Представлены результаты исследования структуры когнитивно-креативного потенциала лидерства. Применены методы коммуникативно-когнитивной психосемантики. Выборка составила 78 студентов разных направлений подготовки. В генеральный фактор когнитивно-креативного потенциала лидерства вошли когнитивная сложность восприятия партнеров, эмоционально позитивный фон описания проблем и партнеров, общая оригинальность, потенциальная психосемантическая гибкость. Эти показатели отразили основные аспекты исследуемого феномена.
Structure of the Cognitive-creative Learship Potential as a Basic Competence of a Future Trans-professional.pdf Введение Современный мир каждый год повышает требования к выпускникам высших учебных заведений. Раньше было достаточно стать хорошим специалистом, а теперь softskils является не просто равным по важности набором компетенций по сравнению с профессиональными навыками, но и зачастую ценится гораздо выше. С переходом на проектную систему управления HR-отделы организаций разного профиля все чаще оценивают сформированномъ именно лидерских качеств для эффективного управления различными проектами [1]. Ряд современных исследований лидерства и его развития сосредоточен на изучении данного феномена в школьной среде [2-6]. Значительно больше работ направлено на изучение лидерства в университетах [7-12]. Классически лидерство рассматривается как набор личностных черт, необходимых для успешного управления, мотивирования сотрудников и способности к организации и некоторой инновационной деятельности [13, 14]. Однако в современных условиях этих компетенций явно недостаточно [14]. Современные проекты становятся сложнее, динамичнее и требуют взаимодействия специалистов из различных областей знаний. При этом важна 1 Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России, проект № 0721-2020-0040. В.И. Кабрин, В.С. Выскочков, И.О. Прудовиков не просто возможность коммуникации, но и определенная чувствительность к другим профессиональным сферам; предполагается, что современный специалист должен быть трансфессионалом. Анализ научной литературы, проведенный Н.А. Ткачёвой, А.Б. Фокиной, показал, что «...“трансфессионал” -это человек, который самостоятельно конструирует траекторию своего образования... формирует свое образование, стремится к самообучению, развитию и достижению новых целей. ведущий поиск навигатор, идущий по лабиринту-траектории своего образования. “сетевик-навигатор”, т.е. “обу-чатель” того, как пользоваться сетями знаний и как их добывать» [15. С. 185]. Следует понимать, что трансфессионал - это не просто «дилетант широкого профиля» [16. С. 122], это тип личности будущего, становление которого идет по своему, качественно новому творческому вектору. И для управления трансфессионалами уже недостаточно лидерства в классическом его понимании, описанном выше. Такой подход требует иного типа творческой коммуникации, которая влечет за собой формирование нового типа творческой личности, способной участвовать в инициативных разработках сложных трансфессиональных проблем - речь идет о личности креативного лидера [16, 17]. Анализ литературы показывает, что феномен креативного лидерства большинство авторов связывает с креативным управлением и менеджментом. Личность креативного лидера как таковая ими не рассматривается. Обобщенный образ лидера сосредоточен на умении эффективно делиться своим опытом и создавать комфортную среду для подчиненных [18, 19]. В ряде работ также говорится о коммуникабельности креативных лидеров, однако не всегда уточняется, о каких конкретно коммуникативных особенностях идет речь [19, 20]. В одной из статей R. Sternberg и соавт. [17] представлена типология креативного лидерства, но, по сути, она выглядит как описание разных видов креативного управления: анализируются различные модели поведения, которые должны приводить организацию к успеху, и прежде всего финансовому. Креативный лидер описывается как человек, «который покупает дешево, а продает дорого» [17. Р. 149]. Более перспективным в этой типологии выглядит тип креативного лидера, способного к синтезу и объединению противопоставляемых друг другу подходов в управлении, соединяющего ранее не соединяемое и показывающего остальным членам организации, как это работает. Он похож на проблемно-ориентированного лидера-интегратора, предлагающего искать новые возможности в динамичной трансформации противоположенных тенденций. Отметим, что анализ этого типа лидерства носит редуцированный характер: например, не проясняются способы и стратегии креативной трансформации подобных противоречий. Таким