Типы мышления и вербальный интеллект в контексте психофизиологической проблемы
Представлены результаты исследования взаимосвязи стилей мышления и вербального интеллекта будущих специалистов помогающих профессий в контексте психофизиологической проблемы как соотношения психического и психофизиологического. Исследование является попыткой изучить работу отделов мозга на основании психометрической методики К. Бензигер. Цель исследования - определить взаимосвязи типов мышления и вербального интеллекта. При реализации цели можно предположить корреляцию типов мышления и вербального интеллекта, имеющего психофизиологические корреляты. Типы мышления и когнитивный стиль аналитичность-холистичность интерпретируются с точки зрения методологических положений К. Бензигер, вербальный интеллект -с позиций двухфакторной теории вербального интеллекта как индивидуального ментального опыта А.П. Лобанова. На первом этапе исследования, в ходе которого определена выраженность четырех типов мышления студентов в зависимости от условной выраженности активности в разных долях больших полушарий мозга с учетом регионального фактора по методике «Оценка стилей мышления» К. Бензигер, приняли участие 184 респондента. На втором этапе предметом исследования стала взаимосвязь типов мышления и вербального (конкретного и абстрактного) интеллекта у 77 обучающихся, которые выполнили методики «Оценка стилей мышления» К. Бензигер и «Ведущий способ группировки» А.П. Лобанова. Результаты исследования показали доминирование холистической стратегии мышления над аналитической у студентов вне зависимости от регионального фактора (учреждения образования), что характерно для будущих специалистов помогающих профессий. У студентов БГПУ (Минск), согласно методике, более выражена активность в передних и задних долях левого полушария, у студентов ГрГУ (Гродно) - в передних и задних долях правого полушария. Различия между группами испытуемых оказались статистически значимыми только по выраженности активности в правой задней доле головного мозга, обеспечивающей общую эмоциональность, чувство принадлежности и эффективность невербальной коммуникации. Результаты факторизации отразили эффект динамического взаимодействия двух видов вербального интеллекта, когда фазы комплементарности могут замещаться периодами их оппозиции, а также активность функционирования конкретного и абстрактного интеллектов в задней / передней областях головного мозга. Полученные результаты требуют конкретизации и специального дальнейшего исследования с физиологами, что позволит уточнить границы локализации активности мозга, характерной для каждого типа мышления, изучаемого методикой К. Бензигер.
                        
                        
                        Ключевые слова
стили мышления, 
аналитическая стратегия, 
холистическая стратегия, 
вербальный интеллект, 
ментальная репрезентация, 
психофизиологическая проблемаАвторы
    			
                
    				 
    				| Лобанов Александр Павлович | Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка | доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и организационной психологии | lobanov.ap@outlook.com | 
| Дроздова Наталья Валерьевна | Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка | кандидат психологических наук, доцент, директор Института психологии | drozdova_33@mail.ru | 
| Певнева Анжела Николаевна | Гродненский государственный университет им. Янки Купалы | кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и социальной психологии | pevneva_AN@grsu.by | 
    			
