Как показывают данные научной литературы, дети, имеющие опыт проживания в сиротских учреждениях, существенно отстают от сверстников в развитии, однако после перехода в замещающую семью (ЗС) отставание может сокращаться. Согласно опубликованной информации, есть основания полагать, что существенную роль в «наверстывании» играют возраст ребенка и временны е характеристики в виде длительности проживания в учреждении и семье. Целью описываемого исследования было изучение связи возраста детей, длительности проживания в доме ребенка (ДР) и в ЗС с показателями взаимодействия детей с опытом институционализации и близких взрослых на двух этапах - в ДР перед переводом в ЗС и после перехода детей в ЗС. В исследовании принял участие 21 ребенок с опытом институционализации (средний возраст детей на этапе обследования в ДР (21,6 ± 12,7) мес; на этапе после перехода в ЗС - (49,8 ± 16,7) мес) и их близкие взрослые (сотрудницы ДР на первом этапе и замещающие родители на втором). Качество взаимодействия детей и близких взрослых изучалось с помощью методики PCERA (The Parent - Child Early Relational Assessment) на основе видеозаписей свободной игры пар ребенок-близкий взрослый. Результаты, полученные при обследовании в ДР перед переводом в ЗС, указывают на наличие положительной взаимосвязи отдельных показателей взаимодействия детей и близких взрослых, а также общего суммарного показателя взаимодействия с возрастом детей на время обследования. Показатель взаимодействия со стороны детей «Положительные эмоции, зрительный контакт» позитивно связан с возрастом поступления детей в ДР. После перехода детей в ЗС большая часть показателей взаимодействия со стороны детей связана с возрастом поступления детей в ДР, а проявляемая детьми «Эмоциональная стабильность, отсутствие негативного аффекта, сотрудничество» - с возрастом перехода в ЗС. Полученные в работе данные обсуждаются с точки зрения влияния социально-эмоционального опыта детей на показатели их взаимодействия с близкими взрослыми.
Relationship of Indicators of Caregiver-Child Interaction with the Child's Age and Length of Stay in a Baby Home an.pdf Введение Проведенные в последние десятилетия в различных странах мира исследования свидетельствуют, что дети, проживающие в депривационных условиях детских учреждений, демонстрируют серьезное отставание от сверстников по многим сферам развития, в том числе у них чаще наблюдаются расстройства привязанности и трудности взаимодействия с близким взрослым (Плетенёва и Мухамедрахимов, 2013; Zeanah & Gleason, 2015). При этом установлено, что качество взаимодействия детей с опытом институционализации (ОИ) с близким взрослым может оказывать значительное влияние на их дальнейшее социально-эмоциональное развитие (Garvin, Tarullo, Van Ryzin & Gunnar, 2012). Анализ научной литературы показал, что после перехода в замещающие семьи (ЗС) у детей наблюдается «наверстывание» отставания в развитии (McCall, Groark, Hawk, Julian, Merz, Rosas, Muhamedrahimov, Palmov & Nikiforova, 2019), и что на этот процесс большое влияние оказывают такие временные характеристики, как возраст ребенка, длительность его проживания в условиях сиротского учреждения и в семье. Было обнаружено, что при проживании в домах ребенка (ДР) Российской Федерации более высокие показатели социального и коммуникативного развития наблюдаются у детей, помещенных в учреждение в более старшем возрасте (Hawk, McCall, Groark, Muhamedrahimov, Palmov & Nikiforova, 2018). В последующем, при переводе в (ЗС), более низкие, по сравнению со сверстниками из биологических семей, показатели развития наблюдаются у детей с большей длительностью пребывания в учреждении (McCall, Muhamedrahimov, Groark, Palmov, Nikiforova, Salaway & Julian, 2016). Анализ ряда исследований указывает на то, что наверстывание, в частности установление безопасных отношений привязанности, в большей степени характерно для детей, которые были переведены в замещающую семью в раннем возрасте (до 6-12 месяцев в зависимости от тяжести депривационных условий в учреждении) (Мухамедрахимов, Туманьян, Чернего и Асламазова, 2020). При этом