Исследование посвящено личностным особенностям беременных женщин, составляющих группу риска возникновения девиантных форм материнского поведения. Рассматриваются возможные механизмы формирования девиантных форм материнского поведения, вызванных внутриличностным конфликтом, обусловленным конкуренцией ценностей, дефектами установок или неадекватной мотивацией деторождения. Отмечается актуальность данного направления психологических исследований для понимания механизмов возникновения нарушений материнского поведения, а также для разработки комплексных психокоррекционных и реабилитационных программ.
INDIVIDUALLY-PSYCHOLOGICAL FEATURES PREGNANT IN THE FORECAST OF FORMATION OF DEVIATING FORMS OF PARENT BEHAVIOUR.pdf Девиантное материнство в настоящее время является одной из наиболее актуальных областей исследования психологии материнства как в практическом, так и в теоретическом аспектах [1]. Сюда включаются и проблемы, связанные с женщинами, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах [4-6].По данным Г.В. Скобло, А.А. Северного, А.А. Баландиной (1995), около 50% обследованных психически здоровых матерей не могли выработать адекватного отношения к ребёнку после его рождения. При исследовании готовности к материнству было обнаружено, что уже примерно у 40% беременных женщин выявляются те или иные особенности поведения, способные впоследствии оказать неблагоприятное влияние на психологическое развитие ребёнка (Копыл О.А., Бас Л.Л., Баженова О.В., 1994).Отечественные исследователи [2] выделяют две группы причин, играющих особую роль в формировании нарушений родительско-детских взаимоотношений:Отклонение личности самих родителей. Акцентуации личности и психопатии нередко предопределяют нарушения в воспитании. При неустойчивой акцентуации родитель чаще склонен проводить воспитание, характеризующееся гипопротекцией, пониженным удовлетворением потребностей ребенка, пониженным уровнем требований к нему. Инертно-импульсивная (эпилептоидная) акцентуация родителей чаще других обусловливает доминирование, жестокое обращение с ребенком. Стиль доминирования может также обусловливаться чертами тревожной мнительности. Демонстративно-гиперкомпенсаторная акцентуация личности и истероидное расстройство личности у родителей нередко предрасполагают к противоречивому типу воспитания: демонстрируемая забота и любовь к ребенку при зрителях и эмоциональное отвержение в отсутствие таковых. Во всех случаях необходимо выявить отклонение личности родителей, убедиться в том, что именно оно играет решающую роль в возникновении нарушений в воспитании.Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка. В основе негармоничного воспитания может лежать какая-то личностная проблема, чаще всего носящая неосознаваемый характер и связанная с ранее не реализованной потребностью. Родитель пытается разрешить её (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка. Попытки разъяснительной работы, уговоров изменить стиль воспитания оказываются неэффективными. Перед психологом и врачом-психотерапевтом встает трудная задача - выявить психологическую проблему родителя, помочь ему осознать её, преодолеть действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию [2].Д. Пайнз [3] считает, что важными причинами отказа от ребенка или других форм отклоняющегося материнского поведения является психологический инфантилизм, стимулирующий проявление у таких женщин садистских черт по отношению к ребенку, и разные формы подавления инфантицидных импульсов. К. Бонне выявила некоторые общие черты развития беременности у таких женщин. Так, для них характерным оказалось позднее обнаружение беременности, и еще более позднее обращение к врачу, блокирование развития чувства привязанности к ребенку. К. Бонне полагает, что это является симптомом риска отказа. Она также считает, что это связано с защитным отрицанием, скрывающим под собой инфантицидный комплекс. Важным объектом исследований в последние годы стал один из вариантов родительской жестокости - психологическое неприятие матерью своего ребенка, или «скрытый инфантицид», «скрытый инфантицидный комплекс», который проявляется в «стремлении уничтожить своего ребенка» и «защитном отрицании» этого побуждения, вызывающего острое чувство вины [4]. Данное социальное явление в нашей стране имеет тенденцию к постоянному росту [5, 6]. Оно часто наблюдается у матерей с высоким социальным статусом, в мотивационно-личностной сфере которых присутствует конкуренция ценностей.