Повседневная деятельность подростков в смешанной реальности: пользовательская активность и многозадачность | Сибирский психологический журнал. 2022. № 83. DOI: 10.17223/17267080/83/2

Повседневная деятельность подростков в смешанной реальности: пользовательская активность и многозадачность

Работа посвящена изучению повседневной активности подростков в офлайн, онлайн и смешанной реальности посредством дневникового метода. В исследовании приняли участие 125 подростков в возрасте от 14 до 18 лет. На первом этапе исследование проводилось с помощью онлайн-сервиса Google forms, на втором - с помощью чат-бота в Telegram. Полученные результаты подтверждают данные о высоком уровне пользовательской активности подростков. Выявлена значительная недооценка подростками своего уровня пользовательской активности - в среднем до трети от предполагаемого ими времени. Отмечается изменение в образе мира: более трети подростков, участвовавших в исследовании, ощущают себя живущими в смешанной реальности. При этом такое представление характерно для подростков с более высокой пользовательской активностью, в первую очередь гиперподключенных. Подавляющее большинство подростков субъективно определяют себя как многозадачников, при этом достаточно высоко оценивая свою эффективность в таком формате. Совмещение различных видов активности оказывается характерным для подростков с более высокой пользовательской активностью, особенно для гиперподключенных, которые используют многозадачный формат деятельности интенсивнее. Выявлена динамика его использования: по сравнению с пиком многозадачной активности в будни, когда подростки совмещают учебу с поиском дополнительной информации и другой познавательной деятельностью, а также общением, в выходные наблюдается спад многозадачной активности, за исключением вечерних часов. В этом контексте многозадачность можно рассматривать как инструмент адаптации к сложности и разнообразию современного мира. Характер совмещения онлайн- и офлайн-активностей схож с совмещением онлайн-активностей: в будние дни по утрам учеба совмещается либо с коммуникативной, либо с поисковопознавательной деятельностью, в вечернее же время подростки совмещают выполнение бытовых дел с коммуникативной, развлекательной или поисково-познавательной деятельностью онлайн. Таким образом, высокая пользовательская активность и многозадачность выступают одними из атрибутов жителя смешанной реальности, а цифровая активность не вытесняет привычные социальные практики, характерные для данного возраста, а дополняет и, вероятно, усиливает возможности удовлетворения потребностей подростков, в первую очередь в коммуникации и познавательной деятельности.

Daily Activities of Adolescents in Mixed Reality: User Activity and Multitasking.pdf Введение Современный образ жизни сложно представить без взаимодействия с цифровыми технологиями. На сегодняшний день появляется новая тенденция в исследованиях - рассматривать онлайн и офлайн не как отдельные реальности, или онлайн как еще одну реальность, которая является расширением / дополнением к обычной, а как единое инфокоммуникаци-онное пространство, в котором онлайн и офлайн сложным образом переплетаются и объединяются в повседневной жизни человека. Интенсивное использование цифровых устройств особенно характерно для представителей подрастающего поколения, зачастую не только опережающих взрослых по уровню погруженности в цифровую среду, но и начинающих все с более раннего возраста жить в формате смешанной реальности (Солдатова, Рассказова, 2020). С позиции культурно-исторической психологии такая связь традиционной и цифровой социализации порождает уникальную ситуацию развития ребенка, не имеющую аналогов в истории и детерминирующую возникновение новых активностей, феноменов и эффектов в жизни человека. В данной работе мы хотели бы остановиться на двух новых форматах деятельности - пользовательской интернет-активности, в том числе гиперпод-ключенности, и медиамногозачности (ММЗ), к изучению которых все чаще обращаются исследователи. Именно такого рода активности не только являются важными особенностями цифровой социализации, но и определяют переход человека в смешанную реальность (Солдатова, Войскунский, 2021). Пользовательская активность может быть отражена в показателях экранного времени - количестве часов, проведенных перед экранами мониторов и смартфонов. Под гиперподключенностью в данном случае понимается уровень пользовательской активности, характеризующийся таким взаимодействием с цифровыми устройствами, в первую очередь персонализированными, когда в период бодрствования время в сети начинает соответствовать времени без экранов компьютеров. Гиперподключенность как один из важнейших эффектов проникновения инфокоммуникационных технологий в повседневную жизнь вносит вклад в ряд трансформаций устройства современного мира: стирает границы между человеком, технологиями и природой; определяет переход от информационного дефицита к информационному изобилию, от примата отдельных вещей, свойств и бинарных отношений к главенству взаимодействий, процессов и сетевых отношений (Otrel-Cass, 2019; Floridi, 2015). Использование цифровых устройств не только оказывает влияние на различные практики взаимодействия с другими и с реальностью в целом, но и меняет представления человека о себе и его картину мира (Солдатова, 2018; Floridi, 2015). В этом контексте предложенная П. Милгрэмом и