дети, пребывавшие в учреждении более 5 месяцев, имеют трудности во взаимодействии с близким взрослым даже после двух лет проживания в замещающей семье (Плетенёва, Мухамедрахимов, 2013). В отдельных исследованиях обнаружены изменения некоторых характеристик взаимодействия с близким взрослым и привязанности в ЗС в зависимости от длительности проживания ребенка в замещающей семье (Van den Dries, Juffer, Van IJzendoorn & Bakermans-Kranenburg, 2009). Также установлено, что детские показатели взаимодействия могут улучшаться с возрастом детей, однако дети с ОИ, в отличие от детей из биологических семей, становятся склонны сдерживать негативные эмоции и фокусироваться на состоянии близкого взрослого (Иванова, 2006; The St. Petersburg-USA Orphanage Research Team, 2008). Таким образом, в научной литературе имеются данные о влиянии различных временных характеристик на определенные сферы развития детей с ОИ. Однако связь этих характеристик с качеством взаимодействия ребенка с близким взрослым в замещающей семье изучена не в полной мере. Так, в литературе мало представлены данные о возможном влиянии возраста детей и длительности их проживания в учреждении и в замещающей семье на важные для понимания качества взаимодействия ребенка и взрослого показатели взаимодействия отдельно со стороны ребенка, отдельно со стороны близкого взрослого и, в целом, в диаде «близкий взрослый - ребенок». В связи с этим целью представленной работы являлось изучение взаимосвязи показателей взаимодействия детей и близких взрослых и временных характеристик на выходе из дома ребенка и после перевода детей в замещающие семьи. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: 1) определить, с какими возрастными и временными характеристиками (возраст, возраст поступления в дом ребенка, длительность проживания в доме ребенка) связаны показатели взаимодействия со стороны ребенка, близкого взрослого и в диаде в доме ребенка перед переводом детей в замещающие семьи; 2) определить, с какими возрастными и временны ми характеристиками (возраст, возраст поступления в дом ребенка, длительность проживания в доме ребенка, возраст перевода в замещающую семью, длительность проживания в замещающей семье) связаны показатели взаимодействия со стороны ребенка, близкого взрослого и в диаде в замещающих семьях. На основании анализа данных литературы мы предположили, что при обследовании детей в доме ребенка перед переводом в замещающую семью, а также при обследовании в замещающих семьях существует взаимосвязь показателей взаимодействия детей с близкими взрослыми: 1) с возрастом детей на время обследования, 2) с возрастом поступления и длительностью проживания детей в доме ребенка. Мы также предположили, что 3) после перевода в замещающие семьи показатели взаимодействия будут связаны с возрастом перевода детей из дома ребенка в семью. Методы Исследование проводилось на базе одного из домов ребенка, а также в замещающих семьях г. Санкт-Петербург. На время проведения обследования условия проживания детей в ДР характеризовались адекватным медицинским уходом, санитарно-гигиеническими условиями и питанием, однако депривационным социально-эмоциональным окружением, связанным с большими по числу детей и однородными по возрасту и уровню развития группами детей, посменной работой группового персонала без наличия сотрудников, выделенных для выполнения роли близких для детей взрослых, и частой сменой окружения в связи с переводом детей из группы в группу (The St. Petersburg-USA Orphanage Research Team, 2008). После перехода детей из ДР в ЗС родители были проинформированы социальным работником о возможности участия в данном исследовании. Участники и дизайн исследования. В выборку исследования был включен 21 типично развивающийся ребенок (9 мальчиков, 12 девочек) с опытом институционализации и их близкие взрослые: сотрудницы ДР при обследовании в учреждении и замещающие родители при обследовании в ЗС. Анализ взаимодействия проводился на двух этапах: 1) в ДР перед переводом детей в ЗС (на выходе из ДР с сотрудницами в качестве близких взрослых; n = 10, средний возраст детей (21,6 ± 12,7) мес; средний