?.pdf Секция «Проблемы психологического сопровождения образовательных проектов» (7 докладов)В докладе Т.Г.Киселовой и Е.В. Коточиговой (Ярославль) «Сравнительный анализ подходов к выделению структуры компетентности психолога образовательного учреждения» освещены проблемы выделения психологической структуры компетентности и процесса ее формирования. Предложена теоретическая модель компетентности психолога, компоненты которой имеют иерархическую организацию (каждый последующий «вырастает» из предыдущего, проникает и взаи-мовлиляет на остальные). Проанализированы представления практических психологов о возможной структуре компетентности. Обосновывается идея о том, что профессия психолога в образовании требует специального отбора или формирования профессионально значимых личностных качеств. Одним из таких формируемых качеств должна стать коммуникативная компетентность, входящая в структуру общей компетентности психолога.Л.Г. Бузунова (Магнитогорск) в докладе «Родители и подростки: психологические исследования проблем воспитания и образования» представила результаты исследования процесса влияния родителей на формирование полоролевой идентичности подростка. Проекция подростком своего будущего определяется прошлым и настоящим состоянием, семьей и отношением к окружающей среде. Подростки в значительной степени продолжают ориентироваться на родителей и семью, и родители по-прежнему остаются их референтной группой. Психологическое исследование показало важность роли родителей в формировании полоролевой идентичности ребенка, определении его ценностей, выборе референтной группы, и неготовность большинства родителей в полной мере исполнять эту роль.В докладе Т.А. Тихоновой (Протвино) «Психологические аспекты оптимизации учебного процесса в вузе» обсуждаются проблемы психологического сопровождения обучения студентов в вузе, выделяются объективные и субъективные факторы, которые могут вызвать психологическое напряжение у молодых людей, оговариваются факторы риска юношеского возраста на этапе перехода к взрослости, связанные со сменой ритма жизни, резким увеличением умственной нагрузки. Предлагаются соответствующие направления деятельности психологической службы в вузе.Ю.В. Скворцова (Ярославль) в докладе «Особенности метакогнитивных характеристик участников образовательного процесса в высшей школе» приводит результаты исследования особенностей мета-когнитивных характеристик участников образовательного процесса в высшей школе. Для определения характеристик была использована авторская методика оценки метакогнитивных знаний и активности, содержащая две шкалы: «метакогнитивные знания» (МЗ) и «метакогнитивная активность» (МА). Шкала МЗ диагностирует оценку испытуемым собственных познавательных психических процессов, шкала МА позволяет оценить степень использования испытуемым различных приемов структурирования информации, планирования своей когнитивной деятельности, навыков управления собственными когнитивными процессами. В исследовании принимали участие преподаватели (69 человек) и студенты (177 человек) Ярославской государственной медицинской академии. Выборки преподавателей и студентов сравнивались по критериям образования, пола и возраста. Полученные результаты свидетельствуют о наличии связи метакогнитивной активности и успеваемости; зафиксированы различия по ме-такогнитивным характеристикам критериев образования и пола; выявлено отсутствие различий по критерию возраста.В докладе Т.Г. Ходжабагиянц (Москва) «Проблемы психологического сопровождения вхождения в инокультурную образовательную среду» представлен опыт психоконсультативной работы психолога с семьями эмигрантов. Общей психологической проблемой для всех эмигрантов являются отношения с детьми. Эта проблема связана с «образом мира», сформировавшимся у родителей в процессе жизни. Школа - это один из самых мощных источников, через который человек получает общее представление о жизни, о себе и об устройстве мира. Когда родители и дети обучаются в одной системе, понимания между ними всегда больше. Новая система обучения, в которую попадают дети эмигрантов, имеет очень серьезные отличия от той, в которой выросли родители (от подачи материала до педагогических методов воспитания). Поэтому не потерять контакт с детьми можно только при двух важных условиях: 1) понять и принять новую образовательную систему как шаг к пониманию своего ребенка; 2) научить ребенка понимать и принимать те духовные, нравственные и семейные ценности, которые семья привозит с собой как неотъемлемую часть самих себя. «Образ мира» создается, конструируется самим человеком в процессе жизни на основании сознательных и подсознательных реакций на все, что происходит с ним, что его окружает, какие знания он получает. «Образ мира» рассматривается как необходимое условие жизнедеятельности человека, обеспечивающее его биологическое и психологическое выживание. Представления человека о мире напрямую влияют на его «образ жизни», на возможность адекватно реагировать на события, устроить свою жизнь, быстро и безболезненно адаптироваться к новым условиям.В.В. Казаневская (Томск) в докладе «Категориальный уровень и дедуктивный принцип построения психологической науки» затрагивает проблему преодоления разрыва между теоретическими подходами и реальностью, с которой имеет дело психолог-практик. Обсуждение данной проблемы может происходить на разных уровнях - от отдельной практической ситуации до методологического уровня построения психологической науки. Предлагается категориальный подход к построению психологической теории, который, по убеждению автора, дает язык, эффективный как для теории, так и для практики, язык, соединяющий теорию с практикой, а практику с теорией.