Ценностные ориентации и оптимизм как факторы психологического благополучия студентов РФ | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/9

Ценностные ориентации и оптимизм как факторы психологического благополучия студентов РФ

Рассматриваются ценностные ориентации и оптимизм как факторы психологического благополучия студенческой молодежи Российской Федерации в контексте современности. Социальная нестабильность первой половины 2020-х гг. формирует запрос как со стороны общества, так и со стороны научных кругов на понимание механизмов формирования и поддержания психологического благополучия личности. Ценностные ориентации и оптимизм рассматриваются нами как устойчивые личностные конструкты, формирующиеся в процессе социализации личности и, безусловно, оказывающие влияние на ее психологическое благополучие. В данном исследовании мы провели сравнение выраженности различных ценностных ориентаций и оптимизма у ранжированных групп низких, средних и высоких показателей удовлетворенности жизнью, самооценки, самоэффективности и субъективного счастья. Для сравнения использовался метод оценки достоверности различий средних показателей - критерий H Краскела-Уоллиса, далее было проведено сравнение средних показателей выраженности ценностных ориентаций и оптимизма у представителей различных ранговых групп по различным показателям, оценивалась динамика изменений при переходе от «неблагополучной» к «благополучной» ранговой группе. Полученные данные были проверены с помощью однофакторного дисперсионного анализа с использованием критериев Уоллера-Дункана и Геймса-Хоуэлла. Результаты демонстрируют, что выраженность определенных ценностных ориентаций в большей степени способствует психологическому благополучию студентов РФ, а также что оптимизм является значимым фактором психологического благополучия российских студентов. Наиболее значимые факторы из исследуемых, выявленные при сравнении ранговых групп с низкими, средними и высокими показателями удовлетворенности жизнью, самооценки, самоэффективности и субъективного счастья: «Оптимистичный стиль объяснения»; «Традиции»; «Безопасность общественная». Наименее значимые ценностные ориентации из исследуемых, выявленные при сравнении ранговых групп с низкими, средними и высокими показателями удовлетворенности жизнью, самооценки, самоэффективности и субъективного счастья: «Конформизм межличностный»; «Скромность»; «Власть - ресурсы»; «Власть -доминирование» и «Репутация».

Ключевые слова

позитивная психология, оптимизм, ценности, психологическое благополучие, социальная адаптация, психологическая жизнестойкость, социализация

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Реан Артур АлександровичФедеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследованийдоктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии деструктивного поведения и агрессии молодежи, председатель Научного совета Российской академии образования по проблемам профилактики агрессии и деструктивного поведения учащихся, академик РАОprofrean@yandex.ru
Ставцев Алексей АндреевичФедеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследованийкандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории психологии деструктивного поведения и агрессии молодежиstavtsev.alex@yandex.ru
Линьков Антон ЛьвовичФедеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследованийнаучный сотрудник лаборатории психологии деструктивного поведения и агрессии молодежиtonypsy@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

