Описаны результаты психологического полевого эксперимента, проводимого с целью определения эффективности программы повышения у курсантов жизнестойкости и психологической устойчивости к экстремальным факторам в условиях имитации профессиональной деятельности. Результаты исследования показали, что разработанная программа способствует повышению жизнестойкости и эмоциональной устойчивости, уточнению смысложизненных ори-ентаций. При этом повышаются показатели личностного адаптационного потенциала и регуляция поведения. Программа позволяет урегулировать стратегии совладающего поведения, а также на психологическом и психофизиологическом уровнях улучшает функции внимания и уровень работоспособности.
Program to improve the resilience and psychological stability of cadets of EMERCOM of Russia to extreme factors in the c.pdf Экстремальные условия трудовой деятельности предъявляют специалистам высокие требования к их умению эффективно, быстро и точно выполнять поставленные задачи в кратчайшие сроки, своевременно правильно принимать решения. Согласно исследованиям Ю.С. Шойгу (2007), профессиональная деятельность сотрудников МЧС России сопряжена с длительным и интенсивным воздействием экстремальных факторов. Степень экстремальности ситуации определяется силой, продолжительностью, новизной, непривычностью проявления этих факторов [1]. Как убедительно показали исследования Р.С. Бакирова (2014), профессиональная деятельность сотрудников МЧС России часто сопровождается негативными эмоциями, физическим и психическим перенапряжением, 47-50% специалистов подвержены влиянию серьезных стрессогенных нагрузок, приводящих к нарушению психической адаптации [2]. По данным Е.Н. Ашаниной (2012), специалисты экстремального профиля больше всего подвержены воздействию факторов психологического стресса [3]. Дезадаптивные нервно-психические состояния, выражающиеся в повышенной раздражительности, утомляемости, снижении активности, скорости и точности психомоторных реакций, нарушении функций памяти и внимания, отмечаются у 25% сотрудников ГПС МЧС России в повседневных условиях профессиональной деятельности и у 33% после участия в ликвидации крупномасштабных ЧС. М.В. Корехова (2013) выявила у более чем 30% специалистов экстремального профиля комплекс признаков психической дезадаптации, включающей в себя психофизиологическую, индивидуально-психологическую, социально-групповую и профессионально-деятельностную дезадаптацию [4]. Нами было показано, что в процессе обучения курсантов вузов МЧС России в условиях имитации профессиональной деятельности с воздействием экстремальных факторов у 31% респондентов возникают реакции с преобладанием симпатикотонии, выражающиеся в усилении напряженности, импульсивности, раздражительности, повышенной тревожности, появлении страха, и у 22% - ваготонии, что проявляется в апатичности, инертности и пассивности, безынициативности и бездеятельности, подавленности, снижении интереса и мотивации к выполняемой задаче, утрате перспективы на отличные результаты в деятельности, чувстве безнадежности [5. C. 40-52; 6. С. 87-92; 7; 8. С. 172-178]. Данные исследования требуют внимания к проблеме сохранения психологического здоровья будущих профессионалов для повышения их адаптивности и устойчивости к экстремальным факторам профессиональной деятельности, что обусловливает актуальность изучаемой темы. Авторами в предыдущих публикациях была показана связь между вегетативными проявлениями реакций адаптации и психологическими показателями жизнестойкости и личностного адаптационного потенциала [5. C. 40-52; 6. С. 87-92]. В частности, выявлены связи между компонентом жизнестойкости «процесс в жизни» и показателем баланса симпатической и парасимпатической нервной системы («LF/HF»), а также между «целью в жизни», «процессом в жизни», «локусом контроля Я», «осмысленностью жизни», «контролем» и уровнем стабильности реакций, СКО реакций и максимальным временем в осуществлении зрительно-моторной реакции. Исследование показало различия психофизиологических показателей у курсантов с разным уровнем жизнестойкости и личностного потенциала. Было предположено, что психологическая работа с курсантами с низким уровнем жизнестойкости должна быть направлена на повышение осознанности ценностно-смысловой сферы личности и повышение мотивации к профессиональной деятельности, а с курсантами, имеющими высокий уровень жизнестойкости, необходимо