Другой, похожий на меня: особенности внутригрупповой перцепции юношей и девушек с разной выраженностью негативных черт личности
Исследуется совместное влияние факторов личностного сходства и личностной валентности на отношение к представителю своего пола. Обнаружено, что ясно осознаваемое сходство с Другим приводит к инверсии оценок «хорошей» и «плохой» личности, а объективное, но не вполне осознаваемое сходство вызывает ослабленный вариант такой инверсии. Рост выраженности негативных личностных черт улучшает отношение к «плохому» человеку у юношей и ухудшает отношение к «хорошему» человеку у девушек. Полученные результаты интерпретируются в контексте механизмов социальной перцепции Другого и могут быть использованы для разработки стратегий самопрезентации и управления впечатлением.
The Other Person, Similar To Me: Particularities of Intragroup Perception of Young Men and Women with Different Levels o.pdf Введение Восприятие Другого представляет собой одно из наиболее актуальных направлений в исследованиях социальной перцепции. Во-первых, потому что является источником роста социальной напряженности [1], а во-вторых, потому что, несмотря на большой объем эмпирических данных, описывающих предикторы формирования отношения к Другому, слабо поддается прямой коррекции. На сегодняшний день известно, что отношение к Другому сопряжено с предвзятым отношением к нему, которое выражается в заниженных оценках присущих ему характеристик на фоне позитивного самоотношения. Известно также, что некоторые формальные характеристики и особенности личности субъекта восприятия, объекта восприятия и ситуаций, в которых это восприятие осуществляется, позволяют снизить общую предвзятость в отношении Другого. Например, более позитивное отношение к Другому обеспечивается позитивным самоотношением субъекта [2], низким уровнем его агрессивности [3], особенностями его когнитивных стилей [4, 5], уровнем доверия к Другому [6], амбивалентностью суждений о нем [7], внешней привлекательностью Другого [8-10], его харизматичностью [11], скромностью [12], ситуацией сближения с ним [13] и другими факторами. Проблема заключается в том, что описанные выше факторы достаточно слабо влияют на общее предвзятое отношение к Другому, т.е. в какой-то мере ослабляют, в исключительных случаях (как правило, ненадолго) меняют его на позитивное, но по большому счету не справляются с феноменом предвзятости. Безусловно, задачу глобальной коррекции психологических механизмов, лежащих в основе этого явления, вряд ли уместно даже формулировать, поскольку эти механизмы имеют адаптивный характер и регулируются эволюционным отбором [14]. В то же время определенные ситуации социального взаимодействия требуют надежной коррекции в части взаимного восприятия субъектов, поскольку представляют собой утрированные случаи предвзятого отношения, имеющего тенденцию усиливаться, но не ослабевать. Так, в межэтнической или подростковой среде отношение к Другому зачастую является не просто отрицательным, но откровенно агрессивным и потенциально криминальным [15]. Как правило, участники деструктивной коммуникации субъективно обосновывают свое негативное отношение к Другому тем, что он является объективно «плохим» [16], т.е. обладает рядом личностных свойств, которые традиционно осуждаются социумом, например наглостью, лживостью, эгоизмом и т.п. Разумеется, набор таких социально неприемлемых свойств имеет свою специфику в разных социальных группах. В то же время можно выделить и относительно универсальные образы «плохого» и «хорошего» человека [17]. В конце 1990-х гг. в психологии появилось понятие негативных личностных черт [18], которые можно считать валидным описательным тезаурусом нового, типичного для нашего времени образа «плохой» личности, который может быть измерен с помощью опросника черт Темной триады. Еще одним субъективным основанием для дискриминации Другого является его радикальная непохожесть на субъекта. Обнаружено, что чем сильнее (принципиальнее) расхождение, например по цвету кожи [19], политическим взглядам [20], возрасту [21] и т.