ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ИХ ПСИХИЧЕСКОЙ ФЛЕКСИБИЛЬНОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2005. № 22.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ИХ ПСИХИЧЕСКОЙ ФЛЕКСИБИЛЬНОСТИ

Исследованы возможности профилактики дезадаптации первокурсников вуза за счет развития психической флек-сибильности.

THE PREVENTIVE MAINTENANCE DESADAPTATION FRESHMAN OF THE HIGH SCHOOL BY MEANS OF DEVELOPMENT THEIR PSYCHIC FLEXIBILITY.pdf По данным современных психологических исследований, более чем у 30% первокурсников вузов отмечаются проявления психической дезадаптации, что обусловливает нарушение психического здоровья [4]. В связи с этим максимальную актуальность приобретают вопросы психогигиены и профилактики дезадаптации [15].Одним из личностных ресурсов, содействующих профилактике дезадаптации, является психическая флексибильность, обеспечивающая готовность адекватного реагирования на новые жизненные ситуации и тем самым способствующая сохранению психического здоровья. Следует отметить, что вопросы роли и места психической флексибильности как личностного ресурса адаптации людей, находящихся на стадиях выбора и освоения профессиональной деятельности, разработаны недостаточно [7]. Это можно отнести и к комплексным психокоррекционным программам, учитывающим механизмы и возможности развития психической флексибильности, индивидуальные особенности личности, а также особенности их проявления в первые годы студенчества [12].Цель настоящего исследования - выявление возможностей профилактики дезадаптации первокурсников вуза посредством развития их психической флексибильности. Предполагалось, что успешность их адаптации возрастает в условиях применения программы развития психической флексибильности.В круг задач исследования были включены:1..Определение теоретико-методологических оснований психической флексибильности как ресурса адаптации и психического здоровья личности первокурсника.2.Изучение особенностей проявления психической флексибильности первокурсников во взаимосвязи с состоянием их психической адаптации.3.Разработка и апробация научно обоснованной программы развития психической флексибильности.4.Оценка степени влияния повышения уровня психической флексибильности на состояние адаптации первокурсников.Выборку исследования представляли студенты дневной формы обучения Амурского государственного университета. В соответствии с расчетным объемом выборочной совокупности банк данных составили сведения о 216 респондентах, средний возраст которых составил 17,6лет. Объем выборочной совокупности рассчитывался исходя из необходимости получения репрезентативной информации по факультетам естественно-научной и гуманитарной направленности. Подбор контрольных и экспериментальных групп проводился на основании подхода контроля за частотным распределением.Экспериментальная и контрольная группы в равной степени представлены по признакам профессиональной направленности, полу и возрасту. Исследование проводилось поэтапно в течение 2001-2004 гг.На первом этапе исследования (2001-2002гг.) нами был проведен анализ основных теорий и концепций, определяющих возможности профилактики дезадаптации первокурсников посредством развития личностных ресурсов, и определены теоретико-методологические основания психической флексибильно-сти как ресурса психического здоровья и адаптации и личности первокурсника вуза.Сегодня чрезвычайно актуально изучение процессов адаптации человека как субъекта жизнедеятельности, как целостной личности, определяющей выбор направления и способы построения собственного жизненного пути в меняющемся мире; человек все чаще признается истоком и завершением адаптационных процессов [3, 13, 14].Именно первый год обучения в вузе является кризисным периодом для студентов, когда происходит совпадение нескольких факторов, вызывающих необходимость адаптации: начало самостоятельной жизни; изменение социального статуса личности, содержания учебного процесса; прекращение строгой системы регулирования жизнедеятельности как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; трансформация устойчивого распорядка жизнедеятельности. Нарушения психической адаптации развиваются в результате расстройства функциональной системы в целом, а не изолированного воздействия на тот или иной ее компонент. Срыв адаптации может произойти как на психофизиологическом и собственно психическом уровне, приводя к нарушениям оптимальной организации психофизиологических взаимоотношений и психического гомеоста-за, так и на социально психологическом уровне, приводя к нарушениям организации межличностного взаимодействия [5].Успешность психической адаптации личности предопределяет сохранность психического здоровья, которое в контексте данного исследования рассматривается как состояние динамического равновесия индивида с окружающей средой, когда все заложенные в его биологической и социальной сущности способности проявляются наиболее полно и все жизненно важные подсистемы функционируют с оптимальной интенсивностью [15]. Клинико-психологи-ческий подход к проблеме сохранения здоровья первокурсников должен ориентироваться на развитие личностных ресурсов адаптации, обеспечивающих своевременное и адекватное преодоление проблемных ситуаций.Успешность преодоления проблемных ситуаций определяется уровнем развития психической флекси-бильности, понимаемой нами как сложное, многомерное свойство, отражающее структурно-уровне-вую организацию личности, ее поведения и деятельности и предопределяющее их вариативность на когнитивном, эмотивном и поведенческом уровнях. Феномен психической флексибильности мы рассматриваем в качестве одного из условий психической целостности, успешной психической адаптации и здоровья личности первокурсника.