Системно-антропологический подход к диагностике коммуникативной компетентности будущих врачей | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/5

Системно-антропологический подход к диагностике коммуникативной компетентности будущих врачей

Формирование коммуникативной компетентности является одной из ключевых задач подготовки будущих врачей, так как уровень владения навыками профессионального общения влияет на качество медицинской помощи и эффективность взаимодействия с пациентами. Несмотря на актуальность проблемы, до сих пор отсутствует комплексный инструмент для оценки всех компонентов данной компетентности. Цель исследования-разработка и валидация диагностического инструмента, позволяющего всесторонне оценивать уровень коммуникативной компетентности будущих врачей. В ходе работы был создан чек-лист для оценки коммуникативной компетентности будущих врачей, включающий 28 критериев, сгруппированных по шести ключевым компонентам: когнитивному, поведенческому, эмоциональному, мотивационному, рефлексивному и ценностносмысловому. Для проверки его диагностической ценности были рассчитаны показатели чувствительности и специфичности, а также использованыстандартизированные методики для подтверждения полученных результатов. В исследовании приняли участие 210 студентов 5-го курса, из которых 105 обучались по специальности «Лечебное дело», 105 - по специальности «Педиатрия». Среди участников было 163 женщины и 47 мужчин, средний возраст студентов составил 22,7 года. Результаты исследования показали, что разработанный чек-лист обладает высокой диагностической эффективностью. Наиболее высокие показатели чувствительности и специфичности были получены при оценке когнитивного компонента (чувствительность - 100%, специфичность - 88,57%), мотивационного компонента (чувствительность - 97,12%, специфичность - 95%), ценностно-смыслового компонента (чувствительность - 97,89%, специфичность - 95,59%). Эти данные подтверждают надежность чек-листа в оценке уровня сформированности коммуникативной компетентности будущих врачей. Разработанный диагностический инструментарий позволяет проводить комплексную оценку коммуникативной компетентности, выявлять как сильные стороны, так и дефициты в профессиональном общении. Чек-лист может быть эффективно использован в образовательных и профессиональных целях для мониторинга развития коммуникативной компетентности и формирования индивидуальных траекторий профессионального роста.

Ключевые слова

компетентность, общение, коммуникативная компетентность, коммуникативные навыки, будущие врачи, оценка компетентности, диагностика

