и видами делового взаимодействия Маскулинные качества Фемининные качества Гендерно-нейтральные качества Толерантность к неопределенности -0,63* 0,49 0,57* Конкуренция за экономические ресурсы 0 7** -0,54* -0,55* Конкуренциясоревнование за личные достижения 0,77** -0,55* -0,55* Технико-экономическое партнерство -0,49 0,47 0,34 Личностно ориентированное партнерство -0,59 0,54* 0,38 * уровень значимости p < 0,05. В результате корреляционного анализа (табл. 3) выявлены следующие взаимосвязи между изучаемыми характеристиками: при высоком уровне толерантности к неопределенности (напомним, что шкала толерантности к неопределенности имеет обратный порядок значений) респондентам свойственно проявлять в деловых отношениях маскулинные качества, такие как активность, уверенность в себе, независимость, доминантность, авторитарность и др. (г = -0,63); студенты с низким уровнем толерантности к неопределенности, наоборот, не склонны проявлять в деловых отношениях маскулинные качества, а отдают предпочтение гендерно-нейтральным, таким как тактичность, восприимчивость, систематичность, аналитичность, сознательность и др. (г = 0,57). Соответствие проявляемых студентами в деловых отношениях качеств тому или иному тендерному типу взаимосвязано, в свою очередь, с их предпочтениями видов делового взаимодействия следующим образом. Высокие оценки предпочтения видов конкуренции (конкуренция за экономические ресурсы, конкуренция-соревнование за личные достижения) в значительной степени взаимосвязаны с проявлением респондентами маскулинных качеств в деловых отношениях (r = 0,7 и r = 0,77 соответственно). В то же время выраженные предпочтения личностно ориентированного партнерства высоко коррелируют с проявлением в деловых отношениях качеств, которые соответствуют фемининному типу (г = 0,54). Обсуждение результатов и выводы В заключение подведем итоги и обозначим основные результаты в контексте обсуждаемой проблематики. Во-первых, отметим, что значительная доля респондентов - половина опрошенных студентов выпускного курса - характеризуется низкой толерантностью к неопределенности, что позволяет говорить о недостаточной подготовленности будущих менеджеров к профессиональной деятельности в изменчивых условиях современного общества. Вместе с тем отметим, что с учетом реалий современного общества целесообразно рассматривать высокую толерантность к неопределенности как признак готовности личности к жизнедеятельности в мире изменений не только применительно к будущим менеджерам; задача быть готовым жить и работать в условиях изменений сегодня актуальна для специалистов любого профиля деятельности. В ходе эмпирического исследования нами выявлено, что студенты с высокой толерантностью к неопределенности в большей мере предпочитают конкурентное взаимодействие, нежели партнерское, при этом конкуренция-соревнование за личные достижения привлекает их более, чем конкуренция за экономические ресурсы. Студенты с низкой толерантностью к неопределенности демонстрируют большее предпочтение партнерскому взаимодействию, чем конкурентному, а технико-экономическому партнерству более, чем лич-ностно ориентированному. В качестве личностных факторов, определяющих эффективность конкуренции, респонденты с низкой толерантностью к неопределенности указывают такие, которые основаны на взаимоотношениях: репутация, доверие, товарищеские отношения. В партнерском взаимодействии респонденты с высокой толерантностью к неопределенности ориентируются на прагматичность и равенство; респонденты с низкой толерантностью к неопределенности - на взаимность, нравственность и справедливость. При сопоставлении результатов эмпирического изучения представлений студентов-менеджеров о деловом взаимодействии, их предпочтений тех или иных его форматов, ориентаций на конкретные принципы в отношениях с деловыми партнерами в совместной профессиональной деятельности и требований к общекультурным компетенциям выпускников экономического профиля обнаруживается следующее противоречие в оценке образовательных результатов: у студентов с высокой толерантностью к неопределенности, т.е. более готовых к жизнедеятельности в условиях изменений, оказываются в меньшей степени сформированными общекультурные компетенции, связанные с совместной деятельностью в коллективе, проектных командах и т.