проводить обучение приемам и методам психологической саморегуляции для управления своим психологическим состоянием в будущей профессиональной деятельности [5. C. 40-52]. На основании проведенных исследований была составлена и реализована программа повышения жизнестойкости и психологической устойчивости к экстремальным факторам в условиях имитации профессиональной деятельности. Цель представленного исследования: определить эффективность программы повышения жизнестойкости и психологической устойчивости курсантов к экстремальным факторам в условиях имитации профессиональной деятельности. Материалы и методы исследования Исследование проводилось на базе Дальневосточной пожарно-спасательной академии - филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Выборка представлена 52 курсантами факультета пожарной безопасности мужского пола в возрасте от 19 до 21 года. Тип исследования: психологический полевой эксперимент с использованием моделируемых условий профессиональной деятельности - теплодымокамеры. На этапе констатирующего эксперимента на всей выборке в 2016 г. проводились диагностические срезы по изучению психологических особенностей и физиологических реакций на стресс в условиях теплодымокамеры с целью определения мишеней психокоррекционного воздействия и разработки программы повышения жизнестойкости и психологической устойчивости к экстремальным факторам в условиях имитации профессиональной деятельности. На этапе формирующего эксперимента выборка методом случайных выборов была разделена на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы. Курсанты ЭГ в количестве 30 человек участвовали в программе повышения психологической устойчивости. Курсанты КГ (22 человека) в программе не участвовали. На этапе контрольного эксперимента во всей выборке в 2017 г. провели повторное исследование психологических особенностей и физиологических реакций на стресс в условиях теплодымокамеры. Методы психодиагностики: тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева; многофакторный личностный опросник «Адаптивность» (МЛО), разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным; копинг-тест Р. Лазаруса, методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда, Г. Шмишека; восьмицветовой тест Люшера в модификации Л.Н. Собчик; методика «Структура мотивации трудовой деятельности», разработанная К. Замфир; методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной; для изучения особенностей внимания использовались корректурные таблицы (кольца Ландольта), проба Мюнстерберга. Методы изучения психофизиологических параметров: «Анализ сердечного ритма» комплекса реабилитационного психофизиологического для тренинга с БОС «РЕАКОР»; оценка функционального состояния ЦНС на основе простой зрительной моторной реакции с помощью устройства психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 - «Психофизиолог». Статистические методы: достоверность различий определяли с помощью непараметрического Т-критерия Вилкок-сона, использовалась программа IBM SPSS Statistics 20. Программа повышения жизнестойкости и психологической устойчивости курсантов к экстремальным факторам Исследованиями взаимосвязи жизнестойкости и особенностей нервной системы занимались В.Н. Мясищев, С. Мадди, Б.Г. Ананьев А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Фоминова, В.Э. Чудновский, В.Н. Логинова. М.Ю. Кузьмин и И.А. Конопак (2013) в своем исследовании выявили взаимосвязь жизнестойкости с самочувствием и уровнем активации нервной системы - высоким уровнем сенсомоторных реакций, быстродействия, низким числом ошибок [9. С. 53-59]. Количественный анализ компонентов жизнестойкости и параметров сложной зрительно-моторной реакции показал взаимосвязь «цели в жизни», «процесса в жизни», «локуса контроля Я», «осмысленности жизни», «контроля» с уровнем стабильности реакций (0,532 при р < 0,01), СКО реакций (-0,452 при р < 0,05) и максимальным временем (-0,433 при р < 0,05) [5. С. 40-52]. По мнению Т.И. Шевченко, С.А. Богомаза, Т.Г. Бохан (2013), высоким показателям осмысленности жизни у пожарных соответствуют сформированные конкретные жизненные цели, в то время как «ограниченность и абстрактный характер жизненных стремлений» свидетельствуют о низком уровне саморегуляции [10. С. 54-59]. А.