К проблеме прокрастинации родителей во взаимодействии с детьми | Сибирский психологический журнал. 2020. № 77. DOI: 10.17223/17267080/77/5

К проблеме прокрастинации родителей во взаимодействии с детьми

Ставится проблема прокрастинации родителей во взаимодействии с детьми. Сопоставляются психологические особенности общей прокрастинации с прокрастинацией родителей во взаимодействии с детьми. Представлен подход к изучению поставленной проблемы как самостоятельного явления, реализуемый посредством изучения психологических отношений личности. Методологическое единство категорий «отношение» и «саморегуляция» деятельности позволяет создать целостную теоретическую модель изучения прокрастинации родителей во взаимодействии с детьми. Модель приведена в заключении статьи. Предлагаются направления практической работы с прокрастинирующими родителями.

To the Problem of Parental Procrastination in Interaction with Children.pdf Введение Как часто дети слышат от своих родителей слова «потом», «позже», «завтра», «в следующий раз», «на следующий год» и тому подобные и как часто за этими словами ничего не следует? Практика психологического консультирования со взрослыми, имеющими детей, и психологическая работа с детьми показывают, что откладывание детских дел родителями происходит довольно часто. Психологические последствия для родителей, постоянно откладывающих важные этапы совместной деятельности с детьми на потом, не заставляют долго ждать: нервозы на фоне накопившегося самообвинения, чувства стыда, вины, тревоги, переживаний об упущенных моментах причастности в своем материнстве или отцовстве. У детей возникают обида, чувство неполноценности на фоне сопоставления себя и других, потеря доверия к взрослым, разочарование. Родители, как правило, находят оправдание своим «завтра» и «потом» финансовыми затруднениями, занятостью, а также субъективными показателями эмоционального выгорания: усталостью, апатией, раздражением. Прокрастинация родителей во взаимодействии с детьми способствует формированию «дистанции», отчужденности в системе «родитель-ребенок», итогом чего выступают замедление в развитии ребенка, снижение взаимопонимания, замкнутость ребенка. Проблема прокрастинации человека является одной из наиболее актуальных в психологической науке. Изучаются индивидуально-личностные характеристики прокрастинирующих людей [1-7], проявления прокрасти-нации в различных сферах жизнедеятельности и психологические причины, их обусловливающие: прокрастинация в профессиональной деятельности [2, 8-12], академическая прокрастинация [13-17], бытовая прокрастинация [18-20]; изучаются возрастные аспекты прокрастинации [3, 7, 21] и другие стороны проблемы. Несмотря на множество работ, всесторонне освещающих проблему прокрастинации, исследователи обходят стороной вопрос прокрастинации родителей во взаимодействиях со своим ребенком, рассматривая детско-родительские отношения однобоко - только как причину прокрастинации ребенка [14, 22-26]. Однако отметим, что в исследовании Thomas P. Tibbett и Joseph R. Ferrari [26] авторы впервые попытались задействовать в объяснении общей прокрастинации индекс прокрастина-ции в сфере родительства для оценки его вместе с другими индексами по семибалльной шкале сожаления. Необходимость обратиться к исследованиям принятия детьми-прокрастинаторами установок и особенностей поведения прокрастинирующих родителей ранее отмечалась канадскими исследователями [22], но работы, направленные на изучение прокрастинации родителей во взаимодействии с детьми, по нашим данным, пока отсутствуют. Считаем это пробелом в целостной проработке проблемы прокрас-тинации человека. Результатом исследовательской работы в этой области должен стать материал, который позволит в определенной мере решить проблему прокрастинации родителей в плане профилактики, снижения или преодоления ее, что даст возможность снять ряд вопросов внутриличност-ного характера у родителей и детей, оздоровит детско-родительские отношения, создаст условия для творческого участия родителей в жизни детей. Природа проблемы прокрастинации родителей во взаимодействии с детьми В психологии к сущности проблемы прокрастинации подходят по-разному, но в целом авторы отмечают ряд ее отличительных особенностей: 1) прокрастинацию связывают с конкретными временными промежутками, требующими своего рода активности человека в них и неактуальными в другие временные отрезки; 2) прокрастинация есть осознанное откладывание своих действий, которое не зависит от внешних обстоятельств; 3) прокрастинатор понимает все негативные последствия откладывания или невыполнения деятельности; 4) прокрастинатор испытывает субъективный дискомфорт в результате откладывания действий, что выступает причиной возрастающей тревоги с приближением к таймауту [1, 27, 28]. Сказанное справедливо и для прокрастинации родителей во взаимодействиях с детьми: 1. Это всегда конкретные промежутки времени, требующие от родителей конкретных действий, часто озвученные ими детям, на границе которых (промежутков) находятся детские ожидания. Во многом эти промежутки относятся к возрастным периодам развития (младенчество, ранний возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский) [29, 30], когда актуальность отложенных родительских действий упущена, а их включение в более поздние возрастные периоды или уже не имеет смысла, или запускает механизмы конфликтного взаимодействия между родителем и ребенком. 