Исследования, направленные на выяснение причин, лежащих в основе девиантного материнскою поведения, указывают на полиморфизм факторов, предрасполагающих к этому [1, 5, 6, 9]. Одним из существенных, но малоизученных аспектов проблемы является обнаруженный еще в начале ХХ в. феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного ребенка. В последующем аналогичные явления наблюдалось у женщин с послеродовой депрессией (Мухамедрахимов Р.Ж., 1994; Саватье С., 1982; Lebovici S., 1988). Лебовиси (1988) предположил, что эти изменения связаны с эмоциональным состоянием женщины, амбивалентно переживающей резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором мать мечтает во время беременности. При этом он может восприниматься как существо, обманувшее ее надежды, источник принуждения и страдания. Жадаш считает, что к таким искажениям особенно предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью, потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они легко проецируют на новорожденного «дурную часть самих себя» или образ исчезнувшего родителя (ребенок воплощает в себе зло, которое они испытали; все, в чем они себе отказывают; он воспринимается ими как симптом поражения в личной жизни). С точки зрения Саватье, материнская амбивалентность естественна. Однако у невротических личностей это может привести как к отвержению своего ребенка, так и к особой сверхкомпенсации в виде стремления к пронизанному тревогой «безупречному материнству».Как показывают данные исследований, у женщин, отвергающих своих детей, искажения в восприятии младенца прослеживаются уже во время вынашивания нежеланной беременности. Отмечено, что у таких беременных перцептивные искажения захватывают даже область телесной чувствительности.Это приводит в том числе к известным феноменам -гипоэстезии и гиперэстезии шевеления плода [4-6].Проведенное отечественными авторами изучение психологического состояния женщин, вынашивающих нежеланного ребенка и впоследствии отказывающихся от материнства, обнаружило резкие, но вполне стереотипные изменения в психической сфере: инфантильность, эгоцентризм, повышенная агрессивность [4-6]. Причем было очевидно, что эти психологические свойства обусловлены не только личностными особенностями женщин. В отношении к ребенку проигрывается невротический конфликт, истоки которого скрываются в родительской семье будущей матери [4].Результаты предыдущих работ [4-9] свидетельствуют о преемственности стилей переживания беременности и материнского отношения к ребенку. Адекватный стиль переживания беременности устойчиво коррелирует с ценностью ребенка и с адекватностью материнского отношения к нему. Эмоционально отстраненный стиль переживания беременности устойчиво сочетается с низкой ценностью ребенка и эмоционально отстраненным, регулирующим стилем материнского отношения. Тревожно-амбивалентный стиль переживания беременности коррелирует с пониженной или неадекватно завышенной ценностью ребенка и тревожно-амбивалентным стилем материнского отношения. Следовательно, при обследовании женщин можно по особенностям протекания беременности выделить группы риска в отношении девиантного материнства [4].Эмоционально отстраненный стиль переживания беременности, наиболее трудный для коррекции, ведет к такому же типу материнского отношения (эмоционально отстраненному, регулирующему), который плохо подается коррекции как в раннем, так и в более старшем возрасте ребенка [7-9].Дианора Пайнз рассматривает беременность как критический период жизни женщины, важнейшую стадию ее полоролевой идентификации и совершенно особую ситуацию для адаптации. Нередко в этот период актуализируются неизжитые детские психологические проблемы, личностные конфликты, проблемы, осложнявшие взаимодействие с собственной матерью [3]. Наряду с особенностями, отличавшими модель материнства, заданную матерью будущей роженицы, в переживаниях беременности немалую роль играет и успешность адаптации женщины к супружеству [10]. В динамике личностных изменений отмечается инфантилизация, обострение внутрилич-ностных конфликтов, рост зависимости, усиление тревожности [8, 10].На реализацию женщиной материнской функции оказывает влияние совокупность следующих факторов: индивидуальные особенности личности и семейного воспитания, культурный и социальный статус.