Изучение представлений о функциях семьи и о супружеских отношениях с помощью методики «Ассоциативный ромб» (на примере студенческой молодежи) | Сибирский психологический журнал. 2020. № 76. DOI: 10.17223/17267080/76/5

Изучение представлений о функциях семьи и о супружеских отношениях с помощью методики «Ассоциативный ромб» (на примере студенческой молодежи)

Представлено описание методики «Ассоциативный ромб», разработанной И.В. Добряковым для выявления неосознаваемых, а также осознаваемых, но скрываемых переживаний, связанных с различными сторонами жизни. Показаны возможности применения данной методики для выявления представлений о функциях семьи, реализуемых в супружеских отношениях, на материале апробации методики (n = 175). Охарактеризован потенциал методики для решения различных задач в области добрачного и семейного консультирования.

Representation of Family Functioning In Marital Relations Using the “Associative Rhombus” Technique (Students Case Study.pdf Демографический кризис, продолжающийся в нашей стране, среди прочих причин связан с аномией семьи: новое поколение XXI в. не принимает семейных отношений предыдущих поколений, а новые не в состоянии оформить [1]. Результатом и следствием этого являются дефицит искренности, любви, взаимоуважения супругов, напряженность отношений. Это объясняет нежелание многих пар регистрировать отношения в ЗАГСе, появление альтернативных форм брака, увеличение количества женщин и мужчин, впервые вступающих в брак в более позднем возрасте, рост числа разводов. Трансформация института семьи сегодня является общемировой тенденцией [2-5] и отмечается на разных уровнях анализа семейного функционирования: в изменении места семьи в ценностной иерархии, в появлении новых форматов семейных отношений, в структурных изменениях семейной системы. Нарастающая неопределенность содержания «нормативных» моделей семейного функционирования приводит к увеличению количества дисфункциональных семей [6-8]. Качество функционирования и жизнедеятельности семьи связано с удовлетворением ее различных потребностей и являются важным фактором субъективного благополучия членов семьи [9-12 и др.]. К функциям семьи Изучение представлений о функциях семьи и о супружеских отношениях относятся: хозяйственно-бытовая, социального контроля, духовного и культурного общения, аффилиативная, сексуально-эротическая, репродуктивная, воспитательная [13-17 и др.]. Хозяйственно-бытовая функция направлена на обеспечение благоприятных для физического и психического здоровья условий существования членов семьи. Функция первичного социального контроля отвечает за формирование у членов семьи способности самостоятельно строить свое поведение соответственно моральным и социальным нормам. Функция духовного и культурного общения реализуется совместным проведением свободного времени, планированием отдыха, обеспечивает взаимное духовное обогащение, способствует реализации эмоциональной функции. Эмоциональная функция обеспечивает удовлетворение аффилиативной потребности, т.е. потребности в создании теплых, доверительных, эмоционально значимых отношений, позволяющих не чувствовать одиночества, снизить базальную тревогу, оказывать помощь членам семьи и принимать помощь от них. Сексуально-эротическая функция семейных отношений способствует успешному выполнению эмоциональной функции путем формирования социально одобряемых безопасных стереотипов удовлетворения полового влечения. Репродуктивная функция тесно связана с сексуально-эротической, обеспечивает биологическое воспроизводство членов общества. Ее выполнение позволяет приобрести новые социальные роли отца и матери, испытать сильнейшие эмоции. Беременность, рождение ребенка - критические ситуации для семьи - могут способствовать либо сплочению супругов, либо ухудшению их отношений [18, 19]. Воспитательная функция направлена на удовлетворение потребности реализации себя в качестве матери или отца, обеспечение социализации детей. Успешность выполнения одной функции влияет на другие, либо способствуя деятельности, направленной на их реализацию, либо компенсируя их несостоятельность и тем самым снижая мотивацию к их