2. Родители сознательно переносят необходимое взаимодействие с ребенком на более поздний срок, откладывая его дальше во времени при наличии фактической возможности реализовать совместную деятельность с ребенком здесь и сейчас, уделить ему время. Конечно, объективно существующие внешние обстоятельства, прежде всего связанные с социальными обязательствами родителей, могут фактически не позволять родителям находить время на ребенка, но в таком случае мы не имеем дела с прокрас-тинацией как психологическим феноменом. Когда внешние обстоятельства (например, постоянные сложности на работе, накопившиеся обязательства, фрустрируемые социальные потребности и т.д.) «захватывают» сознание человека, вызванные ими переживания могут создавать «внутренние условия» для развития родительской прокрастинации. В этом случае внешние обстоятельства выступают субъективными причинами переноса взаимодействия с ребенком («я занят», «у меня много дел»), позволяя реализовать своего рода психологическую защиту, основанную на рационализации и служащую средством самоуспокоения, временного снятия эмоционального напряжения, вызванного переживаниями невыполненных обязательств перед детьми, разрушением их ожиданий, необходимостью выделять время на общение с детьми. 3. Родители в целом понимают негативные последствия откладывания взаимодействий с ребенком. Обычно, говоря о негативных последствиях прокрастинации, исследователи имеют в виду негативные последствия для личности прокрастинатора, но часто эти последствия опосредованы другими, в нашем случае - ребенком. Родитель осознает негативные последствия, связанные с нарушением, изменением отношений с ребенком, снижением уровня доверия ребенка к нему, падением его авторитета. 4. Родители испытывают субъективный дискомфорт, вызванный осознанием негативных последствий (в первую очередь для ребенка) родительской прокрастинации. Отличительной, специфической чертой прокрастинации родителей в отношениях с ребенком выступает то, что родитель (родители) сам задает временные рамки (не находится в подчиненной ситуации) и потом сам определяет новый период - новые границы. Таким образом, здесь речь может идти не только о прокрастинации в смысле откладывания до границы временного периода (например, самостоятельно установленного родителем отрезка времени или верхней границы, определенной под «давлением» ребенка, иногда и целого возрастного периода развития), но и в смысле откладывания периода исполнения на новый, следующий временной период в рамках некоторого целостного, общего временного периода, пока откладываемые действия сохраняют свою актуальность (рис. 1). Перенос периодов Рис. 1. Иллюстрация переноса временных периодов в пределах определенного общего периода актуальности совместных действий прокрастинирующего взрослого и ребенка с нарастающим субъективным дискомфортом. Примечание. Равенство границ - условность Отметим, что временные границы необходимых родительских действий, включая периоды возрастного развития, размыты как в субъективном плане, так и в научном, поэтому чаще всего прокрастинация «обречена на успех» в плане того, что необходимые действия так и не будут выполнены, потому что необходимость действий потеряла актуальность, время упущено или даже пройден этап возрастного развития, причем, как правило, неожиданно для родителя (родителей) ребенка. Прокрастинацию родителей в отношениях с детьми можно рассматривать, опираясь на общие закономерности прокрастинации человека, а также как специфический частный вопрос. Прокрастинация родителей во взаимодействиях с детьми с позиции общепсихологического изучения прокрастинации Современные исследования подходят к решению проблемы прокрастинации человека во многом с позиции изучения индивидуально-психологических факторов, условий, предикторов прокрастинации, рассматривая связь последней с индивидными (в основном - пол и возраст) и личностными характеристиками. Оставив за рамками текущей статьи половозрастные закономерности прокрастинации, которые, несомненно, необходимо учитывать в качестве дополнительных переменных исследования прокрастинации родителей, обратимся к анализу личностных особенностей и их связи с прокрастинацией, проводя параллели с поставленной во введении проблемой. Ряд исследователей отмечают, что за прокрастинацией человека скрывается специфическая организация свойств и черт личности [2, 7, 19], вплоть до того что сама прокрастинация может выступать в качестве черты личности, которая проявляется как склонность к промедлениям, откладываниям на потом, особенно в ситуации давления со стороны [31]. Исследование роли личностных черт в прокрастинации опирается в основном на модель большой пятерки. Определена отрицательная связь про-крастинации с добросовестностью и положительная с нейротизмом как личностными диспозициями [7, 15, 19, 32]. Если человек добросовестен, ему нравится то, что он делает, он обладает высоким интеллектом, склонен выбирать и организовывать адекватные условия своей деятельности, то он показывает устойчивость к прокрастина-ции [15]. Исследования Н.