Ф. Кишино еще три десятилетия назад концепция смешанной реальности как континуума продолжает быть основой для понимания соотношения реальности и виртуальности (Milgram, Kishino, 1994), хотя и дополняется новыми подходами (Speicher, Hall, Nebeling, 2019). Тем не менее рассмотрение концепции реальности в современном мире невозможно без анализа отношения к смешанной реальности, понимаемого как субъективное восприятие и переживание человеком того, в какой степени он чувствует себя живущим онлайн, офлайн или совмещающим эти два мира (Солдатова, Рассказова, 2020). Такие серьезные изменения требуют тщательного и глубокого осмысления, особенно в контексте понимания нового поколения, родившегося и выросшего в эпоху интенсивной цифровизации, формирующегося в рамках новой картины мира. Возрастание разнообразия, сложности мира, ускорение темпов жизни в разных сферах, опосредованные активным внедрением цифровых технологий в повседневность, требуют адаптации к такому социокультурному пространству, в том числе за счет все более распространяющегося формата многозадачности. Особую роль в такой ситуации играет медиамногозадачность, понимаемая большинством исследователей как совмещение различных онлайн-активностей или совмещение офлайн- и онлайн-активностей (Baumgartner, van der Schuur, Lemmens, te Poel, 2018; Hwang, Jeong, 2018; May, Elder, 2018; Uncapher, Wagner, 2018). Эмпирические исследования показывают, что данный формат деятельности становится все более широко используемым среди подростков, при этом его эффективность остается достаточно низкой (Baumgartner et al., 2018; Солдатова, Чигарькова, Дренева, Кошевая, 2020; Cain, Leonard, Gabrieli, Finn, 2016; van der Schuur et al., 2018; Yang, Zhu, 2016). Изучение особенностей совмещения различных деятельностей в повседневной жизни является сложным и с точки зрения используемых методов исследования. Одним из методов, позволяющим, на наш взгляд, оценить как особенности пользовательской активности и гиперподключен-ности, так и различные аспекты ММЗ в повседневной жизни, представляется дневниковый метод, в том числе его новый вариант - медиадневник. Медиадневник - обобщающий термин для широкого спектра методов сбора информации о том, как люди используют цифровые устройства, дающие доступ к медиа, и как с ними работают (Berg, 2019). Использование цифровых устройств - неотъемлемая часть повседневности, и зачастую сам факт их применения забывается или вовсе не осознается (Mitchell, Macklin, Paxman, 2007). Это осложняет процедуру заполнения опросных методик, так как респондентам становится трудно постфактум точно оценить поведение с точки зрения своей пользовательской активности или многозадачности (Brasel, Gips, 2011; Papper, Holmes, Popovich, Bloxham, 2004). Дневник в этом случае - более точный метод, поскольку момент фиксации данных теснее связан с фактическим использованием цифровых устройств (Papper et al., 2004), в то время как опросы являются отсроченной оценкой использования гаджетов. Таким образом, исследователи отмечают большую точность дневникового метода для измерения количества времени, которое дети проводят с цифровыми устройствами (Scantlin, 2008). Медиадневники также позволяют исследовать цифровую грамотность (Berg, 2019). На основании эмпирических данных, полученных в ходе такого исследования, могут быть разработаны соответствующие образовательные программы. В таком ракурсе растет потребность в понимании жизненного мира детей и подростков, который все больше и больше пронизывается различными формами цифровой коммуникации. В данной области медиадневники оказались полезным методом получения доступа к повседневному цифровому опыту детей и подростков (Королева, 2016; Солдатова, Рассказова, Илюхина, 2019). Использование дневника в качестве методического инструментария не очень распространено в исследованиях ММЗ (Czerwinski et al., 2004; Voor-veld & Van der Goot, 2013). Однако существует ряд работ, в которых для сбора данных использовались приемы, основанные на дневниковом методе (Papper et al., 2004; Czerwinski, Horvitz, Wilhite, 2004; Voorveld, Van der Goot, 2013; Jeong et al., 2010; Kirchberg, 2015; Lindstrom, 2020). Время, в течение которого ведется дневник, варьирует от одного дня до месяца, а подходы к пониманию ММЗ в разных исследованиях отличаются. Несмотря на преимущества метода дневникового исследования, ведение дневника - процесс весьма энергозатратный, что может сказываться на естественном ходе повседневной деятельности респондентов (Czerwinski et al., 2004). Также участники исследования могут просто забыть зафиксировать одновременное использование различных медиа потому, что не всегда осознают сам факт такой активности (Ibid.). Цель данной работы - исследование посредством дневникового метода повседневной активности подростков в офлайн, онлайн и смешанной реальности. Основные задачи: анализ пользовательской активности, а также сравнение объективных и субъективных оценок повседневной онлайн-активности; исследование особенностей использования цифровых устройств в повседневной активности подростка; анализ специфики ММЗ в повседневной деятельности подростков; оценка субъективной эффективности и удовлетворенности от использования стратегии многозадачности в повседневной деятельности; анализ специфики повседневной активности и степени многозадачности у гиперподключенных подростков. Методы Выборка. В исследовании приняли участие 125 