Чего боятся подростки и молодежь: страхи цифрового поколения в контексте глобальных кризисных ситуаций | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/8

Чего боятся подростки и молодежь: страхи цифрового поколения в контексте глобальных кризисных ситуаций

Работа посвящена изучению динамики картины страхов у подростков и молодежи России в 2021-2022 гг. Цель исследования - изучение выраженности и динамики страхов во время второй волны самоизоляции в период пандемии и специальной военной операции у представителей цифрового поколения с разным уровнем пользовательской активности, переживанием смешанной реальности, уровнем цифровой компетентности. Выборку исследования в 2021 г. составили 1 087 человек 14-29 лет, в 2022 г. - 1 548 человек 14-30 лет. Методы. Пользовательская активность и переживание смешанной реальности измерялись с помощью закрытых вопросов с вариантами выбора. Страхи респонденты выбирали из представленного списка, состоящего из 33 пунктов. В том числе использовались методики: шкала удовлетворенности жизнью и скрининговая версия индекса цифровой компетентности. Результаты. Выявлена динамика страхов у подростков и молодежи: в 2022 г. респонденты выбирали в три раза больше актуальных для себя страхов по сравнению с 2021 г. В оба года больше всего цифровое поколение беспокоили потенциальные болезнь и смерть близких. К 2022 г. страхи угрозы физическому благополучию достигли уровня выраженности группы страхов, связанных с самореализацией. В 2021 г. подростки и молодежь с более высокой удовлетворенностью жизнью отмечали, что живут в реальном мире, и больше всего опасались угрозы физическому благополучию и глобальных проблем. В этот период респонденты с более высокими пользовательской активностью и цифровой компетентностью чаще переживали об отсутствии самореализации. Также в 2021 г. респонденты, отмечавшие, что живут в реальном мире, были более удовлетворены жизнью. К 2022 г. данные различия нивелировались. Выводы. В ситуациях глобальных кризисов у цифрового поколения страхи, связанные с самореализацией, уступают первое место страхам выживания: страхам за жизнь и здоровье близких, личную безопасность и опасениям глобальных, не подвластных их контролю, но затрагивающих их событий. Однако, судя по общим мировым трендам, при снятии угроз возможно быстрое их преодоление обратно в сторону вектора «от ценностей выживания к ценностям самореализации». Глобальные события изменяют картину страхов молодежи и ставят новые задачи по совладанию с изменениями и выработке стратегий жизни в тревожном мире. Цифровизация всех жизненных сфер для цифрового поколения и новое пространство смешанной реальности, где физическое дополняется цифровым, - значимый ресурс для совладания с «традиционными» страхами, усиленными ростом неопределенности и вызовами реального мира.

Ключевые слова

цифровое поколение, глобальные кризисы, страхи, цифровая социализация, подростки, молодежь, пользовательская активность, удовлетворенность жизнью

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Солдатова Галина УртанбековнаМосковский институт психоанализа; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; РАНХиГСакадемик РАО, доктор психологических наук, профессор, руководитель Научно-образовательного центра изучения личности в цифровой и смешанной реальности, заведующая кафедрой социальной психологии; профессор кафедры психологии личности факультета психологии; ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего Общеакадемического факультетаsoldatova.galina@gmail.com
Илюхина Светлана НиколаевнаМосковский институт психоанализа; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносованаучный сотрудник Научно-образовательного центра изучения личности в цифровой и смешанной реальности; психолог кафедры психологии личности факультета психологииsvetla.iluhina@gmail.com
Клишевич Анастасия СергеевнаМосковский институт психоанализа; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносовамладший научный сотрудник Научно-образовательного центра изучения личности в цифровой и смешанной реальности; инженер кафедры психологии личности факультета психологииanastasia.klishevich@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