На втором этапе исследования (2002-2003 гг.) нами были разработаны диагностическая программа и программа профилактики дезадаптации первокурсников посредством развития психической флек-сибильности.Для решения исследовательских задач применялись следующие методы:1))Томский опросник ригидности (ТОРЗ) - для количественного определения уровня психической флексибильности [10]. Поскольку флексибильность представляет собой один из полюсов континуума «ригидность - флексибильность», в нашем исследовании оценка показателей осуществлялась в терминах флексибильности, т.е. в обратном порядке;2)модифицированный вариант диагностики межличностных отношений (ДМО), модифицированный Л.Н. Собчик [16], - для диагностики социально-психологического уровня психической адаптации и индивидуализации подхода при выборе психопрофилактических мероприятий;3))тест нервно-психической адаптации (НПА) И.Н. Гурвич [5] - для определения психической адаптации на собственно психическом и психофизиологическом уровне, поскольку категории шкалы психической адаптации в данном тесте соответствуют группировке состояний психического здоровья С.Б. Семичова и субъективно оцениваемого соматического здоровья [5].Выбор методик обусловлен, во-первых, соответствием задачам настоящего исследования, во-вторых, психометрической обоснованностью.На третьем этапе (октябрь 2003 г.) был проведен первичный диагностический срез по определению исходных характеристик уровня психической флек-сибильности и состояния психической адаптации первокурсников. Исследование проводилось в групповой форме.Установлено, что большая часть студентов (53,6%) испытывает трудности психической адаптации. Это состояние определяется сложно диагностируемыми субклиническими характеристиками и является пограничным между практическим здоровьем и конкретной нозологически оформившейся патологией (в частности, проявления выраженного психического и физического дискомфорта, ощущения сдвигов в функционировании основных соматических систем и психики в целом). Данное состояние требует неотложного проведения психокоррекции или психотерапии.Анализ социально-психологического уровня адаптации позволяет констатировать, что у 38,82% студентов он снижен, а более чем в 9% случаев отмечены его выраженные нарушения.Анализируя исходные данные психической флек-сибильности, следует отметить, что большинство первокурсников имеют умеренный уровень выраженности данного показателя по всем шкалам, а каждый четвертый - низкие показатели по следующим шкалам: СКР (26,7%), АР (18,9%), УР (23%), СР (26%).В новых условиях жизнедеятельности значительное количество первокурсников (50,6%) тяготеют к стереотипным формам поведения, что подтверждается низким уровнем показателей психической флек-сибильности как состояния по шкале РСО.Корреляционный анализ по Спирмену позволил выявить значимые корреляционные связи между показателями психической адаптации и флексибильно-сти по шкалам, определяющим флексибильность как личностную характеристику [СКР, АР (р < 0,01), СР (р < 0,05)] и как состояние (РСО при р < 0,01). Полученные данные свидетельствуют в пользу того, что психическая флексибильность первокурсников является как интраличностным, так и ситуативным предиктором адаптации.Отсутствие достоверных различий между контрольной и экспериментальной группами в первом диагностическом срезе констатировано с помощью U-критерия Манна-Уитни.На четвертом этапе исследования (октябрь 2003 г. - апрель 2004 г.) нами была реализована программа профилактики дезадаптации посредством развития психической флексибильности, направленная на формирование нового значимого опыта по разрешению сложных проблем и готовности к изменениям [2, 6, 18]. Для этого необходимо изменение способа личностного реагирования, требующее пошагового построения новых, конструктивных когнитивных, эмотивных и поведенческих моделей как на уровне средств, так и на уровне целей [7].Используя в качестве основополагающего метода психологической помощи групповую форму занятий, мы полагались на мнение отечественных и зарубежных исследователей о том, что процесс группового взаимодействия является наиболее эффективным для изменения сложившихся стереотипов поведения и мышления [1, 7, 8].Конкретизируя цель программы, мы ставили задачи по организации и координированию индивидуальных качеств в процессе группового взаимодействия.В общем плане задачи интеллектуального осознания сводились к осознанию связей личность - ситуация - успешный выход из проблемной ситуации, в том числе осознанию:1))ситуаций в учебной группе и за ее пределами, вызывающих напряжение, страхи и другие негативные эмоции;2)особенностей своего поведения и эмоционального реагирования на ситуации, требующих изменения стереотипных решений;3)степени адекватности и конструктивности собственных мотивов и установок; собственной роли, меры своего участия в возникновении тревоги, страха, неуверенности в себе;4))характеристик среды, способствующей или препятствующей реализации флексибильного мышления и поведения.Конкретизируя задачи группового взаимодействия в эмоциональной сфере, мы отмечаем следующие:1))получение эмоциональной поддержки со стороны группы, что приводит к возникновению ощущения собственной ценности, ослаблению скованности, росту открытости, активности и спонтанности;2)понимание и свободное выражение эмоциональных реакций;3)модификация способа эмоционального реагирования, восприятия себя и своего отношения к другим людям, способствующего реализации навыков флексибильного поведения и мышления.В целом решение поставленных задач способствует получению эмоциональной поддержки и формированию благоприятного отношения к себе, оценке адекватности собственных эмоций, а также получению нового эмоционального опыта.