Типы мышления и вербальный интеллект в контексте психофизиологической проблемы | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/1

Типы мышления и вербальный интеллект в контексте психофизиологической проблемы

Представлены результаты исследования взаимосвязи стилей мышления и вербального интеллекта будущих специалистов помогающих профессий в контексте психофизиологической проблемы как соотношения психического и психофизиологического. Исследование является попыткой изучить работу отделов мозга на основании психометрической методики К. Бензигер. Цель исследования - определить взаимосвязи типов мышления и вербального интеллекта. При реализации цели можно предположить корреляцию типов мышления и вербального интеллекта, имеющего психофизиологические корреляты. Типы мышления и когнитивный стиль аналитичность-холистичность интерпретируются с точки зрения методологических положений К. Бензигер, вербальный интеллект -с позиций двухфакторной теории вербального интеллекта как индивидуального ментального опыта А.П. Лобанова. На первом этапе исследования, в ходе которого определена выраженность четырех типов мышления студентов в зависимости от условной выраженности активности в разных долях больших полушарий мозга с учетом регионального фактора по методике «Оценка стилей мышления» К. Бензигер, приняли участие 184 респондента. На втором этапе предметом исследования стала взаимосвязь типов мышления и вербального (конкретного и абстрактного) интеллекта у 77 обучающихся, которые выполнили методики «Оценка стилей мышления» К. Бензигер и «Ведущий способ группировки» А.П. Лобанова. Результаты исследования показали доминирование холистической стратегии мышления над аналитической у студентов вне зависимости от регионального фактора (учреждения образования), что характерно для будущих специалистов помогающих профессий. У студентов БГПУ (Минск), согласно методике, более выражена активность в передних и задних долях левого полушария, у студентов ГрГУ (Гродно) - в передних и задних долях правого полушария. Различия между группами испытуемых оказались статистически значимыми только по выраженности активности в правой задней доле головного мозга, обеспечивающей общую эмоциональность, чувство принадлежности и эффективность невербальной коммуникации. Результаты факторизации отразили эффект динамического взаимодействия двух видов вербального интеллекта, когда фазы комплементарности могут замещаться периодами их оппозиции, а также активность функционирования конкретного и абстрактного интеллектов в задней / передней областях головного мозга. Полученные результаты требуют конкретизации и специального дальнейшего исследования с физиологами, что позволит уточнить границы локализации активности мозга, характерной для каждого типа мышления, изучаемого методикой К. Бензигер.

Ключевые слова

стили мышления, аналитическая стратегия, холистическая стратегия, вербальный интеллект, ментальная репрезентация, психофизиологическая проблема

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лобанов Александр ПавловичБелорусский государственный педагогический университет им. Максима Танкадоктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и организационной психологииlobanov.ap@outlook.com
Дроздова Наталья ВалерьевнаБелорусский государственный педагогический университет им. Максима Танкакандидат психологических наук, доцент, директор Института психологииdrozdova_33@mail.ru
Певнева Анжела НиколаевнаГродненский государственный университет им. Янки Купалыкандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и социальной психологииpevneva_AN@grsu.by
Всего: 3

