Система социально-психологических детерминант, оказывающих влияние на возникновение склонности к насильственному экстремизму у студенческой молодежи
Проблема насильственного экстремизма остается актуальной для современного общества, представляя серьезную угрозу его стабильности и безопасности. Существенную социальную опасность представляет вовлечение молодежи, включая студентов, в экстремистские движения. В связи с этим целью проведенного исследования стало изучение социально-психологических детерминант, оказывающих влияние на склонность к насильственному экстремизму среди студенческой молодежи. В исследовании приняли участие 100 студентов 1-2-х курсов Чеченского государственного педагогического университета в возрасте от 17 до 23 лет. В качестве диагностического инструментария были использованы методики: «Диагностика диспозиций насильственного экстремизма» (Д.Г. Давыдов, К.Д Хломов), «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин), «Удовлетворенность жизнью» (Н.Н. Мельникова), «Виды и компоненты толерантности-интолерантности» (Г.Л. Бардиер), «Шкала базисных убеждений» (Р. Янофф-Бульман), «Структура этнической идентичности» (М.В. Верещагина), «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер), «Коммуникативные умения» (Л. Михельсон). Эмпирические результаты показали, что у большинства студентов наблюдается средний уровень выраженности диспозиций насильственного экстремизма, однако некоторая доля респондентов (39%) демонстрирует высокие значения хотя бы по одному показателю, а 7% респондентов характеризуются высокими показателями по трем и более диспозициям, что позволяет отнести их к «группе риска». Особое внимание было уделено изучению влияния личностной агрессивности, удовлетворенности жизнью и толерантности на склонность студентов к насильственному экстремизму. В ходе корреляционного анализа по Ч. Спирмену выявлены значимые связи между высокой агрессивностью, низким уровнем удовлетворенности жизнью и низким уровнем толерантности с предрасположенностью к экстремизму. По результатам корреляционного анализа были определены основные социальнопсихологические детерминанты склонности личности к насильственному экстремизму: агрессивность как личностная характеристика, неудовлетворенность жизнью, интолерантность, использование неадаптивных копинг-стратегий в стрессовых ситуациях, деструктивные базисные убеждения, проблемы в осознании и принятии собственной и чужой этнической идентичности, предпочтение агрессивных коммуникативных умений. На основе полученных результатов сделан вывод о необходимости разработки и реализации программ психолого-педагогического сопровождения и социальной адаптации студенческой молодежи, которые позволят эффективно противодействовать распространению экстремистских тенденций среди молодежи и минимизировать риски ее вовлечения в экстремистскую деятельность.
Ключевые слова
экстремизм,
студенческая молодежь,
социально-психологические детерминанты,
агрессивность,
неудовлетворенность жизнью,
интолерантность,
копинг-стратегии,
базисные убеждения,
этническая идентичность,
коммуникативные навыкиАвторы
Маджуга Анатолий Геннадьевич | Институт развития образования Республики Башкортостан | доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогики, психологии и здоровьесбережения | madzhuga.anatolij@inbox.ru |
Саидов Асланбек Арбиевич | Чеченский государственный педагогический университет | старший преподаватель кафедры психологии | aslsaidov@gmail.com |
Всего: 2
Ссылки
Буданов, С. А., Колесников, Р. В. (2022). Молодежный экстремизм: особенности структуры личности преступника. Вестник Воронежского института МВД России, 1, 139-145.
Верещагина, М. В. (2010). Этническая идентичность и этническая толерантность русских и осетинских студентов: дис. … канд. психол. наук. Владикавказ.
Давыдов, Д. Г., Хломов, К. Д. (2017). Методика диагностики диспозиций насильственного экстремизма. Психологическая диагностика, 14(1), 78-97.
Колмогорова, Л. А. (2015). Формирование коммуникативной компетентности личности. Барнаул: Алт. гос. пед. ун-т.
Крюкова, Т. Л. (2007). Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: Авантитул.