А. Рудновой на выборке зрелых людей показали значимую обратную связь прокрастинации не только с добросовестностью, но и с экстраверсией, в то время как эмоциональность как личностная диспозиция положительно коррелирует с прокрастинацией [7]. В этой связи интересны были бы подобные исследования на выборке родителей с детьми разного возраста. Беспокойство, тревога, повышенная эмоциональность в детско-родительских отношениях заставляют и без того чувствительных к этому родителей (с высокими показателями по шкалам нейротизма и эмоциональности) избегать лишних переживаний, откладывая совместную с ребенком деятельность на потом. Добросовестность же через поддержание порядка, чувства долга, самодисциплины и родительской компетенции позволяет реализовать планы в срок, нивелируя прокрастинацию. Функцию побуждения в деятельности выполняют мотивы. Как правило, деятельность человека регулируется несколькими мотивами, находящимися в иерархической подчиненности и образующими мотивацию. Мотивация проявляет себя на всех этапах деятельности и оказывает существенное влияние на ее результат [33-38]. Откладывание можно рассматривать как этапный результат деятельности, в котором решение о переносе действий на более поздний срок реализуется на основе мотивации. Исследователями было установлено, что прокрастинация имеет тесную обратную взаимосвязь с автономной мотивацией [20, 39]. Показано, что при высокой внешней мотивации наблюдается низкая прокрастинация, и наоборот, у прокра-стинаторов внешняя мотивация низкая [40]. Похожие результаты имеются в работе S. Brownlow и R. Reasinger, где показано, что у молодых людей с низкой прокрастинацией выявлена высокая внешняя и внутренняя мотивация, а у прокрастинаторов наблюдаются низкие показатели внешней мотивации с сочетанием других личностных факторов [41]. Таким образом, мы можем предположить, что для родителей в совместной деятельности с ребенком недостает внешней мотивации как чего-то объективного, возможно, материального, что можно получить по завершении деятельности. Так или иначе, мотивация встраивается в процесс взаимодействия родителя с ребенком и опосредует прокрастинацию. Вместе с мотивацией взрослого имеются потребности ребенка, опред-меченные в совместной деятельности со взрослым и в индивидуальной деятельности, опосредуемой участием взрослого, например по созданию условий для ее реализации. Эти потребности обусловлены интенсивным развитием ребенка, движущей силой которого выступает активное, творческое познание окружающего мира. У ребенка нет устоявшихся паттернов мышления, он проявляет креативность, нестандартность в поведении, находится в постоянном поиске стимулов, актуализирующих потребность в новизне, и обращается к взрослому с просьбой помочь реализовать эту потребность, быть творческим во взаимодействии с ним. Для родителей, привыкших к шаблонным действиям в решении жизненных ситуаций, родителей с недостаточно развитыми творческими способностями такая ситуация может вызывать дополнительное напряжение, приводящее к откладыванию взаимодействия с ребенком. В этой связи творческие способности могут быть рассмотрены в качестве фактора родительской прокрастинации. Исследования J.B. Burka и L.M. Yuen показывают, что в основе проблемы прокрастинации лежит низкая самооценка [42]. На значимую роль самооценки в прокрастинации человека указывают и другие авторы [2, 6, 22, 25]. Участие самооценки в регуляции собственной деятельности человека нельзя недооценивать. Наши исследования показали определяющую роль самооценки в инициализации, планировании, реализации и оценке результата деятельности [43, 44]. Через адекватность оценивания собственных качеств (черт) личности, знаний и умений, наличной ситуации, через эмоции уверенности-сомнений самооценка участвует в организации и реализации всей деятельности, определяя уровень притязаний, мотивацию, це-леполагание, модели целеосуществления, оценку и принятие результата действия (деятельности в целом). В этой связи неадекватно заниженная самооценка, низкое оценивание своих возможностей приводят к нарушению хода деятельности и в итоге - к ее сниженному результату, к его принятию как удовлетворяющего личность. В данном случае весь процесс деятельности имеет негативную окраску, а достигнутый результат формирует сниженное представление о себе как неспособном деятеле. Это выступает одной из ведущих причин откладывания действий (деятельности) на потом, это - своего рода психологическая защита. Объединение рассмотренных свойств и качеств личности с учетом субъектной включенности человека в процесс деятельности, о чем упоминалось выше, в совокупности с объективными (поведенческими) проявлениями личности в деятельности (самостоятельностью, инициативностью, ответственностью, настойчивостью, уверенностью и т.д.) [44], к которым можно отнести и саму прокрастинацию как объективный процесс, дает нам общую картину саморегуляции деятельности. Саморегуляция представляет собой процесс самоорганизации личностью своего поведения, который обеспечивает стабильную эффективность личности в деятельности, социально значимую активность. Саморегуляция есть субъектное образование, реализуемое через единство когнитивных, эмоциональных и исполнительных (действий) компонентов психической организации [45]. Это многоуровневая динамическая система психических процессов по инициализации, поддержанию и контролю активности, направленной на достижение принятой цели [46]. На связь саморегуляции и прокрастинации указывают многие исследователи [1, 15, 47-49]. Показана положительная роль самомотивации в регуляции деятельности в связи с прокрастинацией [15]; выявлено, что интенсивность прокрастинации обратно пропорциональна эффективности саморегуляции; обнаружена отрицательная связь прокрастинации с планированием, постановкой целей, умением распределять свое время [7, 48, 50, 51]; установлена роль эмоционального компонента личности в нарушениях саморегуляции при прокрастинации [52-54]. По всей видимости, прокрастинацию родителей в отношениях с детьми можно рассматривать как следствие нарушений в компонентном составе общей саморегуляции деятельности, что приводит к прокрастинации в профессиональной сфере и распространяется на сферу совместной деятельности