возраст поступления в ДР (13 ± 13,9) мес; среднее время пребывания в ДР (8,2 ± 4,1) мес); 2) после перехода в ЗС (с приемными родителями или опекунами; n = 21, возраст детей (49,8 ± 16,7) мес; возраст поступления в ДР (13 ± 13,5) мес; время пребывания в ДР (12,6 ± 7,61) мес; возраст перехода в ЗС (26,1 ± 14,6) мес; время пребывания в ЗС (23,1 ± 11,3) мес). Всего был изучен 31 случай взаимодействия детей с близкими взрослыми. Методика исследования. Для оценки качества взаимодействия детей и близких взрослых использовалась методика PCERA (The Parent - Child Early Relational Assessment) (Clark, 1985). Данная методика позволяет определить характеристики взаимодействия ребенка с близким взрослым по результатам анализа видеозаписи пятиминутного эпизода свободной игры ребенка и взрослого. Видеозапись анализируется по 65 показателям взаимодействия, оцениваемых по пятибалльной шкале (1 - проблемная область, 5 - область проявления сильных сторон). Для последующего анализа были взяты следующие факторные показатели взаимодействия (Шабалина, Мухамедрахимов, 2021): со стороны ребенка - 1) «Активность, качество исследовательской игры»; 2) «Эмоциональная стабильность, отсутствие негативного аффекта, сотрудничество»; 3) «Положительные эмоции, зрительный контакт». Со стороны взрослого - 1) «Чувствительность к сигналам ребенка, отражение, вовлеченность во взаимодействие»; 2) «Отсутствие негативных эмоций и реакций, предсказуемость»; 3) «Энтузиазм, жизнерадостность, положительные эмоции». В диаде - 1) «Взаимность, регуляция взаимодействия, позитивная вовлеченность». Также учитывались суммарные показатели для детей и взрослых общий суммарный показатель взаимодействия (сумма всех факторов). Процедура исследования. В доме ребенка видеозапись взаимодействия ребенка и сотрудницы проводилась в отдельной комнате, оборудованной видеокамерами, видеомикшером, видеомагнитофоном и телевизором. Видеосъемку взаимодействия в ЗС специалист исследовательской группы осуществлял на видеокамеру во время домашнего визита. Взрослым была зачитана инструкция, призывающая поиграть с ребенком в свободной форме с использованием предоставленных подобранных по возрасту ребенка игрушек. Взаимодействие записывалось на камеру в течение 5 минут, при этом взрослый и ребенок по возможности располагались лицом к камере. Дальнейший анализ видеозаписей проводился прошедшими обучение специалистами, чьи оценки случаев взаимодействия совпадали между собой и с экспертными оценками на 95%. Анализ данных. Для выявления взаимосвязей был лроведен корреляционный анализ с ислользованием нелараметрического критерия Слирмена, а также частный корреляционный анализ. Статистическая обработка проводилась с ломощью лакета лрограммы SPSS 23. Результаты исследования Ниже представлены результаты исследования взаимодействия детей и близких взрослых на двух этапах обследования - в ДР перед переводом в ЗС и после перехода детей в ЗС, по факторным показателям взаимодействия со стороны ребенка, со стороны взрослого и в диаде. В ДР перед переводом детей в ЗС с возрастом поступления детей в ДР положительно связан детский показатель «Положительные эмоции, зрительный контакт» (г = 0,658, p < 0,05), взрослый показатель «Чувствительность к сигналам ребенка, отражение, вовлеченность во взаимодействие» (r = 0,671, p < 0,05) и суммарный взрослый показатель взаимодействия (г = 0,656, p < 0,05), а также общий суммарный показатель взаимодействия (г = 0,607, p = 0,06 - на уровне тенденции). Обнаружены положительные корреляции показателей взаимодействия с возрастом детей на время обследования: детского показателя «Эмоциональная стабильность, отсутствие негативного аффекта, сотрудничество» (г = 0,676, p < 0,05), показателя со стороны взрослых «Чувствительность к сигналам ребенка, отражение, вовлеченность во взаимодействие» (г = 0,691, p < 0,05), суммарного взрослого показателя (г = 0,683, p < 0,05) и общего суммарного показателя взаимодействия (г = 0,646, p < 0,05). Обнаружена отрицательная взаимосвязь детского показателя «Положительные эмоции, зрительный контакт» с длительностью пребывания детей в ДР (г = -0,630, p = 0,05). Для других факторных показателей взаимодействия со стороны детей, взрослых и в диаде на этапе выхода детей из ДР значимых корреляций ни с одним временным показателем не обнаружено (p > 0,10). В связи с тем, что в данной работе для этапа выхода детей из ДР был обнаружен высокий уровень связи между возрастом детей на время обследования и их возрастом при поступлении в ДР (г = 0,920, p < 0,001), было принято решение провести частный корреляционный анализ показателей взаимодействия и временных показателей с исключением влияния возраста детей на время обследования. В результате данного анализа было обнаружено, что детский показатель взаимодействия «Положительные эмоции, зрительный контакт» положительно связан с возрастом поступления детей в ДР (г = 0,677, p < 0 ,05) и на уровне тенденции отрицательно связан с длительностью пребывания в ДР (г = -0,654, p = 0,06). После перехоДа Детей в ЗС обнаружена положительная корреляция как суммарного детского показателя, так и показателей «Активность, качество исследовательской игры» и «Эмоциональная стабильность, отсутствие негативного аффекта, сотрудничество» с возрастом поступления детей в ДР (г = 0,441-0,643, p < 0,05), при этом последний также связан с возрастом перехода в ЗС (г = 0,498, p < 0,05). При этом ни для одного из детских показателей значимых корреляций с длительностью проживания детей в ДР и временем пребывания в ЗС, а также с возрастом детей на время перехода в ЗС и на время обследования не обнаружено (p > 0,10). Выявлено, что суммарный и факторные показатели взаимодействия со стороны взрослых, диадный показатель, а также общий суммарный показатель взаимодействия с возрастными показателями детей и временем их пребывания в ДР и ЗС значимо не связаны (p > 0,10). Обсуждение результатов В рамках проведенного исследования были получены данные о том, что, на этапе обследования в ДР перед переводом детей в ЗС показатели взаимодействия со стороны взрослых («Чувствительность к сигналам ребенка, отражение, вовлеченность во взаимодействие», а также суммарный взрослый показатель взаимодействия) и общий суммарный показатель взаимодействия были положительно связаны как с возрастом детей на время обследования, так и с возрастом их поступления в ДР. После исключения влияния возраста детей на время обследования, корреляции этих показателей взаимодействия с возрастом поступления в ДР не подтвердились, т.е., как можно полагать, были опосредованы высоким уровнем взаимосвязи между возрастом поступления детей в ДР и возрастом обследования. В результате исследования установлена положительная связь детского показателя «Эмоциональная стабильность, отсутствие негативного аффекта, сотрудничество» с возрастом детей на время обследования и отрицательная связь показателя «Положительные эмоции, зрительный контакт» -с длительностью пребывания детей в ДР. При исключении влияния возраста детей на время обследования выявлено, что детский показатель «Положительные эмоции, зрительный контакт» положительно связан с возрастом поступления детей в ДР и отрицательно - с длительностью их пребывания в ДР (в тенденции). Таким образом, результаты исследования детей в ДР перед переводом в ЗС свидетельствуют, что чем дети старше, тем больше они демонстрируют эмоциональную стабильность и сотрудничество, сдерживание негативного аффекта, и тем больше чувствительности и вовлеченности во взаимодействие проявляют взрослые, а также улучшается качество взаимодействия со стороны взрослых и в целом. Полученные результаты подтверждают и дополняют данные литературы об улучшении отдельных показателей взаимодействия с возрастом детей и о том, что дети с ОИ с возрастом начинают все больше сдерживать негативные эмоции в процессе взаимодействия со взрослым (Иванова, 2006; The St. Petersburg-USA Orphanage Research Team, 2008). Данные о более частом проявлении положительных эмоций и установлении зрительного контакта со взрослым у детей, помещенных в ДР в более старшем возрасте, согласуются с результатами исследований, свидетельствующими о наличии у таких детей более развитых навыков коммуникации, по сравнению