выполнению. Дисфункциональный брак характеризуется низкой комплиментарностью супругов [20], связанной с различием понимания ими ролей жены и мужа, отца и матери, что приводит к субъективной неудовлетворенности браком, определяемой несоответствием ожиданий партнеров друг от друга и реального выполнения ими своих обязательств. Это, в свою очередь, негативно сказывается на качестве функционирования семьи в целом [19, 21], что препятствует личностному росту и самоактуализации супругов. В связи с этим актуальна необходимость изучения представлений мужа и жены о функциях семьи и о супружеских отношениях. Выявление совпадений и различий взглядов супругов на них может отражать качество функционирования семьи. Знание результатов такого исследования способствует разработке эффективных мер оказания психологической и пси-79 И.В. Добряков, И.А. Горьковая, А.В. Микляева хотерапевтической помощи дисфункциональным семьям [22]. Актуальной представляется разработка нового психологического инструментария, использование которого прицельно решало бы эти задачи. В данной статье приводятся результаты исследования, использующего в качестве такого инструмента проективную методику, получившую название «Ассоциативный ромб». Его использование не требует подготовки специальных материалов, больших затрат времени и предоставляет, с нашей точки зрения, информативный результат. В основе методики лежит разработанный Карлом Юнгом в начале ХХ в. ассоциативный эксперимент [23]. Еще до этого особенности ассоциативного процесса вызывали интерес ученых и практиков: E. Kraepelin исследовал изменения ассоциативного процесса у душевнобольных, M. Wertheimer -в криминологии. Однако именно эксперимент Юнга получил наибольшее признание и даже нашел отражение в художественной литературе. Сюжет известного рассказа К. Чапека «Эксперимент профессора Роусса» может служить иллюстрацией использования ассоциативного эксперимента в криминологии. Ассоциативный эксперимент К. Юнга послужил толчком к новым исследованиям, основой многих модификаций ассоциативной процедуры для решения широкого спектра научных и практических задач. При проведении классического ассоциативного эксперимента К. Юнг в качестве стимульного вербального материала использовал 21 слово. По очереди они предъявлялись испытуемому, который в ответ должен был произнести первое слово-ассоциацию, пришедшее в голову. Оценивая результаты, Юнг обращал внимание на «латентный период», т.е. на временной промежуток между вербальным стимулом и ответом испытуемого, а также на качественные особенности ответов, практически проводя психолингвистический анализ семантики. Особо интересовали его ассоциации странные, неожиданные. Именно они выявляли неосознаваемые желания и переживания испытуемых, не соответствующие принятой в обществе морали. Юнг обнаружил, что ассоциации на вербальные стимулы отражают не столько их семантические характеристики, сколько наличие определенных связей между группами стимулов. Эти эмоционально заряженные связи выявляют значимые для личности испытуемого характеристики его жизненного опыта, которые Юнг связывал с архетипическими образами и называл подавляемыми комплексами. Сравнивая результаты ассоциативного эксперимента с данными, полученными в ходе психоанализа, Юнг отметил их сходство [Там же]. В настоящее время интерес к ассоциативным экспериментам, проведению семантического лингвистического анализа результатов не угасает. Разработана масса модификаций и вариантов ассоциативного эксперимента. Можно выделить отличающиеся процедурой три группы разновидностей ассоциативного эксперимента: варианты свободного, варианты направленного и варианты цепочного. Варианты свободного ассоциативного эксперимента предоставляют испытуемому возможность на слово-стимул ответить первой пришедшей 80 Изучение представлений о функциях семьи и о супружеских отношениях в голову ассоциацией, невзирая на ее формальные и семантические признаки. При вариантах направленного ассоциативного эксперимента испытуемый по инструкции должен предлагать свои ассоциации лишь определенного грамматического класса (например, только существительные). При проведении вариантов