Золушка в психологии: проблема интеграции знания об эмоциях | Сибирский психологический журнал. 2025. № 97. DOI: 10.17223/17267080/97/1

Золушка в психологии: проблема интеграции знания об эмоциях

Обсуждается проблема эмоций с позиции обоснования актуальной потребности интеграции психологического знания о ней. Последнее объясняется наличием совокупности проблем, связанных с непрерывным ростом знания об эмоциях (феноменологические проблемы), значительным числом объясняющих концептуальных построений (теоретические проблемы), многообразием методического инструментария (методологические проблемы), недостаточностью целенаправленных попыток интеграции знания об эмоциях в течение длительного времени их изучения (историко-психологические проблемы). Краткий обзор стихийных и целенаправленных способов интеграции знания об эмоциях позволил утверждать, что их результативность затрудняется рядом непродуктивных установок в психологическом сообществе - популярностью кумулятивного подхода, доминированием дисциплинарного подхода, установкой на несопоставимость концепций и теорий эмоций. Обосновывается новый подход к интеграции знания об эмоциях, основывающийся на модели соотношения теории и метода в психологии (В.А. Мазилов). Модель позволяет соотносить концепции, предметом которых является проблема эмоций, на уровне их предтеорий как комплексе исходных представлений о феномене, предшествующих эмпирическому исследованию и направляющих его. Соотнесение концепций осуществляется на уровне компонентов модели: проблемы исследования, моделирующего представления, идеи метода, базовой категории и организующей схемы. Предметом интеграции стали хорошо известные эволюционная концепция Ч. Дарвина, мотивационная концепция эмоций К. Изарда, когнитивная концепция С. Шэхтера и Дж. Сингера, психофизиологическая концепция П.В. Симонова, нейропсихологическая концепция Е.Д. Хомской и Н.Я. Батовой. Результатом соотнесения концепций стали: демонстрация их принципиальной сопоставимости на уровне предтеорий; утверждение о востребованности междисциплинарного и уровневого подходов к исследованию эмоций; предположения о необходимости смены аналитической установки на синтетическую при изучении эмоций, а также изменении отношения психологического сообщества к функции эмоциональных явлений в структуре психического (С.Л. Рубинштейн). В целом реализация модели соотношения теории и метода дает более объемное знание об эмоциональной феноменологии, а также позволяет определить перспективы решения данной проблемы в психологии.

Ключевые слова

эмоции, интеграция, теория и метод в психологии, междисциплинарные исследования, уровневый подход, эмоциональная функция

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Мазилов Владимир АлександровичЯрославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинскогодоктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологииv.mazilov@yspu.org
Слепко Юрий НиколаевичЯрославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинскогодоктор психологических наук, доцент, профессор РАО, декан педагогического факультетаslepko@inbox.ru
Всего: 2