подростков в возрасте от 14 до 18 лет (M = 16,4; SD = 0,98): 62% девушек и 38% юношей, учащиеся 8-11-х классов московских школ и студенты 1-2-го курса московского колледжа. Для большинства респондентов характерна высокая успеваемость: 16% учатся только на «отлично», 60% - на «отлично» и «хорошо», у 23% -средняя успеваемость (в основном «3» и «4», но бывают и «5»), у 1% - плохая. Сбор данных осуществлялся в два этапа: в 2020 г. в исследовании приняли участие 67 человек (42 девушки, 25 юношей); в 2021 г. - 58 человек (30 девушек, 28 юношей). Процедура и методы исследования. На первом этапе исследование проводилось с помощью онлайн-сервиса Google forms. В основу исследования легла модификация дневникового метода, апробированная в 2019 г. (Солдатова и др., 2019) и скорректированная на основе полученных результатов. Опросник включал: общие вопросы, посвященные пользовательской активности (время в Интернете в будни / выходные, используемые цифровые устройства, доступ в Интернет), восприятию смешанной реальности, самооценке предпочтения многозадачности и ее успешности, а также успеваемости; дневник для фиксации деятельности подростка на протяжении каждых двух часов, а также оценку использования цифровых устройств, осуществления различных видов офлайн- и онлайн-активности, предпочтения многозадачной стратегии онлайн и офлайн, удовлетворенности от выбранной стратегии, оценку настроения за данный промежуток времени. Заключительный блок опросника направлен на оценку качества сна и использования цифровых устройств в ночное время. Респонденты заполняли дневник на протяжении одного буднего и одного выходного дня по восьми временным периодам: с 8:00 до 22:00 с интервалом в 2 часа и в период после 22:00 до времени отхода ко сну. Второй этап дневникового исследования осуществлялся с помощью чат-бота в Telegram. В его основу легли вопросы 2020 г. Респонденты также заполняли вступительную анкету в первый день с общим блоком вопросов, предложенных на первом этапе. После вступительной анкеты начиналась дневниковая часть исследования: респонденты в течение 4 дней (2 будних и 2 выходных) отвечали боту на вопросы о своей повседневной активности (онлайн и офлайн). Вопросы приходили на смартфон каждые 2 часа с 8:00 до 22:00. К дневниковой части был добавлен вопрос о совмещении нескольких дел онлайн и офлайн, позволяющий оценить осуществление деятельности в смешанной реальности, а по утрам приходил блок вопросов, связанных с оценкой качества сна, использования цифровых устройств в ночное время, а также вопрос о количестве часов, проведенных в предыдущий день со смартфоном. По окончании исследования респонденты присылали скриншоты из приложения «Экранное время», позволяющие объективно оценить реальное количество часов, проведенных за смартфоном, а также количество разблокировок смартфона. Отсутствие значимых различий по показателям субъективной пользовательской активности и многозадачности (p > 0,05) позволило анализировать выборки 2020 и 2021 гг. как целостную выборку. Данные выборки сравнивались как независимые только по показателю ММЗ, который был получен на основании анализа ответов о совмещении нескольких дел по каждому двухчасовому интервалу. Полученные в ходе дневникового исследования описания активностей в течение дня были проанализированы с помощью тематического анализа с обсуждением и согласованием выделенных категорий группой экспертов. Статистическая обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 23.0. Результаты исследования Пользовательская активность. Предпочитаемые цифровые устройства. Для выхода в Интернет подавляющее большинство подростков (82%) предпочитают смартфон, 14% - свой компьютер или ноутбук. Практически каждый третий подросток (30%) держит смартфон под рукой и во время сна, у двух третей (68%) гаджет находится в комнате, и только 3 человека сообщили, что оставляют его в другой комнате во время сна. Распределение по группам пользовательской активности на основании самооценки. Для сравнительного анализа выборка была разделена на группы по пользовательской активности в зависимости от количества часов, проведенных с цифровым устройством: в среднем до 1 часа в день - низкая пользовательская активность (1,6% подростков по будням; 2,4% - по выходным), 2-4 часа в день - умеренная (41,6% подростков по будням; 21,6% -по выходным), 5-7 часов в день - высокая (40,8% подростков по будням; 44% - по выходным), более 8 часов в день - гиперподключенность (16% подростков по будням; 32% - по выходным). Пользовательская активность: объективные и субъективные показатели. Результаты самооценки пользовательской активности сравнивались с объективными показателями экранного времени у участников исследования 2021 г. Выборка для проведения сравнительного анализа состояла из 50 респондентов (8 респондентов отказались предоставлять свои данные). В исследовании 2021 г. использовался дополнительный вопрос на самооценку пользовательской активности именно в отношении смартфона -«Сколько времени в среднем Вы используете смартфон в будни (выходные)?» - для правомерного сравнения с объективными показателями экранного времени, полученными из приложения на смартфоне респондента. Такой подход для сравнения обоснован использованием смартфона как наиболее распространенного среди подростков цифрового устройства, что подтверждается полученным результатами, а также с технической точки зрения наиболее точными возможностями измерения экранного времени именно приложениями на смартфонах. Различия между самооценкой и объективной оценкой экранного времени являются значимыми как по будням (t = -6,230; df = 49; p < 0,001), так и по выходным дням (t = -3,714; df = 49; p = 0,001). И в том и другом случае субъективные представления респондентов занижены по сравнению с объективными данными экранного времени. Так, в будние дни средняя субъективная оценка экранного времени составляет 4,6 ч, в то время как объективная - 7 ч (т.