цепного ассоциативного эксперимента испытуемому предлагают ответить на один вербальный стимул любым количеством приходящих в голову слов-ассоциаций независимо от их формальных и семантических характеристик. Нами был разработан и успешно использован в работе вариант ассоциативного эксперимента, имеющий признаки направленного и цепочного вариантов, который нельзя полностью отнести ни к одному из описанных групп. Для выявления неосознаваемых, а также осознаваемых, но скрываемых переживаний, связанных с определенными понятиями, в процессе эксперимента испытуемому в качестве слова-стимула на листе бумаги предлагается понятие, отношение к которому исследуется. В качестве слова-стимула исследователь предлагает существительное. Ниже на листе бумаге испытуемый должен написать два существительных, ассоциирующихся со словом-стимулом, а далее под каждым написанным словом требуется написать пары существительных-ассоциаций, вызываемых первыми существительными уже в качестве стимулов. Одинаковых слов быть не должно. То есть эксперимент приобретает черты цепного варианта. Однако далее испытуемому предлагается соединить обе последние пары написанных ассоциаций одной общей, но не той, что их вызвала их. В результате получается пара существительных, которые, в свою очередь, предлагаются в качестве парного стимула, которые нужно объединить общей ассоциацией-существительным. В итоге должен получиться ромб, в вершине которого первичный стимул, с двух сторон - две цепочки ассоциаций, внизу - итоговая ассоциация. Как правило, выполнение этого несложного задания без особого труда выполняется испытуемыми, вызывает у них интерес. При этом частично снимаются психологические защиты, появляющиеся ассоциации выявляют связанные с понятием-стимулом переживания, происходит их осознание. «Ассоциативный ромб» впервые был использован и продолжает применяться нами и коллегами в области перинатальной психологии [24-25 и др.]. В качестве примера приведем результаты исследования нашей пациентки, обратившейся за помощью по поводу бесплодия, причины которого акушеры-гинекологи и терапевты установить не смогли [25]. Пациентке было последовательно предложено написать в виде ромба ассоциации к словам-стимулам «ребенок», «беременность», «муж» (рис. 1). Результаты удивили пациентку и способствовали переформулированию запроса и формированию мотивации к проведению семейной психотерапии, направленной, прежде всего, на гармонизацию супружеских отношений, выявление истинных скрытых мотивов беременности, их коррекцию. 81 И.В. Добряков, И.А. Горьковая, А.В. Микляева Рис. 1. Пример применения методики «Ассоциативный ромб» Работа, представленная в этой статье, предполагает использование «Ассоциативного ромба» для исследования особенностей функционирования семьи. С целью изучения возможностей применения методики «Ассоциативный ромб» для выявления представлений о функциях семьи, реализуемых в супружеских отношениях, нами было проведено исследование, в котором приняли участие 175 респондентов в возрасте 18-23 лет, из них 93 девушки и 82 юноши, студенты высших учебных заведений СанктПетербурга, не состоящие в браке. В качестве ассоциативных стимулов использовались понятия «муж» и «жена». Всего было получено 3 005 се-82 Изучение представлений о функциях семьи и о супружеских отношениях мантических единиц, составивших 1 004 категории ответов. Путем расчета статистической устойчивости полученных категорий [26], было выделено 238 устойчивых категорий ответов, объединивших 2 064 семантические единицы. В процессе обработки полученных данных использовался критерий Фишера (ф*). Подробная характеристика материалов исследования представлена в табл. 1. Таблица 1 Материалы исследования Стимулы Выборки Количество категорий устойчивых категорий семантических единиц семантических единиц в устойчивых категориях Муж Девушки n = 93 262 63 830 605 Жена 266 61 815 572 Муж Юноши n = 82 244 57 699 457 Жена 232 57 661 430 Семантические единицы, полученные в ходе исследования, подвергались контент-анализу, проводившемуся на основе приведенного выше перечня функций семьи. Результаты показывают, что 75,46% всех семантических единиц отражает функциональное содержание семейных отношений, причем для стимулов «муж» и «жена» различия несущественны и составляют менее 0,5%. Неклассифицируемыми по выбранному основанию оказались многозначные ассоциации (например, «мужчина» / «женщина»), а также абстрактные и символические ассоциации («бесконечность», «глубина», «черный квадрат» и т.