Влияние организационной идентификации на взаимосвязь вовлеченности в работу и гражданского поведения преподавателей высшей школы Вьетнама
Цель настоящего исследования - изучение опосредующей роли организационной идентификации во взаимосвязи вовлеченности в работу и гражданского поведения преподавателей системы высшего образования Вьетнама. Авторы согласно специально разработанной методике опросили 648 преподавателей высшей школы трех городов Вьетнама: Ханоя, Дананга и Хошимина. Для обработки полученных данных использовались программа SPSS версии 22.0., описательный статистический и инференциальный статистический методы анализа, программа Hayes Process Macro версии 4.2. В результате исследования были выявлены положительные связи между вовлеченностью в работу и гражданским поведением, между вовлеченностью в работу и организационной идентификацией, между гражданским поведением и организационной идентификацией, а также опосредованное организационной идентификацией влияние вовлеченности в работу на компоненты гражданского поведения, такие как ориентация на развитие образовательной организации, ориентация на соблюдение норм и правил, ориентация на студентов, ориентация на коллег. Полученные результаты расширяют понимание того, как вовлеченность в работу способствует гражданскому поведению преподавателей в образовательной организации. Кроме того, они подчеркивают важность формирования чувства организационной идентичности как фактора, влияющего на взаимосвязь вовлеченности в работу и гражданского поведения. Использование полученных результатов может обеспечить повышение эффективности деятельности как преподавателей, так и образовательных учреждений в целом. В условиях, когда учебные организации Вьетнама встали на путь автономии и интернационализации, способность руководства вузов к вовлечению преподавателей в работу становится необходимой при создании позитивной совместной и инновационной среды обучения. Руководители должны признавать и правильно оценивать вклад преподавателей в работу, обеспечивать справедливую кадровую политику с целью создания условий для формирования у работников потребности вносить вклад в развитие и процветание образовательной организации. Обеспечение открытого пространства для общения, в котором преподаватели могут делиться мнениями, предлагать идеи и получать конструктивную обратную связь, также является важным фактором повышения организационного доверия.
Ключевые слова
вовлеченность в работу,
гражданское поведение,
организационная идентификация,
социальная идентичность,
образовательные учреждения,
надролевое поведение,
преподаватель,
ВьетнамАвторы
| Лоан Ле Тхи Минь | Вьетнамский национальный университет | доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Психология менеджмента и бизнеса» факультета психологии Института социально-гуманитарных наук | ltminhloan@gmail.com |
| Нгуен Хань Ханг | Вьетнамский национальный университет | аспирант факультета психологии Института социально-гуманитарных наук | khanhhangnguyen2002@gmail.com |
Всего: 2
Ссылки
Балабанова, Е. С., Баранова, Д. А., Деминская, В. Э. (2017). Надролевое поведение работника: проявления, предпосылки и последствия. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 10(2), 185-200.
Барабанщикова, В. В., Климова, О. А. (2015). Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях. Национальный психологический журнал, 1(17), 52-60.
Гулевич, О. А. (2013). Гражданское поведение в организации: условия и последствия. Организационная психология, 3(3), 78-96.
Липатов, С. А. (2016). Структура включенности работников в организацию как социально-психологическая проблема. Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология, 3, 73-80.
Несмеянова, Р. К., Липатов, С. А. (2017). Взаимосвязь восприятия и привлекательности корпоративной культуры с организационной идентификацией сотрудников. Организационная психология, 7(3), 67-84.
Сидоренков, А. В., Бороховский, Е. Ф., Воронцов, Д. В. (2021). Связь идентификации и гражданского поведения работников в организации: обзор эмпирических исследований. Психологический журнал, 42(1), 92-101.
Татаринова, Т. А., Доминяк, В. И. (2022). Психологическая собственность в организационном контексте: о предпосылках, коррелятах и последствиях. Организационная психология, 12(1), 153-174.
Юсупова, С. М. (2022). Факторы вовлеченности персонала в организации. Гуманитарный научный журнал, 1, 3-13.
Ashforth, B. E., & Mael, F. (1989). Social identity theory and the organization. Academy of Management Review, 14(1), 20-39.
Avey, J. B., Avolio, B. J., Crossley, C. R., & Luthans, F. (2008). Psychological ownership: Theoretical extensions and analysis of a multi-dimensional theory-based measure. Journal of Organizational Behavior, 29(1), 1-19.
Babic, A., Joris, E., & Baijot, E. (2024). Getting Workers to Engage in Organizational Citizenship Behaviors and Decrease Their Intention to Quit: A Sequential Mediation Process Model: A Sequential Mediation Process Model. Organizational Cultures, 24(2), 1-35. doi: 10.18848/2327-8013/CGP/v24i02/1-35.
Bakker, A. B., Albrecht, S. L., & Leiter, M. P. (2011). Key questions regarding work engagement. European Journal of Work and Organizational Psychology, 20(1), 4-28. doi: 10.1080/1359432X.2010.485352.