е. подростки недооценивают примерно треть от проведенного со смартфоном времени); по выходным средняя субъективная оценка экранного времени составляет 5,2 ч, объективная - 6,5 ч. Адекватно оценил свое экранное время (разница между субъективными и объективными оценками составила менее 1 ч) практически каждый четвертый подросток (22%) как в будние, так и в выходные дни, хотя важно отметить, что лишь в трех случаях это одни и те же подростки. Для иллюстрации данного результата выборка была разделена на группы по пользовательской активности (табл. 1). Как показывает сравнение, подростки недооценивают время, проведенное со смартфоном: 6,9% ответили, что используют смартфон менее 1 ч в день, хотя по объективным показателям никто из подростков не проводит со смартфоном так мало времени. Таблица 1 Сравнение распределения по группам пользовательской активности на основании самоотчетной методики и объективных показателей экранного времени Пользовательская активность Будние дни Выходные дни Субъективная оценка Объективная оценка Субъективная оценка Объективная оценка Низкая (до 1 ч) 6,9% 0% 12,1% 0% Умеренная (2-4 ч) 41,4% 12% 27,6% 20% Высокая (5-7 ч) 43,1% 42% 39,7% 40% Г иперподключен-ность(более 8 ч) 8,6% 46% 20,7% 40% Также подростки редко оценивают себя как гиперподключенных (8,6%), хотя на основании объективных показателей к гиперподключенным относится практически каждый второй (46%). Объективно гиперподключенными оказываются подростки, относящиеся по субъективной оценке к пользователям с умеренной и высокой активностью. Схожая картина наблюдается и в оценке пользовательской активности по выходным. Ощущение смешанной реальности. Практически две трети подростков (62,4%) сообщили, что в той или иной степени разделяют реальный и виртуальный миры (учитывались следующие ответы: «реальный и виртуальный миры для меня не пересекаются» (4,8%), «живу в основном в виртуальном мире» (4,8%), «живу в основном в реальном мире» (52,8%)). Более трети (36,8%) полагают, что живут в смешанной реальности (учитывались следующие ответы: «переключаюсь между этими мирами в зависимости от времени и задачи» (27,2%), «не вижу разницы между реальным и виртуальным, для меня это одно и то же» (1,6%), «живу в равной мере в обоих мирах» (8%)). Таблица 2 Ощущение смешанной реальности в зависимости от уровня пользовательской активности по выходным дням на основании самооценки и объективных показателей экранного времени смартфона Пользовательская активность Самооценка экранного времени Объективные показатели экранного времени Разделяющие реальный и виртуальный миры Живущие в смешанной реальности Разделяющие реальный и виртуальный миры Живущие в смешанной реальности Низкая (до 1 ч) 33,3% 66,7% - - Средняя (2-4 ч) 81,5% 18,5% 83,3% 16,7% Высокая (5-7 ч) 65,5% 34,5% 95,2% 4,8% Г иперподключен-ность(более 8 ч) 47,5% 52,5% 65,2% 34,8% Ощущение смешанной реальности и пользовательская активность. При анализе на основании самооценки по критерию ощущения смешанной реальности были обнаружены значимые различия у подростков с разной пользовательской активностью по выходным дням (х2 = 0,274; df = 3; p = 0,026). Также обнаружены значимые различия в ощущении смешанной реальности по объективному экранному времени смартфона по будням между группами с разной пользовательской активностью (х2 = 6,231; df = 3; p = 0,044). Чаще других смешанную реальность ощущают гиперподключенные (34,8%), хотя в целом по выборке подростки, особенно те, у кого оказался высокий уровень пользовательской активности, в основном разделяют жизнь на реальный и виртуальный миры (табл. 2). Схожие различия на уровне тенденции были получены и по группам пользовательской активности по выходным дням (х2 = 4,688; df = 2; p = 0,096). Предпочтение многозадачного формата деятельности. Среди подростков только каждый десятый предпочитает делать только одно дело. Подавляющее большинство с разной степенью интенсивности совмещают выполнение нескольких дел: 8% - всегда, 46% - часто, 36% - иногда. Более трети подростков (37%) считают, что успешно справляются с данным форматом, более половины (57%) полагают, что лишь часть дел им удается выполнять успешно в формате многозадачности, и лишь 4% думают, что им не удается успешно справляться с выполнением нескольких дел одновременно (2% отметили, что предпочитают выполнять только одно дело). Объективным показателем распространенности среди подростков многозадачного формата деятельности может выступать время одного сеанса на смартфоне (экранное время за день делится на количество разблокировок смартфона). Вследствие большого разброса показателей (от 1,6 до 61 мин по будням и от 0,9 до 19,4 мин по выходным) в данном случае представляется более целесообразным рассматривать медианное время сеанса. Оно составило 3,5 мин в будний и 4,5 мин в выходной день. Среднее количество разблокировок смартфона составило 115 по будням и 113 по