Детско-родительские отношения как условие психологического благополучия и жизнеспособности личности студента с инвалидностью и / или ограниченными возможностями здоровья | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/10

Детско-родительские отношения как условие психологического благополучия и жизнеспособности личности студента с инвалидностью и / или ограниченными возможностями здоровья

Исследование обусловлено необходимостью выявления закономерностей развития жизнеспособности и психологического благополучия студентов с инвалидностью и / или ОВЗ для разработки стратегии повышения личностного потенциала и ресурсов семьи при преодолении сложных жизненных ситуаций. Цель исследования - определение значимых компонент детско-родительских отношений, детерминирующих формирование и развитие жизнеспособности и психологического благополучия студентов с недостаточностью развития физических функций организма. Выборка. В исследовании приняли участие студенты разных факультетов ФГБОУ ИВО «РГУ СоцТех» из полных семей (n = 108; 32,3% юношей, 67,7% девушек; средний возраст 20,9 ± 1,9; у 57,7% диагностирована инвалидность и / или ОВЗ). Методы. Эмпирические данные были собраны с помощью опросников: «Психологическое благополучие» К. Рифф в адаптации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко; «Жизнеспособность человека» А.В. Махнача; «Шкала субъективного благополучия» в адаптации А.А. Рукавишникова, М.В. Соколовой; методики «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте - родитель глазами подростка». Результаты. Выявлены различия детско-родительских отношений у студентов в зависимости от наличия или отсутствия инвалидности и / или ОВЗ, выраженные в следующих поведенческих паттернах матери: контролирующие и оценочные действия, поддерживающая практика, организующее поведение. Определены связи между психологическим благополучием, эмоциональной поддержкой матери и особенностями отношений с отцом. Выявлена совокупность значимых компонентов детско-родительских отношений, определяющих развитие жизнеспособности. Согласно эмпирическим данным, психологическое благополучие обеспечивается развитием следующих трех факторов: материнско-детские отношения: эмоционально-оценочный аспект, материнско-детские отношения: прагматический аспект, отцовско-детские отношения: эмоционально-оценочный аспект. Для развития жизнеспособности значимы отношения с отцом и матерью эмоционально-оценочной и прагматической модальности, фактор «отношения между супругами».

Ключевые слова

психологическое благополучие, жизнеспособность, эмоциональные отношения, студент, отец, мать, контроль, автономность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Котовская Светлана ВладимировнаРоссийский государственный университет социальных технологийдоктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологииs.marunyak74@mail.ru
Захарова Надира ЛетфулловнаРоссийский государственный университет социальных технологийдоктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологииnadlex@mail.ru
Беленкова Лариса ЮрьевнаРоссийский государственный университет социальных технологийкандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогикиlara.belenckova@yandex.ru
Всего: 3