Наиболее оптимальным является вариант, когдатенический тип реакции наиболее характерен дляматеринство рассматривается женщиной как само-психастеников, ипохондрический чаще всего встре-цель (обеспечение условий для развития ребёнка), ачается у психастеников и эпилептоидов. Истеричес-ребенок обладает самостоятельной ценностью. Вкий тип реакции отмечается у личностей с преобла-противном случае рождение ребенка для женщиныданием демонстративных черт, а эйфорически-ано-вполне может быть (или стать в результате соответ-зогнозический - у циклоидных, гипертимных и ис-ствующего психологического воздействия, оказыва-тероидных личностей (табл. 3).емого в некоторых группах подготовки к сознатель-Анализируя полученные данные, можно выде-ному родительству) средством для достижения целейлить взаимосвязь между отношением к беременнос-самореализации и самоактуализации, самоутвержде-ти, вариантами реакций личности на беременностьния и экономического расчета, что будет свидетель-и структурой внутренней картины беременности.ствовать о замене самостоятельной ценности ребен-Так, преобладание во внутренней картине беремен-ка на ценности из других потребностно-мотиваци-ности сенситивного (чувственного) уровня отмеча-онных сфер. А это является отрицательным факто-ется при истерическом и ипохондрическом типахром в материнско-детском взаимодействии [4, 7, 12].реакции на беременность. Доминирование сенсор-Нами проводилось обследование группы беремен-ного уровня отмечается у женщин с ипохондричес-ных, находящихся на разных сроках беременности -ким и психастеническим типом реакции; идеотор-от 6 до 39 недель. Исследование проводилось на базеный уровень (мысли о беременности) чаще наблю-акушерских клиник СибГМУ, женской консультациидается у личностей с ипохондрическим вариантомродильного дома им. Н.Н. Семашко (г. Томск) и ро-реакции; а информационный уровень характерен длядильного дома № 1 (г. Ленинск-Кузнецкий) сплошнымипохондрического типа реакции и нормонозогнос-методом на добровольной основе (135 человек, бере-тического отношения к беременности.менных в возрасте от 19 до 29 лет, из них 96 - перво- иПо результатам проведенных исследований кон-39 - повторнородящих, средний возраст 24+6 лет).тингент обследованных был разделен на 3 группы:Беременные обследовались по единой диагностичес-группа 1 - компенсированное отношение к беремен-кой программе, включающей опрос (структурирован-ности; группа 2 - субкомпенсированное; группа 3 -ное интервью) и заполнение карты обследования.декомпенсированное отношение. При использованииБеременность, как и болезнь, не может быть пред-психодиагностической методики «Роза «качестваставлена пациентке иначе, как в виде внутреннейжизни» (И.А. Гундаров) [11], позволяющей провес-картины состояния. В ходе исследования внутреннейти самоанализ удовлетворенности жизнью, был вы-картины беременности были получены данные, пред-явлен общий уровень соматического и психическогоставленные в табл. 1, 2.здоровья (табл. 4)Установлено, что к астенодепрессивному типуЖенщины с компенсированным отношением к бе-реакции наиболее склонны личности с выраженны-ременности в наибольшей степени оценивают свое со-ми циклоидными и гипотимными чертами. Психас-стояние как состояние физического и психологическо-го комфорта. Пациентки из группы 2 не в полной мере удовлетворены своим состоянием, из группы 3 (деком-пенсированное отношение к беременности) оценивают свое состояние как невысокий уровень соматического и психического здоровья. Наиболее низкий уровень удовлетворённости наблюдается по таким показателям, как семья, материальный достаток, развлечение и отдых, сексуальная жизнь, душевный покой.Изучение мотивации к деторождению в обследованных группах (опросник Н.Л. Мамышевой) показало, что основным мотивом к деторождению в группе 1 является обоюдное желание супругов иметь ребёнка; в группе 2 наблюдается преобладание двух мотивов - обоюдное желание супругов иметь ребёнка и стремление сохранить семью; а в группе 3 ведущим мотивом рождения ребенка является стремление сохранить семью (табл. 5).Использование цветового теста отношений Эт-кинда [12], направленного на определение степени принятия собственного «Я», будущего ребенка, и отца ребенка выявило, что группа 1 характеризуется максимальной степенью принятия собственного «Я», ребенка и брачного партнера; для группы 2 отмечены усредненные показатели; в группе 3 преобладает формальное принятие (табл. 6).Сравнивая контингент обследованных женщин по группам, можно говорить о благоприятном течении беременности и успешном формировании материнской функции, в группе 1; недостаточно полном формировании социально-ролевой материнской функции, у женщин, входящих в группу 2; наличие оснований для прогнозирования девиантных форм материнского поведения в группе 3.