В поведенческой сфере задачами группового взаимодействия стали:1))анализ собственных неадекватных поведенческих стереотипов;2))приобретение навыков флексибильного поведения;3)развитие и закрепление форм поведения, связанных с высокой саморегуляцией и самоконтролем, уверенностью в себе и своих силах, ответственностью и самостоятельностью.В процессе разработки и реализации программы мы учитывали мнение Л.Н. Собчик о том, что для развития личностных ресурсов адаптации в рамках группового взаимодействия необходим учет индивидуальных факторов [16].В связи с этим в процессе реализации программы профилактики дезадаптации посредством развития психической флексибильности применялся индивидуализированный подход в зависимости от:а)особенностей нарушения системы отношений;б)представленности психической флексибильно-сти в структуре личности как формально-динамичес-кой и содержательной характеристик;в)уровня развития психической флексибильнос-ти на уровне средств либо на уровне целей.Были использованы следующие психологические методы: групповая дискуссия, психодрама, психогимнастика, проективный рисунок.Соблюдение в процессе занятий принципов активности, партнерства, объективации поведения и исследовательской направленности способствовало овладению навыками адекватного целеполагания, саморегуляции, понимания и осознания собственной ценности и уникальности другого человека. На наш взгляд, это позволило, повысив эффективность межличностного взаимодействия, стимулировать тренировку навыков управления факторами, оптимизирующими процесс выхода из субъективно сложных ситуаций.Анализируя с помощью критерия Манна-Уитни данные, полученные во время повторного диагностического исследования, проведенного по окончании реализации экспериментальной программы (апрель 2004 г.), мы констатировали факт наличия достоверных различий в показателях контрольной и экспериментальной групп.Представленные на рис. 1 данные наглядно демонстрируют снижение максимальных и медианных показателей ТОРЗ (p < 0,01) в экспериментальной группе относительно контрольной. То же можно отметить и в отношении показателей адаптации. Это свидетельствует о том, что в результате реализации экспериментальной программы произошло повышение успешности психической адаптации и психической флексибильности.Для изучения интенсивности и направленности изменений в ходе реализации экспериментальной программы мы применили критерий Вилкоксона.Разность индивидуальных значений показателей адаптации во втором и первом замерах (после - до) в контрольной группе показала, что уровень психической адаптации значительно изменился в сторону увеличения количественных показателей (p < 0,05), что интерпретируется как снижение успешности психической адаптации; относительно динамики параметров психической флексибильности между первыми повторным исследованием следует отметить отсутствие значимых изменений по всем шкалам, за исключением шкалы УР, по которой констатирован «типичный» сдвиг в сторону увеличения количественных показателей (p < 0,05).В экспериментальной группе был определен «типичный» сдвиг в сторону уменьшения количественных показателей при сравнении первого и второго психодиагностических срезов.В рамках данного исследования это интерпретируется как оптимизация психической адаптации и увеличение показателей психической флексибильно-сти. Реализация программы развития психической флексибильности позволила изменить параметры психической адаптации в сторону повышения ее успешности и усиления выраженности психической флексибильности первокурсников вуза (рис. 2, 3).Таким образом, задачи исследования решены, а гипотеза о том, что успешность адаптации студентов-первокурсников возрастает в ходе реализации программы развития психической флексибильности, подтвердилась.На основании сказанного выше можно сделать следующие выводы.1..Использование системного структурно-уровне-вого акционального подхода в качестве теоретико-методологического обоснования психической флек-сибильности как ресурса адаптации и психического здоровья первокурсников позволяет применить индивидуализированный путь профилактики их психической дезадаптации.2.Трудности психической адаптации испытывают 53,6% первокурсников, что характеризуется проявлениями выраженного психического и физическо-1.Сравнительная диаграмма показателей ТОРЗ экспериментальной группыnvpPCO УР CP АРCKP•·2 срез•·1 срез□020406080100120Рис. 2. Динамика медианных показателей ТОРЗ экспериментальной группы на начальном и заключительном этапах эксперимента: СКР - шкала симптомокомплекс ригидности; АР -шкала актуальной ригидности; СР - шкала сенситивной ригидности; УР - шкала установочной ригидности; РСО - шкала ригидность как состояние; ПМР - шкала преморбидной ригидностиго дискомфорта и требует неотложного психопрофилактического вмешательства.3..В новых условиях жизнедеятельности первокурсники тяготеют к стереотипным формам поведения, следствием чего является снижение у значительного числа студентов (50,6%) показателей психической флексибильности как состояния.4..Успешность психической адаптации первокурсников находится в прямой зависимости от выраженности психической флексибильности как свойства личности и как состояния.5..Возможности профилактики дезадаптации первокурсников могут быть реализованы посредством формирования психической флексибильности в моделях воздействия, ориентированных как на прямое - прицельное, так и на опосредованное ее развитие.6.Разработанная авторами программа развития психической флексибильности как свойства личности и как состояния на реактивном и активном уровнях способствует предупреждению дезадаптации первокурсников вуза и может быть широко использована.