Абакумова, Т. В. (2002). Классификация основных видов страха современного общества. В кн.: Социальная психология: диалог Санкт-Петербург - Якутск: материалы науч. конф. 25-26 октября 2001 г. (с. 133-140). СПб.: СПбГУ.
Абрамова, С. Б., Антонова, Н. Л. (2021). Жизнь в режиме онлайн в условиях пандемии: страхи и тревоги молодого поколения. В сб.: Т. А. Сенюшкина (ред.). Политическое пространство и социальное время: глобальные вызовы и цивилизационные ответы: сб. науч. тр. УХХУПМеждунар. Харакского форума: в 2 т. (т. 1; с. 3-9). Симферополь: Тип. «Ариал».
Баринов, Д. Н. (2019). Страх как социальный феномен. Гуманитарный научный вестник, 2, 39-48. doi: 10.5281/zenodo.3236740.
Бердяев, Н. А. (2019). Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. М.: Директ-Медиа.
Бреслер, М. Г., Алексеева, Н. А. (2024) Живущие в цифровом мире. Надежда и страх будущего у поколения Z. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 8(2), 165-173. doi: 10.35634/2587-9030-2024-8-2-165-173.
Витковская, М. И. (2003). Теоретико-методологические проблема: изучения «страха» в социологии. Вестник РУДН. Сер. Социология, 4-5, 86-91.
Гоббс, Т. (1989). Сочинения: в 2 т. М.: Мысль.
Даль, В. И. (1863). Толковый словарь живого великорусского языка. Ч. 4. М.: Изд. О-ва любителей российской словесности.
Декарт, Р. (1989). Сочинения: в 2 т. М.: Мысль.
Дерябин, В. С. (1944). Эмоции как источник силы. Наука и жизнь, 10, 21-25.
Дьяченко, О. Н. (2018) Конструирование человеческой личности в эпоху патристики. Гуманитарные исследования, 1(18), 33-36.
Захаров, А. И. (2000). Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз.
Камю, А. (2021) Бунтующий человек. Миф о Сизифе. М.: АСТ.
Карвасарский, Б. Д. (1990). Неврозы. М.: Медицина.
Кемпински А. (2000). Страх. В кн.: Л. В. Куликова (ред.). Психические состояния (с. 230-231). СПб.: Питер.
Кёлер, Х. (2003). Загадка страха. М.: Эвидентис.
Кьеркегор, С. (2014). Понятие страха. М. : Акад. проект.
Лайкам, К. Э., Бикбаева, А. Р., Павлова, Е. К. (2021). Влияние пандемии коронавируса на рынок труда. Федерализм, 26(4), 5-19. doi: 10.21686/2073-1051-2021-4-5-19.
Леонтьев А.Н. (1971) Потребности, мотивы, эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та.
Мамонтов, С. Ю. (2002). Страх. Практика преодоления. СПб.: Питер.
Матвеева, С. Я., Шляхентох, В. Э. (2000). Страхи в России: в прошлом и настоящем. Новосибирск: Сибирский хронограф.
Митина, О. В., Первичко, Е. И., Чижова, А. Р., Конюховская, Ю. Е. (2023). Структура ценностей во время пандемии COVID-19. Психология. Журнал Высшей ш.колы экономики, 20(4), 773-795. doi: 10.17323/1813-8918-2023-4-773-795.
Нарбут, Н. П., Троцук, И. В. (2014). Страхи и опасения российского студенчества: возможности эмпирической фиксации. Теория и практика общественного развития, 2, 69-74.
Нестик, Т. А. (2023) Психологическое состояние российского общества в условиях СВО. СоциоДиггер, 4(9(28)). URL: https://sociodigger.ru/artides/artides-page/psikholo gicheskoe-sostojanie-rossiiskogo-obshchestva-v-uslovijakh-svo#_ftn18.
Осин, Е. Н., Леонтьев, Д. А. (2008). Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия. В сб.: Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Ин-т социологии РАН; Рос. о-во социологов. URL: http://www.isras.ru/abstract_bank/1210190841.pdf.
Пищик, В. И., Лобачева, А. О. (2020). Объекта: веры и страхи студентов - представителей «информационного» и «нового» поколений. В сб.: Л. М. Митина (ред.). Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психологопедагогической науке и практике: сб. тр. XVI междунар. науч.-практ. конф. (с. 251-254). М.: Психологический ин-т РАО.
