Формирование ценностных ориентаций учащихся, воспитывающихся в семьях и детских социальных учреждениях | Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. DOI: 10.17223/17267080/74/8

Формирование ценностных ориентаций учащихся, воспитывающихся в семьях и детских социальных учреждениях

Обсуждаются источники формирования ценностей, вносящих вклад в социально-личностный капитал. Согласно результатам исследования, дети, воспитывающиеся в семьях, имеют более высокие показатели по ценностям открытости изменениям и потребности в познании, дети, воспитывающиеся в детских социальных учреждениях, -по ценности консерватизма. Ценности детей, обучающихся по дополнительным дистанционным образовательным программам, имели большее сходство по ценностям с детьми, воспитывающимися в семьях, но более низкую потребность в познании. На основании полученных результатов выдвигается гипотеза о значимости вклада индивидуальных образовательных программ в формирование социально-личностного капитала.

Values Development in Children Raised in Families and in Orphan Asylums.pdf Введение Вопрос формирования тех или иных ценностных ориентаций встает в различных общественных институтах - религиозных, образовательных и воспитательных системах, в семейной среде. На протяжении веков философы, а затем педагоги и психологи осмысляли развитие индивидуальных и общественных ценностей. Ценности являются точкой пересечения индивидуального и социального, и влияние ценностных ориентаций можно обнаружить как в жизни отдельного человека, так и в межличностных отношениях и в жизни всего социума. Философия ценностей как общечеловеческая проблема наиболее последовательно рассмотрена И. Кантом. Он сформулировал представления, согласно которым ценностная сфера имеет отношение к нравственной деятельности человека и отграничена от природного бытия [1]. Особую значимость моральные ценности приобретают именно тогда, когда создаются вопреки исходным природным желаниям, как следование «категорическому императиву». С другой стороны, следование категорическому императиву подразумевает ориентированность мира на личность, которая же и является субъектом нравственного законодательства [2]. Таким образом, ценностные ориентации личности являются продуктом взаимовлияния личности и среды. Их развитие неизбежно оказывается результатом функционирования социальных институтов, в частности семьи и системы образования, и может быть рассмотрено как отдельная задача этих институтов. В педагогике вопрос формирования ценностей у детей и юношества является неизменно актуальным. В действующем в России Федеральном государственном стандарте среднего общего образования (Стандарт) личностные результаты образования указаны наряду с метапредметными и предметными результатами. Они включают в себя сформированность у учащихся ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, осознанное принятие традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями, нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей [3]. Следует отметить, что Стандарт не предусматривает оценку достижения указанных личностных результатов образования. Таким образом, оценка сформиро-ванности ценностных ориентаций остается факультативной задачей в общеобразовательной практике. В психологии изучение ценностей направлено на исследование их значения как индивидуальных и культурных личностных образований. В теории базовых ценностей Ш. Шварца ценности понимаются как мотиваци-онные, надситуативные цели, служащие руководящими принципами в жизни людей [4]. На индивидуальном уровне ценности могут представлять потенциал для совладания с неблагоприятными событиями. Они способствуют адаптации, создавая основу для уверенности и самоуважения [5]. Ценности способствуют сотрудничеству между людьми, являясь предпосылкой моралистического доверия, которое опирается на убеждение, что большинство людей разделяют фундаментальные ценности личности. Таким образом, становится возможным доверие между людьми, помимо доверия до возникновения опыта взаимодействия [6, 7]. На уровне общества ценности являются основополагающими образованиями для культурных и этнических групп. А.