Когнитивная готовность к восприятию полимодальной информации: смысловой аспект | Сибирский психологический журнал. 2025. № 97. DOI: 10.17223/17267080/97/3

Когнитивная готовность к восприятию полимодальной информации: смысловой аспект

Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи динамических смысловых систем образа мира и когнитивной готовности молодых людей к работе с полимодальной научной информацией. Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью цифровых технологий в образовании, что приводит к необходимости разработки новых стратегий работы с информацией в условиях ее избыточности и полимодальности. Целью работы стало выявление особенностей смысловых составляющих образа мира у лиц с разным уровнем когнитивной готовности. В исследовании приняли участие 143 респондента в возрасте 18-35 лет (студенты и выпускники вузов). Для оценки когнитивной готовности использовался авторский опросник, фиксирующий операциональные и когнитивные аспекты работы с научной информацией. Изучение смысловых структур проводилось с помощью методики предельных смыслов Д.А. Леонтьева, включавшей анализ длины и разветвленности смысловых цепочек, индексов децентрации, рефлексивности и негативности. Результаты показали, что уровень когнитивной готовности коррелирует с развитостью смысловых структур: испытуемые с высокими показателями по методике предельных смыслов демонстрируют более критичный и осознанный подход к поиску информации. Были выявлены три группы стратегий работы с информацией: низкий уровень - поверхностный поиск, ориентация на доступные источники; средний уровень - избирательность, проверка авторитетности данных; высокий уровень - системный анализ, постановка под сомнение даже проверенных источников. Динамические смысловые системы (глобальность смысловых задач, рефлексивность) выступают маркером когнитивной готовности. Обсуждение результатов опирается на концепции смыслообразования (Д.А. Леонтьев), связи бытия и смысла (М.К. Мамардашвили) и роль информационного подхода в образовании (М.В. Маковецкая). Подчеркивается, что работа с мировоззрением студентов может повысить эффективность их взаимодействия с полимодальной информацией за счет снижения психологических барьеров и расширения смысловых горизонтов.

Ключевые слова

полимодальная информация, научная информация, психологическая готовность, когнитивная готовность, образ мира, смысловые системы, предельные смыслы, смысловые структуры

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Краснорядцева Ольга МихайловнаТомский государственный университетдоктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей и педагогической психологииkrasnoo@mail.ru
Яковлев Илья СергеевичТомский государственный университетсоискатель кафедры общей и педагогической психологииyak-marketing@ya.ru
Всего: 2

Ссылки

Божович, Е. Д. (2005). Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования. М.: ПЕР СЭ.
Галяутдинова, С. И., Ахмадеева, Е. В., Гумерова, Р. Б. (2004). Проблемы понимания ценностей и психологической безопасности семьи. Уфа: Изд-во РИЦ БашГУ.
Гуткина, Н. И. (2004). Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер.
Деркач, А. А., Кузнецов, Н. В. (1993). Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ.
Зотова, О. М., Зотов, В. В. (2015). Информационные перегрузки как фактор стресса студентов вузов. Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье», 4, 108-115.
Кабрин, В. И. (2021). Холистическая модель когнитивно-ноэтического развития личности. Сибирский психологический журнал, 81, 6-27. doi: 10.17223/17267081/81/1.
Коногорская, С. А. (2023). Взаимосвязь когнитивных и некогнитивных показателей готовности к обучению с учебной успеваемостью. Вестник Государственного университета просвещения. Сер. Психологические науки, 4, 53-68. doi: 10.18384/2949-5105-2023-4-53-68.
Краснорядцева, О. М. (2009). Чувствительность к проблемам как характеристика инновационного потенциала личности. Сибирский психологический журнал, 33, 13-19.
Краснорядцева О.М., Яковлев И.С. (2023). Психолого-педагогическое сопровождение учебной онлайн-библиотеки. Вестник Томского государственного университета, 496. 13-22. doi: 10.17223/15617793/496/2.
Леонтьев, Д. А. (1999). Методика предельных смыслов (методическое руководство. М.: Смысл.
Леонтьев, Д. А. (2022). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Litres.
Лукьянов, О. В., Кирилюк, М. И. (2024). Дополнения категориального аппарата системно-антропологической психологии. Сибирский психологический журнал, 94, 173-186. doi: 10.17223/17267080/94/10.
Маковецкая, М. В. (2020). Информационный подход в образовании. В сб.: Философия и культура информационного общества: Восьмая междунар. науч.-практ. конф., Санкт-Петербург, 20-22 ноября 2020 г. (с. 409-411). СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосмического приборостроения.
Мамардашвили, М. К. (2000). Эстетика мышления. М.: Моск. школа полит. исслед.
Нелюбин, Н. И. (2017). Эрзац-мышление как атрибут существования современного человека. Психология и психотехника, 4, 37-46. doi: 10.7256/2454-0722.2017.4.24320.
Серкин, В. П. (2009). Взаимосвязь образа мира и образа жизни. Мир психологии, 4(60), 109-119.
Crameri, L., Hettiarachchi, I., & Hanoun, S. (2021). A Review of Individual Operational Cognitive Readiness: Theory Development and Future Directions. Human Factors, 63(1), 66-87.
Soboleva, A. V., & Obdalova, O. A. (2015). Cognitive readiness for intercultural communication as an essential component of intercultural competence. Language and Culture, 1(5), 55-62.
Solomko, Y. S., Sotnikov, A. D., & Katasonova, G. R. (2021) Analysis of polymodal interaction in applied infocommunication systems. Information Innovative Technologies.International Conference, Prague, April 26-30, 2021 (pp. 235-238). Moscow: Association of graduates and employees of AFEA named after prof. Zhukovsky.
 Когнитивная готовность к восприятию полимодальной информации: смысловой аспект | Сибирский психологический журнал. 2025. № 97. DOI: 10.17223/17267080/97/3

Когнитивная готовность к восприятию полимодальной информации: смысловой аспект | Сибирский психологический журнал. 2025. № 97. DOI: 10.17223/17267080/97/3