с ребенком, на детско-родительские отношения, формируя общую прокрастинацию. В большинстве работ, посвященных связи саморегуляции и прокрасти-нации, последнюю рассматривают как нарушение первой [47, 48, 51, 55]. Авторами была показана роль настойчивости и навязчивых мыслей, приводящих к нарушению саморегуляции и повышению интенсивности прокрастинации [47]. Так, высокий уровень прокрастинации был связан с высокой срочностью действий и низкой настойчивостью, высокой частотой навязчивых мыслей (мечты и грезы). Эти довольно интересные результаты наводят на гипотезу о роли мечтательности и грез родителей в отношениях с детьми. Родители могут мечтать о времяпрепровождении с детьми, анонсировать для них конкретные события совместных действий в будущем (например, «было бы неплохо нам съездить в зоопарк в следующем месяце»), размышляют о своей положительной роли родителя в этом отношении, социальном одобрении, но эти мечты так и остаются мечтами (в наступившем месяце не съездили, перенесем на следующий месяц и т.д.). Прокрастинацию как нарушение саморегуляции со стороны когнитивной сферы личности рассматривает J.R. Ferrari [48]. Автор показывает, что при когнитивной нагрузке и под внешним давлением эффективность саморегуляции деятельности возрастает, но не у прокрастинирующих людей, которые «задыхаются под давлением». Таким образом, смеем предположить, что для прокрастинирующего родителя «давление ребенка» только усиливает прокрастинацию. Рассмотренные показатели прокрастинации - повышенная эмоциональность, высокий нейротизм в целом, неумение планировать свою деятельность, адекватно оценивать свои возможности, результаты, ориентация на внешние стимулы, их непринятие - создают неудовлетворительную картину саморегуляции и приводят к нежеланию включаться в комплекс субъективно сложных процессов, имеющих негативную эмоциональную окраску, формирующих негативные представления о себе, создающих объективные трудности в жизнедеятельности, они и порождают прокрастинацию. Вместе с тем любое действие (или бездействие) человека сопровождается комплексом различных переживаний, представленных в форме эмоций. Наиболее выраженные из них, имеющие относительно продолжительную протяженность во времени, называются эмоциональными состояниями. В этой связи любой акт откладывания действий сопровождается изменением эмоциональных состояний, приводя к количественным изменениям: усилению их интенсивности или качественным изменениям [56]. Интересна работа W. van Eerde [57], в которой автор рассматривает как причину прокрастинации аверсивные цели (вызывающие неприязнь, формирующие негативное эмоциональное отношение к ним) и предлагает соответствующие пути ее преодоления за счет эмоциональной регуляции и снижения импульсивности человека. Многие авторы, изучающие прокрастинацию, связывают вопрос ее преодоления с повышением навыков эмоциональной регуляции [52-54]. В первую очередь эти авторы говорят о преодолении негативных эмоций (отвращение, неудовольствие), которые вызваны самой деятельностью или ее условиями. В свете детско-родительских отношений неким «учителем», выдающим «задания» выступает ребенок (или супруг / супруга). В этой связи можно предположить, что преодоление прокрастинации будет возможно в случае приобретения родителем субъектной позиции в отношении с ребенком, принятия ответственности за решения в своей жизни. Вне субъектного участия в деятельности, когда цели, мотивы, решения, способы действий и тому подобное привносятся извне, такая деятельность становится для человека в тягость, ее регуляция нарушается, о чем было сказано выше, и деятельность откладывается. В случае прокра-стинации родителей в отношениях с детьми не только ситуации взаимодействия с ребенком могут восприниматься субъективно навязанными - ситуации, требующие активности по отношению к ребенку («навязанные» самим ребенком, супругом / супругой, воспитателем / учителем, социальной ситуацией и т.д.), но и сами дети могут восприниматься как навязанные социальными ожиданиями, незапланированной беременностью например. В итоге мы получаем прокрастинацию родителей во взаимодействиях с детьми. На наш взгляд, в преодолении прокрастинации родительско-детских взаимодействий одну из ведущих функций должна выполнять волевая сфера личности, позволяя сознанию управлять негативным окрасом действий посредством изменений смысла этих действий [58]. Существует небольшое количество работ, в которых раскрывается роль волевых действий в преодолении прокрастинации [59, 60]. В целом вопрос участия волевого процесса в прокрастинации проработан довольно слабо. Исследователи чаще обращаются к анализу когнитивных аспектов прокрастинации [40, 55, 56, 61]. В связи с этим ставится вопрос изучения особенностей волевой сферы личности прокрастинирующих родителей. Как мы уже отмечали выше, человек прокрастинирует, чтобы отложить как можно дальше неприятные действия и связанные с ними переживания, в том числе разрушающие целостное представление о себе. Вместе с осознаваемыми причинами субъективного характера существуют неосознаваемые причины и осознаваемые, но как цензурируемые сознанием вытесненные переживания (причины), представленные в сознании в искаженном виде. В этой связи приобретает актуальность вопрос изучения прокрасти-нации, связанной с неосознаваемыми актами. Так, ряд авторов обозначают прокрастинацию как один из механизмов психологической защиты [2], рассматривая ее как избегание угрозы для устойчивого функционирования личности. Родитель в своем взаимодействии с ребенком может столкнуться с собственными вытесненными