Н. Фоминова при изучении феномена жизнестойкости у подростков выявила прямую значимую связь между уровнем жизнестойкости и дивергентным мышлением [11]. Групповая форма психологической работы с курсантами является наиболее эффективной, ориентированной на проработку внутриличност-ных конфликтов, трудностей социального взаимодействия и профессиональной адаптации. Анализ литературы и результаты констатирующего эксперимента позволили определить мишени психологического воздействия, которые представлены в программе в 4 блоках групповой работы: I блок представлен развитием когнитивных процессов: внимания, памяти и творческого мышления; II блок - обучение саморегуляции психоэмоционального состояния. В данный раздел входит три блока занятий: тренировка дыхания, аутогенная тренировка (АТ), нервно-мышечная релаксация; III блок - формирование осознанной мотивации к профессиональной деятельности и осознание личных и профессиональных ценностей и смыслов у курсантов; IV блок - формирование продуктивных копинг-стратегий поведения курсантов в экстремальных ситуациях. Для развития когнитивных процессов курсантов использовались ки-незиотерапевтические техники - проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак. Ребро. Ладонь», «Лезгинка», «Зеркальное рисование», «Массаж ушных раковин», «Глазодвигательная гимнастика», разгадка ребусов, решение логических задач «Тактическое мышление». Обучение методам и приемам саморегуляции психоэмоционального состояния производилось при изучении дыхательных техник «Подсчет дыхания», «Глубокое дыхание», «Ro. Re. Ba.», проведении аутогенной тренировки «В сказочном лесу», «Сила огня», прогрессивной нервно-мышечной релаксации по Джейкобсону, а также при освоении методов визуализации и самовнушения - «Создание зрительного образа», «Визуализация чувствами», «Формулы самовнушения». Психологическая работа по повышению мотивации, формированию позитивного отношения к профессии и проработке ценностей и смыслов в профессиональной деятельности осуществлялась посредством логотера-певтических техник, разработанных В. Франклом. Занятие начинали с упражнения «Позитивные мысли», направленного на развитие осознания сильных сторон личности курсанта (симпатия к себе, способность относиться к себе с юмором, выражение гордости собой как человеком). Дискуссии дают курсантам хороший повод для того, чтобы оценить свои способности и скрытые возможности. Упражнение «Курсантские дела» направлено на развитие позитивного отношения к курсантской жизни. Курсантов просили по очереди высказываться по поводу каких-либо конкретных фактов из их курсантской жизни с помощью вопросов: «Я бы хотела, чтобы ты рассказал о тех своих курсантских делах, которыми ты доволен. Пожалуйста, начни свой ответ так: "Я доволен тем, что..."». После того как были определены позитивные стороны служебной деятельности курсантов, развивали возможности анализировать и регулировать свою повседневную жизнь. Необходимым условием для формирования Я-концепции является психологическая атмосфера коллектива. Поэтому необходимо было ознакомить курсантов с понятием самооценки, ее ролью в жизни человека, формированием адекватной самооценки. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний и мотивацией достижения успеха в различных видах деятельности, оказывая определенное влияние на становление и общее развитие личности. С участниками группы обсуждался каждый из видов самооценки, их достоинства и недостатки. Упражнение «Первое впечатление» содержит задачу вспомнить первое впечатление о соседе слева и рассказать об этом на группе (по кругу). Далее проводилась групповая дискуссия: «Как мы поддерживаем или изменяем свою самооценку». Участникам предлагалось написать на листочках, как они поддерживают или изменяют свою самооценку. Далее курсантам предлагалось нарисовать «график событий». На горизонтальной оси - «время» - указываются годы жизни, не только прошедшие и настоящие, но и будущие. На вертикальной - «события» - значимость событий жизни, которая отражается высотой разноцветных столбиков от 1 до 10. Синим цветом обозначаются события прошлого, красным -настоящего, зеленым - будущего. Оптимальным считалось примерно одинаковое количество красного, синего и зеленого цветов. На наличие проблем с постановкой жизненных целей указывает отсутствие или малое количество зеленого цвета. Работа с актуальной проблемой. Если выявлялась проблема, и курсант был не против обсудить ее, использовали прием осознание значения: «Что значит для вас эта проблема?». При определении цели выясняли, что цель