Пространственная рабочая память у младших школьников: возрастные особенности и связь с успешностью в математике | Сибирский психологический журнал. 2025. № 97. DOI: 10.17223/17267080/97/5

Пространственная рабочая память у младших школьников: возрастные особенности и связь с успешностью в математике

Введение. Пространственная рабочая память поддерживает сохранение и обработку числовой и геометрической информации, влияя на успешность математического обучения. Ее характеристики изменяются с возрастом, а гендерные различия проявляются в стратегиях решения задач, влияя на академические достижения младших школьников. Цели и задачи. Цель исследования - анализ различий в пространственной рабочей памяти младших школьников в зависимости от возраста и пола, а также изучение ее взаимосвязи с успеваемостью по математике. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 776 младших школьников (47,04% девочки) из трех регионов РФ в возрасте от 8 до 10 лет. Для оценки пространственной рабочей памяти использовался тест Корси-блок, успеваемость по математике оценивалась по школьным оценкам. Данные анализировали с использованием U-критерия Манна-Уитни, однофакторного дисперсионного анализа и корреляционного анализа Пирсона в пакете Jamovi 2.3.28. Результаты. Исследование выявило закономерное улучшение показателей пространственной рабочей памяти с возрастом, что выражается в увеличении числа правильных ответов и сокращении среднего времени реакции на задания. Половые различия проявляются в преимуществе мальчиков по количеству верных ответов и скорости выполнения заданий, в то время как общее время выполнения теста не демонстрирует значимых различий между группами. Корреляционный анализ показал слабую, но статистически значимую связь между результатами теста Корси-блок и успеваемостью по математике. Эти данные подтверждают важность когнитивных механизмов, таких как пространственная рабочая память, в формировании академических навыков. Заключение. Выявленные возрастные и половые различия в пространственной рабочей памяти у младших школьников отражают ее количественные изменения, выражающиеся в динамике точности и скорости выполнения заданий. Полученные результаты подчеркивают значимость пространственной рабочей памяти как одного из важных когнитивных факторов математической успешности и обосновывают необходимость разработки образовательных стратегий, учитывающих возрастные и гендерные особенности когнитивного функционирования учащихся.

Ключевые слова

рабочая память, пространственная рабочая память, возрастные особенности, половые различия, академическая успеваемость, когнитивные процессы

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Персиянцева Светлана ВладимировнаФедеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследованийкандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетикиperssvetlana@yandex.ru
Маракшина Юлия АлександровнаФедеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследованийкандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетикиretalika@yandex.ru
Исматуллина Виктория ИгоревнаФедеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследованийкандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетикиvictoria2686@gmail.com
Самерханова Эльвира КамильевнаНижегородский государственный педагогический университет им. К. Мининапрофессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в образованииsamerkhanovaek@gmail.com
Малых Сергей БорисовичФедеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследованийакадемик РАО, доктор психологических наук, заведующий лабораторией возрастной психогенетикиmalykhsb@mail.ru
Всего: 5