Ссылки

Выготский, Л. С. (2005). Психология развития человека. М.: Смысл Эксмо.
Дементьева, И. Ф., Борисова, Т. С., Сартакова, Е. Е. (2020). Особенности воспитательного влияния отца и матери на формирование жизненных ориентиров детей. Научнопедагогическое обозрение. Pedagogical Review, 3 (31), 191-200. doi: 10.23951/2307-6127-2020-3-191-200.
Ермолаева, М. В., Смирнова, О. В. (2020). Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков. Психологическая наука и образование, 25(1), 51-62. doi: 10.17759/pse.2020250105.
Кара-Мурза, С. Г. (2010). Жизнеспособность России как цивилизации. В сб.: Критерии успешности страны, цивилизации, человечества: материалы науч. семинара. Вып. 8 (с. 5-39). М.: Научный эксперт. URL: https://istmat.org/node/21430?ysdid=m6dknfkcxg743349239.
Колесов, В. И., Архиповская, Е. П. (2024). Роль семьи в формировании личности в воспитательном процессе: обзор теоретических подходов. Гуманитарный научный вестник, 2, 58-63. doi: 10.5281/zenodo.10776966.
Крюкова, Т. Л., Петрова, Е. А. (2006). Семейные ресурсы совладающего поведения: значение прародителей и предков. В сб.: Т. Л. Крюкова, С. А. Хазова (ред.). Психология и практика: сб. науч. ст. (с. 12-22). Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова. Куклина, Н. Б. (2011). Духовность как фактор социальной адаптации личности и ориентир современного образования. Философия образования, 2, 104-111.
Лактионова, А. И. (2013). Жизнеспособность как ресурс социальной адаптации у подростков. В сб.: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко (ред.). Психологические исследования проблем современного российского общества. (с. 232-253). М.: Ин-т психологии РАН.
Личко, А. Е. (2007). Негармоничная семья как психологический фактор. Виды неправильного воспитания. В кн.: И. В. Добряков, О. В. Защиринская (сост.). Психология семьи и больной ребенок: хрестоматия (с. 30-36). СПб.: Речь.
Лубовский, Д. В., Милова, Н. С. (2020). Диагностика психологического благополучия младших школьников в условиях школьного и семейного обучения. Психологопедагогические исследования, 12(4), 52-65. doi: 10.17759/psyedu.20201200404.
Маленова, А. Ю., Потапова, Ю. В. (2018). Эмоциональное благополучие студентов и их родителей в ситуации сепарации. Клиническая и специальная психология, 7(2), 8396. doi: 10.17759/psydin.2018070206.
Мальцева, А. А. (2020). Личностные особенности родителей, воспитывающих детей-инвалидов.Russian Journal of Education and Psychology, 11(6), 7-16. doi: 10.12731/ 2658-4034-2020-6-7-16.
Махнач, А. В. (2016). Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма. М.: Ин-т психологии РАН.
Меркурьев, Д.В. (2023). Взаимосвязь субъективного благополучия и базисных убеждений в юношеском возрасте. Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение, 2(22). 52-59. doi: 10.47475/2409-4102-2023-22-2-52-59.
Мишина, Г. А. (2007). Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития (методические рекомендации). В кн.: И. В. Добряков, О. В. Защиринская (сост.). Психология семьи и больной ребенок: хрестоматия (с. 204-205). СПб.: Речь.
Одинцова, М. А., Гусарова, Е. С., Айсмонтас, Б. Б. (2020). Жизнеспособность семьи в стрессогенных ситуациях инвалидности в зарубежных исследованиях. Современная зарубежная психология, 9(1), 29-38. doi: 10.17759/jmfp.2020090103.
Петровский, А. В. (2012). Социальная психология "без всякой политики"). В сб.: В. В. Рубцов (ред.). Век психологии: к 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912-2012 (с. 130-142). СПб.: Нестор-История.
Рыльская Е. А. (2009). Психологическая структура жизнеспособности человека: коммуникативный аспект. Вестник Московского государственного областного университета. Психологические науки, 4, 31-35.
Светоносова, А. Ю., Кукуляр, А. М., Волченко С. В. (2022). Влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу и успешность адаптации студентов-первокурс-ников. Мир науки. Педагогика и психология, 10(3). URL: https://mir-nauki.com/PDF/ 26PSMN322.pdf.
Солнцева, Л. И., Хорош, С. М. (2003). Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М.: Логос.
Топеха, Т. А. (2013). Роль семьи в формировании ценностных позиций личности. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки, 21, 61-71.