Ссылки

Белан, Е. А. (2023). Философско-методологические основания ситуационного анализа жизнедеятельности личности. Общество, 4-1(31), 19-22.
Бреслав, Г. М. (2015). Композиционная теория эмоций: к пониманию моральных эмоций и любви. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 12(4), 81-102.
Бреслав, Г. (2007). Психология эмоций. М.: Смысл.
Вилюнас, В. К. (2007). Эмоции. В кн.: Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко (сост. и ред.). Большой психологический словарь (с. 622-625). СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Вилюнас, В. К. (2008). Основные проблемы психологии эмоций. В кн.: В. Вилюнас. Психология эмоций (с. 8-42). СПб.: Питер.
Волов, В. В. (2015). Особенности эмоциональной системы реагирования в условиях пароксизмального мозга. Сибирский психологический журнал, 56, 122-137. doi: 10.17223/17267080/56/10.
Волов, В. В., Залевский, Г. В. (2020). Аналитический метод оценки психоэмоционального состояния. Экспериментальная психология, 13(3), 105-117. doi: 10.17759/ exppsy.2020130308.
Дарвин, Ч. (2001). О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер.
Дорошева, Е. А. (2024). Дисрегуляция эмоций и ее нейрофизиологический базис у людей с расстройствами аутистического спектра. Российский психологический журнал, 21(4), 112-128. doi: 10.21702/eencbj47.
Изард, К. (2006). Психология эмоций. СПб.: Питер.
Ильин, Е. П. (2001). Эмоции и чувства. СПб.: Питер.
Кравченко, Ю. Е. (2012). Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования. М.: ФОРУМ.
Лебедев, А. Н., Гордякова, О. В. (2023). Ценностно-аффективная поляризация больших социальных групп в условиях информационной неопределенности. Социальная психология и общество, 14(4), 38-54. doi: 10.17759/sps.2023140403.
Мазилов, В. А. (1998). Теория и метод в психологии: период становления психологии как самостоятельной науки. Ярославль: МАПН.
Мазилов, В. А., Рыльская, Е. А. (2016). Психологическое исследование жизнеспособности человека в аспекте коммуникативной методологии. Ярославский педагогический вестник, 3, 192-201.
Мазилов, В. А., Слепко, Ю. Н. (2024а). Интеллект в психологии: от «исчезновения» к коммуникации и интеграции знания. Сибирский психологический журнал, 93, 621. doi: 10.17223/17267080/93/1.
Мазилов, В. А., Слепко, Ю. Н. (2024б). Эволюция деятельностного подхода в ярославской психологической школе. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, 9, 3(35), 216-247. doi: 10.38098/ipran.sep_2024_35_3_09.
Донцов Д. А., Сенкевич Л. В., Луковцева З. В. и др. (2024). Общая психология. Введение в общую психологию. М.: Юрайт.
Рубинштейн, С. Л. (1957). Бытие и сознание. М.: Изд-во Акад. наук СССР.
Симонов, П. В. (1981). Эмоциональный мозг. М.: Наука.
Сосновский, Б. А., Молчанова, О. Н., Телегина, Э. Д. (2024). Общая психология. М.: Юрайт.
Хомская, Е. Д., Батова, Н. Я. (1998). Мозг и эмоции (нейропсихологическое исследование). М.: Рос. педагог. агентство.
Чипеева, Н. А. (2023). Нейрофизиологические механизмы эмоционального интеллекта. Психология. Психофизиология, 16(3), 65-74. doi: 10.14529/jpps230306.
Шадриков, В. Д., Мазилов, В. А. (2015). Общая психология. М.: Юрайт.
Dobrushina, O. R., Dobrynina, L. A., Arina, G. A., Pechenkova, E. V., Kremneva, E. I., Gubanova, M. V., ... Krotenkova, M. V. (2024). Age-related changes of interoceptive brain networks: Implications for interoception and alexithymia. Emotion, 24(6), 15361549. doi: 10.1037/emo0001366.
Falagiarda, F., Occelli, V., & Collignon, O. (2024). Vision plays a calibrating role in discriminating threat-related vocal emotions. Emotion, 24(5), 1312-1321. doi: 10.1037/emo0001348.
Frank, M. G., & Ekman, P. (2004). Appearing truthful generalizes across different deception situations. Journal of Personality and Social Psychology, 86(3), 486-495. doi: 10.1037/0022-3514.86.3.486.
Gross, J. J. (2024). Preface. In J. J. Gross (Ed.), Handbook of Emotion Regulation (pp. 16-19). New York, NY: Guilford Press.
Izard, C.E., & Read, P. B. (Eds.) (1982) Measuring Emotions in Infants and Children: Vol. 1. Cambridge; New York: Cambridge University Press.
Jurkiewicz, O., & Oveis, C. (2025). Helping you helps me: Beneficial effects of regulating others’ emotions on well-being and physiological stress. Emotion, 25(2), 372-386. doi: 10.1037/emo0001446.
Karmakar, R., & Ghosh, A. (2023). Relationship between personality traits and emotion regulation among adolescent athletes. Psychological Science and Education, 28(2), 83-94. doi: 10.17759/pse.2023280207.
Levenson, R. W., Ekman, P., & Ricard, M. (2012). Meditation and the startle response: A case study. Emotion, 12(3), 650-658. doi: 10.1037/a0027472.
Raz, I., Reggev, N., & Gilead, M. (2024). Is it better to be happy or right? Examining the relative role of the pragmatic and epistemic imperatives in momentary affective evaluations. Emotion, 24(6), 1343-1357. doi: 10.1037/emo0001349.
Schachter, S. & Singer, J. E. (1962). Cognitive, social, and physiological determinants of emotional state. Psychological Review, 69(5), 379-399. doi: 10.1037/h0046234.
Valdes-Aleman, P., Tellez-Alams, B., & Zamudio-Gurrola, A. (2024). Brain electrical patterns associated with pleasure and emotion induced by tonal and atonal music. Behavioral Neuroscience, 138(5), 342-352. doi: 10.1037/bne0000588.
 Золушка в психологии: проблема интеграции знания об эмоциях | Сибирский психологический журнал. 2025. № 97. DOI: 10.17223/17267080/97/1

Золушка в психологии: проблема интеграции знания об эмоциях | Сибирский психологический журнал. 2025. № 97. DOI: 10.17223/17267080/97/1