Bateman, T. S., & Organ, D. W. (1983). Job satisfaction and the good soldier: The relationship between affect and employee “citizenship.” Academy of Management Journal, 26(4), 587-595. doi: 10.2307/255908.
Buric, I., & Macuka, I. (2018). Self-efficacy, emotions and work engagement among teachers: A two wave cross-lagged analysis. Journal of Happiness Studies, 19(7), 1917-1933. doi: 10.1007/s10902-017-9903-9.
Callea, A., Urbini, F., & Chirumbolo, A. (2016). The mediating role of organizational identification in the relationship between qualitative job insecurity, OCB and job performance. Journal of Management Development, 35(6), 735-746. doi: 10.1108/JMD-10-2015-0143.
Choong, Y. O., & Ng, L. P. (2023). The effects of trust on efficacy among teachers: The role of organizational citizenship behaviour as a mediator. Current Psychology, 42(22), 19087-19100. doi: 10.1007/s12144-022-03067-1.
Cropanzano, R., & Mitchell, M. S. (2005). Social exchange theory: An interdisciplinary review. Journal of Management, 31(6), 874-900. doi: 10.1177/0149206305279602.
Dai, Y., Tang, Y. M., Chen, W., & Hou, J. (2022). How organizational trust impacts organizational citizenship behavior: Organizational identification and employee loyalty as mediators. Frontiers in Psychology, 13, 996962. doi: 10.3389/fpsyg.2022.996962.
Dipaola, M., & Tschannen-Moran, M. (2001). Organizational citizenship behavior in schools and its relationship to school climate. Journal of School Leadership, 11(5), 424-447. doi: 10.1177/105268460101100503.
Donglong, Z., Taejun, C., Julie, A., & Sanghun, L. (2020). The structural relationship between organizational justice and organizational citizenship behavior in university faculty in China: the mediating effect of organizational commitment. Asia Pacific Education Review, 21, 167-179. doi: 10.1007/s12564-019-09617-w.
Elsbach, K. D., & Bhattacharya, C. B. (2001). Defining who you are by what you're not: Organizational disidentification and the National Rifle Association. Organization Science, 12(4), 393-413.
Gorgievski, M. J., Bakker, A. B., & Schaufeli, W. B. (2010). Work engagement and workaholism: Comparing the self-employed and salaried employees. The Journal of Positive Psychology, 5(1), 83-96. doi: 10.1080/17439760903509606.
Henseler, J., Ringle, C. M., & Sarstedt, M. (2015). A New Criterion for Assessing Discriminant Validity in Variance-Based Structural Equation Modeling. Journal of the Academy of Marketing Science, 43, 115-135. doi: 10.1007/s11747-014-0403-8.
Ji, D., & Cui, L. (2021). Relationship between total rewards perceptions and work engagement among Chinese kindergarten teachers: Organizational identification as a mediator. Frontiers in Psychology, 12, 648729. doi: 10.3389/fpsyg.2021.648729.
Kahn, W. A. (1990). Psychological conditions of personal engagement and disengagement at work. Academy of Management Journal, 33(4), 692-724. doi: 10.2307/256287.
Karanika-Murray, M., Duncan, N., Pontes, H. M., & Griffiths, M. D. (2015). Organizational identification, work engagement, and job satisfaction. Journal of Managerial Psychology, 30(8), 1019-1033. doi: 10.1108/JMP-11-2013-0359.
Le, C. L., & Do, D. T. (2017). Su thay doi hoat dong giang day mon hoc cua giang vien duoi goc nhin phan hoi tu nguoi hoc. Tap chi Khoa hoc BHQGHN: Nghien cuu Giao duc, 33(2)/ Changes in the Teacher’s Teaching Activities: Seen from the Learner’s Feedback. VNU Journal of Science Education Research, 33(2), 23-32.
Loan, L.T. M., Thu, N.T.A., & Chinh, N.T.M. (2021). Hanh vi cong dan trong to chuc va dong nhat to chuc cua giang vien cac truong dai hoc. Tap ch Tam ly hoc, 2, 31-44.
Mascarenhas, C., Galvao, A. R., & Marques, C. S. (2022). How perceived organizational support, identification with organization and work engagement influence job satisfaction: A gender-based perspective. Administrative Sciences, 12(2), 66. doi: 10.3390/admsci12020066.
Minh, G (2023). Nhung con so biet noi ve giao duc dai hoc Viet Nam 10 nam qua. Bao Tuoi tre. 31st October 2023. Retrieved from: https://tuoitre.vn/nhung-con-so-biet-noi-ve-giao-duc-dai-hoc-viet-nam-10-nam-qua-20231031114947441.htm.
Naqshbandi, M. M., Kabir, I., Ishak, N. A., & Islam, M. Z. (2024). The future of work: work engagement and job performance in the hybrid workplace. The Learning Organization, 31(1), 5-26. doi: 10.1108/TLO-08-2022-0097.