выходным. Многозадачность и пользовательская активность. Были выявлены значимые на уровне тенденции различия по предпочтению многозадачного режима у респондентов с разным уровнем пользовательской активности по выходным дням на основании самооценки (х2 = 16,054; df = 9; p = 0,066). При делении выборки на две группы (многозадачники и однозадачники) различия выделяются более ярко (х2 = 11,739; df = 3; p = 0,008). Наибольший процент многозадачников оказался в группе с высокой пользовательской активностью (96,4%) и среди гиперподключенных (92,5%). При этом среди гиперподключенных наибольший процент тех, кто считает, что всегда (10%) или часто (57,5%) совмещает выполнение нескольких дел (табл. 3). Многозадачность и уровень пользовательской активности по самооценке экранного времени смартфона. Выявлены значимые различия по предпочтению формата многозадачности у подростков с разным уровнем использования смартфона в будни (по данным самооценки; х2 = 20,130; df = 3; p = 0,017). Среди подростков с низкой пользовательской активностью лишь четверть считает, что часто делает несколько дел одновременно. Таблица 3 Количество многозадачников и однозадачников среди подростков с разным уровнем пользовательской активности по выходным дням (самооценка) Пользовательская активность Многозадачники Однозадачники Всегда Часто Иногда Предпочитаю делать только одно дело Низкая (до 1 ч) 0% 33,3% 33,3% 33,3% Умеренная (2-4 ч) 7,4% 33,3% 33,3% 25,9% Высокая (5-7 ч) 7,3% 43,6% 45,5% 3,6% Г иперподключенность (более 8 ч) 10% 57,5% 25% 7,5% В группах с умеренной и высокой пользовательской активностью наибольший процент многозадачников: 92% подростков с разной интенсивностью выполняют несколько дел одновременно. Среди них 8% считают, что всегда совмещают выполнение нескольких дел. В группе гиперпод-ключенных процент многозадачников ниже (80%), однако все они ответили, что «часто» выполняют несколько дел одновременно, в то время как среди умеренно и высоко подключенных 46 и 52% подростков соответственно считают, что только «иногда» выполняют несколько дел одновременно. Различаются также ответы на вопрос о многозадачности среди подростков с разным уровнем самооценки пользовательской активности по выходным (х2 = 20,324; df = 9; p = 0,016). Результаты схожи с представленными выше. Наибольший процент однозадачников в группе с низкой пользовательской активностью (57,1%), в то время как наибольший процент много-задачников представлен в группах с умеренной (93,7%) и высокой пользовательской активностью (95,7%) (табл. 4). Таблица 4 Сравнение ответов на вопрос «Как часто Вы делаете несколько дел одновременно?» среди подростков с разным уровнем экранного времени на смартфоне (пользовательской активности) по будним и выходным дням (самооценка) Пользовательская активность Будние дни Выходные дни Все гда Часто Ино гда Предпочитаю делать только одно дело Все гда Часто Ино гда Предпочитаю делать только одно дело Низкая (до 1 ч) 0% 25% 0% 75% 14,3% 28,6% 0% 57,1% Умеренная (2-4 ч) 8,3% 37,5% 45,8% 8,3% 12,5% 43,8% 37,5% 6,3% Высокая (5-7 ч) 8% 32% 52% 8% 0% 34,8% 60,9% 4,3% Гиперпод-ключенность (более 8 ч) 0% 80% 0% 20% 8,3% 41,7% 33,3% 16,7% Важно отметить, что оценка и многозадачности, и экранного времени субъективная. С объективными показателями экранного времени значимых различий по уровню многозадачности обнаружено не было. Анализ повседневной активности подростков и многозадачности. При качественном анализе повседневной активности подростков было выделено 8 категорий для описания офлайн-активности (общение, отдых и досуг, быт, физическая активность, учеба и работа, чтение, игровая деятельность, творчество) и 12 категорий для онлайн-активности (просмотр ленты в социальных сетях, игровая деятельность, общение, просмотр кино / видео, поисково-познавательная деятельность, развлечения, творчество, учеба и работа, обработка фото / видео, чтение новостей, чтение книг, покупки). Анализировались ответы участников, ответивших положительно на вопрос о совмещении нескольких дел в онлайн-пространстве во всех временных интервалах. Совмещение нескольких дел в онлайн в течение временного интервала рассматривалось как показатель ММЗ. Повседневная активность и медиамногозадачность в будние дни. В целом значимых различий по уровню ММЗ в течение дня обнаружено не было. В среднем треть подростков (34%) совмещают два и более дел одновременно в каждом временном интервале (рис. 1). Каждый пятый подросток в будние дни во всех временных интервалах утверждал, что не совмещал выполнение нескольких дел (19%), что позволяет рассматривать его деятельность как линейную и последовательную и отнести его к категории «однозадачников». 36% 16% X ■36% 33 х ,31 % 29%' 25% 26 21% 22% 15% 32% 28% 17% .37% ■34% 35% .33% 31%--30 28 26%. _ 23 % 20% 8% 8:00-10:00 10:00-12:00 12:00-14:00 14:00-16:00 16:00-18:00 18:00-20:00 20:00-22:00 после 22:00 --Количество медиамногозадачников (Будние) --Количество медиамногозадачников (Выходные) - ■ - Количество многозадачников (Будние) - ■ - Количество многозадачников (Выходные) Рис. 1. Количество многозадачников и медиамногозадачников по будним и выходным дням, % При оценке эффективности ММЗ 74% подростков считают, что при совмещении нескольких дел у них все получается хорошо или отлично (рис. 2). Для большинства подростков-медиамногозадачников характерно хорошее или отличное настроение на протяжении всего дня (рис. 3). При сравнении настроения многозадачников и однозадачников были обнаружены различия на уровне тенденции в интервале 20:00-22:00 (F = 3,548; df = 1; p = 0,062): в данном интервале настроение у многозадачников в среднем лучше, чем у однозадачников. 