Ссылки

Белова, А. П., Малых, С. Б. (2013). Природа индивидуальных различий рабочей памяти. Теоретическая и экспериментальная психология, 6(3), 54-64.
Allen, K., Higgins, S., & Adams, J. (2019). The relationship between visuospatial working memory and mathematical performance in school-aged children: a Systematic review. Educational Psychology Review, 31(2), 509-531. doi: 10.1007/s10648-019-09470-8.
Alloway, T. P., & Alloway, R. G. (2010). Investigating the predictive roles of working memory and IQ in academic attainment. Journal of Experimental Child Psychology, 106(1), 20-29. doi: 10.1016/j.jecp.2009.11.003.
Amzil, A. (2022). Working memory capacity, cognitive regulation, and their relationship to academic achievement in university students. Journal of Education and Learning, 11(6), 133. doi: 10.5539/jel.v11n6p133.
Baddeley, A. D. (2007). Working memory, thought, and action. Oxford: Oxford University Press. doi: 10.1093/acprof:oso/9780198528012.001.0001.
Balhinez, R., & Shaul, S. (2019). The relationship between reading fluency and arithmetic fact fluency and their shared cognitive skills: A developmental perspective. Frontiers in Psychology, 10, 1281. doi: 10.3389/fpsyg.2019.01281.
Borgonovi, F., Ferrara, A., & Maghnouj, S. (2018). The gender gap in educational outcomes in Norway. OECD Education Working Papers, 183, 8-109. doi: 10.1787/f8ef1489-en.
Cowan N. (2020) Why and how to study working memory development. L ’Annee Psychologique, 120(2), 135. doi: 10.3917/anpsy1.202.0135.
Cragg, L., & Gilmore, C. (2014). Skills underlying mathematics: The role of executive function in the development of mathematics proficiency. Trends in Neuroscience and Education, 3(2), 63-68. doi: 10.1016/j.tine.2013.12.001.
Diamond, A. (2013). Executive functions. Annual Review of Psychology, 64, 135-168. doi: 10.1146/annurev-psych-113011-143750.
Eble, A., & Hu, F. (2019). How important are beliefs about gender differences in math ability? Transmission across generations and impacts on child outcomes. EdWorkingPaper, 19-67. Annenberg Institute at Brown University. doi: 10.26300/8txd-ed83.
Eriksen, A. D., Olsen, A., & Sigmundsson, H. (2023). Exploring the relationships between visuospatial working memory, math, letter-sound knowledge, motor competence, and gender in first grade children: A correlational study. Frontiers in Psychology, 13, 981915. doi: 10.3389/fpsyg.2022.981915.
Forsberg, A., Adams, J., & Cowan, N. (2021). Chapter one - The role of working memory in long-term learning: implications for childhood development. Psychology of Learning and Motivation, 74, 1-45. doi: 10.1016/bs.plm.2021.02.001.
Friso-van den Bos, I., van der Ven, S. H., Kroesbergen, E. H., & van Luit, J. E. (2013). Working memory and mathematics in primary school children: A meta-analysis. Educational Research Review, 10, 29-44. doi: 10.1016/j.edurev.2013.05.003.
Gathercole, S. E., & Pickering, S. J. (2000). Working memory deficits in children with low achievements in the national curriculum at 7 years of age. British Journal of Educational Psychology, 70(2), 177-194. doi: 10.1348/000709900158047.
Geary, D. C. (2011). Cognitive predictors of achievement growth in mathematics: A 5-year longitudinal study. Developmental Psychology, 47(6), 1539-1552. doi: 10.1037/a0025510.
Holmes, J., Gathercole, S. E., & Dunning, D. L. (2009). Adaptive training leads to sustained enhancement of poor working memory in children. Developmental Science, 12(4), F9-15. doi: 10.1111/j.1467-7687.2009.00848.x.
Kane, M. J., Conway, A. R., Hambrick, D. Z., & Engle, R. W. (2007). Variation in working memory capacity as variation in executive attention and control. In A. R. Conway, C. Jarrold, M. J. Kane, A. Miyake, & J. N. Towse (Eds.), Variation from interand intraindividual differences (pp. 21-48). Oxford: Oxford University Press. doi: 10.1093/acprof:oso/9780195168648.003.0002.