с детьми, поступившими в детские сиротские учреждения в раннем возрасте (Hawk et al., 2018). Вероятно, что дети, поступающие в учреждение в более старшем возрасте, имеют более длительный опыт взаимодействия с близким взрослым в семье до помещения в ДР и, несмотря на социально-эмоционально депривационные условия учреждения, используют этот опыт при взаимодействии с сотрудниками ДР. При этом чем меньше они находятся в депривационных условиях, тем больше проявляют положительных эмоций и чаще используют зрительный контакт. Эти данные дополняют представления о специфике эмоционального развития детей, воспитывающихся в ДР. Так, имеющиеся в литературе данные об усилении проявления положительного эмоционального тона показаны в связи с увеличением возраста детей в ДР (Конькова, Мухамедрахимов, 2008), однако не учитывают обнаруженный в нашей работе вклад в специфику эмоционального развития детей возраста их поступления и длительности пребывания в учреждении. При контролировании возраста детей на время обследования результат, свидетельствующий о снижении, с увеличением длительности пребывания в ДР, положительных эмоций и зрительного контакта со взрослым проявляется лишь на уровне тенденции, что предполагает продолжение изучения этого важного для понимания эмоционального развития в условиях депривации вопроса с исследованием большего числа детей. На этапе после перехода детей в замещающие семьи большинство детских показателей взаимодействия положительно связаны с возрастом поступления детей в ДР: дети демонстрируют больше положительных эмоций и зрительного контакта, более высокий уровень исследовательской игры и активности, у них выше эмоциональная стабильность и сотрудничество, наблюдается отсутствие негативного аффекта, а также более высокое качество взаимодействия с близким взрослым в целом. Кроме того, более высокая эмоциональная стабильность, сотрудничество и сдерживание негативного аффекта выявлены у детей, переведенных в ЗС в более старшем возрасте. При этом значимых корреляций детских показателей с длительностью проживания детей в ДР и временем пребывания в ЗС не обнаружено, а значит, данные особенности взаимодействия в первую очередь связаны с более длительным опытом проживания с близким взрослым в биологической семье до поступления в сиротское учреждение. По всей видимости, после начала проживания в замещающей семье у детей происходит актуализация опыта взаимодействия с биологическими родителями, полученного до проживания в доме ребенка. И чем длительнее этот опыт, тем выше оказывается качество взаимодействия ребенка с замещающими родителями. Вопреки данным литературы о влиянии длительности пребывания в ДР на наличие трудностей во взаимодействии детей с замещающими родителями (Плетенёва, Мухамедрахимов, 2013), в данном исследовании не было обнаружено значимых корреляций длительности проживания в ДР ни с одним показателем детско-родительского взаимодействия в ЗС. Вероятно, это может быть связано с возрастом обследования детей: в данной работе на этапе выхода из ДР средний возраст составил (21,6 ± 12,7) мес; на этапе после перехода в ЗС - (49,8 ± 16,7) мес, в то время как по представленным в литературе данным последствия депривационного опыта у детей могут проявляться в более старшем возрасте (McCall et al., 2016). Отсутствие корреляций показателей взаимодействия с временем пребывания в ЗС может объясняться относительно непродолжительным периодом проживания детей в ЗС, рассматриваемым в данном исследовании (не более 4 лет). Кроме того, ЗС не однородны по своему составу и включают в себя несколько типов (приемная семья, опека родственниками и не-родственниками, возвращение в биологическую семью), что также может влиять на качество детско-родительского взаимодействия, но не учитывается в рамках данной работы. В целом полученные результаты частично подтверждают выдвинутые перед проведением работы гипотезы о наличии взаимосвязи показателей взаимодействия с возрастными и временны: ми характеристиками. С возрастом детей на время обследования обнаружены связи показателей взаимодействия на этапе обследования в ДР (для