100%~ - 96% ~ 90%‘ ~ ->93% - - - *86%* -92% 82%- - 81% - - 76% - -74% "'68% 70% _.70%- /4%-...._ 63%' 51% _78%._ ----68%---- 83% 73% 73% 64% 8:00-10:00 10:00-12:0012:00-14:0014:00-16:0016:00-18:0018:00-20:0020:00-22:00после 22:00 --Успешность медиамногозадачности (Будние) --Успешность медиамногозадачности (Выходные) - ■ -Успешность многозадачности (Будние) - ■ - Успешность многозадачности (Выходные) Рис. 2. Успешность многозадачности и медиамногозадачности по будним и выходным дням (ответы «хорошо» и «отлично»), % 93%' Z г-_34%**** 4 х "78% * 73%' 100% ■х. .89%-- 83 W ' JJ2% ----5-е-87% 182%- _ _ ' - ~ 79% 8:00-10:00 10:00-12:00 12:00-14:00 14:00-16:00 16:00-18:00 18:00-20:00 20:00-22:00 после 22:00 - Настроение медиамногозадачннков (ответы "хорошо" н "отлично") (Будние) - -Настроение медиамногозадачннков(ответы "хорошо"и "отлично")(Выходные) - - Настроение многозадачников (ответы "хорошо" и "отлично") (Будние) Рис. 3. Настроение многозадачников и медиамногозадачников по будним и выходным дням (ответы «хорошее» и «отличное»), % Наиболее активно подростки совмещают несколько дел в онлайн-пространстве в учебное время - в период с 8:00 до 14:00 (доля подростков-медиамногозадачников составляет более трети от всей выборки). Определились наиболее популярные онлайн-активности, которые совмещаются в разных сочетаниях: просмотр ленты в социальных сетях, общение онлайн, игры, поисково-познавательная деятельность, онлайн-обучение, чтение, просмотр развлекательных видео / кино / сериалов и игры. Отметим, что при работе в формате ММЗ одна из наиболее часто встречающихся активностей - учеба. Можно выделить две группы по характеру совмещения данной активности: одни совмещают учебу с поиском информации или чтением, т.е. учеба дополняется поисково-познавательной деятельностью, другие - с деятельностью, не связанной с учебой (например, с развлечением, коммуникацией). В среднем около 80% подростков-многозадачников оценивают в этот временной интервал свое настроение как хорошее и отличное. Второй пик многозадачности по будним дням приходится на вечер -время после 18:00. В этот период реже встречается совмещение какой-либо активности с онлайн-обучением. Подростки отдают предпочтение совмещению общения, просмотра ленты в социальной сети, видео, фильмов и сериалов, игр и поисково-познавательной деятельности. Именно последняя чаще всего сопряжена с учебой онлайн (12%). В вечернее время все виды деятельности в большей или меньшей степени сопровождаются общением, просмотром ленты в социальных сетях, развлекательных видео / фильмов / сериалов или играми - онлайн-активность подростков сдвигается в сторону коммуникации и развлечений. Например, общение совмещается с просмотром ленты в социальных сетях в среднем в каждом пятом случае (20%). В данный временной промежуток подростки также оценивают свое настроение достаточно высоко (82% оценили его как хорошее или отличное), однако здесь появляются ответы «плохо» (2%) и ниже среднего (3%), возможно, это можно объяснить усталостью к концу дня. Повседневная активность и медиамногозадачность в выходные дни. К выходным доля медиамногозадачников снижается: в среднем в течение дня более четверти подростков совмещают два и более дел одновременно (см. рис. 1). На основе анализа ответов о совмещении нескольких дел в течение всего дня было получено, что 30% подростков целый день работали в однозадачном режиме. Незначительно снижается оценка успешности ММЗ: две трети подростков (67%) считают, что им удается успешно совмещать выполнение нескольких дел (см. рис. 2). В выходные, как и в будние дни, большинство подростков-медиамногозадачников сообщает о хорошем или отличном настроении (см. рис. 3). По выходным также можно наблюдать два пика многозадачности: первый с 12:00 до 18:00, второй - после 20:00. Треть подростков (31%) сообщили о том, что совмещают два и более дела в период с 12:00 до 18:00. В данный промежуток времени практически все виды деятельности совмещаются с онлайн-общением: чаще всего оно совмещается с просмотром ленты в социальных сетях (23%), играми (21%), просмотром фильмов / сериалов / развлекательных видео (21%), поиском информации или просмотром познавательных видео (26%), развлечениями (19%), учебой или работой (25%). Доля многозадачников, включающих в свой режим работы учебную деятельность, по сравнению с будними днями снижается. Кроме общения, учебу совмещают с поиском информации или просмотром познавательных видео (24%), просмотром развлекательных видео / фильмов / сериалов (13%), просмотром ленты в социальных сетях (11%), с развлечениями (10%). Настроение в большей степени у подростков в этот промежуток времени хорошее (28%) и отличное (59%). В вечернее время (интервал после 20:00) доля многозадачников слегка увеличивается (33%). В данное время вся онлайн-активность подростков интенсивно совмещается с общением онлайн, просмотром ленты в социальных сетях, просмотром развлекательных видео / фильмов / сериалов, поиском информации или просмотром познавательных видео. Учебная деятельность здесь присутствует гораздо реже, но в случае, если подростки ею занимаются, то совмещают ее с общением (23%) или поисково-познавательной