детскими переживаниями, вызывающими травму в настоящем и запускающие прокрастинацию как откладывание выполнения необходимых действий [62]. Аналогичным образом прокрастинация может быть рассмотрена как неэффективная копинг-стратегия [13, 16, 63, 64], которая в случае взаимодействия родителя (родителей) с ребенком может быть рассмотрена как механизм, позволяющий родителю пережить сложные моменты совместной жизнедеятельности в ситуации, когда он не справляется с родительскими обязанностями, «переждать» кризисный период возрастного развития ребенка и / или очередной период возрастного развития. Если рассматривать этот вопрос с позиции уже обозначенной связи саморегуляции и прокрастинации как ее обратной стороны, то следует рассмотреть и неосознаваемые механизмы саморегуляции, приводящие к ее нарушению на уровне сознания за счет анализа ассоциаций, забывания, оговорок на различных уровнях саморегуляции деятельности. Ввиду этого особый интерес представляет забывание родителем о выполнении совместных с ребенком действий. Прокрастинация родителей как частная проблема Анализ научной литературы позволил обнаружить несколько работ, приближающихся к проблеме прокрастинации родителей во взаимодействии с детьми. В проведенном T.P. Tibbett и J.R. Ferrari исследовании авторы оценивают индексы прокрастинации по шкале сожаления, среди индексов имеется индекс семьи, включающий в себя взаимодействие с родителями и сиблингами, а также родительство - взаимоотношения со своими детьми. В результате опроса большой кросскультурной выборки по вопросу, «считают ли себя прокрастинаторами опрошенные в этих сферах и сожалеют ли они об этом», респонденты отразили умеренную прокрастинацию в этих сферах [26]. Отмечая влияние родительского контроля на формирование прокрастинации ребенка, авторы исследования пишут, что у некоторых людей развивается паттерн прокрастинации, который трудно сломать, и они идентифицируют себя с прокрастинаторами, настраивают себя на неудачу [26]. В этой связи напрашивается вопрос: не может ли такой поведенческий паттерн сформироваться в результате не просто идентификации себя как прокрастинатора под контролем взрослых, а в результате идентификации себя с авторитетным взрослым - родителем, который сам выступает как прокрастинатор, в том числе в отношении организации совместной деятельности с ребенком? Timothy A. Pychyl, Robert J. Coplan и Pamela A.M. Reid задают похожий вопрос в выводах по своему исследованию [22]. Установив опосредованную связь стиля родительского воспитания матери и прямую связь стиля родительского воспитания отца с прокрастинацией, они задаются вопросом: не может ли быть такого, что прокрастинация у ребенка появляется в результате принятия установок и особенностей поведения родителей? Там же они предлагают обратиться к исследованию этого вопроса в будущем. На наш взгляд, проблема прокрастинации родителей во взаимодействии с детьми как частная проблема может быть рассмотрена с двух сторон: через призму социологического объяснения (состав семьи, роль прародителей, возраст родителей и детей, семейные традиции и т.д.) с учетом реализации социальных потребностей личности и ее социальной активности; посредством методологической силы психологии отношений - изучение системы отношений родителя (отношение к себе [30], другим людям и к детям в частности, к деятельности [65], межпоколенные отношения [66], детско-родительские отношения [67], конфликты в системе отношений личности [68] и т.д.). Такой подход позволит установить систему внешних и структуру внутренних связей прокрастинации родителей в отношениях с детьми и раскрыть ее как психологическую проблему. Конечно, деление на общее и частное во многом условно, и целостное исследование предполагает комплексный подход. Раскрывая структуру отношений прокрасти-нирующего родителя, необходимо изучить индивидуальные, личностные и субъектные характеристики отношений, учитывая методологическую связь психологии отношения человека к деятельности и саморегуляцию деятельности [69]. Заключение Поставленная в статье проблема прокрастинации родителей во взаимодействиях с детьми нова и на данный момент не проработана в психологической науке. Нами были представлены основания, позволяющие рассматривать прокрастинацию родителей в отношениях с детьми как особый вид прокрастинации, не изучавшийся ранее. Получен непривлекательный портрет личности родителя-прокрастинатора с позиции общего анализа проблемы прокрастинации: низкая неадекватная самооценка, неуверенность в себе, высокая эмоциональность и неумение ее контролировать, тревожность, чувство непричастности к своему выбору и решениям, мечтательность, отсутствие внешней мотивации, нарушения в структуре саморегуляции поведения и деятельности. При рассмотрении прокрастинации родителей как частного феномена мы сталкиваемся с нарушениями в системе отношений личности и, возможно, трансгенерационной (межпоколенной) передачей прокрастинации. Анализ отечественных и зарубежных работ позволил наметить пути решения этой проблемы и сформировать обобщенный теоретический конструкт ее познания с позиции структурного и субъектно-деятельностного подходов, который приведен на рис. 2. Представленная схема характеризует методологический подход к решению заявленной проблемы и обусловливает конкретные шаги, позволяющие сформировать единые теоретические основания разработки методического инструментария для изучения прокрастинации родителей и практической психологической работы с ними по преодолению прокрастинации в отношениях с детьми. Эмпирическая проверка и обоснование