Динамика ментальной регуляции психических состояний студентов с различным уровнем рефлексивности
Работа направлена на изучение роли рефлексии в разрабатываемой нами концепции ментальной регуляции психических состояний. Цель исследования - выявить динамику ментальной регуляции психических состояний студентов с разным уровнем рефлексии в процессе учебной деятельности. Исследование осуществлялось в трех различных по напряженности учебных ситуациях: на лекции, семинаре и экзамене. В исследовании приняли участие 108 студентов второго года обучения. В ходе исследования были использованы методики диагностики психических состояний, ментальных структур (рефлексии, смысложизненных ориентаций, самоотношения), регуляторных свойств и способов саморегуляции субъекта. В результате исследования было выявлено, что у высокорефлексивных студентов по мере возрастания напряженности ситуаций учебной деятельности значительно увеличивается взаимодействие ментальных структур, регуляторных свойств и психических состояний, наблюдается большая включенность ментальных структур в регуляцию, усиливается роль рефлексии. Показано, что на лекции взаимосвязь ментальных структур и регуляторных свойств в саморегуляции психических состояний опосредована уровнем рефлексии. Установлено, что в ходе семинарского занятия студенты с высокой рефлексией демонстрируют более высокую включенность регуляторных свойств в управление состояниями. Обнаружено, что на различных этапах сдачи экзамена у высокорефлексивных студентов структура ментальной регуляции, в отличие от низкорефлексивных, представлена показателями психических состояний, самоотношения и смысложизненных ориентаций, а также составляющими рефлексии, регуляторных свойств и способов саморегуляции.
Ключевые слова
психическое состояние, рефлексия, ментальная структура, саморегуляция, динамика, учебная деятельностьАвторы
ФИО | Организация | Дополнительно | |
Прохоров Александр Октябринович | Казанский (Приволжский) федеральный университет | доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии Института психологии и образования | alprokhor1011@gmail.com |
Чернов Альберт Валентинович | Казанский (Приволжский) федеральный университет | кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии Института психологии и образования | albertprofit@mail.ru |
Ссылки

Динамика ментальной регуляции психических состояний студентов с различным уровнем рефлексивности | Сибирский психологический журнал. 2025. № 96. DOI: 10.17223/17267080/96/11