деятельностью (24%). Настроение у подростков-многозадачников также в основном хорошее (30%) и отличное (58%). При сравнении данных, полученных в 2020 и 2021 гг., были получены значимые различия по количеству медиамногозадачников по будням. Так, в период самоизоляции (2020) в будние дни доля медиамногозадачников была значительно выше, чем годом позднее (F = 14,06; df = 1; p < 0,001), причем различия были получены как раз в пиковые по ММЗ интервалы: в период c 8:00 до 16:00 и с 20:00 до момента отхода ко сну (F = 3,91120,861; df = 1; p = 0,001-0,05). При анализе совмещения онлайн- и офлайн-активностей в будние и выходные дни (показатель многозадачности) учитывались данные только 58 подростков, поскольку анкеты 2020 и 2021 ггг. отличались: в 2020 г. в анкету не входил вопрос о совмещении нескольких активностей в смешанной реальности. Повседневная активность и многозадачность в смешанной реальности в будние дни. В среднем доля многозадачников в будни составляет 30% от выборки, однако анализ ответов о совмещении нескольких дел по каждому интервалу показал, что 72% подростков хотя бы раз за день совмещали несколько онлайн- и офлайн-активностей. Наиболее интенсивно совмещают офлайн- и онлайн-активность утром с 8:00 до 12:00 (см. рис. 1), т.е. до учебы или непосредственно в учебное время. В это время преобладающая деятельность в офлайне - учебная. В 33% случаев ее совмещают с просмотром ленты в социальных сетях, поиском информации или просмотром познавательных видео, а также используют цифровое устройство для учебы или работы, в 29% - с чтением книг, в 24% - с онлайн-общением, в 21% - с развлечениями, в 14% - с просмотром новостей. Также часто встречается совмещение бытовых дел с онлайн-активностью. Каждый четвертый подросток (24%) совмещает бытовые дела с просмотром ленты в социальных сетях, каждый пятый (19%) - с общением онлайн и учебной деятельностью, 14% - с просмотром новостей, чтением книг или поиском информации, а 12% - с развлечениями. В этот промежуток времени каждый пятый подросток дает более низкую оценку успешности совмещения нескольких дел (80% подростков считают, что им удается это делать успешно) (см. рис. 2). У большинства подростков-многозадачников настроение хорошее (53%) и отличное (29%) (см. рис. 3), лишь 5% отметили, что настроение у них в этот период было ниже среднего. В период с 12:00 до 14:00 доля многозадачников снижается и снова возрастает в интервале с 14:00 до 16:00 (см. рис. 1). В данный промежуток времени, кроме учебной деятельности и выполнения повседневных дел, подростки активно включаются в офлайн-общение, и каждый шестой (17%) совмещает его с просмотром ленты в социальных сетях, онлайн-общением, развлечениями и учебой. Причем успешность многозадачности оценивается в данный интервал выше, чем в утренний промежуток времени (87% подростков сообщили, что успешно справляются с совмещением нескольких дел; см. рис. 2). 93% подростков отметили, что настроение у них хорошее (33%) и отличное (60%) (см. рис. 3). Далее доля многозадачников снова уменьшается (с 16:00 до 18:00) и возрастает в вечернее время в интервале с 18:00 до 20:00 (см. рис. 1). В данный промежуток времени офлайн-активность сдвигается в сторону бытовых дел, выполнение которых совмещается с онлайн-общением (33%), развлечениями (22%), поиском информации или просмотром познавательных видео (17%), учебой онлайн (11%), чтением книг онлайн (11%), просмотром ленты в социальных сетях (11%). Учеба офлайн совмещается с онлайн-общением (22%), учебой онлайн (17%) и развлечениями (17%). Также подростки в это время активно общаются в реальной жизни, параллельно общаясь онлайн (17%), просматривая ленты в социальных сетях (17%), просматривая развлекательный контент (11%) или обучаясь онлайн (11%). Здесь успешность совмещения нескольких дел оценивается наиболее высоко (95% подростков считают, что им это удается хорошо или отлично; см. рис. 2). В данный интервал времени 88% подростков оценили свое настроение как хорошее или отличное (см. рис. 3). Повседневная активность и многозадачность в смешанной реальности в выходные дни. К выходным процент многозадачников значительно снижается: в среднем по выборке лишь каждый пятый подросток (19%) совмещает офлайн-деятельность с онлайн-активностью в каждый временной интервал (см. рис. 1). Однако на основе анализа ответов о совмещении нескольких дел по каждому интервалу 52% подростков хотя бы раз за день совмещали несколько онлайн- и офлайн-активностей. В выходной день наиболее насыщены совмещением онлайн- и офлайн-активностей интервалы с 12:00 до 16:00 и с 18:00 до момента отхода ко сну. В первый интервал (12:00-16:00) в реальной жизни подростки в основном отдыхают, общаются или занимаются бытовыми делами. Отдых совмещается с онлайн-общением (25%), развлечениями (19%), просмотром фильмов / сериалов / познавательных видео и поиском информации (17%), просмотром ленты в социальных сетях (15%), играми и занятием творчеством на цифровых устройствах (13%). В каждом шестом случае (17%) офлайн-общение совмещается с онлайн-общением, просмотром фильмов / сериалов / познавательных видео, поиском информации. Бытовые дела совмещаются с общением онлайн (31%), обучением онлайн (25%), поиском информации (25%), просмотром ленты в социальных сетях (25%), просмотром фильмов / сериалов / развлекательных видео (17%), развлечениями (17%). Около 90% подростков оценивают свою деятельность