д.). Детальный анализ показывает, что ассоциации, предложенные испытуемыми при характеристике супружеских ролей, отражают все функциональные аспекты семейных отношений (табл. 2). Т аблица 2 Частота встречаемости контент-аналитических категорий Функция Стимул «муж» Стимул «жена» Воспитательная 3,72 10,17 Хозяйственно-бытовая 14,44 15,36 Эмоциональная 63,80 64,40 Духовного общения 2,76 4,66 Первичный социальный контроль 14,54 3,60 Сексуально-эротическая 0,74 2,81 Примечание. Показан процент от общего количества ответов, отражающих функции семьи. Значительно чаще других в ответах респондентов встречаются ассоциации, отражающие эмоциональную функцию супружеских отношений (64,10%). Среди наиболее распространенных ассоциаций можно назвать понятия «любовь» и «забота», ассоциируемые с обеими супружескими ролями, а также «защита» и «опора», связываемые преимущественно с ролью мужа, и «поддержка», соотносимая с ролью жены. 83 И.В. Добряков, И.А. Горьковая, А.В. Микляева Вторыми по частоте встречаемости являются ассоциации, отражающие хозяйственно-бытовую сторону супружеских отношений (14,88%). Универсальной для обеих супружеских ролей является ассоциация «дом». Остальные ассоциации, имеющие более или менее значительный удельный вес, специфичны для разных супружеских ролей и представлены такими понятиями, как «деньги» и «добытчик» для стимула «муж», «уют» и «хозяйство» для стимула «жена». Следующими нужно отметить воспитательную функцию (6,99%) и функцию первичного социального контроля (9,08%), ассоциации с которыми оказались распределенными между супружескими ролями симметрично: воспитательная функция несколько чаще приписывается жене, тогда как функция первичного социального контроля - мужу. Воспитательная функция представлена преимущественно понятиями «отец» / «мать», «дети», «воспитание». Функция первичного социального контроля - понятиями «ответственность», «обязанности», а также «глава семьи» (для стимула «муж»). Реже остальных используются ассоциации, отражающие содержание функции духовного общения (3,71%) и сексуально-эротической функции (1,73%). Функция духовного общения представлена понятиями «вечеринка», «развлечения», «путешествие». Сексуально-эротическая функция -понятиями «секс», «сексуальность», «любовник» / «любовница». Учитывая цель проведенного нами исследования, отметим, что процентное соотношение ассоциаций, отнесенных к тем или иным функциям семейных отношений, в данном контексте не является существенным. Весьма вероятно, что полученное процентное соотношение ассоциаций отражает специфику юношеского возраста, в качестве основной задачи развития в котором выступает именно установление эмоциональноглубоких доверительных связей за пределами родительской семьи, а также отсутствие у респондентов личного опыта супружеских отношений. В связи с этим представляется более важным вывод о том, что в процессе ассоциирования, организованного в соответствии с заложенной в методике схемой, респонденты имеют потенциальную возможность выразить свои представления обо всех без исключения функциях семьи. На основе полученных нами результатов можно утверждать, что в среднем в ассоциативном ряду отдельно взятого респондента находят отражение 2-3 функции семейных отношений (среднее значение по этому показателю составляет 2,33). В результате появляется возможность оценить значимость каждой из функций семейных отношений для конкретного респондента и, если речь идет о супружеской паре, проанализировать степень согласованности / противоречивости представлений супругов. Поскольку в данном исследовании не ставилась задача изучения реальных супружеских пар, обозначенную выше возможность можно проиллюстрировать на примере обобщенных представлений о супружеских ролях, оказавшихся свойственными для юношей и девушек в целом по выборке (табл. 3). 