Динамика ментальной регуляции психических состояний студентов с различным уровнем рефлексивности | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/11

Динамика ментальной регуляции психических состояний студентов с различным уровнем рефлексивности

Работа направлена на изучение роли рефлексии в разрабатываемой нами концепции ментальной регуляции психических состояний. Цель исследования - выявить динамику ментальной регуляции психических состояний студентов с разным уровнем рефлексии в процессе учебной деятельности. Исследование осуществлялось в трех различных по напряженности учебных ситуациях: на лекции, семинаре и экзамене. В исследовании приняли участие 108 студентов второго года обучения. В ходе исследования были использованы методики диагностики психических состояний, ментальных структур (рефлексии, смысложизненных ориентаций, самоотношения), регуляторных свойств и способов саморегуляции субъекта. В результате исследования было выявлено, что у высокорефлексивных студентов по мере возрастания напряженности ситуаций учебной деятельности значительно увеличивается взаимодействие ментальных структур, регуляторных свойств и психических состояний, наблюдается большая включенность ментальных структур в регуляцию, усиливается роль рефлексии. Показано, что на лекции взаимосвязь ментальных структур и регуляторных свойств в саморегуляции психических состояний опосредована уровнем рефлексии. Установлено, что в ходе семинарского занятия студенты с высокой рефлексией демонстрируют более высокую включенность регуляторных свойств в управление состояниями. Обнаружено, что на различных этапах сдачи экзамена у высокорефлексивных студентов структура ментальной регуляции, в отличие от низкорефлексивных, представлена показателями психических состояний, самоотношения и смысложизненных ориентаций, а также составляющими рефлексии, регуляторных свойств и способов саморегуляции.

Ключевые слова

психическое состояние, рефлексия, ментальная структура, саморегуляция, динамика, учебная деятельность

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Прохоров Александр ОктябриновичКазанский (Приволжский) федеральный университетдоктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии Института психологии и образованияalprokhor1011@gmail.com
Чернов Альберт ВалентиновичКазанский (Приволжский) федеральный университеткандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии Института психологии и образованияalbertprofit@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Карапетян, Л. В. (2020). Рефлексивные процессы в структуре эмоционально-личностного благополучия. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 1(179), 412-414. doi: 10.34835/issn.2308-1961.2020.1.p412-415.
Карпов, А. В. (2004). Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Ин-т психологии РАН.
Леонтьев, Д. А., Аверина, А. Ж. (2011). Феномен рефлексии в контексте проблема: саморегуляции. Психологические исследования, 4(16). doi: 10.54359/ps.v4i16.860.
Моросанова, В. И. (2021). Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 1, 4-37. doi: 10.11621/vsp.2021.01.01.
Прохоров, А. О. (2020). Структурно-функциональная модель ментальной регуляции психических состояний субъекта. Психологический журнал, 41(1), 5-18. doi: 10.31857/S020595920007852-3.
Прохоров, А. О., Чернов, А. В., Карташева, М. И. (2022). Влияние ментальных структур на эффективность саморегуляции психических состояний в учебной деятельности студентов. Сибирский психологический журнал, 86, 66-83. doi: 10.17223/1726 7080/86/4.
Холодная, М. А. (2022). Светлые и темные стороны рефлексии и арефлексии: эффект расщепления. Психологический журнал, 43(4), 15-26. doi: 10.31857/S0205959 20021475-8.
Goschke, T., & Job, V. (2023). The Willpower Paradox: Possible and Impossible Conceptions of Self-Control. Perspectives on Psychological Science: A Journal of the Association for Psychological Science, 18(6), 1339-1367. doi: 10.1177/17456916221146158.
Lim, R. B. T., Tan, C. G. L., Hoe, K. W. B., Teng, C. W. C., Muller, A. M., Azfar, J., Naraya-nasamy, S., & Liow, C. H. (2022). Correlates, motivating factors, and barriers of engaging in regular self-reflection among public health students in higher education-A mixed methods approach. Frontiers in Public Health, 10, 1023439. doi: 10.33 89/fp ubh.2022.1023439.
Stefan, C. A., & Cheie, L. (2020). Self-compassion and social anxiety in late adolescence: Contributions of self-reflection and insight. Self and Identity, 21(2), 1-13. doi: 10.1080/15298868.2020.1861082.
Vohs, K. D., & Baumeister, R. F. (Eds.) (2016). Handbook of Self-Regulation: Research, Theory, and Applications. New York: Guilford Publications. doi: 10.1016/j.paid.2021.111173.
Webster, L., Norman, C., Jones, G., & Marriott, M. (2022). Mediating role for metacognitive processes in the relationship between schizotypy and anxiety and depression symptoms. Cognitive Neuropsychiatry, 27(6), 1-18. doi: 10.1080/13546805.2022.2108388.
 Динамика ментальной регуляции психических состояний студентов с различным уровнем рефлексивности | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/11

Динамика ментальной регуляции психических состояний студентов с различным уровнем рефлексивности | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/11