Риман, Ф. (1999). Основные формы страха. М.: Алетейя.
Сартр, Ж.-П. (2015). Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М.: АСТ. Семенихина, Д. А. (2022). Влияние пандемии COVID-19 на рынок труда в России. В сб.: Е. Г. Князева и др. (ред.). Весенние дни науки: сб. докладов Междунар. конф. студентов и молодых ученых, Екатеринбург, 21-23 апреля 2022 г. (с. 569-574). Екатеринбург: УрФУ.
Скосарь, В. С. (2024). Особенности проявления социальных страхов у молодежи. Актуальные исследования, 7(189), 74-77.
Солдатова, Г. У., Войскунский, А. Е. (2021). Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики. Психология. Журнал Высшей Школы Экономики, 18(3), 431-450. doi: 10.17323/1813-8918-2021-3-431-450.
Солдатова, Г. У., Нестик, Т. А., Рассказова, Е. И., Зотова, Е. Ю. (2013). Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет.
Спиноза, Б. (2020). Этика. М.: Юрайт.
Тарабрина, Н. В., Харламенкова, Н. Е., Падун, М. А., Хажуев, И. С., Казымова, Н. Н., Быховец, Ю. В., Дан, М. В. (2017). Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности. М.: Ин-т психологии РАН.
Фрейд, З. (1925). По ту сторону принципа удовольствия. М.: Современные проблемы. Н.А. Столляр.
Фрейд, З. (2018). Введение в психоанализ: лекции. М.: Эксмо-пресс.
Щербатых, Ю. В. (1999). Психология страха. М.: Эксмо-Пресс.
Bandura, A. (1977). Social-learning theory. New York: General Learning press.
Carpiniello, B. (2023). The Mental Health Costs of Armed Conflicts-A Review of Systematic Reviews Conducted on Refugees, Asylum-Seekers and People Living in War Zones. International Journal of Environmental Research and Public Health, 20(4), 2840. doi: 10.3390/ijerph20042840.
Diener, E. D., Emmons, R. A., Larsen, R. J., & Griffin, S. (1985) The Satisfaction with Life Scale. Journal of Personality Assessment, 49(1), 71-75. doi: 10.1207/s15327752jpa4901_13.
Duffy, M. E., Twenge, J. M., & Joiner, T. E. (2019). Trends in Mood and Anxiety Symptoms and Suicide-Related Outcomes Among U.S. Undergraduates, 2007-2018: Evidence From Two National Surveys. Journal of Adolescent Health, 65(5), 590-598. doi: 10.1016/j.jadohealth.2019.04.033.
Fontenelle, L. F., Albertella, L., Brierley, M. E., Thompson, E. M., Destr'ee, L., Chamberlain, S. R., & Yucel, M. (2021). Correlates of obsessive-compulsive and related disorders symptom severity during the COVID-19 pandemic. Journal of Psychiatric Research, 143, 471-480. doi: 10.1016/j. jpsychires.2021.03.046.
Hobbes, T. (1989). Sochineniya: v 2 t. [Works: in 2 vols]. Moscow: Mysl'.
Inglehart, R., & Weizel, C. (2005). Modernization, Cultural Change, and Democracy: The Human Development Sequence. Cambridge: Cambridge University Press.
Knowles, K. A., & Olatunji, B. O. (2021). Anxiety and safety behavior usage during the COVID-19 pandemic: The prospective role of contamination fear. Journal of Anxiety Disorders, 77, 102323. doi: 10.1016/j.janxdis.2020.102323 Kohler, H. (2003). Zagadka strakha [The Mystery of Fear]. Translated from German. Moscow: Evidentis.
Lawrence, K. C. (2020). Traumatising factors influencing interpersonal relationships of university students. Cogent Psychology, 7(1), 1835383. doi: 10.1080/23311908.2020.1835383.
Lestari, R., Yusuf, A., Hargono, R., Ahsan, A., Budi Setyawan, F. E., & Damayanti, N. A. (2020). The impact of social capital, demographic factors, and coping strategies on community adaptation in supporting people with severe mental illness. Journal of Public Health Research, 9(2), 1838. doi: 10.4081/jphr.2020.1838.