д., тем сильнее отвергающее отношение к объекту. Поскольку понятие «Другой» является достаточно абстрактным и широким по объему, достаточно сложно сравнивать между собой результаты исследований, в которых образ Другого выделен по разным основаниям (национальность, пол, профессия и т.д.). В связи с этим не представляется возможным судить о том, что является более существенным основанием для дискриминации - качественное своеобразие критерия или степень расхождения по нему. Например, будет ли восприниматься как «свой» человек с другим цветом кожи, но того же пола или тех же политических взглядов? Насколько велико должно быть различие между субъектом и объектом по определенному критерию, чтобы по этому критерию субъект стал считать объекта Другим и обнаруживать предвзятость по отношению к нему? На наш взгляд, исследование сходства и различия между Я и Другим по критерию личностных свойств является наиболее перспективным для выявления ключевых факторов, определяющих отношение к нему. Во-первых, отношение к личности определяется достаточно общими представлениями о «хорошем» и «плохом» и в меньшей степени обременены идеологическими, политическими и другими стереотипами. Во-вторых, наиболее распространенное в житейской психологии и социально одобряемое суждение о Другом на основании понимания того, «какой он человек», содержит в своей основе именно личностные характеристики. Идея нашего исследования заключалась в том, чтобы экспериментально «столкнуть» между собой два ключевых фактора, определяющих отношение к Другому - личностную валентность объекта восприятия («хороший» / «плохой» человек) и его личностное сходство / отличие от субъекта восприятия. Цель исследования - определить, как факторы личностной валентности объекта и сходства с ним опосредуют друг друга при формировании отношения к Другому и какой из этих факторов является более сильным. Была выдвинута гипотеза о том, что факторы субъективного и объективного сходства с объектом восприятия могут искажать отношение к «хорошему» и «плохому» объекту таким образом, что личностное сходство с «плохим» объектом будет способствовать формированию более позитивного отношения к нему, а личностный контраст с «хорошим» объектом -формированию к нему более негативного отношения. Это может проявиться в том, что при высокой выраженности у субъекта негативных личностных черт будет наблюдаться тенденция к оценочному смешению в его восприятии образов «хорошего» и «плохого» человека. Методы исследования Описание выборки. В исследовании приняли участие 462 студента Пермского государственного национального исследовательского университета. После удаления статистических выбросов по всем измеряемым переменным выборка сократилась до 414 человек. В нее вошли учащиеся 1-4 курсов в возрасте от 18 до 24 лет (М = 20,40, SD = 0,89), из них 86 мужчин (21%). Процедура. На первом этапе участникам предлагалось письменно ответить на вопросы Короткого опросника Темной триады [22], затем посмотреть видеозапись интервью, в ходе которого другой студент отвечал на вопросы того же теста. После этого респонденты отвечали на вопросы о студенте из видеозаписи, оценивая его внешность, сходство его характера со своим, а также выражая отношение к нему по Шкале общего отношения к объекту восприятия [23]. Для исключения зашумляющего влияния феноменов, связанных с восприятием объекта противоположного пола, девушкам предъявлялась видеозапись интервью с девушкой, а юношам -с юношей. Стимульный материал. Видеозаписи интервью были подготовлены с помощью двух студентов разного пола, обучающихся по специальности «актерское искусство». В интервью они отвечали на вопросы теста Темной триады в соответствии с ключами к нему. Каждый студент сыграл две роли, которые были условно названы «плохой» и «хороший». Изображая «плохого» человека, они давали ответы, свойственные для личности с максимальной выраженностью макиавеллизма, нарциссизма и психопатии, а изображая «хорошего» человека, - так, как ответила бы личность с нулевой выраженностью данных черт. Видеозаписи интервью