Ключевые слова

психическая адаптация - дезадаптация, психическая флексибильность, профилактика, psychic adaptation-desadaptation, psychic flexibility, preventive maintenance

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Смирнова С.В.Амурскийгосударственный университетКандидат психологических наук
Залевский Г.В.Томский государственный университетДоктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, член Всемирной Федерации психического здоровья
Всего: 2

Ссылки

Блэзер А., Хайм Э., Рингер X., Томман М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход / Пер. с нем. М.: Класс, 1998. 272 с.
Вишнякова Н.Ф. Исследование личностно-ориентированной системы подготовки и переподготовки творческих специалистов // Журнал практического психолога. 1997. № 7. С. 59-66.
Гадельшина Т.Г. Ресурсосберегающая стратегия концентрированного обучения учащихся 7-11 классов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2003. 22 с.
Голдобина О.А. Система охраны психического здоровья и повышения эффективности психиатрической службы на региональном уровне: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Томск, 2004. 47 с.
Гурвич И.Н. Методика исследования. Тест нервно-психической адаптации // Вестник гипнологии и психотерапии. 1992. № 3. С. 46-53.
Ершова Н.Г. Методические аспекты психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в вузе // <http://www.nsu.ru> (22.04.2002 г.)
Залевский В.Г. Психическая ригидность - флексибильность в структуре личности людей с субъект-субъектной профессиональной ориентацией: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Томск, 1999. 24с.
Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1976. 192 с.
Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск: Изд-во ТГУ, 1993. 272 с.
Залевский Г.В. Томский опросник ригидности // Сибирский психологический журнал. 2000. Вып. 12. С. 138-145.
Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем. Томск: ТГУ, 2004. 520 с.
Калитиевская Е.Р., Ильичева В.И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психологический журнал. 1995. № 1. С. 115-121.
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. Томск, 2001. 274 с.
Краснорядцева О.М. Изучение профессиональных установок в их влиянии на педагогическое мышление // Сибирский психологический журнал. 1997. Вып. 4. С. 25-29.
Семке В.Я. Превентивная психиатрия. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. С. 10-74.
Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 1998. С. 102-145.
Юревиц А.Ж., Аверьянов В.С., Виноградова С.В. Адаптация к профессиональной деятельности // Физиология трудовой деятельности / Под ред. В.И. Медведева. СПб., 1993. С. 208-284.
Slamon M.N. Causal explanations of behavior // Philosophy of science. Bloomington, 2003. Vol. 70, №4. Р. 720-738.
 ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ИХ ПСИХИЧЕСКОЙ ФЛЕКСИБИЛЬНОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2005. № 22.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ИХ ПСИХИЧЕСКОЙ ФЛЕКСИБИЛЬНОСТИ | Сибирский психологический журнал. 2005. № 22.