образом, актуальная диагностика креативного лидера нивелирована до тестов креативности и оценки степени успешности организации, которой лидер руководит. Представляется, что выход на психологический уровень решения проблемы креативного лидерства можно найти в коммуникативной методоло-92 Структура когнитивно-креативного потенциала лидерства гии. Ключевым моментом в понимании специфики креативного лидерства становится транскоммуникация как «латентный смысловой динамизм, транзит которого возникает в любой форме общения, ориентированного на поиск, обнаружение и образование смысла» [21. С. 172]. Ведущим становится формирование смысловых отношений, которые интуитивно трансформируются в процессе коммуникации (как между людьми в процессе живого общения, так и внутри одного человека при встрече с собственными «новыми» и «непонятными» смыслами). Транскоммуникация - это всегда встреча с новым, непонятным. Такого рода встреча начинается с выхода за пределы себя и страха быть отвергнутым при желании высказаться и, таким образом, связана с ощущением большого риска. Эта ситуация порождает стресс-мобилизацию (коммуникативный стресс), индуцирует «транс» как переход границ и децентрацию, что неизбежно увеличивает вероятность отклика и реализацию встречи. Это перерождение энергии стресса в энергию транса может рассматриваться как первичное творческое достижение и создание новых смыслов. Многообразие коммуникативных пространств, их сложность и уникальность формируют неповторимый транскоммуникативный мир личности, а ее вовлеченность в этот сложный круговорот со-творчества и со-присутствия реализует творческий потенциал человека и приводит к со-реализации и соучастию [Там же]. Развитие потенциала когнитивно-креативного лидерства является задачей, решение которой позволит университетам прицельно готовить специ-алистов-трансфессионалов, способных инициировать генерацию новых идей и управлять креативными проектными командами профессионалов из различных областей знаний. Однако такое движение невозможно без глубокого системного эмпирического изучения феномена когнитивно-креативного лидерства. Цель данного исследования - изучение внутренней структуры потенциала когнитивно-креативного лидерства. Предполагается, что креативные характеристики личности и коммуникативного мира студента образуют специфические связи, изучив которые, можно выделить структуру потенциала когнитивно-креативного лидерства. Актуальность этого направления подтверждается исследованиями отечественных и зарубежных авторов, отмечающих необходимость эмпирического изучения структуры данного феномена. Кроме того, исследование решало задачу оценки влияния потенциала когнитивно-креативного лидерства на учебную успеваемость. Успеваемость была выбрана как один из наиболее простых, доступных и важных параметров для университетов и их студентов. Материалы и методы исследования Для достижения поставленной цели были собраны сведения об успеваемости студентов (средний балл за все время обучения). В соответствии 93 В.И. Кабрин, В.С. Выскочков, И.О. Прудовиков с целью исследования акцент был сделан на когнитивную психосемантику применяемых методов: - метод моделирования коммуникативных миров (ММКМ); - метод психосемантического графа (МПСГ); - методика «Креативный тип личности» по Майерс-Бриггс (MBTI); - шкалограммный профиль коммуникабельности (ШПК); - методика SNA (социограмма). Совокупное количество шкал методик составляет 102, однако для корректного анализа были выведены из исследования шкалы, ранее показавшие взаимозависимость (получены путем простых алгебраических действий с другими шкалами), поэтому осталось 54 переменных. В исследовании приняли участие 78 студентов первого и третьего курсов одного из сибирских вузов разных направлений подготовки; из них 38 девушек и 40 юношей. Для снижения вероятности получения «ожидаемых и одобряемых» ответов цель опроса для респондентов была обозначена как «исследование личностных особенностей студентов для совершенствования учебного процесса». Эта формулировка должна была мотивировать участников к саморефлексии и более откровенному описанию своего внутреннего и внешнего мира. После вводной части респондентам предлагалось заполнить методики. Некоторые методики (ММКМ и МПСГ) сопровождались примерами для заполнения, что позволило сократить время погружения в смысл методик и минимизировать вероятность ошибки заполнения. Средняя продолжительность исследования составила 60 мин. При первичной обработке данных из общей выборки были удалены неполные результаты и анкеты с ошибками, в