Применение дистанционного мобильного приложения Aita для тренировки и восстановления когнитивных функций у лиц зрелого возраста
В исследовательской работе представлен анализ результатов применения дистанционного мобильного приложения Aita для тренировки и восстановления когнитивных функций у лиц зрелого возраста. Приложение Aita предназначено для диагностики и коррекции когнитивных нарушений легкой и умеренной степени выраженности в условиях индивидуальной работы. Оно включает в себя разделы «Нейродинамика», «Память», «Внимание» и шесть подразделов - «Пространственная память», «Пиктограммы», «Запоминание объектов», «Таблицы Шульте», «Селекция информации», «Поиск дублированных слов». Для оценки его психокоррекционной эффективности в исследование были включены 54 испытуемых зрелого возраста, из которых 36 не имели когнитивных расстройств, а 18 испытуемых отметили у себя нарушения внимания, памяти и скорости реакции. Курс занятий с помощью приложения состоял из ежедневных дистанционных тренировок по всем разделам и подразделам приложения в течение семи суток. Первое занятие было диагностическим. После прохождения диагностического тестирования 50 участников выбрали легкий уровень сложности и 4 участника средний уровень сложности для дальнейших тренировок. Каждому участнику исследования до начала курса занятий давалась инструкция о необходимости ежедневных тренировок по всем разделам и подразделам приложения один раз в день. При этом допускалось разбивать ежедневное занятие на несколько подходов в течение дня и пропускать тренировку не более чем на одни сутки. Результаты недельного дистанционного курса показали тренирующий и психокоррекционной эффект от занятий. В группе без когнитивных нарушений основной эффект наблюдался в разделе «Нейродинамика» и некоторых подразделах «Внимания» и «Памяти». Зафиксированы улучшение скорости реакции, правильности и скорости выполнения заданий и тенденция к уменьшению количества ошибок в разделе «Нейродинамика». Выявлены уменьшение времени прохождения подраздела «Таблицы Шульте» и тенденция к более быстрому прохождению подраздела «Запоминание объектов» после недельного курса занятий. В группе с когнитивными нарушениями эффект от занятий оказался аналогичным только в разделе «Нейродинамика, также зафиксировано увеличение количества пройденных уровней в разделе «Память», подраздел «Запоминание объектов». Дополнительно была выявлена чувствительность раздела «Нейродинамика» к выявлению легких когнитивных нарушений у лиц зрелого возраста.
Ключевые слова
когнитивные функции,
когнитивные нарушения,
дистанционные мобильные приложения,
психодиагностика,
психокоррекция,
реабилитацияАвторы
Солодухин Антон Витальевич | Кемеровский государственный университет | кандидат психологических наук, доцент кафедры психологических наук | mein11@mail.ru |
Сидоркин Дмитрий Андреевич | Кемеровский государственный университет | аспирант кафедры психологических наук | sidorckin.dmit@yandex.ru |
Серый Андрей Викторович | Кемеровский государственный университет | доктор психологических наук, профессор кафедры психологических наук | avgrey@yahoo.com |
Яницкий Михаил Сергеевич | Кемеровский государственный университет | доктор психологических наук, директор Социально-психологического института | direktorspi@kemsu.ru |
Варич Лидия Александровна | Кемеровский государственный университет | кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и генетики | varich2002@mail.ru |
Саблинский Алексей Игоревич | Кемеровский государственный университет | кандидат технических наук, доцент кафедры фундаментальной математики | s_a_i@mail.ru |
Всего: 6
Ссылки
Варич, Л. А., Брюханов, Я. И., Серый, А. В., Солодухин, А. В. (2022). Особенности проявления соматических и когнитивных нарушений у лиц юношеского возраста, перенесших COVID-19. Вестник психофизиологии, 4, 92-99.
Громова, Д. О., Науменко, А. А., Преображенская, И. С. (2017). Когнитивный тренинг и реабилитация пациентов с когнитивными нарушениями. Доктор.Ру, 11(140), 31-38.
Заикина, Е. С. Реализация системного подхода в области психолого-педагогических исследований (2022). Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. 3. Гуманитарные и общественные науки, 2, 103-115.
Коберская, Н. Н., Мхитарян Э.А. (2021) Диагностика и ведение пациентов с легким когнитивным снижением. Эффективная фармакотерапия, 17(38), 26-30.
Серый, А. В., Яницкий, М. С., Солодухин, А. В., Трубникова, О. А. (2017). Методологические основания разработки комплексного подхода в психологической коррекции и психотерапии пациентов кардиологического профиля до и после коронарного шунтирования. Сибирский психологический журнал, 63, 89-101.
Солодухин, А. В., Жихарев, А. Ю., Серый, А. В., Варич, Л. А., Брюханов, Я. И. (2022). Применение техник когнитивно-поведенческой психотерапии для восстановления когнитивной сферы у лиц, перенесших коронавирусную инфекцию (COVID-19): возможности и перспективы. Вестник Кемеровского государственного университета, 24(4), 420-429.
Солодухин, А. В., Яницкий, М. С., Серый, А. В. (2020). К проблеме выбора коррекционных компьютерных программ для восстановления когнитивных функций у пациентов кардиологического профиля. Российский психологический журнал, 17(1), 5-14.