представленной модели, изучение закономерностей ее функционирования являеются перспективной задачей в рамках целостного решения проблемы прокрастинации в целом и прокрастинации родителей в частности. СЕМЬЯ Проблема прокрастинации родителей во взаимодействии с детьми К себе Самооценка 2 я л н н к Я Q я Ё О й га & я С А М О Р Е Г У Л Я Ц И Я * ь Планирование Моделирование Программирование Оценка результата Целеутверждение, коррекция Черты личности Мотивация О Т Н О Ш Е Н И Е Эмоционально-волевая Когнитивная сфера личности Творческие способности Неосознаваемые механизмы -[трут] К детям, семье -| К делу^^ Детско-родит. отношения Межпоколенные отношения Рис. 2. Теоретический конструкт изучения проблемы прокрастинации родителей во взаимодействии с детьми Модель отражает сложность поставленной проблемы и определяет возможности ее поэтапного решения, раскрывая эффективные механизмы преодоления прокрастинации у родителей. На данном этапе приоритетной исследовательской задачей выступает задача определения выраженности данного феномена и отдельных его проявлений у родителей, исходя из семейной ситуации (состав, количество детей, их возрастные характеристики и т.д.), для чего должен быть разработан первичный инструментарий, основанный на представленных объективных проявлениях родительской прокрастинации, исходя из природы проблемы, впоследствии уточненный и дополненный на основе изучения социально-психологических и собственно психологических характеристик феномена. Проведенный анализ проблемы позволяет предложить текущие направления практической работы с прокрастинирующими родителями: - психологическая работа по формированию самодостаточности личности отца, матери в принятии ответственности за решения в жизни, в конструктивном реагировании на манипулирование; - формирование эффективной саморегуляции деятельности; - формирование навыков эмоциональной регуляции. Исследование прокрастинации родителей позволит получить новый материал в виде фактов и закономерностей, позволяющих разработать более детальные и эффективные подходы в преодолении прокрастинации родителей в отношениях с детьми, обеспечив здоровые детско-родительские отношения, счастливое детство ребенка и психическое здоровье родителей.

Ключевые слова

self-regulation, theoretical model, parents, interaction with children, procrastination, саморегуляция, теоретическая модель, взаимодействие с детьми, родители, прокрастинация

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зобков Александр ВалерьевичВладимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовыхдоктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и педагогической психологииav.zobkov@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Зобков А.В. Проблема единства отношения и саморегуляции деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 2. C. 26-33.
Леонов Н.И. Конфликт в системе отношений личности // Современное состояние и перспективы развития психологии отношения человека к жизнедеятельности : сб. науч. тр., посвящ. 125-летию со дня рождения В.Н. Мясищева. Владимир-М. : Изд-во Владимир. гос. ун-та, 2018. C. 37-42.
Савина Е.А., Филиппова Г.Г., Эйдемиллер Э.Г. Родители и дети. Психология взаимоотношений. М. : Когито-Центр, 2003.
Сапоровская М.В. Психология межпоколенных отношений в семье. М. : Нац. кн. центр, 2014.
Janis I., Mann L. Decisioning, a psychological analysis of conflict, choice and commitment. New York : The Free Press, 1979.
Зобков В.А. Психологическая структура отношения человека к жизнедеятельности // Вестник Костромского государственного университета. Сер. Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. T. 22, № 3. C. 31-34.
Солынин Н.Э., Лингурарь А.В. Особенности защитного и совладающего поведения студентов с разным уровнем прокрастинации // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 3. C. 184-188.
Missildine W.H. Your inner child of the past. New York : Simon and Schuster, 1963.
Jorke K.B., Fries S., Winter C. Volition, trait procrastination and motivational interference in university students // International Journal of Psychology. 2008. Vol. 43 (3-4). P. 434-434.
Zhang S.M., Liu P.W., Feng T.Y. To do it now or later: The cognitive mechanisms and neural substrates underlying procrastination // Wiley Interdisciplinary Reviews -Cognitive Science. 2019. Vol. 10 (4). P. 20. DOI: 10.1002/wcs.1492.
Blunt A., Pychyl T.A. Volitional action and inaction in the lives of undergraduate students: State orientation, procrastination and proneness to boredom // Personality and Individual Differences. 1998. Vol. 24 (6). P. 837-846. DOI: 10.1016/s0191-8869(98)00018-x.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М. : УРАО, 1998.
Van Eerde W. Procrastination: Self-regulation in initiating aversive goals // Applied Psychology: an International Review. 2000. Vol. 49 (3). P. 372-389. DOI: 10.1111/14640597.00021.
Rothblum E.D., Solomon L.J., Murakami J. Affective, cognitive, and behavioral-differences between high and low procrastinators // Journal of Counseling Psychology. 1986. Vol. 33 (4). P. 387-394. DOI: 10.1037/0022-0167.33.4.387.
Taylor J., Wilson J.C. Failing time after time: time perspective, procrastination, and cognitive reappraisal in goal failure // Journal of Applied Social Psychology. 2016. Vol. 46 (10). P. 557-564. DOI: 10.1111/jasp.12383.
Eckert M., Ebert D.D., Lehr D., Sieland B., Berking M. Overcome procrastination: Enhancing emotion regulation skills reduce procrastination // Learning and Individual Differences. 2016. Vol. 52. P. 10-18. DOI: 10.1016/j.lindif.2016.10.001.