Н. Татарко рассматривает единство ценностей внутри группы или общества как один из индикаторов социального капитала. Ценностные ориентации направляют социальное доверие, вносят вклад в формирование взаимовыгодного коллективного поведения людей. Создание условий для поддержания общей системы ценностей, основанной на взаимном уважении, партнерстве, доверии и этическом поведении, является инвестированием в социальный капитал. Исследования А.Н. Татарко показывают, что индивидуальные ценности вносят существенный вклад в «социально-психологический капитал личности» - «сбалансированный и системно организованный ресурс социально-психологических отношений личности к ингруппе как целостному субъекту, а также к отдельным представителям ингруппы и аутгрупп, способствующий повышению благополучия личности и увеличивающий ее возможности в достижении различных целей» [7. С. 10]. Таким образом, формирование ценностных ориента-ций является условием качества социализации выпускников школ. Учитывая значимость исследования индивидуальных ценностных ори-ентаций, в том числе учащихся старшего школьного возраста, как на личностном, так и на социальном уровне, представляются важными предложение психологических методик диагностики ценностных ориентаций учащихся и проведение психологических исследований для изучения источников формирования личностных ценностей, в частности роли семейного окружения и образовательных систем. Цели и задачи исследования Основная цель нашего исследования - изучение ценностных ориентаций личности, сформированных у российских учащихся, и прояснение роли семейного окружения и образовательных технологий в развитии ценностных ориентаций. Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: 1. Сравнить выраженность 19 индивидуальных ценностей, выделенных в теории базовых ценностей Ш. Шварца [8], у подростков среднего и старшего возраста, воспитывающихся в семьях (С) и в детских социальных учреждениях (интернатах) (ДСУ). 2. Сравнить выраженность 19 индивидуальных ценностей у детей, воспитывающихся в детских социальных учреждениях (интернатах), занимающихся по дополнительным дистанционным образовательным программам (ДСУ-Р), и детей, воспитывающихся в семьях. Материалы и методы исследования Для исследования ценностных ориентаций использовалась методика «19 ценностей» Ш. Шварца [Там же]. Методика представляет собой опросник из 57 пунктов, в которых респонденту предлагается оценить по шестибалльной шкале, насколько он похож на человека, которому важно что-либо (например, «заботиться о близких ему людях», «беречь природу», «иметь амбициозные цели в жизни»). Для определения уровня познавательной мотивации применялся опросник «Потребность в познании» [9, 10]. Выбор методики Ш. Шварца был обусловлен тем, что она основана на модели М. Рокича [11] в которой ценности рассматриваются как разновидности устойчивого убеждения, а их совокупность представляет собой мо-тивационный континуум. В теории базовых индивидуальных ценностей Ш. Шварца выделяется 19 ценностей, которые проявляются на индивидуальном уровне (табл. 1), 10 обобщенных ценностей, проявляющихся на культурном уровне, и 4 направления высшего порядка - Открытость изменениям - Консерватизм и Самотрансценденция - Самовозвышение [8]. Таблица 1 Содержание 19 ценностей уточненной теории в терминах своей мотивационной цели [8. С. 48] Ценность Концептуальное определение с точки зрения мотивационной цели Самостоятельность - Мысли Свобода развивать собственные идеи и способности Самостоятельность - Поступки Свобода определять собственные действия Стимуляция Стремление к возбуждению, новизне и переменам Гедонизм Стремление к удовольствию и чувственному удовлетворению Достижение Достижение успеха в соответствии с социальными стандартами (нормами) Власть - Доминирование Влияние посредством осуществления контроля над людьми Власть - Ресурсы Влияние посредством контролирования материальных и социальных ресурсов Репутация Защита и влияние посредством поддержания публичного имиджа и избегания унижения Безопасность - Личная Безопасность непосредственного окружения Безопасность - Общественная Безопасность и стабильность общества в целом Традиция Поддержание и сохранение культурных, семейных или религиозных традиций Конформизм - Правила Соблюдение правил, законов и формальных обязательств Конформизм - Межличностный Избегание причинения вреда или огорчения другим людям Скромность Признание незначительности существования