значит для курсанта, в чем ее ценность. Благодаря вопросам смысла беседа становилась более углубленной, и курсанты начинали больше говорить о своей жизни и меньше - о проблемах. На этой стадии уместно употреблять приемы «отражение смысла», «осознание значения». Следующим заданием курсантам было упражнение «Я в будущем», что нужно было нарисовать на альбомном листе при помощи красок, карандашей, мелков (на выбор курсанта). Затем каждый из участников показывал «свое будущее» и рассказывал о нем, остальные могли задавать уточняющие вопросы. Преобразование жизненных смыслов позволило курсантам осмыслить собственную жизнь, осознать процесс жизни, важность профессиональной самореализации, научиться контролировать жизненные процессы. Для формирования положительного отношения к своей профессии, самостоятельности в своих решениях с курсантами проводилось упражнение «Должен или выбираю», где формируются утверждения, предполагающие собственный выбор, а не «долженствование». Следующее задание актуализировало позитивное отношение курсантов к своей жизни. Для этого курсантам необходимо было составить список того, за что они могут быть благодарны судьбе в настоящий момент. Например, красота, любовь, мир, собственное здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, солнечный свет, сбережения (даже если сумма не очень велика). При обсуждении выяснялось, с какими трудностями при выполнении задания столкнулись курсанты. По завершении задания предлагалось прочитать притчу «В чем смысл?». Следующая притча доводит до курсантов мысль об ответственности за собственные изменения - «Притча про ношу». На заключительном занятии психологу необходимо было дать задание курсантам на самостоятельную работу. Предлагалось составить список ценных качеств в себе, закончив предложение: «Я забочусь... Я люблю... Я помогаю. Я признаю. Я талантлив. Я умею хорошо делать. Я сержусь. Я обижаюсь. Я расстраиваюсь, когда. Мне нравится. Я благодарен себе». Целью четвертого блока заданий являлось формирование адаптивных стратегий совладающего поведения для повышения эффективности в профессиональной деятельности. При помощи методов групповой дискуссии и ролевых игр: - формировали адекватную самооценку у курсантов, повышали коммуникативный потенциал; - определяли типичные профессионально трудные ситуации будущей профессиональной деятельности; - обучали курсантов действовать в условиях стресса, не теряя способности к концентрации внимания; - вырабатывали стратегии эффективного поведения в типичных или часто повторяющихся профессионально трудных ситуациях; - тренировали способность наблюдения своего эмоционального состояния в ситуациях профессионального стресса; - отрабатывали навыки взаимодействия с товарищами и пострадавшими, - вырабатывали умение планировать деятельность и брать на себя ответственность за принятое решение; - повышали эмоционально-волевую устойчивость, быстроту и правильность ориентировки, уверенность, чувство пространства и времени. На первом занятии курсантам предлагалось обсудить типичные профессионально трудные ситуации своей профессиональной деятельности и составить собственную классификацию. Курсантам давалось задание на карточках, на которых были зафиксированы различные экстремальные ситуации, являющиеся стрессорами для пожарных. Задача - обнаружить ситуации, являющиеся для участников тренинга стрессогенными, осознать субъективность в оценивании уровня стрессогенности различных ситуаций. Выполнение следующего задания было направлено на обучение действовать в условиях стресса, не теряя способности к концентрации внимания (упражнение «Два на два, или Новый Юлий Цезарь», М.Ш. Кипнис, 2004) [12]. Курсантам предлагалась мини-лекция «Копинг-стратегии и их роль в преодолении стресса», в которой были даны определение понятия «ко-пинг», основные стратегии преодолевающего поведения по классификации Р. Лазаруса и С. Фолкман, приводились примеры адаптивного и неадаптивного копинга из профессиональной сферы. Для формирования стратегии эффективного поведения в типичных или часто повторяющихся трудных профессиональных ситуациях проводили ролевую игру «Найди выход из проблемной ситуации», которая заключается в практической отработке задачи (кейса) по решению профессиональных проблем, соответствующих реальным. Следующее задание было направлено на изучение ориентации курсанта во времени (упражнение «Минута», В.