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Турова Ирина ВалерьевнаКрасноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава Россиистарший преподаватель кафедры клинической психологии и педагогики с курсом ПО медико-психолого-фармацевтического факультетаiraturova@mail.ru
Логинова Ирина ОлеговнаКрасноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава Россиизаведующая кафедрой клинической психологии и педагогики с курсом ПО медико-психолого-фармацевтического факультетаloginova70_70@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Амлаев, К., Кошель, В., Ходжаян, А. (2017). Обучение студентов эффективной коммуникации. Врач, 4, 80-82.
Бадретдинова, А. И., Клименко, А. С., Ахуба, Л. Г., Остаев, А. О., Тигай, Ж. Г. (2020). Эффективность и правильность применения коммуникативных навыков в постановке диагноза стандартизированному пациенту: результаты пилотного проекта на базе Медицинского института ФГАОУ ВО РУДН. Медицинское образование и профессиональное развитие, 11(2), 102-114.
Бакунц, С. А., Шикина, И. Б. (2024). Формирование профессиональных коммуникативных компетенций у врачей-ординаторов медицинского университета. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики, 4, 20-34. doi: 10.24412/2312-2935-2024-4-20-34.
Васильева, Л. Н. (2013). О коммуникативной компетентности будущих врачей. Медицинская психология в России, 5(22), 16. doi: 10.24411/2219-8245-2013-15160.
Виденичкин, Д. М. (2024). Психологические аспекты функциональных методов исследования онкобольных. Психология и педагогика служебной деятельности, 1, 12-15. doi: 10.24412/2658-638Х-2024-1-12-15.
Воронина, Т. Д., Шикунова, Я. В., Желев, В. А., Якимович, И. Ю., Егунова, М. А., Смышляева, Л. Г., Старовойтова, Е. А., Барановская, С. В. (2024). Оценка коммуникативных навыков в медицине в Сибирском государственном медицинском университете. Виртуальные технологии в медицине, 5(41), 183-184. doi: 10.46594/2687-0037_2024_3_1867.
Гаспарян, Л. А. (2019). Роль коммуникативной компетенции в управлении временем врачебной консультации. Современное педагогическое образование, 1, 94-100.
Гуревич, Ю. Ю., Чечина, И. Н. (2024). Развитие коммуникативных навыков и эмпатии в условиях симуляционного обучения стоматологов. Современный ученый, 7, 152158. doi: 10.58224/2541-8459-2024-7-152-158.
Ежова, Ю. М., Варшавер, Н. В., Волкова, Е. А. (2012). К проблеме коммуникативной компетентности студентов-медиков. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 10, 227-231.
Зимина, Н. А. (2015). Психологическая диагностика коммуникативного потенциала личности: метод. Рекомендации для студентов. Н. Новгород: Нижегород. гос. арх.-строит. ун-т.
Капустина, Т. В., Горшкова, О. В., Кадыров, Р. В., Транковская, Л. В., Худченко, А. Г. (2024). Пациентоориентированность в контексте корпоративной культуры медицинской организации. СибСкрипт, 26(5), 795-806. doi: 10.21603/sibscript-2024-26-5-795-806.
Карпов, А. В. (2003). Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики. Психологический журнал, 24(5), 45-57.
Клочко, В. Е. (2008). Системная антропологическая психология и образовательная практика. Психология обучения, 8, 10-23.
Крутий, И. А., Молчанова, Г. В. (2020). Коммуникативные навыки врачей. Тренинг и аттестация. Медицинское образование и профессиональное развитие, 11(3), 163-174.
Ларионов, П., Прис, Д., Хохлова, О. и др. (2023). Оценка алекситимии: психометрические свойства русскоязычной версии Пертского опросника алекситимии. Клиническая и специальная психология, 12(1), 43-65. doi: 10.17759/cpse.2023120103.
Малютина, Т. В., Цыганкова, О. Ю. (2020). Модели взаимоотношений «врач-пациент» в практике акушера-гинеколога. Проблемы современного педагогического образования, 67(3), 285-287.
Помыткина, Т. Ю., Жученко, О. А. (2024). Влияние социального и профессионального опыта врача на самооценку коммуникативных навыков. Вестник Омского университета. Сер. Психология, 4, 16-25. doi: 10.24147/2410-6364.2024.4.16-25.
Попов, В. В., Новикова, И. А. (2019). Коммуникативная компетентность клинических ординаторов в рамках врачебной консультации. Медицинская психология в России: электронный научный журнал, 6(59). ULR: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2019_6_59/nomer02.php.
Румянцев, П. О., Саенко, У. В., Румянцева, У. В. (2009). Статистические методу: анализа в клинической практике. Часть I. Одномерный статистический анализ. Проблемы эндокринологии, 55(5), 48-55. doi: 10.14341/probl200955548-55.
Трушкина, С. В. (2018). Вызовы современности: медицинский комплаенс, партнерские отношения, коммуникативная компетентность врача. Медицинская психология в России, 10(4), 9. doi: 10.24411/2219-8245-2018-14090.
Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. (2002). Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии.
Шевцова, Ю. В., Плотнова, С. В., Козловская, Е. Ю. (2020). Роль коммуникативной компетенции врача в организации эффективного взаимодействия с пациентом и в разрешена и предотвращена конфликтных ситуаций. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 9(1(30)), 399-402. doi: 10.26140/anip-2020-0901-0097.
Яковлева, Н. В., Яковлев, В. В. (2014). Методология и методы исследования здоровьесберегающей деятельности субъекта. Рязань: РязГМУ: Эмпирикон.
Brett, J.D., Becerra, R., Maybery, M.T., & Preece, D.A. (2023). The Psychometric Assessment of Empathy: Development and Validation of the Perth Empathy Scale. Assessment, 30(4), 1140-1156. doi: 10.1177/10731911221086987.
Drossman, D. A., Chang, L., Deutsch, J. K., Ford, A. C., Halpert, A., Kroenke, K., Nurko, S., Ruddy, J., Snyder, J., & Sperber, A. (2021). A review of the evidence and recommendations on communication skills and the patient-provider relationship: A Rome Foundation Working Team report. Gastroenterology, 161(5), 1670-1688. doi: 10.1053/j.gastro.2021.07.037.
Ezhova, Yu. M., Varshaver, N. V., & Volkova, E. A. (2012). K probleme kommunikativnoy kompetentnosti studentov-medikov [On the communicative competence of medical students]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk, 10, 227-231.
Fetiskin, N. P., Kozlov, V. V., & Manuylov, G. M. (2002). Sotsial’no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Social and psychological diagnostics of personality and small group development]. Moscow: Institute of Psychotherapy.
Rodrigues, C. F. (2021).Communicative trust in therapeutic encounters: Users’ experiences in public healthcare facilities and community pharmacies in Maputo, Mozambique. Social Science & Medicine, 291. doi: 10.1016/j.socscimed.2021.114512.
Watts, J., Ekberg, S., Bluebond-Langner, M., Langner, R., Fleming, S., Danby, S., Ekberg, K., Yates, P., Bradford, N., Delaney, A., & Herbert, A. (2024). Questions directed to children with diverse communicative competencies in paediatric healthcare consultations. Patient Education and Counseling, 121. doi: 10.1016/j.pec.2023.108103.
Yet, A. X. J., Hapuhinne, V., Eu, W., Chong, E. Y.-C., & Palanisamy, U. D. (2022).Communication methods between physicians and Deaf patients: A scoping review. Patient Education and Counseling, 105(9), 2841-2849. doi: 10.1016/j.pec.2022.05.001.
 Системно-антропологический подход к диагностике коммуникативной компетентности будущих врачей | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/5

Системно-антропологический подход к диагностике коммуникативной компетентности будущих врачей | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/5