как эффективную (см. рис. 2). В данный промежуток времени 18% подростков оценили свое настроение ниже среднего, 9% - средне, 44% - хорошо, 34% отлично (см. рис. 3). После 18:00 разнообразие офлайн-активностей расширяется: помимо общения, бытовых дел и отдыха подростки занимаются физическими упражнениями или гуляют, большинство из них активно занимается учебой или работой, некоторые читают. Выполняя задания по учебе, подростки смотрят фильмы / сериалы / развлекательные видео (27%), сочетают офлайн- и онлайн-обучение (26%), общаются (23%), ищут информацию (21%), просматривают ленту в социальных сетях (18%) и развлекаются (18%). Общение офлайн подростки чаще всего совмещают с просмотром ленты в социальных сетях (12%) и общением онлайн (12%). Отдыхая, подростки предпочитают смотреть развлекательный контент (26%), фильмы и сериалы (15%), просматривать ленту в социальных сетях (11%) или общаться (11%), обрабатывать фотографии / видео (10%), некоторые совмещают отдых или досуг с учебой онлайн (13%). Выполнение бытовых дел чаще всего совмещается с учебой онлайн (23%) и общением онлайн (23%), развлечениями (17%), поиском информации (14%) или просмотром фильмов / сериалов / развлекательных видео (14%). Физическую активность сочетают с общением онлайн (15%), просмотром ленты в социальных сетях (13%) и развлечениями (13%). Чтение бумажных книг подростки совмещают с онлайн-общением (10%), развлечениями (10%), учебой (10%). Около 94% подростков считают, что им удается успешно совмещать онлайн- и офлайн-активности (см. рис. 2). Настроение подростков в данный интервал времени ухудшается, но все равно большинство оценивают его хорошо (27%) и отлично (57%) (см. рис. 3). 11% оценили свое настроение как плохое, 9% ниже среднего и 8% как среднее. Несмотря на то, что коммуникативная деятельность занимает значительную часть времени подростка, общению с семьей отводится малое количество времени: в течение всего буднего дня от 1 до 9% подростков отметили в дневнике, что общались с членами своей семьи, и от 2 до 8% -в выходные. Обсуждение результатов исследования Субъективные и объективные показатели пользовательской активности. Полученные результаты подтверждают данные о высоком уровне пользовательской активности подростков (Солдатова, Рассказова, 2020; Smahel et al., 2020). По оценкам самих подростков, более половины проводят

Ключевые слова

повседневная деятельность, многозадачность, медиамногозадачность, пользовательская активность, смешанная реальность, подростки, дневник

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Солдатова Галина УртанбековнаМосковский государственный университет им. М.В. Ломоносовапрофессор кафедры психологии личности, факультет психологии; доктор психологических наук, профессор, академик РАО.soldatova.galina@gmail.com
Чигарькова Светлана ВячеславнаМосковский государственный университет им. М.В. Ломоносовамладший научный сотрудник кафедры психологии личности, факультет психологии; кандидат психологических наук.chigars@gmail.com
Кошевая Анастасия ГеоргиевнаМосковский государственный университет им. М.В. Ломоносовааспирант кафедры психологии личности, факультет психологииkoshag@inbox.ru
Никонова Евгения ЮрьевнаМосковский государственный университет им. М.В. Ломоносовамладший научный сотрудник лаборатории «Психология профессий и конфликта», факультет психологииeniconova@mail.ru
Всего: 4

Ссылки

Балашова, Е. Ю., Микеладзе, Л. И. (2013). Возрастные различия в восприятии и переживании времени. Психологические исследования : электронный научный журнал, 6(30), 9. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 03.09.2021)
Выготский, Л. С. (1966). Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 6, 62-76
Королева, Д. О. (2016). Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения. Современная зарубежная психология, 5(2), 55-61. doi: 10.17759/jmfp.2016050207
Леонтьев, А. Н. (1983). Развитие высших форм запоминания. В кн. В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьев, А. В. Петровский (ред.), Избранные психологические произведения (в 2 т., т. 1, с. 31-64). М.: Педагогика
Смирнов, С. Д. (1985). Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Моск. ун-та
Солдатова, Г. У. (2018). Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире. Социальная психология и общество, 9(3), 71-80. DOI:10.17759/sps.2018090308
Солдатова, Г. У., Войскунский, А. Е. (2021). Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(3), 431-450. doi: 10.17323/1813-8918-2021-3431-450
Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И. (2020). Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности. Культурно-историческая психология, 16(4), 87-97. doi: 10.17759/chp.2020160409
Солдатова, Г. У., Рассказова, Е. И., Илюхина, С. Н. (2019). С гаджетами круглые сутки? Один день из жизни абитуриента МГУ. Дети в информационном обществе, 31, 54-61
Солдатова, Г. У., Чигарькова, С. В., Дренева, А. А., Кошевая, А. Г. (2020). Эффект Юлия Цезаря: типы медиамногозадачности у детей и подростков. Вопросы психологии, 66(4), 55-63
 Повседневная деятельность подростков в смешанной реальности: пользовательская активность и многозадачность | Сибирский психологический журнал. 2022. № 83. DOI: 10.17223/17267080/83/2

Повседневная деятельность подростков в смешанной реальности: пользовательская активность и многозадачность | Сибирский психологический журнал. 2022. № 83. DOI: 10.17223/17267080/83/2