с «хорошим» и «плохим» персонажами предъявлялись респондентам примерно в равных пропорциях. По предварительным оценкам в фокус-группе, состоявшей из 23 студентов, не принимавших участия в основном исследовании, персонажи, сыгранные студентами, соответствовали описаниям личности с контрастной выраженностью темнотриадических черт. Дополнительная оценка валидности стимульного материала осуществлялась с помощью экспертов -трех педагогов по актерскому мастерству - и составила в среднем 86%. Методики и измеряемые показатели. Для определения качественной специфики личности участников исследования был использован Короткий опросник Темной триады. Опросник состоит из 27 пунктов, в отношении каждого из которых испытуемому предлагается выразить степень своего согласия по 7-балльной шкале. Опросник включает 22 прямых и 5 обратных пунктов, составляющих показатели макиавеллизма, нарциссизма и психопатии (по 9 пунктов в каждой шкале). Для оценки отношения к объекту восприятия использовалась авторская методика - Шкала общего отношения к объекту восприятия, состоящая из 15 утверждений, описывающих возможное мнение о предъявляемом персонаже с диапазоном согласия от 1 до 7 баллов. Шкала включает 7 прямых и 8 обратных пунктов, составляющих показатели когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов отношения к объекту (по 5 пунктов в каждом). Например, утверждение «На мой взгляд, он / она является умным человеком» относится к когнитивному компоненту, утверждение «Он / она вызвал(а) у меня отвращение» - к эмоциональному, «Если бы ему / ей понадобилась моя помощь, я помог(ла) бы ему / ей» - к поведенческому. Оценка субъективного сходства с объектом восприятия измерялась с помощью прямого вопроса «Насколько похожи ваши с ним / с ней характеры?» по шкале от 1 («минимально похожи») до 10 («максимально похожи»). Контрольным показателем в исследовании выступила оценка внешности объекта восприятия, которая измерялась с помощью прямого вопроса «Насколько привлекательной вы считаете внешность этого юноши / этой девушки?» по шкале от 1 («минимально привлекательная») до 10 («максимально привлекательная»). Внешность юноши была оценена на 4,38 ± 1,85 балла, а внешность девушки - на 6,11 ± 2,00 балла. Таким образом, внешность стимульных объектов воспринималась испытуемыми как средне привлекательная. Анализ данных. Обработка результатов осуществлялась в программе Statistica 10 с использованием корреляционного, дисперсионного и кластерного анализа. Характер распределения показателей определялся по значениям асимметрии и эксцесса. Основные статистические процедуры выполнялись с помощью дисперсионного анализа и были направлены на исследование зависимости отношения к объекту от фактора личностного сходства с ним, измеряемого субъективно, с помощью 10-балльной шкалы сходства характеров с объектом восприятия, и объективно - с помощью Короткого опросника Темной триады. Низкий и высокий уровень субъективного сходства определялся по прямым оценкам самих респондентов. Низкий уровень объективного сходства с объектом задавался сочетанием противоположных валентностей личностных черт («хороший» субъект -«плохой» объект, «плохой» субъект - «хороший» объект), а высокий уровень - сочетанием их одинаковых полюсных валентностей («хороший» субъект - «хороший» объект, «плохой» субъект - «плохой» объект). Для объекта восприятия фактор личностной валентности задавался двумя уровнями («хороший», «плохой»), а для субъекта восприятия - тремя (низкий, средний и высокий уровни субъективного сходства с объектом / выраженности темнотриадических черт). Во всех случаях уровни сходства с объектом определялись с помощью процедуры кластеризации по методу К-средних. Взаимодействие факторов сходства с объектом и личностной валентности объекта исследовалось с помощью двухфакторного дисперсионного анализа, в ходе которого рассматривались совместные эффекты данных факторов по переменным «Общее отношение к объекту», «Когнитивный компонент отношения», «Эмоциональный компонент отношения» и «Поведенческий компонент отношения». Главные