Категория является самым обобщенным понятием относительно понятий данной научной области. Важнейшая роль категориального уровня состоит в том, что он вносит структуру во множество понятий, выделяет понятия категориального уровня и соотносит их с остальными понятиями. Категориальный аналитический язык дает другое видение психологической реальности, адекватность которой, по мнению автора, будет сама себе доказательством для любого грамотного психолога-практика или теоретика.Важнейшее следствие применения категориального подхода состоит в том, что система мышления, ассимилировавшая категориальность, станет адекватной практике, она станет ближе к практике и в то же время более теоретичной и более эффективной; категориальный психолог, воспринимающий психическую реальность в категориальном языке, станет адекватнее относительно реальности. При этом, очевидно, что его мышление должно измениться в процессе профессиональной подготовки: категориальный психолог, кроме теоретической подготовки, должен получить подготовку по аналитическому мышлению в общекультурном языке, а также категориальному аналитическому мышлению, после чего он будет готов к изучению категориальной интегральной психологии личности, а также изучению связей этой теории с другими психологическими теориями.В докладе Т.Г. Киселевой (Ярославль) «Формирование профессионального мышления руководителей» отмечается необходимость разработки образовательных проектов, направленных на содействие овладению руководителями и специалистами органов управления образованием новыми специальными профессиональными и управленческими компетенциями. Реализация таких проектов позволит сформировать профессиональное мышление руководителей системы образования различных уровней. Предлагаются методологические принципы организации исследования.Секция «Образовательный процесс как транскоммуникация» (4 доклада)В докладе Н.А. Рыбаковой (Бийск) «Мотивы художественно-творческой самоактуализации учителя музыки» представлены результаты исследования художественно-творческой самоактуализация (ХТС) учителя музыки как деятельность педагога по самоосуществлению художественно-творческого потенциала, разворачивающуюся в рамках профессиональной деятельности. Ядром личности и источником любой ее активности (в том числе самоактуализации) является мотив. Избирательные отношения есть отображение ведущих потребностей, реализованных в процессе труда. Другим важным мотивом для ХТС является мотив власти. В качестве основных и наиболее общих в плане художественно-творческой самоактуализации учителя выделены следующие мотивы: увлеченность музыкально-педагогической деятельностью; личностно-ценностное отношение к ХТС; желание доминировать; стремление к личностному и профессиональному росту; стремление максимально раскрыть и реализовать свой художественно-творческий потенциал, получать удовлетворение от собственного труда; достижение целей самоактуализации.Н.Ю. Рындина (Хабаровск) в докладе «К проблеме психологического сопровождения образовательного процесса в условиях транскоммуникации» представлены результаты исследования особенностей взаимодействия учителя и учеников на основе творчества, установки на осуществление действий с учетом опыта, инструментального принципа научения, положительной оценки восприятия ученика, всеохватывающего анализа ситуации учителем, четкости передачи условия задачи последующим подкреплением, операциональным решением. Показана сложность овладения умением понимать другого, обратить на себя внимание в ситуации коммуникации; описано развитие самостоятельности в процессе обучения. Возможная компенсаторность воспринимается в более раннем возрасте, если она осуществляется за счет усилий, а не способностей, как показатель развития, связанный с реакцией на результат собственной деятельности, который формирует когнитивные предпосылки переживания успеха и неудачи.С.А. Томчук (Ярославль) в докладе «Музыкальное мышление как транскоммуникация» представила музыкальное мышление как сложнейший, многогранный объект научного исследования, требующий комплексного подхода к изучению. Музыка показана как особый вид коммуникативной деятельности, где музыкальное произведение рассматривается как коммуникативное сообщение, отправляемое композитором и получаемое слушателем. Общение с музыкой есть человеческая форма коммуникации по типу: человек - художественный образ. Музыкальное мышление можно рассматривать как динамичный смыслообразующий процесс гармонизации разноуровневых миров человека. В музыкальном мышлении наблюдается переход от ситуативного уровня, связанного со способностью чувственно воспринимать смысл музыки и осмысливать конструктивно-логическую организацию звукового материала, к надситуативному, ориентированному на актуализацию нравственной, духовной сферы и познанию человеком себя через музыку. На надситуативном уровне происходит актуализация таких компонентов, как креативность, ассоциативность, метафоричность, рефлексивность, обобщение в идее, абстрагирование в ценностном аспекте.С.В. Якименко (Хабаровск) в докладе «Самоопределение старшеклассников в условиях транскоммуникаций» отмечает, что совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам: особенности личности, которые обеспечивают возможность успешного решения проблемы выбора профессии, и различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обусловливающие избирательность реагирования. Транскоммуникация опосредует систему общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Она включает целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы и искусства и т.д. на мотивы выбора профессии. Совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения старшеклассников, пробуждения профессиональных интересов и склонностей и организацию непосредственной помощи в трудоустройстве.
Скачать электронную версию публикации
Загружен, раз: 159
Ключевые слова
Авторы
Список пуст
Ссылки
Вы можете добавить статью