Noe, R. A., Tews, M. J., & Dachner, A. M. (2010). Learner engagement: A new perspective for enhancing our understanding of learner motivation and workplace learning. Academy of Management Annals, 4(1), 279-315. doi: 10.1080/19416520.2010.493286.
Oplatka, I. (2009). Organizational citizenship behavior in teaching: The consequences for teachers, pupils, and the school.International Journal of Educational Management, 23(5), 375-389. doi: 10.1108/09513540910970476.
Organ, D. W. (1988). Organizational Citizenship Behavior: The Good Soldier Syndrome. Lexington Books/DC Heath and Com.
Phan, Ng. (1998). Ban sac van hoa Viet Nam. Van hoa thong tin (1st ed.). Culture and Information.
Podsakoff, P. M., MacKenzie, S. B., Paine, J. B., & Bachrach, D. G. (2000). Organizational Citizenship Behaviors: A Critical Review of the Theoretical and Empirical Literature and Suggestions for Future Research. Journal of Management, 26(3), 513-563. doi: 10.1177/0149206300026003.
Preacher, K. J., & Hayes, A. F. (2008). Asymptotic and resampling strategies for assessing and comparing indirect effects in multiple mediator models. Behavior Research Methods, 40(3), 879-891. doi: 10.3758/BRM.40.3.879.
Rahman, M. H. A., & Karim, D. N. (2022). Organizational justice and organizational citizenship behavior: the mediating role of work engagement. Heliyon, 8(5). doi: 10.1016/j.heliyon.2022.e09450.
Riketta, M. (2005). Organizational identification: A meta-analysis. Journal of Vocational Behavior, 66(2), 358-384. doi: 10.1016/j.jvb.2004.05.005.
Runhaar, P., Konermann, J., & Sanders, K. (2013). Teachers’ organizational citizenship behaviour: Considering the roles of their work engagement, autonomy and leader-member exchange. Teaching and Teacher Education, 30, 99-108. doi: 10.1016/j.tate.2012.10.008.
Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being. American Psychologist, 55(1), 68-78. doi: 10.1037/0003-066X.55.1.68.
Saks, A. M. (2019). Antecedents and consequences of employee engagement revisited. Journal of Organizational Effectiveness: People and Performance, 6(1), 19-38. doi: 10.1108/JOEPP-06-2018-0034.
Schaufeli, W. B., & Bakker, A. B. (2010). Defining and measuring work engagement: Bringing clarity to the concept. Work Engagement: A Handbook of Essential Theory and Research, 12, 10-24.
Schuh, S. C., Van Quaquebeke, N., Goritz, A. S., Xin, K. R., De Cremer, D., & Van Dick, R. (2016). Mixed feelings, mixed blessing? How ambivalence in organizational identification relates to employees’ regulatory focus and citizenship behaviors. Human Relations, 69(12), 2224-2249. doi: 10.1177/0018726716639117.
Simbula, S., Margheritti, S., & Avanzi, L. (2023). Building work engagement in organizations: A longitudinal study combining social exchange and social identity theories. Behavioral Sciences, 13(2), 83. doi: 10.3390/bs13020083.
Somech, A., & Oplatka, I. (2014). Organizational citizenship behavior in schools: Examining the impact and opportunities within educational systems. Routledge.
Somech, A., & Ron, I. (2007). Promoting organizational citizenship behavior in schools: The impact of individual and organizational characteristics. Educational Administration Quarterly, 43(1), 38-66. doi: 10.1177/0013161X06291254.
Tajfel, H. (1981). Human Groups and Social Categories-Studies in Social Psychology. Cambridge: Cambridge University Press.
Thanh, Tr. (2022). Gan 40.000 cong chuc, vien chuc nghi viec, giao duc, y te nghi nhieu nhat. Bao Tuoi tre. 22nd October. Retrieved from: https://tuoitre.vn/gan-40-000-cong-chuc-vien-chuc-nghi-viec-giao-duc-y-te-nghi-nhieu-nhat-20221022093613456.htm.
Tran, Q. V., To, N. T., Nguyen, C. B., Lam, T. M. D., & Tran, T. A. (2006). Co so van hoa Viet Nam. Education.
Uru, F. O., Gozukara, E., & Tezcan, L. (2022). The moderating roles of remote, hybrid, and onsite working on the relationship between work engagement and organizational identification during the COVID-19 pandemic. Sustainability, 14(24), 16828. doi: 10.3390/su142416828.
Van Dam, K. (2013). Employee adaptability to change at work: A multidimensional, resource-based framework. In The Psychology of Change: Viewing Change From the Employee’s Perspective (pp. 123-142). doi: 10.1017/CBO9781139096690.009.
Zhang, D., He, J., & Fu, D. (2021). How can we improve teacher’s work engagement, based on Chinese experiences. Frontiers in Psychology, 12, 721450. doi: 10.3389/fpsyg.2021.721450.