Nichelli, F., Bulgheroni, S., & Riva, D. (2001). Developmental patterns of verbal and visuospatial spans. Neurological Sciences, 22, 377-384. doi: 10.1007/s100720100068.
Oostveen-de Vink, I. C., Willemsen, R. H., Keijzer, R., & Lazonder, A. W. (2023). Supporting creative problem solving in primary geometry education. Thinking Skills and Creativity, 48(1), 101307. doi: 10.1016/j.tsc.2023.101307.
Orsini, A. (1994). Corsi's block-tapping test: Standardization and concurrent validity with WISC-R for children aged 11 to 16. Perceptual and Motor Skills, 79(3, Suppl.), 15471554. doi: 10.2466/pms.1994.79.3f.1547.
Pagulayan, K. F., Busch, R. M., Medina, K. L., Bartok, J. A., & Krikorian, R. (2006). Developmental normative data for the Corsi block-tapping task. Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology, 28(6), 1043-1052. doi: 10.1080/13803390500350977.
Paz-Baruch, N. (2022). The role of gender and cognitive mechanisms in mathematical and reading performance. Educational Studies, 50(1), 1-18. doi: 10.1080/03055698.2022.2091406.
Purpura, D. J., & Schmitt, S. A. (2019). Cross-domain development of early academic and cognitive skills. Early Childhood Research Quarterly, 46, 1-4. doi: 10.1016/J.ECRESQ. 2018.10.009.
Reilly, D., Neumann, D. L., & Andrews, G. (2019). Gender differences in reading and writing achievement: Evidence from the National Assessment of Educational Progress (NAEP). American Psychologist, 74(4), 445-458. doi: 10.1037/amp0000356.
Reuhkala, M. (2001). Mathematical skills in relation to visuo-spatial abilities and working memory in children. Educational Psychology, 21(4), 387-399. doi: 10.1080/01443410120090786.
Stefanelli, S., & Alloway, T. P. (2020). Mathematical skills and working memory profile of children with borderline intellectual functioning. Journal of Intellectual Disabilities, 24(3), 358-366. doi: 10.1177/1744629518821251.
Stoet, G., & Geary, D. C. (2013). Sex differences in mathematics and reading achievement are inversely related: withinand across-nation assessment of 10 years of PISA data. PLoS One, 8, 57988. doi: 10.1371/journal.pone.0057988.
Syvaoja, H. J., Kankaanpaa, A., Hakonen, H., Inkinen, V., Kulmala, J., Joensuu, L., Rasanen, P., Hillman C. H., & Tammelin T. H. (2021). How physical activity, fitness, and motor skills contribute to math performance: Working memory as a mediating factor. Scandinavian Journal of Medicine & Science in Sports, 31(12), 2310-2321. doi: 10.1111/SMS.14049.
Szucs, D., Devine, A., Soltesz, F., Nobes, A., & Gabriel, F. (2014). Cognitive components of a mathematical processing network in 9-year-old children. Developmental Science, 17(4), 506-524. doi: 10.1111/desc.12144.
Tikhomirova, T., Malykh, A., Lysenkova, I. A., & Malykh, S. (2021). Cross-cultural analysis of models of the relationship between the cognitive abilities and academic achievement in primary school education. Psychology in Russia: State of the Art, 14(4), 94-110. doi: 10.11621/pir. 2021.0407.
Voyer, D., Postma, A., Brake, B., & Imperato-McGinley, J. (2007). Gender differences in object location memory: a meta-analysis. Psychonomic Bulletin & Review, 14(1), 23-38. doi: 10.3758/BF03194024.
Voyer, D., Voyer, S. D., & Saint-Aubin, J. (2017). Sex differences in visual-spatial working memory: a meta-analysis. Psychonomic Bulletin & Review, 24(2), 307-334. doi: 10.3758/s13423-016-1085-7.
Zhang, Y., Tolmie, A., & Gordon, R. (2022). The relationship between working memory and arithmetic in primary school children: A meta-analysis. Brain Sciences, 13(1), 22. doi: 10.3390/brainsci13010022.
 Пространственная рабочая память у младших школьников: возрастные особенности и связь с успешностью в математике | Сибирский психологический журнал. 2025. № 97. DOI: 10.17223/17267080/97/5

Пространственная рабочая память у младших школьников: возрастные особенности и связь с успешностью в математике | Сибирский психологический журнал. 2025. № 97. DOI: 10.17223/17267080/97/5