Уколова, В. И. (1991). Арнольд Тойнби и постижение истории. В кн.: Тойнби А. Дж. Постижение истории (с. 5-14). М.: Прогресс.
Чемерской, Г. С., Тюлюпо, С. В., Дашиева, Б. А. (2023). Влияние локации поселения и объема школы на субъективную оценку благополучия и поведенческие установки подростков. Экология человека, 6, 437-454. doi: 10.17816/humeco501763.
Alonso-Stuyck, P., Gonzalez, J. J. Z., Thomas, P., Liu, H., & Umberson, D. (2017). Family Relationships and Well-Being. Innovation in Aging, 1(3), 1-11. doi: 10.1093/geroni/igx025.
Bowen, M. (1978). Family therapy in clinical practice. New York: Jason Aronson. Retrieved from https://archive.org/details/familytherapyinc0000bowe/page/n589/mode/2up.
Contrera, B. F. P., Thomas, P., Liu, H., & Umberson, D. (2017). Family Relationships and Well-Being. Innovation in Aging, 1(3), 1-11. doi: 10.1093/geroni/igx025.
Darling, N., Cumsille, P., & Alampay, L. P. (2005).Rules, legitimacy of parental authority, and obligation to obey in Chile, the Philippines, and the United States. New Directions for Child and Adolescent Development, 108, 47-60. doi: 10.1002/cd.127.
Darling, N., Cumsille, P., Thomas, P., Liu, H., & Umberson, D. (2017). Family Relationships and Well-Being. Innovation in Aging, 1(3), 1-11. doi: 10.1093/geroni/igx025.
Ferreres, A. (2018) Emotional Separation, Autonomy in Decision-Making, and Psychosocial Adjustment in Adolescence: A Proposed Typology. Journal of Child and Family Studies, 27(5), 1373-1383. doi: 10.1007/s10826-017-0980-5.
Fromm, E. (2000). To Have ог to Be? Moscow: AST.
Kuklina, N. B. (2011). Dukhovnost' kak faktor sotsial'noy adaptatsii lichnosti i orientir sovremennogo obrazovaniya [Spirituality as a factor of social adaptation of the individual and a benchmark for modern education]. Filosofiya obrazovaniya, 2, 104-111.
Laktionova, A. I. (2013). Zhiznesposobnost' kak resurs sotsial'noy adaptatsii u podrostkov [Resiliency as a resource for social adaptation in adolescents]. In A. L. Zhuravlev, & E. A. Sergienko (Eds.), Psikhologicheskie issledovaniyaproblem sovremennogo rossiyskogo obshchestva [Psychological Studies of the Problems of Modern Russian Society] (pp. 232-253). Moscow: Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences.
Lichko, A. E. (2007). Negarmonichnaya sem'ya kak psikhologicheskiy faktor. Vidy nepra-vil'nogo vospitaniya [Disharmonious Family as a Psychological Factor. Types of Incorrect Upbringing]. In I. V. Dobryakov, & O. V. Zashchirinskaya (Eds.), Psikhologiya semi i bol'noy rebenok [Family Psychology and a Sick Child] (pp. 30-36). St. Petersburg: Rech.
Sinha, A. (2024). Family functioning, family relationship problems, and psychological wellbeing among young adults. World Journal of Advanced Research and Reviews, 22(1), 637-647. doi: 10.30574/wjarr.2024.22.1.1107.
Sun, J., Harris, K., & Vazire, S. (2020). Is well-being associated with the quantity and quality of social interactions? Journal of Personality and Social Psychology, 119(6), 1478-96. doi: 10.1037/pspp0000272.
Sutherland, D., Thompson, P., Flynn, S., & Hastings, R. (2025). Family functioning as a mediator or moderator between child behavioural and emotional problems and maternal psychological distress. Journal of Intellectual & Developmental Disability. doi: 10.3109/13668250.2024.2448005.
Theran, K. M. D. (2024). Risk Factors and Resilience Protectors: Study from the Family and Educational Context in a Group of Schoolchildren Risk Factors and Resilience Protectors: Study from the Family and Educational Context in a Group of Schoolchildren. Revista de Gestao Social e Ambiental, 18(12), e08947. doi: 10.24857/rgsa. v18n12-075.
Thomas, P., Liu, H., & Umberson, D. (2017). Family Relationships and Well-Being. Innovation in Aging, 1(3), 1-11. doi: 10.1093/geroni/igx025.
 Детско-родительские отношения как условие психологического благополучия и жизнеспособности личности студента с инвалидностью и / или ограниченными возможностями здоровья | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/10

Детско-родительские отношения как условие психологического благополучия и жизнеспособности личности студента с инвалидностью и / или ограниченными возможностями здоровья | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/10