А. Ананьев, 2007) и изучение актуального эмоционального состояния [13]. Проанализировать существующие временные помехи и выявить стратегии эффективной деятельности позволяло задание «Поглотители времени», выполняя которое курсанты анализируют ловушки времени, наиболее часто мешающие им в работе, в жизни, затем ранжируют их, определяют ресурсы преодоления каждой конкретной трудности и эффективную стратегию ее преодоления [14]. В конце занятия курсанты составляют «Портрет стрессоустойчивого пожарного», в котором каждый курсант записывает два личностных качества, помогающих ему справляться со стрессом. Обязательное условие: в списке личностных качеств, составленном группой, должно быть по два качества от каждого ее участника. После составления списка качеств группой формировался мини-доклад «Самый успешный и стрессоустойчивый пожарный года». Завершающий блок занятий был направлен на повышение адаптационных способностей курсантов к будущей профессионально напряженной деятельности в экстремальных ситуациях. Целью данного блока являлось сплочение, обучение курсантов работе в команде, отработка навыков взаимодействия с товарищами и пострадавшими в условиях имитации экстремальной ситуации, выработка умения планировать деятельность и брать на себя ответственность за принятое решение, повышение эмоционально-волевой устойчивости, быстроты и правильности ориентировки, уверенности, чувства пространства и времени. Данный блок включал упражнения на сплочение - «Работа в команде», «Веселый волейбол», профессиональные задания - «Движение по завалу», «Вытаскивание пострадавшего из завала», «Тоннель», «Лабиринт», «Сбор ПТВ», «Тушение очага пожара на 3-м этаже», «Эвакуация пострадавших». Таким образом, работа с мотивацией, ценностями и смыслами, формированием адаптивных копинг-стратегий является неотъемлемой частью программы, так как эти показатели являются одними из приоритетных в профессиональной деятельности сотрудников экстремального профиля. У курсантов с исходным низким уровнем жизнестойкости отмечались снижение напряженности, ваготония, выраженная инертность и пассивность. Психофизиологические показатели у курсантов с высоким уровнем жизнестойкости отражали симпатикотонию. Эта разница вегетативных показателей учитывалась при проведении психологической работы. Несмотря на то, что все курсанты ЭГ участвовали в одной программе, в подгруппе курсантов с низким уровнем жизнестойкости акцентировалась работа с ценностно-смысловой и мотивационной сферами. В процессе психологической работы с курсантами, имеющими высокий уровень жизнестойкости, большое внимание уделялось обучению приемам и методам психологической саморегуляции для управления своим психологическим состоянием в экстремальной деятельности. Результаты исследования, обсуждение Анализ результатов измерения уровня жизнестойкости курсантов до и после воздействия программы показал увеличение в ЭГ показателей жизнестойкости и ее компонентов - контроля и принятия риска. Для изучения различий уровня жизнестойкости в ЭГ и КГ до и после воздействия использовался непараметрический Т-критерий Вилкоксона (табл. 1). Математический анализ показал различия в показателях уровня жизнестойкости у курсантов ЭГ до и после прохождения коррекционной программы по компонентам: контроль (асимптоматическая значимость 0,004*), принятие риска (асимптоматическая значимость 0,088*), жизнестойкость (асимптоматическая значимость 0,006*). Результаты позволяют предположить, что у курсантов ЭГ появилась убежденность в том, что они способны контролировать свою жизнь, усилилась уверенность в себе и в том, что они могут справиться с трудными целями и задачами. Также наблюдается повышение готовности к риску как одного из главных профессионально важных качеств специалиста экстремального профиля. Курсанты демонстрируют готовность действовать в экстремальных, полных неожиданностей условиях, несмотря на отсутствие четких гарантий на успех. Таблица 1 Изменение уровня жизнестойкости курсантов экспериментальной и контрольной группы Жизнестойкость Вовлеченность Принятие риска Контроль p p p p M + m M + m M + m л [-1 M + m до 6 + 2 до до до 14 1+ 6 + 6 + 7 + + 7, ,7 + 7 [-1 m 7, ,8 1+ 6 + 7 + 3 4, ,9 + 7 + 7 + 9, ,9 2 2 * уровень значимости не превышает 0,05. ** уровень значимости не превышает 0,01. Таким образом, анализ результатов обследования курсантов ЭГ показал, что психологическая работа по осознанию ценностей и