показателей взаимодействия со стороны взрослых, одного из показателей со стороны детей и общего суммарного показателя взаимодействия), но не на этапе обследования после перевода детей в ЗС. С возрастом поступления и длительностью проживания детей в ДР выделены связи при обследовании в ДР для одного из показателей со стороны детей (положительно - с возрастом поступления в ДР и отрицательно - с длительностью пребывания в ДР), но не показателей со стороны взрослых и в диаде; а также, при обследовании в ЗС, выявлена связь детских показателей с возрастом поступления детей в ДР, но отсутствие связи детских показателей с длительностью проживания в ДР и показателей взаимодействия со стороны взрослых - с возрастом и длительностью проживания детей в ДР. С возрастом перевода детей из ДР в ЗС показана связь одного из детских показателей («Эмоциональная стабильность, отсутствие негативного аффекта, сотрудничество»), но не показателей взаимодействия со стороны взрослых и в диаде. Таким образом, в результате проведенного исследования показано, что возраст детей, в значительной степени определяющий характеристики взаимодействия с близким взрослым как в биологических семьях (Иванова, 2006; The St. Petersburg-USA Orphanage Research Team, 2008), так и в домах ребенка (Иванова, 2006; The St. Petersburg-USA Orphanage Research Team, 2008) (а также по данным настоящей работы), не является фактором, значимо влияющим на взаимодействие после перевода в замещающие семьи как со стороны детей, так и со стороны замещающих родителей. Вероятно, что приобретенные детьми с возрастом в депривационных условиях дома ребенка характеристики взаимодействия не соответствуют семейным условиям жизни, а родители в своем поведении по отношению к принятым в семью детям не учитывают особенностей их возрастного развития и приобретенного опыта. Согласно результатам работы, возраст поступления и длительность пребывания в ДР определяют один из показателей взаимодействия со стороны детей при обследовании в ДР, но не связаны с взаимодействием со стороны взрослых и в диаде ни в ДР, ни в ЗС. Вероятно, что ни сотрудники, ухаживающие за детьми в ДР, ни замещающие родители не проявляют чувствительности к потребностям взаимодействия со стороны детей, связанным с длительностью социально-эмоционального опыта и особенностям характеристик взаимодействия, приобретенным ими до поступления в ДР и в зависимости от времени пребывания в депривационных условиях учреждения. Таким же образом, после перевода в семью, замещающие родители не проявляют должного внимания к изменяющемуся, в зависимости от возраста ребенка на время принятия в семью, поведению со стороны детей, и не меняют своего взаимодействия с ними. Практическое применение. Полученные в данном исследовании результаты поддерживают информацию, что замещающие семьи, в частности семьи, принявшие на воспитание ребенка с опытом институционализации, имеют потребность в психологическом сопровождении (Zeanah, Gleason, 2015; Шабалина, Мухамедрахимов, 2021; Muhamedrahimov, Tumanian & Dozier, 2019). В настоящее время сопровождение замещающих семей в Российской Федерации проводится часто без учета влияния качества взаимодействия в семье на развитие ребенка. Полученные в рамках данного исследования результаты подчеркивают необходимость использования знаний об особенностях взаимодействия замещающих родителей и детей с опытом социально-эмоциональной депривации в практике специалистов для составления и внедрения научно обоснованных программ сопровождения, направленных на улучшение характеристик взаимодействия в диаде, в том числе в зависимости от актуального возраста детей, длительности их проживания в семье биологических родителей, в доме ребенка и в замещающей семье. При разработке программы можно ориентироваться на программу раннего психологического вмешательства «ABC» (Attachment and Biobehavioral Catch-Up Intervention Program, M. Dozier), уже показавшую свою эффективность при использовании раннего сопровождения детей с опытом институционализации и родителей в российских замещающих семьях (Muhamedrahimov et al., 2019). Ограничения