Pychyl T.A., Sirois F.M. Procrastination, Emotion Regulation, and Well-Being // Procrastination, Health, and Well-Being / F.M. Sirois, T.A. Pychyl (eds.). London : Academic Press Ltd-Elsevier Science Ltd, 2016. P. 163-188. DOI: 10.1016/b978-0-12-802862-9.00008-6.
Gropel P. Procrastination and emotion regulation // International Journal of Psychology. 2008. Vol. 43 (3-4). P. 591-591.
Baumeister R.F., Heatherton T.F. Self-regulation failure: an overview // Psychological Inquiry. 1996. Vol. 7 (1). pp. 1-15. DOI: 10.1207/s15327965pli0701_1.
Lay C.H., Schouwenburg H.C. Trait procrastination, time management, and academic behavior // Journal of social behavior and personality. 1993. Vol. 8 (4). P. 647-647.
Руднова Н.А. Характеристики саморегуляции деятельности как факторы прокрастинации // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2018. № 4 (36). C. 550-561.
Ferrari J.R. Procrastination as self-regulation failure of performance: Effects of cognitive load, self-awareness, and time limits on 'working best under pressure' // European Journal of Personality. 2001. Vol. 15 (5). P. 391-406. DOI: 10.1002/per.413.abs.
Rebetez M.M.L., Rochat L., Barsics C., Van der Linden M. Procrastination as a Self-Regulation Failure: the Role of Impulsivity and Intrusive Thoughts // Psychological Reports. 2018. Vol. 121 (1). P. 26-41. DOI: 10.1177/0033294117720695.
Моросанова В.И. Психология саморегуляции. М. ; СПб. : Нестор-история, 2012.
Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъектная регуляция. М. : Ин-т психологии РАН, 2010.
Зобков А.В. Акмеология саморегуляции учебной деятельности. Владимир : Изд-во Владимир. гос. ун-та, 2013.
Зобков А.В. Самооценка как акмеологический компонент саморегуляции учебной деятельности учащейся молодежи // Развитие человека в современном мире. 2017. № 1. C. 130-137.
Burka J.B., Yuen L.M. Procrastination: why you do it, what to do about it now. Cambridge, MA: Da Capo Press, 2008.
Brownlow S., Reasinger R.D. Putting off until Tomorrow What is Better Done Today: Academic Procrastination as a Function of Motivation Toward College Work // Journal of social behavior and personalit. 2012. Vol. 15 (5). P. 15-34.
Rebetez M.M.L., Rochat L., Van der Linden M. Cognitive, emotional, and motivational factors related to procrastination: A cluster analytic approach // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 76. P. 1-6. DOI: 10.1016/j.paid.2014.11.044.
Осин Е.Н., Иванова Т.Ю., Гордеева Т.О. Автономная и контролируемая профессиональная мотивация как предикторы субъективного благополучия у сотрудников российских организация // Организационная психология. 2013. № 1. C. 8-29.
Вилюнас В.К. Психология развития мотивации: современные и классические исследования. Научные данные и жизненные примеры. СПб. : Речь, 2006.
Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М. : Наука, 1988.
Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М. : Прометей, 1993.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М. : Педагогика, 1986.
Atkinson J.W. Towards experimental analyses of human motivation in terms of motives, expectancies and incentives // Motives in fantasy, action and Society. New York, 1958. P. 288-305.
Johnson J.L., Bloom M.A. An analysis of the contribution of the five factor of personality to variance in academic procrastination. // Personality & Individual Differences. 1995. Vol. 18 (1). P. 127-133. DOI: 10.1016/0191-8869(94)00109-6.
Зобков В.А. Генезис отношения человека к себе. Владимир : Калейдоскоп, 2018.
Lay C.H. At last, my research article on procrastination // Journal of research in personality. 1986. Vol. 20 (4). P. 474-495. DOI: 10.1016/0092-6566(86)90127-3.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989.
Чернышева Н.А. Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2016. № 1. C. 17-26.
Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. 2010. № 3. C. 121-131.
Tibbett T.P., Ferrari J.R. Return to the origin: what creates a procrastination identity? // Current Issues in Personality Psychology. 2019. Vol. 7 (1). P. 1-7. DOI: 10.5114/cipp.2018.75648.
Chen B.B. Parent-adolescent attachment and procrastination: the mediating role of self-worth // Journal of Genetic Psychology. 2017. Vol. 178 (4). P. 238-245. DOI: 10.1080/00221325.2017.1342593.
Hong J.C., Hwang M.Y., Kuo Y.C., Hsu W.Y. Parental monitoring and helicopter parenting relevant to vocational student's procrastination and self-regulated learning // Learning and Individual Differences. 2015. Vol. 42. P. 139-146. DOI: 10.1016/j.lindif.2015.08.003.
Zakeri H., Esfahani B.N., Razmjoee M. Parenting Styles And Academic Procrastination // 3rd World Conference on Psychology, Counseling and Guidance, WCPCG-2012 // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 84. P. 57-60. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.06.509.
Pychyl T.A., Coplan R.J., Reid P.A.M. Parenting and procrastination: gender differences in the relations between procrastination, parenting style and self-worth in early adolescence // Personality and Individual Differences. 2002. Vol. 33 (2). P. 271-285. DOI: 10.1016/s0191-8869(01)00151-9.