результате объем выборки сократился до 68 человек (средний возраст 18 лет), из которых 32 девушки и 36 юношей. Статистический анализ данных проводился с помощью Statistica 13. Были применены непараметрический критерий Спирмена (для анализа корреляционных связей), метод множественного регрессионного анализа (для оценки влияния изучаемых переменных на успеваемость студентов) и метод анализа главных компонент (PCA). Результаты исследования В результате проведенного корреляционного анализа было выявлено несколько переменных, образующих между собой наиболее сильные и важные для исследования корреляционные связи. Показатели метода ММКМ: - конструктивный фон по партнерам (КФ(п)) - показал степень позитивного восприятия партнеров; - социосемантический объем коммуникативного мира (П) - показал когнитивную сложность в восприятии респондентом своих партнеров; - общая оригинальность (ОО) - отразила оригинальность, самобытность и непохожесть коммуникативного мира респондента; 94 Структура когнитивно-креативного потенциала лидерства - креативный момент в описании партнеров (КрМ(п)) - показал стресс-трансформативный (переход энергии стресса в энергию транса) момент при описании партнера. Показатели метода МПСГ: - потенциальная психосемантическая гибкость описания себя (ППСГ(сам)) - отразила самодостаточность и внутреннюю сложность представленных респондентом личностных качеств и их потенциальность; - потенциальная психосемантическая гибкость описания партнера (ППСГ(парт)) - фиксирует наличие дополнительного ресурса для поиска новых решений и работы с противоречиями; не имея четкой взаимосвязи между качествами, дает условное «пространство маневра» и альтернативную возможность для оценки искомой связи в каждый момент времени. Показатели социометрии: - центральность по близости (Closeness Centrality) - показала близость респондента к центру своей социальной группы и остальным ее участникам; - центральность взаимности (Betweenness Centrality) - показала меру посредничества респондента в своей социальной группе, т.е. частоту обращений к нему для установления контактов с другими участниками группы; - центральность по собственному вектору (Eigenvector Centrality) -фиксирует близость респондента к наиболее популярным участникам его социальной группы. С помощью критерия Спирмена были получены корреляции, которые можно условно разделить на два блока. В первый блок вошли следующие корреляционные пары: центральность по близости с потенциальной психосемантической гибкостью описания себя (г = 0,34; p < 0,05), потенциальной психосемантической гибкостью описания партнера (г = 0,33; p < 0,05), успеваемостью (г = 0,41; p < 0,05) и конструктивным фоном по партнерам (г = 0,30; p < 0,05). Успеваемость обнаружила связи с потенциальной психосемантической гибкостью описания себя (г = 0,33; p < 0,05), социосемантическим объемом коммуникативного мира (г = 0,35; p < 0,05), конструктивным фоном по партнерам (г = 0,37; p < 0,05) и центральностью по собственному вектору (г = 0,409; p < 0,05). Центральность по собственному вектору выявила связи с потенциальной психосемантической гибкостью описания себя (г = 0,33; p < 0,05) и конструктивным фоном по партнерам (г = 0,31; p < 0,05). Помимо этого, обнаружена связь между социосемантическим объемом коммуникативного мира и потенциальной психосемантической гибкостью описания партнера (г = 0,36; p < 0,05). Во второй блок вошли следующие корреляционные пары: обнаружилась отрицательная связь потенциальной психосемантической гибкости описания партнера с центральностью взаимности (мерой посредничества) (г = -0,40; p < 0,05), а также выявлена положительная связь с общей оригинальностью (г = 0,30; p < 0,05) и креативным моментом в описании партнеров (г = 0,25; p < 0,05). Кроме того, отрицательную связь имеют общая оригинальность и центральная взаимность (мера посредничества) (г = -0,25; p < 0,05). 95 В.И. Кабрин, В.С. Выскочков, И.