эффекты фактора «Личностная валентность объекта восприятия» на эти же переменные контролировались с помощью однофакторного дисперсионного анализа. Главные эффекты показателей объективного и субъективного сходства с объектом восприятия не изучались в отрыве от фактора личностной валентности объекта, поскольку трактовка данных эффектов имела принципиально разный смысл в случае восприятия «хорошей» и «плохой» личности. С помощью корреляционного анализа исследовалось соответствие друг другу показателей субъективного и объективного сходства с объектом восприятия. Результаты исследования Часть 1. Контрольные статистические процедуры В табл. 1 приводятся данные описательной статистики показателей после удаления статистических выбросов. На основании близких значений среднего и медианы, а также величин асимметрии и эксцесса был сделан вывод о соответствии полученных данных закону нормального распределения. Таблица 1 Показатели методик N М Me SD As SEAS Ex SEex Короткий опросник Темной триады Макиавеллизм 414 40,35 41 7,28 -0,01 0,12 -0,45 0,24 Нарциссизм 414 36,43 36 6,95 0,03 0,12 -0,31 0,24 Психопатия 414 25,99 26 6,90 0,21 0,12 -0,53 0,24 Шкала общего отношения к объекту восприятия Когнитивный компонент отношения 414 18,95 19 5,97 0,05 0,12 -0,57 0,24 к объекту Эмоциональный компонент отношения к объекту 414 18,70 19 6,77 0,08 0,12 -0,59 0,24 Поведенческий компонент отношения к объекту 414 19,90 20 6,52 -0,10 0,12 -0,71 0,24 Примечание. При N = 414 As^m = 0,36, Ex^m = 1,18. В табл. 2 приведены результаты корреляционного анализа показателей объективного (по результатам диагностики Коротким опросником Темной триады) и субъективного (по самоотчетам респондентов) сходства с объектом восприятия. Таблица 2 Описательная статистика показателей негативных черт и отношения к объекту восприятия Коэффициенты корреляций показателей субъективного и объективного сходства с объектом восприятия Показатели объективного Субъективное сходство с «хорошим» объектом Субъективное сходство с «плохим» объектом сходства с объектом выборка выборка выборка выборка юношей девушек юношей девушек Макиавеллизм -0,43* -0 44*** 0,31* 0,34*** Нарциссизм -0,33 -0 47*** 0,24* 0,30** Психопатия -0,28 -0,34*** 0,09 0 32*** Негативные черты (интегративный показатель) -0,56** -0,52*** 0,27* 0,43*** Примечание. * - р < 0,05; ** - р < 0,01; *** - р < 0,001. Было обнаружено, что объективно диагностируемое и субъективно осознаваемое (декларируемое) респондентами сходство с объектами восприятия не противоречат друг другу и в целом согласуются. Объективный интегра-тивный показатель негативных черт обнаружил значимые отрицательные корреляции с показателем субъективного сходства с «хорошим» объектом (r = -0,56, р < 0,01 у юношей и г--0,52, р < 0,001 у девушек) и положительные корреляции с показателем субъективного сходства с «плохим» объектом (г = 0,27, р < 0,05 у юношей и г = 0,43, р < 0,001 у девушек). Величины корреляционных коэффициентов свидетельствовали о более высокой готовности респондентов признавать сходство с «хорошей» (гср = |0,54|), чем с «плохой» (гср = |0,23|) личностью. Субъективное признание имеющегося сходства с «плохой» личностью было более выражено у девушек (г = 0,43, р < 0,001), чем у юношей (г = 0,27, р < 0,05). При этом юноши с высокой психопатией слабее всего идентифицировали себя с «плохим» объектом (р > 0,40). Юноши с высоким макиавеллизмом адекватно оценивали свое отличие от «хорошего» юноши (р < 0,05), однако плохо распознавали свое отличие от него при выраженном нарциссизме (р > 0,10) и психопатии (р > 0,10). У девушек при выраженной психопатии распознавание собственного отличия от «хорошей» девушки было несколько ниже (r = |0,34|), чем при высоком макиавеллизме (г = |0,44|) и нарциссизме (r = |0,47|). Поскольку корреляции между показателями объективного и субъективного сходства с объектами восприятия в целом по выборке оказались умеренными, а не сильными, мы предположили, что опосредующее влияние фактора личностного сходства на формирование отношения к объекту будет зависеть от