Кузнецова, А. С., Хавыло, А. В. (2021). Психологические детерминанты отношения молодежи к экстремистской деятельности. Психология и право, 11(3), 33-46.
Мельникова, Н. Н. (2004). Диагностика социально-психологической адаптации личности: учеб. пособие. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. ун-та.
Падун, М. А., Котельникова, А. В. (2012). Психическая травма и картина мира: теория, эмпирия, практика. М.: Ин-т психологии РАН. (Перспективы психологии).
Почебут, Л. Г. (2018). Кросс-культурная и этническая психология. (2-е изд., испр. и доп.). М.: Юрайт. (Бакалавр и магистр. Академический курс).
Сапожников, А. В. (2023). В России на 160% за год выросло число экстремистских преступлений. Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5861839.
Сериков, А. В. (2020). Радикализм и экстремизм в российской молодежной среде в контексте избыточных социальных неравенств. Гуманитарий Юга России, 6, 68-79.
Ситяева, С. М., Яремчук, С. В. (2019). Субъективные и объективные предикторы экстремистских установок молодежи. Комсомольск н/А: Амур. гуман.-пед. гос. ун-т.
Собкин, В. С., Мкртычян, А. А. (2013). Роль социокультурных факторов в формировании отношения к экстремизму среди школьников Москвы и Риги. Национальный психологический журнал, 2(10), 32-40.
Тупикова, В. А., Гудкова, Я. А., Овчинников-Лысенко, Е. Г. (2023). Эмпатия студентов в контексте риска экстремизма. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Социология, 23(3), 579-589.
Шипова, Л.В. (2016). Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников. Саратов. URL: http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1647.pdf.
Agnew, R. (2010). A General Strain Theory of Terrorism. Theoretical Criminology, 14, 131-153.
Borum, R. (2014). Psychological Vulnerabilities and Propensities for Involvement in Violent Extremism. Behavioral Sciences & the Law, 32, 286-305.
Borum, R. (2015). Assessing Risk for Terrorism Involvement. Journal of Threat Assessment and Management, 2(2), 63-87.
Elzesser, A. (2023). Propensity to Extremism in the Context of Socio-Psychological Maladjustment. Psikhologicheskii zhurnal.
Harpviken, A. (2020). Psychological Vulnerabilities and Extremism Among Western Youth: A Literature Review. Adolescent Research Review, 5, 1-26.
Kharroub, T. (2015). Understanding Violent Extremism: The Social Psychology of Identity and Group Dynamics. Arab Center Washington DC. Retrieved from https://arabcenterdc.org/resource/understanding-violent-extremism-the-social-psychology-of-identity-and-group-dynamics.
Kruglanski, A., Fernandez, J., Factor, A., & Szumowska, E. (2019). Cognitive mechanisms in violent extremism. Cognition, 188, 116-123.
Maier, S. F., & Seligman, M. E. (1976). Learned helplessness: Theory and evidence. Journal of Experimental Psychology: General, 105(1), 3-46.
Nivette, A., Eisner, M., & Ribeaud, D. (2017). Developmental Predictors of Violent Extremist Attitudes: A Test of General Strain Theory. Journal of Research in Crime and Delinquency, 54(6), 755-790.
Pauwels, L., & Schils, N. (2016). Differential Online Exposure to Extremist Content and Political Violence: Testing the Relative Strength of Social Learning and Competing Perspectives. Terrorism and Political Violence, 28, 1-29.
Savage, R. (2019). Modern genocidal dehumanization: a new model. Patterns of Prejudice, 2, 139-161.
Taylor, M. (1988). The Terrorist. London: Brassey's.
Troian, J., Baidada, O., Arciszewski, T., Apostolidis, T., Çelebi, E., & Yurtbakan, T. (2019). Evidence for indirect loss of significance effects on violent extremism: The potential mediating role of anomia. Aggressive Behavior. 45(6), 691-703.
Vukčević Marković, M., Nicović, A., & Živanović, M. (2021). Contextual and Psychological Predictors of Militant Extremist Mindset in Youth. Frontiers in Psychology, 12, 622571.