О. Прудовиков В результате проведенного анализа методом главных компонент (PCA) была определена одна статистически значимая главная компонента. Также были оценены мощности переменных, участвующих в основных корреляционных связях (таблица). Нагрузки переменных в общей дисперсии данных по методу главных компонент (PCA) Переменная Значимость переменной Мощность Значимость Социосемантический объем коммуникативного мира (П) 0,682 1 Конструктивный фон по партнерам (КФ(п)) 0,521 4 Общая оригинальность (ОО) 0,475 5 Потенциальная психосемантическая гибкость описания себя (ППСГ(сам)) 0,467 6 Потенциальная психосемантическая гибкость 0,326 10 описания партнера (ППСГ(парт)) Центральность по близости (Closeness Centrality) 0,290 12 Креативный момент в описании партнеров (КрМ(п)) 0,203 21 Центральность по собственному вектору 0,203 22 (Eigenvector Centrality) Центральность взаимности (Betweenness Centrality) 0,149 30 Отдельно для оценки вклада переменных, участвующих в основных корреляционных связях в структуре потенциала когнитивно-креативного лидерства, в параметр успеваемости был проведен регрессионный анализ, показавший значимое влияние только одной переменной - центральности взаимности (меры посредничества) (в = -0,305, p = 0,025). Обсуждение результатов Поскольку метод главных компонент учитывает полную дисперсию всех параметров с целью минимизации основных переменных, в главной компоненте были выделены параметры с максимальной нагрузкой (мощностью): 1) когнитивная сложность восприятия и описания партнеров (социосемантический объем коммуникативного мира) - 0,682; 2) эмоционально-позитивный фон восприятия проблем и партнеров в коммуникативном мире (конструктивный фон) - 0,521; 3) общая оригинальность (минимальная частота встречаемости формулировок тем и партнеров коммуникативного мира личности в общем тезаурусе выборки) - 0,475; 4) потенциальная психосемантическая гибкость описания себя - 0,467. Эти показатели комплексно отражают основные существенные характеристики когнитивно-креативного потенциала лидера. Дальнейшие исследования позволят углубить и уточнить понимание его смысловой структуры, однако эти четыре концептуальные координаты представляются весьма перспективными. 96 Структура когнитивно-креативного потенциала лидерства Из 54 исследуемых переменных было выделено 10 наиболее значимых, что подтверждает их определяющее влияние на всю модель потенциала когнитивно-креативного лидерства. Результаты корреляционного анализа наглядно представлены в корреляционных графах. На рис. 1 показаны взаимосвязи первого блока корреляционных пар. Рис. 1. Корреляционный граф первого блока корреляционных пар: КФ(п) - конструктивный фон по партнерам, П - социосемантический объем коммуникативного мира, ППСГ(сам) - потенциальная психосемантическая гибкость описания себя, ППСГ(парт) - потенциальная психосемантическая гибкость описания партнера, Closeness Centrality - центральность по близости, Eigenvector Centrality - центральность по собственному вектору Наиболее сильные связи были выявлены между успеваемостью, центральностью по близости и центральностью по собственному вектору. Это может свидетельствовать о том, что у современного студента успеваемость является определенным критерием учебной успешности и, соответственно, его образовательного статуса. Связь успешности образовательного статуса с количеством значимых связей в группе указывает на то, что показатели успеваемости в студенческий период являются фактором, благоприятствующим установлению значимых связей и социокультурного развития студента в целом. Следующие сильные связи успеваемости были обнаружены с другими социоцентрическими показателями - социосемантическим объемом коммуникативного мира и конструктивным фоном по партнерам. Можно предположить, что студенты, имея высокие оценки и плотные социальные взаимодействия, склонны к позитивному восприятию своих партнеров, подчеркивая насыщенность и разнообразие своих межличностных отношений. При этом опосредованная (через социосемантический объем коммуникативного мира) положительная связь между успеваемостью и потенциальной психосемантической гибкостью в описании партнеров свиде-97 В.И. Кабрин, В.С. Выскочков, И.О. Прудовиков тельствует о наличии ресурса для появления новых социальных связей и коммуникативной открытости неизвестному опыту. Это позволяет студенту стать лидером в новой группе или в неожиданной ситуации, что может быть признаком креативного лидера. Корреляционный граф, представленный на рис. 1, дополняется связями потенциальной психосемантической гибкости по партнерам с общей оригинальностью (рис. 2). Рисунок 2 отображает взаимосвязи второго блока корреляционных пар. Betwccncss -0,250 Общая Centrality Орипінаяьнность 1 1 1 1 О4' 'Фу/ Ъ-'у/ О 1 1 1 I 1 ѵ/ ППсГ (парт) 0,254 КрМ (п) Рис. 2. Корреляционный граф второго блока корреляционных пар: Betweenness Centrality - центральность взаимности, ППСГ(парт) - потенциальная психосемантическая гибкость описания партнера, КрМ(п) - креативный момент в описании партнеров Отрицательная связь между общей оригинальностью и центральностью взаимности, а также между потенциальной психосемнатической гибкостью описания партнера и центральностью взаимности, вероятнее