п., поскольку эта категория студентов в значительной степени демонстрирует предпочтение конкурентных отношений и в гораздо меньшей степени ориентирована на партнерские отношения. И наоборот, выпускники-менеджеры, ориентированные на партнерские отношения в совместной деятельности и в этой части обладающие более сформированными общекультурными компетенциями командной работы, обладают низкой толерантностью к неопределенности и, соответственно, меньшей готовностью к жизни в условиях изменений. Эта противоречивость образовательных результатов в подготовке будущих менеджеров может быть интерпретирована как следствие тенденции деконструкции профессионального образования, проявляющейся в неспособности выпускников к деятельности по своей специальности без дополнительного образования, что ранее отмечал О.В. Лукьянов в контексте оценки образовательных рисков и обсуждения возможностей управления ими в рамках высшей школы [14, 15]. В этом случае дополнительное образование как раз и призвано будет расставлять нужные акценты -в пользу устранения дефицитов в уровне готовности к изменениям или готовности к партнерским отношениям в коллективе и проектных командах - и делать это в зависимости от конкретных задач, поставленных перед менеджером в его самостоятельной профессиональной деятельности. На этапе вузовской подготовки указанные нестыковки в развитии общекультурных компетенций, связанных с деловым взаимодействием, у студентов с высокой толерантностью к неопределенности могут быть преодолены за счет организации ролевого и делового взаимодействия на учебных занятиях [16], а также решения специально ориентированных на это задач в рамках производственной практики. В то же время вопрос корректировки низкого уровня толерантности к неопределенности остается открытым - и по морально-нравственным основаниям вмешательства в экзистенциальную сферу личности, и по величине корректировки этой личностной характеристики специальными психотехническими средствами.
Леонов И.Н. Влияние толерантности к неопределенности на профессионально важ ные качества руководителя : дис..канд. психол. наук. Ижевск, 2015. 256 с.
Грачев А.А., Кузнецова А.И. Мотивационные характеристики в представлении о партнере по деловому взаимодействию у студентов-экономистов // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 269-277.
Кузнецова А.И. Представления студентов-экономистов о партнере по деловому вза имодействию // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 319-327.
Краснорядцева О.М. Образовательный опыт развития рефлексии в структуре лич ностных компетенций студентов, обучающихся менеджменту // Сибирский психологический журнал. 2015. № 58. С. 45-60. DOI: 10.17223/17267080/58/3.
Galazhinskiy E.V., Krasnoryadtseva O.M. Typological Characteristics of Innovatively Active Student Youth // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 86. P. 172-176. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.08.545.
Журавлев А.Л., Позняков В.П., Титова О.И. Психологические отношения российских предпринимателей к конкуренции и партнерству: гендерный аспект // Психологические исследования проблем современного российского общества. М., 2013. С. 287310. (Труды Института психологии РАН).
Вавакина Т.С., Позняков В.П. Образ делового партнера в представлениях российских предпринимателей // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 217-224.
Позняков В.П., Вавакина Т.С. Психология делового партнерства: теория и эмпириче ские исследования. М. : ИП РАН, 2016. 320 с.
Любачевская Е.А. Толерантность к неопределенности как личностный феномен // Акмеология. 2013. № 3 (47). С. 78-80.
Яновский М.И., Монастырская В.А. Факторы эффективности ориентировки в ситуации неопределенности // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. 2017. № 1. Т. 1. С. 219-230.
Солдатова Л.А. Психодиагностика толерантности личности : практическое пособие. М. : Смысл, 2008. 120 с.
Титова О.И. Гендерные различия в отношениях российских предпринимателей к конкуренции и партнерству : автореф. дис.. канд. психол. наук, М., 2007. 26 с.
Титова О.И., Трухина Ю.И. Гендерные различия структуры психологического отношения предпринимателей к деловому взаимодействию // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 383. С. 196-201.
Лукьянов О.В. Проблема идентичности и психическая ригидность в психологической и образовательной практике : дис.. канд. психол. наук. Томск, 1999. 156 с.
Лукьянов О.В. Управление образовательными рисками - актуальная социально-психологическая практика // Сибирский психологический журнал. 2010. № 35. С. 72-76
Сафина Р.Н., Смирнов А.В., Минияров В.М. Ролевое и деловое взаимодействие студентов вуза как механизм формирования личности будущих менеджеров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2. С. 58-61.