В результате проведенных исследований нами также был выявлен ряд факторов, способствующих формированию девиантных форм материнского поведения, различных эмоционально-волевых и когнитивных нарушений, в ряде случаев расстройствТ а б л и ц а 6преимущественно невротического и неврозоподоб-ного типа.К неблагоприятным экзогенным факторам относятся: отсутствие гармоничных отношений в семье, когда рождение ребенка призвано исправить эти отношения; гибель брачного партнера; финансовые затруднения и неудовлетворенность жилищными условиями.Неблагоприятные эндогенные факторы - это первая беременность; беременность, осложненная акушерской и экстрагенитальной патологией; наличие в анамнезе самопроизвольных абортов и поздние роды.Могут быть выделены две группы женщин характеризующихся повышенной вероятностью формирования девиантных форм материнского поведения: группа 1 - женщины, находящиеся на содержании мужчины и служащие для организации его досуга; группа 2 - одинокие женщины, принимающие на себя функции мужчины по материальному обеспечению семьи. В эмоциональном отношении к ребенку у женщин группы 1 часто присутствует амбивалентность, а у женщин из группы 2 - эмоциональная холодность, обусловленная состоянием утомления. Женщины обеих групп сталкиваются со значительными трудностями в реализации семейных и материнских социальных функций. Для исследованного нами контингента женщин, имеющих предпосылки к формированию девиантного материнства, характерны следующие особенности: выраженный психический инфантилизм; дисфункция семейных отношений; нарушения нравственно-ценностной и мотивационно-ус-тановочной сферы личности.Психотерапевтическое воздействие, направленное на коррекцию девиантных форм материнского поведения, целесообразно проводить в следующих направлениях: формирование адекватной самооценки; увеличение чувства ответственности за свое поведение; формирование и стабилизация системы ценностей; расширение временной перспективы будущего и формирование позитивного жизненного сценария; обеспечение доступа к внутренним ресурсам; осознание и переформирование деструктивных паттернов поведения.Материалы, полученные в результате проведенных исследований, позволяют повысить эффективность мероприятий, направленных на профилактику девиантных форм материнского поведения, коррекцию пограничных нервно-психических расстройств, протекающих на фоне беременности, а также могут использоваться в качестве основания для разработки перспективных коррекционных программ, направленных на формирование ролевой материнской функции и уточнение иерархии мотивов в материнской мотивационной сфере.
Залевский Г.В. | Томский государственный университет | Доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, член Всемирной Федерации психического здоровья | |
Мамышева Н.Л. | Томский государственный университет | Кандидат медицинских наук | |
Шелехов И.Л. | Томский государственный педагогический университет | | |
Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 22-36.
Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: Методическое пособие // Серия «Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу». Вып. 1 / Под общ. ред. Л.И. Вассермана. М.: Фолиум, 1996. 48 с.
Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной / Пер. с английского Е.И. Замфир; Под ред. М.М. Решетникова. СПб.: Совместное издание Восточно-Европейского института психоанализа и Б.С.К., 1997. 195 с.
Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психо- логический журнал. 2000. Т. 21, № 2. С. 79-87.
Брутман В.И., Филипова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 59-68.
Брутман В.И., Филипова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 3. С. 110-118.
Хамитова И.Ю. Семейная история: влияние на переживание женщиной беременности и родов // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 3 (30). С. 125-150.
Филипова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 22-36.
Филипова Г.Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): Дис. ... д-ра психол. наук. М., 2001.
Varga A., Hamitova I., Sidorova V. Deviant mother, her parental family and baby perception. Reconciliation. New voices for a new era: XXII IFTA Family Therapy World Congress. Oslo, Norway, 2000. Р. 162.
Семке В.Я., Красноперов О.В., Бабушкина Л.В. Этюды о сне. Томск: ТГУ, 1998. С. 38.
Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб.: Речь, 2002. 440 с.