всего, показывает, что склонность к посредничеству не ведет к глубокому избирательному контакту. Посредничество тяготеет к поверхностным отношениям; при этом избыточность контактов снижает потенциальную гибкость и избирательность в общении. С другой стороны, выявлена положительная связь потенциальной психосемантической гибкости описания партнера с общей оригинальностью и креативным моментом в описании партнеров. Это говорит о том, что личность склонна к стресс-трансформации тогда, когда ее коммуникативный мир имеет определенный ресурс для соединения сложных конструктов, что является характеристикой креативного лидера. Это подтверждается положительной связью с общей оригинальностью, которая является дополнительным источником для реализации стресс-трансформации и индикатором креативности. 98 Структура когнитивно-креативного потенциала лидерства Важность именно транскоммуникативных отношений в группе, особенно с членами своей команды, для креативного лидера подтверждается положительными связями с показателями, направленными на описание партнеров, а не на самого себя. Помимо анализа структуры когнитивно-креативного потенциала лидерства, интересна выраженность влияния этого феномена на успеваемость как на простой показатель успешности студента (учитывая, что успеваемость является важным показателем для самих вузов). Было оценено влияние выявленных основных компонентов когнитивно-креативного потенциала лидерства на академическую успеваемость. Результаты регрессионного анализа показали, что единственной статистически значимой переменной, отрицательно влияющей на успеваемость, оказалась центральность взаимности, которая занимает лишь тридцатую позицию по мощностям переменных в представленной модели. Это означает, что влияние когнитивно-креативного потенциала лидерства на успеваемость достаточно низкое. Отрицательная связь обнаружила большую склонность креативных лидеров к выстраиванию особого коммуникативного поля внутри группы, чем к непосредственному и деятельному участию в учебном процессе. На сегодняшний день большинство образовательных практик высшей школы не имеет проблемного характера, запускающего креативную альтернативность мышления. Более того, ориентация на стереотипные, репродуктивные задания (как, например, создание электронной презентации, которое занимает больше времени, чем несет смысловой нагрузки, и остается, по сути, механическим воспроизводством знаний) может отталкивать креативного лидера от включения в данные задачи. Ограничения Основным ограничением проведенного исследования являются размер выборки и ее специфичность. Увеличение выборки в дальнейшем через привлечение магистрантов и аспирантов будет способствовать как уточнению данных, так и выделению специфических и неспецифических параметров в структуре потенциала когнитивно-креативного лидерства. Расширение количества респондентов позволит использовать метод факторного анализа для более детальной конкретизации его структуры. Заключение Статья открывает цикл работ, направленных на исследование феномена когнитивно-креативного потенциала лидерства в русле холодинамической и транскоммуникативной методологии. Психосемантические методы позволили определить вклад характеристик коммуникативного мира студентов в картину когнитивно-креативного потенциала лидерства. Выявленные 99 В.И. Кабрин, В.С. Выскочков, И.О. Прудовиков взаимосвязи подтверждают гипотезу других исследований об особой структуре этого феномена. Полученные данные свидетельствуют о необходимости более глубокого изучения этого сложного феномена. Показательно, что в контексте изучаемой модели успеваемость студентов вносит небольшой вклад в когнитивно-креативный потенциал лидерства. Однако необходимо помнить об ограничениях данного исследования: полученная модель применима к выборке студентов. Частичное снятие ограничения произойдет по мере включения в выборку магистрантов и аспирантов разных направлений подготовки. Ее расширение позволит более точно и достоверно оценить вклад коммуникативного мира и его характеристик в структуру когнитивно-креативного потенциала лидерства. Данные будущих исследований помогут трансформировать или внести существенные коррективы в образовательный процесс для более качественной и прицельной подготовки креативных лидеров будущего. Проведенное исследование уже проблематизирует образовательный контур -насколько существующие концепты, формы и методы образования соответствуют задачам подготовки креативного лидера-трансфессионала, затребованного современными изменениями цифрового постиндустриального общества.