84 Изучение представлений о функциях семьи и о супружеских отношениях Т аблица 3 Частота встречаемости контент-аналитических категорий в выборках юношей и девушек Функция Стимул «муж» Стимул «жена» Юноши Девушки Ф* / р < Юноши Девушки Ф* / р < Воспитательная 4,82 3,17 - 10,01 10,21 - Хозяйственно бытовая 17,68 12,84 - 13,15 16,53 - Эмоциональная 45,98 85,42 6,05 / 0,01 61,25 64,52 - Духовного общения 3,54 2,38 - 5,50 4,21 - Первичный социальный контроль 27,87 7,92 3,93 / 0,01 6,73 1,94 - Сексуально эротическая - 1,11 - 3,36 2,59 - Примечание. В столбцах «Юноши» и «Девушки» показан процент от общего количества ответов, отражающих функции семьи. Представленные в табл. 3 результаты свидетельствуют о том, что потенциальными «точками напряжения» в отношениях между супругами на начальных стадиях брака могут оказаться вопросы, связанные с объемом и качеством эмоциональной включенности в супружеские отношения, а также с распределением «сфер влияния» и границ ответственности супругов в семейных отношениях, причем фокусироваться они будут преимущественно вокруг реализации своей супружеской роли мужем. Таким образом, полученные данные позволяют в целом подтвердить выдвинутое предположение о том, что с помощью методики «Ассоциативный ромб» возможно изучать представления о психологических функциях супружеских отношений и степени их согласованности в супружеской паре. Однако это утверждение нуждается в дополнительной эмпирической проверке на выборке респондентов других возрастов, а также имеющих опыт супружества (как удачный, так и неудачный). Весьма вероятно, что в ходе этих исследований будут обоснованы дополнительные возможности анализа ассоциативного материала. В частности, в данном исследовании не удалось реализовать анализ модальности (эмоциональной окраски) ассоциаций, поскольку все без исключения негативно окрашенные ассоциации вошли в число статистически неустойчивых семантических единиц и в совокупности составили менее 1%, что, судя по всему, обусловлено «романтизацией» супружества молодыми людьми, не имеющими соответствующего опыта. Тем не менее результаты, полученные в данном исследовании, дают основания утверждать, что методика «Ассоциативный ромб» может успешно использоваться в психологическом консультировании супружеских пар для решения широкого спектра задач, связанных с преодолением рассогласования представлений супругов о психологических функциях супружеских отношений, а также в добрачном консультировании.

Ключевые слова

«Ассоциативный ромб», семья, супружеские отношения, функции семьи, добрачное консультирование, семейное консультирование, молодежь, студенты, “Associative rhombus”, family, marital relations, family functions, premarital counseling, family counseling, youth, students

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Добряков Игорь ВалерьевичНациональный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтеревакандидат медицинских наук, доцент, старший научный сотрудник научно-организационного отделенияdobriakov2008@yandex.ru
Горьковая Ирина АлексеевнаРоссийский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университетдоктор психологических наук, профессор, профессор; заведующая кафедрой психосоматики и психотерапииiralgork@mail.ru
Микляева Анастасия ВладимировнаРоссийский государственный педагогический университет им. А.И. Герценадоктор психологических наук, доцент, профессорa.miklyaeva@gmail.com
Всего: 3

Ссылки

Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М. : КРАСАНД, 2010. 312 с.
Rean A.A. The Family in the Structure of Values of Young People // Russian Education & Society. 2018. Vol. 60 (1). P. 43-57. DOI: 10.1080/10609393.2018.1436294.
Hu Y., Scott J. Family and Gender Values in China: Generational, Geographic, and Gender Differences // Journal of Family Issues. 2014. Vol. 39 (9). P. 1-27. DOI: 10.1177/0192513X14528710.
Knight G.P., Carlo G., Basilio C.D., Jacobson R.P. Familism Values, Perspective Taking, and Prosocial Moral Reasoning: Predicting Prosocial Tendencies Among Mexican American Adolescents // Journal of Research of Adolescence. 2015. Vol. 25 (4). P. 614621. DOI: 10.1111/jora. 12164.