параметра его объективности-субъективности. Другими словами, факторы субъективного и объективного сходства с объектом будут по-разному опосредовать эффекты личностной валентности объекта восприятия на формирование отношения к нему. В качестве контрольной статистической процедуры с помощью одно-факторного дисперсионного анализа были отслежены главные эффекты фактора «Личностная валентность объекта восприятия». Результаты анализа приводятся в табл. 3. Таблица 3 Главные эффекты личностной валентности объекта восприятия на показатели отношения к нему Зависимые переменные (показатели отношения к объекту своего пола) Выборка юношей Выборка девушек F р F p Общее отношение 20,44
Ключевые слова
социальная перцепция,
Я и Другой,
отношение к Другому,
личностное сходство с Другим,
«хорошая» и «плохая» личность,
Темная триада,
негативные черты личности,
ингрупповой фаворитизм,
защита самооценки,
social perception,
I and the Other,
attitude to the Other,
personal similarity with the Other,
"good" and "bad" person,
dark triad,
negative personality traits,
ingroup favoritism,
protection of self-esteemАвторы
Балева Милена Валерьевна | Perm State University | кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития | milenabaleva@yandex.ru |
Всего: 1
Ссылки
Oswald F.L., Mitchell G., Blanton H., Jaccard J., Tetlock P.E. Predicting ethnic and racial discrimination: a meta-analysis of IAT criterion studies // Journal of Personality and Social Psychology. 2013. Vol. 105 (2). P. 171. 192. DOI: 10.1037/a0032734.
Шишкина И.А. Особенности восприятия другого человека интеллектуально одарен ными подростками // Сибирский психологический журнал. 2012. № 43. С. 43-47.
Панчехина Н.Н. Связь агрессивности личности и особенностей социальной перцеп ции // Личность в природе и обществе. М. : Рос. ун-т дружбы народов, 2010. С. 71-73.
Балева М.В., Гасимова, В.А., Ковалева Г.В. Когнитивные механизмы стереотипизации Другого // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 3. С. 78-90. DOI: 10.7868/S0205959218030054.
Forster J., Liberman N., Kuschel S. The effect of global versus local processing styles on assimilation versus contrast in social judgment // Journal of Personality and Social Psychology. 2008. Vol. 94. P 579-599. DOI: 10.1037/0022-3514.94.4.579.
Леонова И.Ю. Влияние межличностного доверия на восприятие «другого» в кон фликте // Вестник ЮУрГУ. Сер. Психология. 2015. Т. 8, № 1. С. 43-49.
Priester J.R., Petty R.E. Extending the bases of subjective attitudinal ambivalence: Interper sonal and intrapersonal antecedents of evaluative tension // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. Vol. 80 (1). P. 19-34. DOI: 10.1037/0022-3514.80.1.19.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.
Погонцева Д.В. Красивая женщина: социально-демографический анализ представле ний // Социальная психология и общество. 2011. Т. 2, № 1. С. 73-82.
Погонцева Д.В., Лабунская В.А. Лукизм: лицо, тело, душа // Лицо человека в пространстве общения / отв. ред. К.И. Ананьева, В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов. М. : Моск. ин-т психоанализа ; Когито-Центр, 2016. С. 56-72.
Tskhay K.O., Zhu R., Zou C., Rule N.O. Charisma in everyday life: Conceptualization and validation of the General Charisma Inventory // Journal of Personality and Social Psychology. 2018. Vol. 114 (1). P. 131-152. DOI: 10.1037/pspp0000159.
Lockhart K.L., Goddu M.K., Keil F.C. When saying "I'm best" is benign: Developmental shifts in perceptions of boasting // Developmental Psychology. 2018. Vol. 54 (3). P. 521535. DOI: 10.1037/dev0000443.
Nussinson R., Seibt B., Hafner M., Strack F. Come a bit closer: Approach motor actions lead to feeling similar and behaviorally assimilating to others // Social Cognition. 2010. Vol. 28. P. 40-58. DOI: 10.1521/soco.2010.28.1.40.
Miller S.L., Maner J.K., Becker D.V. Self-protective biases in group categorization: Threat cues shape the psychological boundary between "us" and "them" // Journal of Personality and Social Psychology. 2010. Vol. 99 (1). P. 62-77. DOI: 10.1037/a0018086.