                 Всего: 3
                Ссылки
Айзенк, Г., Кэмин, Л. (2002). Природа интеллекта. Битва за разум. М.: Эксмо-Пресс.
Апанович, В. В., Арамян, Э. А., Дольникова, М. С., Александров, Ю. И. (2021). Различия мозгового обеспечения решения аналитических и холистических задач. Психологический журнал, 42(2), 45-60. doi: 10.31857/S020595920014240-0.
Апанович, В. В., Знаков, В. В., Александров, Ю. И. (2017). Апробация шкалы аналитичности-холистичности на российской выборке. Психологический журнал, 38(5), 80-96. doi: 10.7868/S0205959217050075.
Барабан, И. И. (2023). Гендерные различия в характеристиках когнитивных стилей курсантов, обучающихся управлению воздушным движением. Научно-практический журнал «Право. Экономика. Психология», 3(31), 76-81.
Бизюк, А. П. (2005). Компендиум методов нейропсихологического исследования, метод. пособие. СПб.: Речь.
Бушов, Ю. В. (2022). Психофизиологические механизмы и индивидуальные особенности восприятия времени. Вестник психофизиологии, 7(1), 46-59. doi: 10.34985/k1730-9730-9775-n.
Веккер, Л. М. (2000). Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл; Per Se.
Волкова, Е. В., Докучаев, Д. А. (2022). Импульсивность-рефлексивность и нейроэффективность интеллектуальной деятельности. Экспериментальная психология, 15(2), 125-143. doi: 10.17759/exppsy.2022150210.
Глущенко, В. В. Шабаев, В. С. (2017). Нейрофизиологические показатели активности внимания. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 5(106), 110-112.
Гужов, В. И., Винокуров, А. А., Марченко, И. О., Савин, М. А. (2015). Пространственная локализация функций в коре головного мозга. Инженерный вестник Дона, электронный научный журнал, 4. URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3343.
Дикая, Л. А. (2010). Нейрофизиологические коррелята: музыкальной творческой деятельности. Сибирский психологический журнал, 36. 46-52.
Каратыгин, Н. А., Коробейникова, И. И., Венерина, Я. А., Венерин А. А., Александров, Ю. И. (2022). Связь спектральных характеристик тета-ритма ЭЭГ с результативностью выполнения когнитивного теста «n-back». Экспериментальная психология, 15(2), 95-110. doi: 10.17759/exppsy.2022150208.
Кольцова, В. А., Ждан, А. Н. (2015). Учение И. М. Сеченова о рефлексах головного мозга: манифест русской объективной психологии. Психологический журнал, 36(2), 70-77.
Лобанов, А. П. (2010). Интеллект и ментальные репрезентации: образовательный подход. Минск : БГПУ.
Лобанов, А. П. Дроздова, Н. В. Морозов, А. А. (2021). Вербальный интеллект и его психофизиологические корреляты. В сб.: В. В. Рубцов, М. Г. Сорокова, Н. П. Радчикова (ред.) Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. ст. И-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (с. 326-346). М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ.
Лобанов, А. П., Орлова, Д. А., Дроздова, Н. В., Добриян, Ю. М. (2020). Окуломоторная активность студентов с конкретным и абстрактным вербальным интеллектом: айтрекинг в когнитивных исследованиях. Вышэйшая школа: навукова-метадычны и публкцыстычны часопис, 2, 42-46.
Логинова, Н. А., Осорина, М. В., Холодная, М. А., Чередникова, Т. В. (2018). Единая теория психических процессов Л. М. Веккера в современной психологии (к 100-летию со дня рождения). Психологический журнал, 39(6), 102-113. doi: 10.31857/S020595920002257-8.
Певнева, А. Н. (2023). Нейрофизиологические особенности функционирования когнитивной ригидности в Струп-парадигме. Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Сер. 1. Педагогика. Психология. Филология, 4, 80-84.
Пермякова, М. Е., Коваленко, В. Я., Виндекер, О. С. (2019). Исследование взаимосвязи когнитивных стилей и их особенностей у юношей и девушек. Перспективы науки и образования, 6(42), 251-261. doi: 10.32744/pse.2019.6.21.
Пиаже, Ж. (1969). Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение.
Плотникова, А. В., Кудрин, Р. А., Ахундова, Р. Е. (2015). Типологические особенности интеллекта и биоэлектрической активности головного мозга у лиц с разным хронотипом. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета, 1(53), 58-61.
Ратанова, Т. А. (2011). Время реакции в системе изучения природы интеллекта и специальных способностей. Экспериментальная психология, 4(3), 86-96.
Ричардсон, Т. Э. Дж. (2006). Мысленные образы: когнитивный подход. М. : Когито-Центр. Сеченов, И. М. (2001). Элементы мысли. СПб.: Питер.
А.П. Лобанов, Н.В. Дроздова, А.Н. Певнева Солсо, Р. Л. (2011). Когнитивная психология. СПб.: Питер.
Чуприкова, Н. И. (2007). Умственное развитие: принцип дифференциации. СПб.: Питер.
Kosslyn, S. M. (1987). Seeing and imagining in the cerebral hemispheres: A computational approach. Physiological Review, 94, 148-175.
Kosslyn, S. M. (1994). Image and bran: The resolution of the imagery debate. MIT press.
Kounios, J., & Beeman, M. (2014). The cognitive neuroscience of insight. Annual review of psychology, 65(1), 71-93. doi: 10.1146/annurev-psych-010213-115154.
Leonard, N. R., Gwadz, M. V., Ritchie, A., Linick, J. L., Cleland, C. M., Elliott, L., & Grethel, M. (2015). A multi-method exploratory study of stress, coping, and substance use among high school youth in private schools. Frontiers in psychology, 6, 1028. doi: 10.3389/fpsyg.2015.01028.
Limanowski, J. (2022). Precision control for a flexible body representation. Neuroscience & BiobehavioralReviews, 134, 104401. doi: 10.1016/j.neubiorev.2021.10.023.
Pratchett, T., Young, G., Brooks, C, Jeskins, L, & Monagle, H. (2016). Benziger Thinking Styles Assessment (BTSA). In G. Young (Ed.), Practical Tips for Developing your Staff. Facet Publishing.
Sechenov, I. M. (2001). Elementy mysli [Elements of Thought]. St.Petersburg: Piter.
Solso, R. L. (2011). Kognitivnayapsikhologiya [Cognitive Psychology]. St.Petersburg: Piter.