Ссылки

Айзенк, Г., Кэмин, Л. (2002). Природа интеллекта. Битва за разум. М.: Эксмо-Пресс.
Апанович, В. В., Арамян, Э. А., Дольникова, М. С., Александров, Ю. И. (2021). Различия мозгового обеспечения решения аналитических и холистических задач. Психологический журнал, 42(2), 45-60. doi: 10.31857/S020595920014240-0.
Апанович, В. В., Знаков, В. В., Александров, Ю. И. (2017). Апробация шкалы аналитичности-холистичности на российской выборке. Психологический журнал, 38(5), 80-96. doi: 10.7868/S0205959217050075.
Барабан, И. И. (2023). Гендерные различия в характеристиках когнитивных стилей курсантов, обучающихся управлению воздушным движением. Научно-практический журнал «Право. Экономика. Психология», 3(31), 76-81.
Бизюк, А. П. (2005). Компендиум методов нейропсихологического исследования, метод. пособие. СПб.: Речь.
Бушов, Ю. В. (2022). Психофизиологические механизмы и индивидуальные особенности восприятия времени. Вестник психофизиологии, 7(1), 46-59. doi: 10.34985/k1730-9730-9775-n.
Веккер, Л. М. (2000). Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл; Per Se.
Волкова, Е. В., Докучаев, Д. А. (2022). Импульсивность-рефлексивность и нейроэффективность интеллектуальной деятельности. Экспериментальная психология, 15(2), 125-143. doi: 10.17759/exppsy.2022150210.
Глущенко, В. В. Шабаев, В. С. (2017). Нейрофизиологические показатели активности внимания. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, 5(106), 110-112.
Гужов, В. И., Винокуров, А. А., Марченко, И. О., Савин, М. А. (2015). Пространственная локализация функций в коре головного мозга. Инженерный вестник Дона, электронный научный журнал, 4. URL: http://ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3343.
Дикая, Л. А. (2010). Нейрофизиологические коррелята: музыкальной творческой деятельности. Сибирский психологический журнал, 36. 46-52.
Каратыгин, Н. А., Коробейникова, И. И., Венерина, Я. А., Венерин А. А., Александров, Ю. И. (2022). Связь спектральных характеристик тета-ритма ЭЭГ с результативностью выполнения когнитивного теста «n-back». Экспериментальная психология, 15(2), 95-110. doi: 10.17759/exppsy.2022150208.
Кольцова, В. А., Ждан, А. Н. (2015). Учение И. М. Сеченова о рефлексах головного мозга: манифест русской объективной психологии. Психологический журнал, 36(2), 70-77.
Лобанов, А. П. (2010). Интеллект и ментальные репрезентации: образовательный подход. Минск : БГПУ.
Лобанов, А. П. Дроздова, Н. В. Морозов, А. А. (2021). Вербальный интеллект и его психофизиологические корреляты. В сб.: В. В. Рубцов, М. Г. Сорокова, Н. П. Радчикова (ред.) Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. ст. И-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (с. 326-346). М.: Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ.
Лобанов, А. П., Орлова, Д. А., Дроздова, Н. В., Добриян, Ю. М. (2020). Окуломоторная активность студентов с конкретным и абстрактным вербальным интеллектом: айтрекинг в когнитивных исследованиях. Вышэйшая школа: навукова-метадычны и публкцыстычны часопис, 2, 42-46.
Логинова, Н. А., Осорина, М. В., Холодная, М. А., Чередникова, Т. В. (2018). Единая теория психических процессов Л. М. Веккера в современной психологии (к 100-летию со дня рождения). Психологический журнал, 39(6), 102-113. doi: 10.31857/S020595920002257-8.
Певнева, А. Н. (2023). Нейрофизиологические особенности функционирования когнитивной ригидности в Струп-парадигме. Вестник Белорусского государственного педагогического университета. Сер. 1. Педагогика. Психология. Филология, 4, 80-84.
Пермякова, М. Е., Коваленко, В. Я., Виндекер, О. С. (2019). Исследование взаимосвязи когнитивных стилей и их особенностей у юношей и девушек. Перспективы науки и образования, 6(42), 251-261. doi: 10.32744/pse.2019.6.21.
Пиаже, Ж. (1969). Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение.
Плотникова, А. В., Кудрин, Р. А., Ахундова, Р. Е. (2015). Типологические особенности интеллекта и биоэлектрической активности головного мозга у лиц с разным хронотипом. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета, 1(53), 58-61.
Ратанова, Т. А. (2011). Время реакции в системе изучения природы интеллекта и специальных способностей. Экспериментальная психология, 4(3), 86-96.
Ричардсон, Т. Э. Дж. (2006). Мысленные образы: когнитивный подход. М. : Когито-Центр. Сеченов, И. М. (2001). Элементы мысли. СПб.: Питер.
А.П. Лобанов, Н.В. Дроздова, А.Н. Певнева Солсо, Р. Л. (2011). Когнитивная психология. СПб.: Питер.
Чуприкова, Н. И. (2007). Умственное развитие: принцип дифференциации. СПб.: Питер.
Kosslyn, S. M. (1987). Seeing and imagining in the cerebral hemispheres: A computational approach. Physiological Review, 94, 148-175.
Kosslyn, S. M. (1994). Image and bran: The resolution of the imagery debate. MIT press.
Kounios, J., & Beeman, M. (2014). The cognitive neuroscience of insight. Annual review of psychology, 65(1), 71-93. doi: 10.1146/annurev-psych-010213-115154.
Leonard, N. R., Gwadz, M. V., Ritchie, A., Linick, J. L., Cleland, C. M., Elliott, L., & Grethel, M. (2015). A multi-method exploratory study of stress, coping, and substance use among high school youth in private schools. Frontiers in psychology, 6, 1028. doi: 10.3389/fpsyg.2015.01028.
Limanowski, J. (2022). Precision control for a flexible body representation. Neuroscience & BiobehavioralReviews, 134, 104401. doi: 10.1016/j.neubiorev.2021.10.023.
Pratchett, T., Young, G., Brooks, C, Jeskins, L, & Monagle, H. (2016). Benziger Thinking Styles Assessment (BTSA). In G. Young (Ed.), Practical Tips for Developing your Staff. Facet Publishing.
Sechenov, I. M. (2001). Elementy mysli [Elements of Thought]. St.Petersburg: Piter.
Solso, R. L. (2011). Kognitivnayapsikhologiya [Cognitive Psychology]. St.Petersburg: Piter.
 Типы мышления и вербальный интеллект в контексте психофизиологической проблемы | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/1

Типы мышления и вербальный интеллект в контексте психофизиологической проблемы | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/1