Чепракова Е.А. Устойчивые формы агрессии у современных подростков: результаты лонгитюдного исследования // Психолого-педагогические исследования. 2011. № 3. С. 141-150.
Карнышев А.Д. Феномены межэтнического взаимодействия и межкультурная компетентность // Сибирский психологический журнал. 2008. № 28. С. 21-28.
Goodwin G.P., Piazza J., Rozin P. Moral character predominates in person perception and evaluation // Journal of Personality and Social Psychology. 2014. Vol. 106. P. 148-168. DOI: 10.1037/a0034726.
Paulhus D.L., Williams K.M. The Dark Triad of personality: narcissism, Machiavellianism, and psychopathy // Journal of Research in Personality. 2002. Vol. 36 (6). P. 556-563. DOI: 10.1016/S0092-6566(02)00505-6.
Phills C.E., Kawakami K., Tabi E., Nadolny D., Inzlicht M. Mind the gap: Increasing associations between the self and blacks with approach behaviors // Journal of Personality and Social Psychology. 2011. Vol. 100 (2). P. 197-210. DOI: 10.1037/a0022159.
Stevens S.T., Jussim L., Anglin S.M., Contrada R., Welch C.A., LaBrecque J.S., Motyl M., Duarte J., Terbeck S., Sowden W., Edlund J., Campbell W.K. Political exclusion and discrimination in social psychology: Lived experiences and solutions // The politics of social psychology / J.T. Crawford, L.J. Jussim (eds.). New York : Routledge, 2017. P. 210244. DOI: 10.4324/9781315112619.
North M.S., Fiske S.T. A prescriptive intergenerational-tension ageism scale: Succession, identity, and consumption (SIC) // Psychological Assessment. 2013. Vol. 25 (3). P. 706713. DOI: 10.1037/a0032367.
Егорова М.С., Ситникова М.А., Паршикова О.В. Адаптация Короткого опросника Темной триады // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 43. С. 1. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n43/1181-egorova43.html (дата обращения: 19.12.2018).
Щебетенко С.А., Балева М.В., Корниенко Д.С. Стереотип и социальная угроза как факторы восприятия иммигрантов русскими // Вестник Пермского государственного института искусства и культуры. 2007. Т. 3, № 1. С. 57-69.
Bettencourt B.A., Charlton K., Dorr N., Hume D.L. Status differences and in-group bias: a meta-analytic examination of the effects of status stability, status legitimacy, and group permeability // Psychological Bulletin. 2001. Vol. 127. P. 520-542. DOI: 10.1037//0033-2909.127.4.520.
Балева М.В. Влияние произвольной групповой самоидентификации на социальную перцепцию групп разного типа // Сибирский психологический журнал. 2018. № 68. С. 109-130. DOI: 10.17223/17267080/66/7.
Tajfel H. Cognitive aspects of prejudice // Journal of social issues. 1969. Vol. 25. P. 7998. DOI: 10.1111/j.1540-4560.1969.tb00620.x.
John O.P., Robins R.W. Accuracy and bias in self-perception: Individual differences in self-enhancement and the role of narcissism // Journal of Personality and Social Psychology. 1994. Vol. 66 (1). P. 206-219. DOI: 10.1037/0022-3514.66.1.206.
Stanovich K.E., West R.F., Toplak M.E. Myside bias, rational thinking, and intelligence // Current Directions in Psychological Science. 2013. Vol. 22. P. 259-264. DOI: 10.1177/0963721413480174.
Mussweiler T., Ruter K., Epstude K. The Ups and Downs of Social Comparison: Mechanisms of Assimilation and Contrast // Journal of Personality and Social Psychology. 2004. Vol. 87 (6). P. 832-844. DOI: 10.1037/0022-3514.87.6.832.
Корниенко Д.С., Балева М.В., Руднова Н.А. Хороший и простой, плохой и сложный: как воспринимается образ другого при разных уровнях Темной триады // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 62. С. 2. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2018v11n62/1644-kornienko62.html (дата обращения: 22.12.2018).