Mauer, V., Littleton, H., Lim, S., Sall, K., Siller, L. & Edwards, K. (2022). Fear of COVID-19, anxiety, and social support among college students. Journal of American College Health, 72, 1-8. doi: 10.1080/07448481.2022.2053689.
Morina, N., Stam, K., Pollet, T. V. & Priebe, S. (2018) Prevalence of Depression and Posttraumatic Stress Disorder in Adult Civilian Survivors of War Who Stay in War-Afflicted Regions. A Systematic Review and Meta-Analysis of Epidemiological Studies. Journal of Affective Disorders, 239, 328-338. doi: 10.1016/j.jad.2018.07.027.
Nikopoulou, V. A., Gliatas, I., Blekas, A., Parlapani, E., Holeva, V., Tsipropoulou, V., Kara-mouzi, P., Diakogiannis, I. (2022). Uncertainty, Stress, and Resilience During the COVID-19 Pandemic in Greece. The Journal of Nervous and Mental Disease, 210(4), 249-256. doi: 10.1097/NMD.0000000000001491.
Peiro, J. M., Luque-Garcia, A., Soriano, A., & Martinez-Tur, V. (2023). Fears during the Covid-19 pandemics and their influence on physical health: A cross-sectional study on the general population in Spain.International Journal of Clinical and Health Psychology, 23(2), 100361.
Rodriguez-Rey, R., Garrido-Hernansaiz, H., & Collado, S. (2020). Psychological impact of COVID-19 in Spain: Early data report. Psychological Trauma: Theory, Research, Practice, and Policy, 12(5), 550.
Schweda, A., Weismuller, B., Bauerle, A., Dorrie, N., Musche, V., Fink, M., Skoda, E. (2021). Phenotyping mental health: Age, community size, and depression differently modulate COVID-19-related fear and generalized anxiety.Comprehensive Psychiatry, 104, 152218. doi: 10.1016/j.comppsych.2020.152218.
Semenikhina, D. A. (2022). Vliyanie pandemii COVID-19 na rynok truda v Rossii [The Impact of the COVID-19 Pandemic on the Labor Market in Russia]. In E. G. Knyazeva et al. (Eds.), Vesennie dni nauki [Spring Days of Science] (pp. 569-574). Ekaterinburg: UrFU.
Smolnikova, L. V., Gorskikh, O. V., Raitina, M. Yu. & Suslova, T. I. (2020) Social Fears of Youth as an Actual Problem of a Modern University. Proceedings of the Conference "Integrating Engineering Education and Humanities for Global Intercultural Perspectives", 25-27March 2020, St. Petersburg, Russia, 685691. doi: 10.1007/978-3-030-47415-7_72.
Snel, E., Engbersen, G., De Boom, J., & Van Bochove, M. (2022). Social Capital as Protection Against the Mental Health Impact of the COVID-19 Pandemic. Frontiers in Sociology, 7. doi: 10.3389/fsoc.2022.728541.
Tomkins, S.S. (1970). Affect as the Primary Motivational System. In M. Arnold (Ed.), Feelins and Emotios (pp. 101 -110). New York: Academic Press.
Twenge, J. M. (2023). Generations. The Real Differences Between Gen Z, Millennials, Gen X, Boomers, and Silents - and America’s Future. New York: Atria books. Simon & Schuster.
Vitkovskaya, M. I. (2003). Teoretiko-metodologicheskie problemy izucheniya “stra-kha” v sotsiologii [Theoretical and methodological problems of studying “fear” in sociology]. Vestnik RUDN. Ser. Sotsiologiya, 4-5, 86-91.
Yang, Y., Huang, Y., Huang, J., & Nie, F. (2024). The role of social capital in the impact of multiple shocks on households’ coping strategies in underdeveloped rural areas. Science Report, 14, 14218. doi: 10.1038/s41598-024-65206-x Zakharov, A. I. (2000). Dnevnye i nochnye strakhi u detey [Daytime and Night Fears in Children]. St. Petersburg: Soyuz.
 Чего боятся подростки и молодежь: страхи цифрового поколения в контексте глобальных кризисных ситуаций | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/8

Чего боятся подростки и молодежь: страхи цифрового поколения в контексте глобальных кризисных ситуаций | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/8