Яницкий, М. С., Солодухин, А. В., Серый, А. В. (2022). Когнитивные нарушения при соматических заболеваниях: этиопатогенез, методы диагностики и возможности психологической коррекции. В кн: А. Ю. Просеков (ред.). Новейшие достижения в области медицины, здравоохранения и здоровьесберегающих технологий: сб. материалов I Междунар. конгресса (с. 517-519). Кемерово: КемГУ.
Яхно, Н. Н., Захаров, В. В., Коберская, Н. Н., Мхитарян, Э. А., Гриишина, Д. А., Локшина, А. Б., Савушкина И. Ю., Посохов С. И. (2017). "Предумеренные" (субъективные и легкие) когнитивные расстройства. Неврологический журнал, 4, 198-204.
Aiello, E.N., Verde, F., Milone, I., Giacopuzzi Grigoli, E., Dubini, A., Carelli, L., Ferrucci, R., … Poletti, B. (2022). The Frontal Assessment Battery (FAB) effectively discriminates between MCI and dementia within the clinical spectrum of neurochemically confirmed Alzheimer's disease. Front. Psychol, 13. 1054321.
Al-Thaqib, A., Al-Sultan, F., Al-Zahrani, A., Al-Kahtani, F., Al-Regaiey, K., Iqbal M., & Bashir S. (2018). Brain training games enhance cognitive function in healthy subjects. Medical Science Monitor Basic Research, 24, 63-69.
Bahar-Fuchs, A., Webb, S., Bartsch, L., Clare, L., Rebok, G., Cherbuin, N., & Anstey, K. J. (2017). Tailored and adaptive computerized cognitive training in older adults at risk for dementia: A randomized controlled trial. Journal of Alzheimer's Disease, 60(3), 889-911.
Barbera, M., Mangialasche, F., Jongstra, S., Guillemont, J., Ngandu, T., Beishuizen, C., Coley, N., … Kivipelto, M. (2018). Designing an internet-based multidomain intervention for the prevention of cardiovascular disease and cognitive impairment in older adults: The HATICE trial. Journal of Alzheimer's Disease, 62(2), 649-663.
Binder, J. C., Zöllig, J., Eschen, A., Mérillat, S., Röcke, C., Schoch, S.F. Jäncke, L., & Martin, M. (2015). Multidomain training in healthy old age: Hotel Plastisse as an iPad-based serious game to systematically compare multi-domain and single-domain training. Frontiers in Aging Neuroscience, 7, 137.
Bott, N., Kumar, S., Krebs, C., Glenn, J. M., Madero, E. N., & Juusola, J. L. (2018). A remote intervention to prevent or delay cognitive impairment in older adults: Design, recruitment, and baseline characteristics of the virtual cognitive health (VC Health) study. JMIR Research Protocols, 7(8), e11368.
Gard, T., Hölzel, B. K., & Lazar, S. W. (2014). The potential effects of meditation on age-related cognitive decline. A systematic review. Annals of the New York Academy of Sciences. Advances in Meditation Research: Neuroscience and Clinical Applications, 1307(1), 89-103.
Gates, N. J., Vernooij, R. W. M., Di Nisio, M., Karim, S., March, E., Martínez, G., & Rutjes, A. W. S. (2019). Computerised cognitive training for preventing dementia in people with mild cognitive impairment. Cochrane Database of Systematic Reviews 3(3), CD012279.
Ge, S., Zhu, Z., Wu, B., & McConnell, E. S. (2018). Technology-based cognitive training and rehabilitation interventions for individuals with mild cognitive impairment: A systematic review. BMC Geriatrics, 18, 213.
Harada, S., Sato, D., Takagi, H., & Asakawa, C. (2013). Characteristics of elderly user behavior on mobile multi-touch devices. In P. G. Kotzé, G. Marsden, G. Lindgaard, J. Wesson, M. Winckler (Eds.), Human-Computer Interaction - INTERACT 2013. Lecture Notes in Computer Science (pp. 323-341). Berlin, Heidelberg: Springer.
Heffernan, M., Andrews, G., Fiatarone Singh, M. A., Valenzuela, M., Anstey, K. J., Maeder, A. J., … Brodaty, H. (2019). Maintain your brain: Protocol of a 3-year randomized controlled trial of a personalized multi-modal digital health intervention to prevent cognitive decline among community dwelling 55- to 77 years old. Journal of Alzheimer's Disease, 70(1), 221-237.
Kudlicka, A., Martyr, A., Bahar-Fuchs, A., Woods, B., & Clare, L. (2019). Cognitive rehabilitation for people with mild to moderate dementia. Cochrane Database of Systematic Reviews, 6(6), CD013388.
Yanitskiy, M. S., Seryy, A.V., Vasyagina, N. N., Solodukhin, A. V., & Trubnikova O. A. (2020). Psychological Rehabilitation of Patients with Cardiovascular Diseases by Correction of Cognitive Impairment. Psychology in Russia: State of the Art, 13(1), 121-132. 10.11621/ pir.2020.0110.