Kuperberg A. Premarital cohabitation and direct marriage in the United States: 1956-2015 // Marriage & Family Review. 2019. Vol. 55 (5). P. 457-475. DOI: 10.1080/01494929.2018.1518820.
Безрукова О.Н. Материнство в контексте социальных и психологических проблем репродуктивного здоровья // Биосоциальная природа материнства и раннего детства / под ред. А.С. Батуева. СПб. : Изд-во СПбГУ, 2007. С. 41-119.
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб. : Речь, 2006. 352 с.
Добряков И.В., Меньшакова А.В. Удовлетворенность браком мужчин и женщин на разных стадиях формирования супружеских отношений // Психическое здоровье. 2014. №11 (102). С. 52-55.
Фрондзей С.Н. Специфика конфликтов в неофициальном и официальном молодеж ных браках // Сборники конференции НИЦ Социосфера. 2013. № 43. С. 46-50.
Cheung R.Y., Leung M.C., Chiu H.T., Kwan J.L., Yee L.T., Hou W.K. Family functioning and psychological outcomes in emerging adulthood: Savoring positive experiences as a mediating mechanism // Journal of Social & Personal Relationships. 2019. Vol. 36 (9). Р. 2693-2713. DOI: 10.1177/0265407518798499.
Pedro M., Ribeiro T., Shelton K. Romantic Attachment and Family Functioning: the Mediating Role of Marital Satisfaction // Journal of Child & Family Studies. 2015. Vol. 24 (11). Р. 3482-3495. DOI: 10.1007/s10826-015-0150-6.
Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. М. : Когито-Центр, 2011. 182 с.
Волкова А.Н. Психология брака и семьи. СПб. : СПбГПМА, 2003. Ч. 1. 106 с.
Добряков И.В. Перинатальная психология. СПб. : Питер, 2011.272 с.
Кружинин В.Н. Психология семьи. СПб. : Питер, 2012. 176 с.
Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. СПб. : Речь, 2006. 357 с.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. : Питер, 1999. 656 с.
Витакер К. Полномочные размышления семейного психотерапевта. М. : Класс, 1998. 208 с.
Добряков И.В. Семейные факторы, влияющие на формирование различных типов психологического компонента гестационной доминанты // Российский психиатрический журнал. 2011. № 2. С. 35-40.
Гроздова Е.В., Лидерс А.Г. Комплементарномъ супругов и удовлетворенность браком // Семейная психология и семейная терапия. 2009. № 2. С. 97-105.
Смурин И.Е. Особенности конфликтов в сексуально-эротической сфере супружеских отношений // Психология и психотехника. 2013. № 5. С. 446-465.
Бибикова Е.А., Добряков И.В. Особенности психологического компонента гестационной доминаты у женщин с различными типами сбалансированности семейной системы // Профилактическая и клиническая медицина (Preventive and clinical medicine) : научно-практический журнал. 2012. № 4 (45). С. 56-61.
Юнг К.Г. Структура и динамика психического. М. : Когито-Центр, 2008. 480 с.
Акинкина Я.М. Метафорические карты в психологической работе с будущими родителями // Современное общество, образование и наука : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Тамбов : Юком, 2015. Ч. 2. C. 11-12.
Добряков И.В., Прохоров В.Н., Прохорова О.В. Психологическая диагностика в перинатальной психологии // Диагностика в медицинской (клинической) психологии: современное состояние и перспективы / под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. М. : Сам Полиграфист, 2016. С. 118-132.
Еремеев Б.А. Статистические процедуры при психологическом изучении текста. СПб. : Образование, 1996. 55 с.
 Изучение представлений о функциях семьи и о супружеских отношениях с помощью методики «Ассоциативный ромб» (на примере студенческой молодежи) | Сибирский психологический журнал. 2020. № 76. DOI: 10.17223/17267080/76/5

Изучение представлений о функциях семьи и о супружеских отношениях с помощью методики «Ассоциативный ромб» (на примере студенческой молодежи) | Сибирский психологический журнал. 2020. № 76. DOI: 10.17223/17267080/76/5