исследования. Результаты данной работы не могут распространяться на детей более старшего возраста, воспитывавшихся в других детских сиротских учреждениях, детей из групп медицинского и биологического риска нарушений развития. К ограничениям данного исследования относится также то, что не все дети приняли участие в обоих этапах исследования. Это позволяет анализировать срезы в двух точках, но не дает возможности отследить лонгитюдную динамику показателей взаимодействия по двум этапам обследования. Возможные направления Дальнейших исследований. Необходимо проведение дальнейших исследований особенностей взаимодействия детей с ОИ с близкими взрослыми до и после перехода в ЗС с включением в качестве группы сравнения детей, воспитывающихся в биологических семьях, а также детей, воспитывающихся в ДР и переведенных в ЗС после реализации программы реорганизации работы учреждения, направленной на повышение чувствительности и стабильности ухаживающих за детьми близких взрослых (The St. Petersburg-USA Orphanage Research Team, 2008). Также важно при оценке взаимодействия детей с замещающими родителями, учитывать тип замещающей семьи. Заключение Представленное в настоящей статье исследование посвящено изучению особенностей взаимодействия детей с близкими взрослыми на выходе из дома ребенка и после перехода в замещающую семью в связи с различными возрастными и временны ми показателями. Результаты исследования на этапе обследования в доме ребенка перед переводом в замещающую семью демонстрируют положительную связь показателей взаимодействия детей («Эмоциональная стабильность, отсутствие негативного аффекта, сотрудничество») и близких взрослых («Чувствительность к сигналам ребенка, отражение, вовлеченность во взаимодействие», суммарный взрослый показатель взаимодействия), а также общего суммарного показателя с возрастом детей на время обследования. Кроме того, обнаружена положительная взаимосвязь детского показателя «Положительные эмоции, зрительный контакт» с возрастом поступления детей в дом ребенка. Согласно результатам, полученным после перехода детей в замещающие семьи, детские показатели «Активность, качество исследовательской игры», «Эмоциональная стабильность, отсутствие негативного аффекта, сотрудничество», суммарный детский показатель связаны с возрастом поступления детей в дом ребенка, при этом показатель «Эмоциональная стабильность, отсутствие негативного аффекта, сотрудничество» также положительно связан с возрастом перехода в замещающую семью. Дальнейшие исследования в данной области предполагают изучение связи показателей взаимодействия с возрастными и временными показателями у детей в доме ребенка и замещающих семьях, по сравнению с детьми из дома ребенка после повышения чувствительности и стабильности социальноэмоционального окружения и переведенными из этих условий в замещающие семьи, а также по сравнению с детьми, воспитывающимися в биологических семьях.
Иванова, В. Ю. (2006). О психологическом взаимодействии близких взрослых и детей, проживающих в семье и в доме ребенка. Дефектология, 1, 76-79
Конькова, М. Ю., Мухамедрахимов, Р. Ж. (2008). Выражение эмоций на лицах детей и взрослых в процессе взаимодействия. В кн.: Мухамедрахимов, Р. Ж. (ред.) Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 34-55
Мухамедрахимов, Р. Ж., Туманьян, К. Г., Чернего, Д. И. & Асламазова, Л. А. (2020). Привязанность у детей с опытом институционализации. Часть II. Особенности привязанности у детей, проживающих в замещающих семьях. Психологический журнал, 41(6), 48-56. doi: 10.31857/S020595920012586-0
Плетенёва, М. В., Мухамедрахимов, Р. Ж. (2013). Влияние длительности проживания в учреждении на характеристики взаимодействия ребенка с матерью после перевода в семью. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 4, 109-117. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21226484_72055947.pdf
Шабалина, Е. В., Мухамедрахимов, Р. Ж. (2021). Анализ взаимодействия детей и взрослых при переводе детей из дома ребенка в замещающие семьи. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 11(2), 150-161. doi: 10.21638/spbu16.2021.203