смыслов способствует увеличению уровня жизнестойкости, способности личности преодолевать стрессовые ситуации при поддержании физического и психологического здоровья, оптимистичности, самоэффективности, а также удовлетворенности своей жизнью. У курсантов ЭГ также выявлены изменения на личностном, профессиональном, психологическом, психофизиологическом и поведенческом уровнях ресурса жизнестойкости. Результаты анализа изменений показателей осмысленности жизни и ее компонентов - цели, процесса, результата жизни, локуса контроля Я и локуса контроля у курсантов ЭГ и КГ представлены в табл. 2. Можно предполагать, что наблюдаемое снижение мотивации ко второму курсу обучения у курсантов выборки происходит за счет усложняющихся условий обучения и особенностей служебной деятельности. В представленных в табл. 2 показателях осмысленности жизни у курсантов ЭГ выявлены значимые различия в распределении показателей цели, процесса и результата жизни, а также локуса контроля. Выявленные позитивные изменения изучаемых показателей позволяют говорить, что в результате проработки ценностей и смыслов профессиональной деятельности, формирования позитивного отношения к профессии у курсантов ЭГ повышаются интерес, эмоциональная насыщенность и удовлетворенность жизнедеятельностью в процессе службы, появляются новые цели, планы на будущее, переоцениваются достижения и формируются убеждения в способности контролировать свою жизнь. Таблица 2 Изменение показателей осмысленности жизни курсантов экспериментальной и контрольной группы до и после коррекции й ЦЖ ПЖ РЖ ЛКЯ ЛК ОЖ N M + m Р M + m Р M + m Р M + m Р M + m Р M + m Р [-1 до после до после до после до после до после до после [-1 m о m 33,8 +6 36,3 +5 * 6
Шойгу Ю.С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. М. : Смысл, 2007. 319 с.
Бакиров Р.С. Динамика эмоционально-мотивационных характеристик сотрудников государственных спасательной и пожарной служб в период реабилитации : дис.. канд. психол. Наук : 19.00.05. Казань, 2014. 189 с.
Ашанина Е.Н. Психология копинг поведения сотрудников Государственной проти вопожарной службы МЧС России: концепция, модель, технологии : автореф. дис.. д-ра психол. наук. СПб., 2011. 38 с.
Корехова М.В. Факторы психической дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2013. 25 с.
Земскова А.А., Кравцова Н.А. Взаимосвязь жизнестойкости с психофизиологиче скими свойствами курсантов в тренировочных условиях // Сибирский психологический журнал. 2017. № 65. C. 40-52. DOI: 10.17223/17267080/65/3.
Земскова А.А., Кравцова Н.А. Взаимосвязь психофизиологических адаптационных реакций с личностными особенностями курсантов в условиях тренировочной ситуации // Тихоокеанский медицинский журнал. 2017. № 2 (68). С. 87-92.
Земскова А.А. Психокоррекция дезадаптивных реакций, возникающих при трени ровках в условиях имитаций чрезвычайных ситуаций у курсантов ВУЗов МЧС России // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности : сб. науч. статей 6-й Межрегион. науч.-практ. конференции с междунар. участием / под ред. Р.В. Кадырова. Владивосток : ТГМУ, 2016.
Земскова А.А., Кравцова Н.А., Лукьянова Е.Л. Психофизиологические реакции и копинг-стратегии курсантов в условиях моделирования профессиональной деятельности // Проблемы управления рисками в техносфере : науч.-аналит. журнал. 2017. № 2 (42), C. 172-178.
Кузьмин М.Ю., Конопак И.А. Влияние самочувствия испытуемого и особенностей психодиагностической процедуры на уровень регистрируемой жизнестойкости личности // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2013. Т. 2, № 1. С. 53-59. URL: http://isu.ru/ru/publication/izvestia/article.html? article=_223e13f8f33f490fbf8ac25ed1bb5005&journal=_5000dc7eb38946b6a96ccf664c4 e8c34 (дата обращения: 30.10.2016).
Шевченко Т.И., Богомаз С.А., Бохан Т.Г. Жизненные смыслы и жизнестойкость как детерминанты устойчивости специалистов ФПС МЧС России в условиях профессиональной деятельности // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2013. № 6. С. 54-59.
Фоминова А.Н. Жизнестойкость личности. М. : Прометей, 2012. 152 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/18567.html
Кипнис М.И. Тренируем умение вести за собой, быть лидером, мотором и вдохновителем. М. : АСТ, 2009. 256 с.
Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». СПб. : Речь, 2009. 250 с.
Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М. : Генезис, 2011. 240 с.