одного человека в круговороте жизни Универсализм - Забота о других Стремление к равенству, справедливости и защите всех людей Универсализм - Забота о природе Сохранение природной среды Универсализм - Толерантность Принятие и понимание тех, кто отличается от тебя Благожелательность - Забота Преданность группе и благополучие ее членов Благожелательность - Чувство долга Стремление быть надежным и заслуживающим доверия членом группы Выборка. В исследовании приняли участие две группы школьников. Первая группа - воспитывающиеся в семьях - ученики 10-11 классов общеобразовательной школы г. Орла, всего 80 человек: 40% девушек, возраст M = 16,3 (SD = 0,6). Вторая группа - дети, оставшиеся без попечения родителей и воспитывающиеся в детских социальных учреждениях (интернатах), всего 39 человек: возраст M = 14,4 (SD = 1,8), 44% девушек. В группе сирот 29 человек занимались по дополнительным образовательным программам дистанционного обучения (возраст M = 14,6 (SD = 1,9), 52% девушек). Дополнительные образовательные программы, по которым занимались дети из детских социальных учреждений, представляют собой индивидуальные дистанционные занятия с репетиторами для учеников 7-11 классов по учебным предметам - английскому языку, обществознанию, математике (включая алгебру и геометрию), биологии, информатике и химии. Эти программы реализует благотворительная организация АНО «РОСТ» с целью повышения уровня образования и общего развития детей в региональных детских домах и интернатах с помощью современных технологий - интернет-уроков с квалифицированными педагогами - для дальнейшей социализации и трудоустройства выпускников детских социальных учреждений. Единственным критерием отбора детей для участия в программе является их собственное желание. Таким образом, участники исследования из детских социальных учреждений, занимающиеся по дистанционным образовательным программам - это дети, сами захотевшие заниматься, а не занимающиеся - сами отказавшиеся от таких занятий. Для сравнения познавательной мотивации детей, согласившихся и не согласившихся заниматься по дополнительным программам, использовался опросник «Потребность в познании». Этот опросник заполнили 78 детей-сирот, из них 54 участвуют в программах РОСТ. Процедура опроса. Школьники, воспитывающиеся в семьях, заполняли опросники на бланках в группе. Воспитанники детских социальных учреждений заполняли опросники индивидуально в онлайн-форме. Результаты исследования Сравнение ценностных ориентаций и потребности в познании у детей, воспитывающихся в семьях и в детских социальных учреждениях Для проверки различий между группами мы выбрали непараметрические статистики, поскольку дисперсии по некоторым шкалам оказались неравными у двух групп. В табл. 2 и 3 приведены средние оценки по показателям шкал индивидуальных ценностей и направлений ценностей высшего порядка для групп детей, воспитывающихся в семьях и в ДСУ. Таб лица 2 Средние оценки по показателям базовых индивидуальных ценностей у детей, воспитывающихся в семьях и в детских социальных учреждениях Базовые индивидуальные ценности Дети, воспитывающиеся в семьях (N = 80) Дети, воспитывающиеся в ДСУ (N = 39) Самостоятельность мысли 5,1 (0,6) 5,1 (0,9) Самостоятельность поступки 5,2 (0,7) 4,6 (0,9) Стимуляция 4,6 (0,8) 4,2 (0,8) Гедонизм 3,7 (0,7) 4,7 (1,0) Достижение 4,9 (0,9) 4,2 (0,9) Власть доминирование 3,4 (1,2) 3,3 (1,1) Власть ресурсы 3,7 (1,2) 3,4 (1,1) Репутация 4,8 (0,9) 4,4 (1,0) Безопасность личная 4,3 (0,9) 4,6 (1,0) Безопасность общественная 4,8 (0,8) 4,8 (0,9) Традиция 3,7 (1,2) 4,3 (0,9) Конформизм - Правила 3,5 (1,0) 4,3 (0,9) Окончание табл. 2 Базовые индивидуальные Дети, воспитывающиеся Дети, воспитывающиеся ценности в семьях (N = 80) в ДСУ (N = 39) Конформизм - Межличностный 3,9 (1,1) 4,1 (0,8) Скромность 3,3 (1,0) 3,9 (0,7) Универсализм - Забота о природе 3,9 (0,9) 4,2 (1,1) Универсализм - Забота о других 4,7(0,9) 4,8 (0,9) Универсализм - Толерантность 4,3 (0,9) 4,4 (1,0) Благожелательность - Забота 5,2 (0,7) 4,9 (0,9) Благожелательность - Чувство долга 5,2 (0,7) 4,6 (0,9) Таблица 3 Средние оценки по показателям направлений ценностей высшего порядка у детей, воспитывающихся в семьях и в детских социальных учреждениях Направления высшего порядка Дети, воспитывающиеся в семьях (N = 