Буравлева, Н. А., Атаманова, И. В. (2022). Психологические характеристики деятельности, традиционные ценности и ценности безопасности вузовской молодежи в контексте инновативности. Сибирский психологический журнал, 84, 48-69. doi: 10.17223/17267080/84/3.
Бохан, Т. Г., Галажинский, Э. В., Терехина, О. В., Ульянич, А. Л., Богомаз, С. А. (2020). Личностные детерминанты субъективного качества жизни работающей сельской и городской молодежи. Сибирский психологический журнал, 77, 68-89. doi: 10.17223/17267080/77/4.
Гордеева, Т. (2007). Оптимистическое мышление личности как составляющая личностного потенциала. Психологическая диагностика, 1, 32.
Гордеева, Т. О., Сычев, О. А., Осин, Е. Н. (2021). Диагностика диспозиционного оптимизма, валидность и надежность опросника ТДО-П. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 18(1), 34-55. doi: 10.17323/1813-8918-2021-1-34-55.
Горчакова, О. Ю., Филенко, И. А., Ларионова, А. В. (2024). Образ будущего студенческой молодежи в условиях новых вызовов: реализация базисных ценностей, оптимизм и удовлетворенность жизнью. Сибирский психологический журнал, 91, 156173. doi: 10.17223/17267080/91/9.
Золотарева, А. А. (2020). Валидность и надежность русскоязычной версии шкалы самооценки М. Розенберга. Вестник Омского университета. Сер. Психология, 2, 52-57. doi: 10.24147/2410-6364.2020.2.52-57.
Инглхарт, Р. (2018). Культурная эволюция. Как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир. М.: Мысль.
Лебедева, Н. М. (2000). Базовые ценности русских на рубеже XXI века. Психологический журнал, 21(3), 73-87.
Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. (ред.) (2009). Большой психологический словарь М.: АСТ; Прайм-Еврознак.
Нестик, Т. А. (2021). Образ будущего, социальный оптимизм и долгосрочная ориентация россиян: социально-психологический анализ. Социодиггер, 2(9(14)), 6-48.
Одинцова, М. А., Радчикова, Н. П., Козырева, Н. В. (2021). Жизнестойкость и самоактивация молодежи России и Беларуси в транзитивном обществе. Сибирский психологический журнал, 79, 168-188. doi: 10.17223/17267080/79/10.
Осин, Е. Н., Леонтьев, Д. А. (2020). Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1(155)), 117-142. doi: 10.14515/monitoring.2020.1.06.
Реан, А. А., Ставцев, А. А., Кузьмин, Р. Г. (2022). Сильные стороны личности в модели VIA как медиатор психологического благополучия в профессиональной деятельности. Национальный психологический журнал, 2(46), 25-34. doi: 10.11621/npj.2022.0203.
Реан, А. А., Ставцев, А. А., Шевченко, А. О. (2022). Сильные стороны личности (модель VIA) у педагогов разных поколений. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 12(4), 507-526. doi: 10.21638/spbu16.2022.408.
Реан, А. А., Ставцев, А. А., Кузьмин, Р. Г. (2023). Позитивная психология и педагогика. М.: МПГУ. doi: 10.31862/9785426312647.
Ромек, В. Г., Шварцер, Р., Ерусалем, М. (1996). Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема. Иностранная психология, 7, 71-77.
Сулакшин, C. (2006). Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению. Власть, 11, 7-15.
Филенко, И. А., Богомаз, С. А., Галажинский, Э. В., Буравлёва, Н. А., Левицкая, Т. Е., Халимова, А. А. (2023). Особенности психологического здоровья студенческой молодежи с позиции развития личностных ресурсов: базисных убеждений, жизнестойкости, регуляторно-личностных характеристик. Сибирский психологический журнал, 88, 38-63. doi: 10.17223/17267080/88/3.
Шварц, Ш., Бутенко, Т. П., Седова, Д. С., Липатова, А. С. (2012). Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 9(2), 43-70. doi: 10.1007/s1813-89180000079-8-1.
Юревич, А. В., Ушаков, Д. В. (2012). Экспертная оценка динамики психологического состояния российского общества. 1981-2011 гг. Вестник Российской академии наук, 82(10), 930-930.
Carver, C. S., & Scheier, M. F. (2024). Optimism. Encyclopedia of Quality of Life and WellBeing Research, 4849-4854. doi: 10.1007/978-3-031-17299-1_2018.
de Holanda Coelho, G. L., Hanel, P. H., Monteiro, R. P., Vilar, R., & Gouveia, V. V. (2021). The dark side of human values: How values are related to bright and dark personality traits. The Spanish Journal of Psychology, 24, e11. doi: 10.1017/SJP.2020.58.
Dong, Y., & Xu, J. (2022). The role of EFL teachers' optimism and commitment in their work engagement: A theoretical review. Frontiers in Psychology, 12, 830402. doi: 10.3389/fpsyg.2021.830402.
Kaasa, A., & Welzel, C. (2023). Elements of Schwartz’s Model in the WVS: How Do They Relate to Other Cultural Models? Cross-Cultural Research, 57(5), 431-471. doi: 10.1177/106939712311797.
Loftus, T. J., Filiberto, A. C., Rosenthal, M. D., Arnaoutakis, G. J., Sarosi Jr, G. A., Dimick, J. B., & Upchurch Jr, G. R. (2020). Performance advantages for grit and optimism. The American Journal of Surgery, 220(1), 10-18. doi: 10.1016/j.amjsurg.2020.01.057.
Rincon Uribe, F. A., Neira Espejo, C. A., & Pedroso, J. D. S. (2022). The role of optimism in adolescent mental health: A systematic review. Journal of Happiness Studies, 23(2), 815-845. doi: 10.1007/s10902-021-00425-x.
Sagiv, L., & Schwartz, S. H. (2022). Personal values across cultures. Annual Review of Psychology, 73(1), 517-546. doi: 10.1146/annurev-psych-020821-125100.
Sauder, D. C., & DeMars, C. E. (2019). An updated recommendation for multiple comparisons. Advances in Methods and Practices in Psychological Science, 2(1), 26-44. doi: 10.1177/2515245918808784.
Scheier, M. F., Swanson, J. D., Barlow, M. A., Greenhouse, J. B., Wrosch, C., & Tindle, H. A. (2021). Optimism versus pessimism as predictors of physical health: A comprehensive reanalysis of dispositional optimism research. American Psychologist, 76(3), 529. doi: 10.1037/amp0000666.
Schwartz, S. H., & Cieciuch, J. (2022). Measuring the refined theory of individual values in 49 cultural groups: Psychometrics of the revised portrait value questionnaire. Assessment, 29(5), 1005-1019. doi: 10.1177/1073191121998760.
Shanahan, M. L., Fischer, I. C., Hirsh, A. T., Stewart, J. C., & Rand, K. L. (2021). Hope, optimism, and clinical pain: A meta-analysis. Annals of Behavioral Medicine, 55(9), 815832. doi: 10.1093/abm/kaab001.
Sloane, K. L., Kasner, S. E., Favilla, C. G., Rothstein, A., Witsch, J., Hamilton, R. H., & Schneider, A. L. (2023). Always Look on the Bright Side: Associations of Optimism with Functional Outcomes After Stroke. Journal of the American Heart Association, 12(5), e027959. doi: 10.1161/JAHA.122.027959.
Ucar, G. K., Malatyali, M. K., Planali, G. O., & Kanik, B. (2023). Personality and pro-environmental engagements: The role of the Dark Triad, the Light Triad, and value orientations. Personality and Individual Differences, 203, 112036. doi: 10.1016/ j.paid.2022.112036.
 Ценностные ориентации и оптимизм как факторы психологического благополучия студентов РФ | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/9

Ценностные ориентации и оптимизм как факторы психологического благополучия студентов РФ | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/9