Stolcis G., McCown W. Procrastination, Hoarding, and Attention Beyond Age 65 a Community-Based Study // Current Psychology. 2018. Vol. 37 (2). P. 460-465. DOI: 10.1007/s12144-017-9700-y.
Katz I., Eilot K., Nevo N. "I'll do it later": Type of motivation, self-efficacy and homework procrastination // Motivation and Emotion. 2014. Vol. 38 (1). P. 111-119. DOI: 10.1007/s11031-013-9366-1.
Rubenstein G. Academic and everyday procrastination and their relation to the five-factor model // Personality Assessment: New Research / L.B. Palcroft, M.V. Lopez (eds.). Hauppauge : Nova Science Publishers, Inc, 2009. P. 275-287.
Milgram N.A., Sroloff B., Rosenbaum M. The procrastination of everyday life // Journal of Research in Personality. 1988. Vol. 22 (2). P. 197-212. DOI: 10.1016/0092-6566(88)90015-3.
Микляева А.В., Реброва Д.С., Савинская А.С. Академическая прокрастинация в студенческой среде: результаты эмпирического исследования // Известия Иркутского государственного университета. Сер. Психология. 2017. T. 19. C. 59-66.
Ивутина Е.П., Шуракова Е.С. Академическая прокрастинация как проявление защитно-совладающего поведения у студентов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 4-1. C. 146-151.
Sedlakova J., Mylek V., Capkova K., Prochazka J., Vaculik M., Jezek S. Parental control of child as a predictor of academic procrastination // Proc. of the 11th International Conference on Efficiency and Responsibility in Education 2014. Prague, 2014. P. 694-702.
Ljubin-Golub T., Petricevic E., Rovan D. The role of personality in motivational regulation and academic procrastination // Educational Psychology. 2019. Vol. 39 (4). P. 550-568. DOI: 10.1080/01443410.2018.1537479.
Gareau A., Chamandy M., Kljajic K., Gaudreau P. The detrimental effect of academic procrastination on subsequent grades: the mediating role of coping over and above past achievement and working memory capacity // Anxiety Stress and Coping. 2019. Vol. 32 (2). P. 141-154. DOI: 10.1080/10615806.2018.1543763.
Metin U.B. Introduction: Towards a wider understanding of workplace procrastination // Journal of Prevention & Intervention in the Community. 2018. Vol. 46 (3). P. 213-214. DOI: 10.1080/10852352.2018.1470368.
Hen M. Causes for procrastination in a unique educational workplace // Journal of Prevention & Intervention in the Community. 2018. Vol. 46 (3). P. 215-227. DOI: 10.1080/10852352.2018.1470144.
Prem R., Scheel T.E., Weigelt O., Hoffmann K., Korunka C. Procrastination in Daily Working Life: a Diary Study on Within-Person Processes That Link Work Characteristics to Workplace Procrastination // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. P. 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.01087.
Goroshit M., Hen M. Decisional, general and online procrastination: Understanding the moderating role of negative affect in the case of computer professionals // Journal of Prevention & Intervention in the Community. 2018. Vol. 46 (3). P. 279-294. DOI: 10.1080/10852352.2018.1470421.
Королева А.С. Мотивационные особенности и выраженность прокрастинации у со трудников современной организации // Современная наука и ее развитие. 2017. № 13. URL: https://www.alley-science.ru/sovremennaya_nauka_i_ee_razvitie_13_2017/
Валиуллина Е.В. Влияние самооценки на уровень прокрастинации // Дискурс : научный журнал. 2018. № 6 (20). C. 45-50.
Руднова Н.А. Индивидуально-личностные предикторы прокрастинации в разные периоды взрослости : автореф. дис.. канд. психол. наук : 19.00.13. Пермь, 2019. URL: http://www.ipras.ru/engine/documents/document13730.pdf
Плоткина С.В., Барашкова С.А. Особенности восприятия времени у лиц с различным уровнем прокрастинации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 2-2. C. 311-315.
Harriott J., Ferrari J.R. Prevalence of Procrastination among Samples of Adults // Psycho logical Reports. 1996. Vol. 78 (2). Р. 611-616. DOI: 10.2466/pr0.1996.78.2.611
Неяскина Ю.Ю., Сибирцева Е.И. Личностные и профессиональные ресурсы лиц с различным уровнем прокрастинации // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер. Педагогические науки. 2016. T. 11, № 5. C. 67-83.
Ferrari J.R., Johnson J.L., McCown W.G. Procrastination and task avoidance: Theory, research and treatment. New York : Plenum Press, 1995.
Steel P. The nature of procrastination: a meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulation failure // Psychological bulletin. 2007. Vol. 133 (1). P. 65-94. DOI: 10.1037/0033-2909.133.1.65.
 К проблеме прокрастинации родителей во взаимодействии с детьми | Сибирский психологический журнал. 2020. № 77. DOI: 10.17223/17267080/77/5

К проблеме прокрастинации родителей во взаимодействии с детьми | Сибирский психологический журнал. 2020. № 77. DOI: 10.17223/17267080/77/5