80) Дети, воспитывающиеся в ДСУ (N = 39) Самотрансцендентность 4,8 (0,6) 4,6 (0,7) Самовозвышение 3,9 (0,8) 3,8 (0,7) Открытость опыту 4,9 (0,6) 4,3 (0,6) Консерватизм 3,8 (0,6) 4,2 (0,6) Мы сравнили индивидуальные ценности в группах детей, воспитывающихся в семьях, и детей, воспитывающихся в ДСУ, по критерию Манна-Уитни. Для каждой группы выявлен список ценностей, по которым оценки были выше, чем у другой группы детей в этом сравнении. Списки ценностей с высокими оценками, а также ценностей, по которым не было обнаружено различий, представлены в табл. 4. Таблица 4 Списки ценностей с более высокими оценками у группы детей, воспитывающихся в семьях и у группы детей из ДСУ Ценности, более значимые для детей, воспитывающихся в семьях Ценности, более значимые для детей, воспитывающихся в ДСУ Самостоятельность мысли (U = 1 033,0)** Самостоятельность поступков (U = 954,0)** Репутация (U = 1 152,0)* Стимуляция (U = 1 092,5)** Достижение (U = 937,5)*** Благожелательность - Забота (U = 1 249,5, p = 0,075) Благожелательность - Чувство долга (U = 972,0)** Гедонизм (U = 571,0)*** Безопасность личная (U = 1 259,0, p = 0,086) Традиция (U = 1 105,0)* Конформизм - Правила (U = 884,0)*** Скромность (U = 972,5)** Ценности, по которым не было выявлено значимых различий между детьми из ДСУ и детьми, воспитывающимися в семьях Власть - Доминирование Власть - Ресурсы Безопасность общественная Конформизм - Межличностный Универсализм - Забота о природе Универсализм - Забота о других Универсализм - Толерантность Примечание. * - p < 0,05; ** - p < 0,01; *** - p < 0,001. По обобщенным четырем направлением ценностей были обнаружены следующие различия: значимое превосходство «Важности открытости изменениям» (U = 802,5, p < 0,001) для детей, воспитывающихся в семье, и более высокие оценки «Значимости консерватизма» (U = 983,0, p < 0,01) для детей, воспитывающихся в ДСУ. Описательные статистики по шкалам приведены в табл. 3. Оценки по опроснику «Потребности в познании» были выше для детей, воспитывающихся в семьях (M = 4,4, SD = 0,7), чем для детей из ДСУ (M = 3,9, SD = 0,8), U = 1 919,0; p < 0,01. Сравнение ценностных ориентаций и потребности в познании у детей из ДСУ, занимающихся и не занимающихся по дополнительным образовательным программам РОСТ, и у детей, воспитывающихся в семьях Мы сравнили индивидуальные ценности у двух групп: дети, воспитывающиеся в семьях (N = 80), и дети, воспитывающиеся в ДСУ и обучающиеся по программам РОСТ (N = 29). Дети, занимающиеся по дополнительным образовательным программам РОСТ, показали больше общих ценностей с детьми из семей, чем группа детей из ДСУ в целом. В этой подгруппе (в отличие от общего сравнения) не было обнаружено различий по показателям ценностей самостоятельности мыслей, стимуляции и благожелательности - заботы. Проявилась большая значимость ценности универсализма - заботы о природе (ср. списки ценностей, показавших более высокие значения в сравнениях групп, в табл. 4 и 5). Таб лица 5 Различия в индивидуальных ценностях детей, воспитывающихся в семьях и детей-сирот, занимающихся по программам РОСТ Ценности, более значимые для детей, воспитывающихся в семьях Ценности, более значимые для детей из ДСУ, занимающихся по программам РОСТ Самостоятельность поступков (U = 818,5)* Репутация (U = 894,0, p = 0,07) Достижение (U = 803,5)* Благожелательность - Чувство долга (U = 803,0)* Гедонизм (U = 275,0)*** Безопасность личная (U = 776,0)** Традиция (U = 755,5)** Конформизм - Правила (507,5)*** Скромность (U = 727,0)* Универсализм - Забота о природе (U = 817,0)* Ценности, по которым не было выявлено значимых различий между детьми из ДСУ, занимающимися в РОСТ, и детьми, воспитывающимися в семьях Самостоятельность мыслей Стимуляция Благожелательность - Забота Власть - Доминирование Власть - Ресурсы Безопасность общественная Конформизм - Межличностный Универсализм - Забота о других Универсализм - Толерантность Примечание. * - p < 0,05; ** - p < 0,01; *** - p < 0,001. Сравнение данных по «Потребности в познании» показало значимо более низкий уровень «Потребности в познании» у детей, воспитывающихся в ДСУ, занимающихся по программам РОСТ, чем у детей, воспитывающихся в семьях (U = 1 384,5, p < 0,001). Обсуждение результатов Основные результаты исследования могут быть сформулированы следующим образом. 