Ефимов В.С. Вызовы будущего: высшая школа России в ситуации постиндустриаль ного перехода // Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. 2012. № 3. С. 40-57.
Тофт В.О. Лидерство в представлениях обучающихся старших классов школы // Социальные отношения. 2014. № 1(8). С. 42-47.
Рязанцева А.Г., Микерова Г.Г. Лидерство в коллективе класса и его влияние на адап тацию первоклассников в школе // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 34. С. 85-91.
Михайлова О.Б. Гендерные характеристики лидерских качеств и инновационности у старшеклассников // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 36 (4). С. 14-21.
Котельникова А.В. Проблемы детского лидерства в отечественной психолого педагогической науке // Учитель и время. 2017. № 12. С. 126-131.
Метнева М.В. Теоретические аспекты проблемы развития лидерских качеств в под ростковом возрасте // Научные горизонты. 2018. № 11-1 (15). С. 219-222.
Шафиков А.Х. Изучение лидерства в Гарвардском университете // Управление устойчивым развитием. 2016. № 4 (05). С. 65-70.
Анисимов. Н.Д., Бударин П.Ю., Касьяник Ю.В. Оценка способностей к лидерству и командному сотрудничеству у студентов // Вестник университета. 2014. № 20. С. 165-170.
Вержибок Г.В. Социально-психологические контексты лидерства у студентов // Наука. Мысль. 2014. № 12. С. 9-17.
Coffey A., Lavery S. Student leadership the middle year: a matter of concern // Improving schools. 2017. Vol. 21 (2). P. 187-200. DOI: 10.1177/1365480217732223.
Gott T., Bauer T., Long K. Student leadership today, professional employment tomorrow // New Directions for student leadership. 2019. Vol. 162. P. 91-109. DOI: 10.1002/yd.20336.
Schmidt W.J., Eno A.C., Breen M.J., Linenberger J.S. Medical student leadership disposition in the first year of medical school // Medical science educator. 2018. Vol. 28 (11). P. 281-284. DOI: 10.1007/s40670-018-0555-0.
Логвинов И.Н. Психология эффективного лидерства: современные исследования курских психологов // Ученые записки : электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 2 (34). С. 199-206.
Petriglieri G., Petriglieri J.L. Can business schools humanize leadership // Academy of Management Learning & Education. 2015. Vol. 14, № 4. P. 625-647. DOI: http://dx.doi.org/10.5465/amle.2014.0201
Ткачева Н.А., Фокина А.Б. Трансфессионализм и профессиональный потенциал молодежи // Успехи современной науки и образования. 2016. № 9. С. 185-186.
Кабрин В.И. Креативное лидерство: транскультуральная перспектива // Сибирский психологический журнал. 2015. № 58. С. 121-135. DOI: 10.17223/17267080/63/12.
Sternberg R., Kaufman J., Pretz J. A Propulsion model of creative leadership // Creativity and Innovation Management. 2004. Vol. 13, is. 3. P. 145-153. DOI: 10.1111/j.0963-1690.2004.00304.x.
Carmeli A., Gelbard R., Reiter-Palmon R. Leadership, Creative Problem-Solving Capacity, and Creative Performance: the Importance of Knowledge Sharing // Hum. Resour. Manage. 2013. № 52. P. 95-121. DOI: 10.1002/hrm.21514.
Rickards T., Moger S. Creative Leadership Processes in Project Team Development: an Alternative to Tuckman's Stage Model // British Journal of Management. 2002. № 11. P. 273-283. DOI: 10.1111/1467-8551.00173.
Ibbotson P., Darso L. Directing creativity: the art and craft of creative leadership // Journal of Management & Organization. 2008. № 14 (5). P. 548-559. DOI: 10.1017/S1833367200003035.
Кабрин В.И. Креативное лидерство в холодинамике коммуникативных миров самообновляющейся организации // Сибирский психологический журнал. 2017. № 63. С. 170-183. DOI: 10.17223/17267080/63/12.