1. В целом для детей, воспитывающихся в семьях, более значимы ценности самостоятельности мыслей и поступков, репутации, стимуляции, достижения, благожелательности (заботы и чувства долга), чем для детей, воспитывающихся в ДСУ. 2. В целом для детей, воспитывающихся в ДСУ, более значимы ценности гедонизма, личной безопасности, традиции, конформизма - правил, скромности, чем для детей, воспитывающихся в семьях. 3. Дети, воспитывающиеся в ДСУ, дополнительно занимающиеся по индивидуальным образовательным программам РОСТ, демонстрируют такую же значимость ценностей самостоятельности мыслей, стимуляции, благожелательности - заботы, как дети из семей, и большую значимость универсализма - заботы о природе. 4. Дети, воспитывающиеся в семьях, по результатам опросника демонстрировали большую потребность в познании, чем дети, воспитывающиеся в ДСУ. Полученные результаты позволяют предположить, что ряд индивидуальных ценностей формируется прежде всего в семейном окружении. Это самостоятельность мыслей и поступков - свобода развивать собственные идеи и способности и определять собственные действия, стимуляция -стремление к новизне и переменам, достижение успеха в соответствии с социальными нормами, репутация - поддержание публичного имиджа и избегание унижения, благожелательность как забота и чувство долга -преданность группе и благополучие ее членов, стремление быть надежным и заслуживающим доверия членом группы. Эти ценности в большинстве входят в направление «открытости изменениям» и по данным исследований А.Н. Татарко предсказывают «социально-психологический капитал личности» у представителей разных этнических групп в условиях поликультурного общества, в частности русских и чеченцев [7]. В то же время вне семейного окружения, в детских социальных учреждениях, преимущественно формируются другие ценности - гедонизм как стремление к удовольствию и чувственному удовлетворению; безопасность непосредственного окружения; конформизм как соблюдение правил, законов и формальных обязательств; поддержание и сохранение культурных, семейных или религиозных традиций; скромность как признание незначительности существования одного человека в круговороте жизни. Большинство этих ценностей, а именно ценности скромности, личной безопасности и конформизма, по данным А.Н. Татарко, связаны с социально-психологическим капиталом личности отрицательно. Вероятно, эти ценности формируются у детей, оставшихся без попечения родителей, как необходимые для выживания в неблагоприятных для развития личности условиях. Согласно нашим результатам, для детей, занимающихся по дополнительным индивидуальным образовательным программам, предоставляемым АНО РОСТ, выше значимость ценностей самостоятельности мысли, благожелательности как заботы о других, стимуляции. Дизайн исследований не позволяет делать достоверных выводов о причинах этих различий. Поскольку детей не направляли на участие в программах РОСТ в случайном порядке, а они выбирали участие сами, то остается вероятным эффект самоотбора этой подгруппы по ценностям самостоятельности, репутации и достижений. С другой стороны, сравнение данных самоотчета по «Потребности в познании» показало более низкую потребность в познании у детей из ДСУ, занимающихся и не занимающихся по программам РОСТ, чем у детей, воспитывающихся в семьях. Эти результаты косвенно свидетельствуют в пользу того, что именно образовательные условия могут быть определяющим фактором, а не смещение выборки. В конечном счете наблюдаемый факт состоит в том, что даже при отсутствии семейного окружения у детей могут развиваться значимые для будущей успешной социализации ценности, вносящие вклад в социально-психологический капитал личности. И мы предполагаем, что эти ценности развиваются в условиях образовательных программ, проводимых АНО РОСТ, помимо предметных результатов, по которым ведется обучение. Заключение Проведенное исследование демонстрирует значимость семейного окружения для формирования у учеников старшего школьного возраста ценностей самостоятельности мыслей и поступков, репутации, стимуляции, достижения, благожелательности (заботы и чувства долга), которые, согласно концепции Ш. Шварца [8], касаются роста, развития и свободы от тревоги. В то же время у детей из детских социальных учреждений, лишенных семейного окружения, значимо выше ценности гедонизма, традиции, личной безопасности, конформизма (соблюдения правил) и скромности. Все эти ценности, за исключением гедонизма, касаются самозащиты и избегания тревоги и, вероятно, формируются у детей в детских социальных учреждениях при отсутствии наиболее естественного для развития ребенка семейного окружения. У детей, которые растут в детских социальных учреждениях и при этом дополнительно индивидуально занимаются по учебным предметам с преподавателями по программам АНО РОСТ, ценности самостоятельности мысли, стимуляции и благожелательности - заботы выражены так же, как и у детей, воспитывающихся в семьях, при этом у них выше ценности универсализма - заботы о природе. К сожалению, дизайн исследования не позволяет сделать достоверный вывод о причинности участия в образовательной программе, оставляя вероятность систематического смешения самоотбора детей в программу по присутствию у них соответствующих ценностей. Однако эти результаты можно интерпретировать как положительный прогноз для будущей социализации детей-сирот, участвующих в данной образовательной программе. Авторы выражают благодарность администрации школы № 34 г. Орла, сотрудникам АНО РОСТ и всем респондентам, принявшим участие в исследовании.

Ключевые слова

базовые индивидуальные ценности, личностные результаты образования, дети-сироты, дополнительное образование, basic individual values, personal results of education, orphan children, supplementary education

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шепелева Елена АндреевнаМосковский государственный психолого-педагогический университеткандидат психологических наук, старший научный сотрудник сектора диагностики одаренностиe_shep@rambler.ru
Лаптева Екатерина МихайловнаИнститут психологии Российской академии науккандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчестваek.lapteva@gmail.com
Лаптева Надежда МихайловнаИнститут психологии Российской академии наукмладший научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии творчестваn.m.lapteva@mail.ru
Ушаков Дмитрий ВикторовичИнститут психологии Российской академии наукдоктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, директорdv.ushakov@gmail.com
Забелин Сергей ВладимировичАвтономная некоммерческая организация «РОСТ»координатор исследовательских программs.zabelin@predanie.ru
Всего: 5

Ссылки

Столович Л.В. И. Кант и проблема ценности // Кантовский сборник. 2009. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/i-kant-i-problema-tsennosti (дата обращения: 12.09.2019).
Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксеологическая мысль. М. : Изд-во РУДН, 2006. 457 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) обще го образования : приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». Зарег. в Минюсте РФ 07.06.2012. Рег. № 24480.
Schwartz S.H. Universals in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology / ed. M.P. Zanna. Orlando, FL : Academic. 1992. Vol. 25, № 1. P. 1-65.
Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1, № 2. С. 3-14.
Uslaner E.M. The moral foundations of trust. Cambridge : Cambridge University Press, 2002. 298 p.
Татарко А.Н. Социально-психологический капитал личности в поликультурном об ществе. М. : Ин-т психологии РАН, 2014. 384 с.
Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С., Липатова А.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 2. С. 43-70.
Cacioppo J.T., Petty R.E., Kao C.F. Need for Cognition Scale. MIDSS, 2013. URL: http://www.midss.org/sites/default/files/ncogscale.pdf (accessed: 19.10.2018).
Шепелева Е.А., Валуева Е.А., Лаптева Е.М. Потребность в познании: сравнительный анализ различных исследовательских и психодиагностических подходов // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 3. С. 115-125. DOI: 10.17759/jmfp.2018070311.
Rokeach М. The nature of human values. New York : Free Press, 1973. 438 p.
 Формирование ценностных ориентаций учащихся, воспитывающихся в семьях и детских социальных учреждениях | Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. DOI: 10.17223/17267080/74/8

Формирование ценностных ориентаций учащихся, воспитывающихся в семьях и детских социальных учреждениях | Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. DOI: 10.17223/17267080/74/8